Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Суббота, 21.10.2017, 12:01
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2009 » Январь » 30 » Беспилотники как средство устрашения
    Беспилотники как средство устрашения
    02:39




    30.01.2009

    Беспилотники как средство устрашения

      Владимир Щербаков


    Беспилотники как средство устрашения
    БПЛА Х-47В концерна «Нортроп-Груман» (США)
    на выставке «Фарнборо-2008».

    Фото Виктора Литовкина

    В течение последних 20 лет в области разработки беспилотные летательные аппараты, вооружения и целевой аппаратуры для них произошел настолько мощный качественный скачок, что военно-политическое руководство ведущих стран мира стало рассматривать их уже не только как средство решения различных задач, но и как серьезную угрозу своей безопасности.

    ПРИРАВНЯЛИ К КРЫЛАТЫМ РАКЕТАМ

    Так, например, недавно известная американская корпорация «РЭНД» обнародовала специальный отчет, подготовленный входящим в ее состав Институтом изучения вопросов национальной обороны по заказу Агентства по уменьшению военной угрозы США. В этом документе были представлены результаты всестороннего изучения характера и степени опасности для Соединенных Штатов со стороны БПЛА различного типа и крылатых ракет.

    Выбор темы исследования объясняется следующими причинами. Во-первых, широким использованием беспилотников и КР американскими военными в ходе последних войн и вооруженных конфликтов и соответственно ясным пониманием их истинного боевого потенциала; во-вторых, распространением данных видов вооружений (особенно это касается БПЛА) в мире и возникновением реальной возможности использования беспилотников и простейших крылатых ракет даже неправительственными группировками и организациями, что представляет наиболее серьезную угрозу национальной безопасности США и их союзников. Особенно сильно она возрастает с учетом того, что на современном этапе разведка не в состоянии стопроцентно гарантировать возможность обнаружения БПЛА и КР в арсенале противника. В частности, применение боевиками «Хезболлах» противокорабельной ракеты С-802 китайской разработки против израильского корвета в июле 2006 года оказалось полной неожиданностью как для спецслужб и военных Израиля, так и для их американских коллег.

    Отдельного внимания заслуживает тот факт, что эксперты Пентагона и РЭНД приравняли БПЛА по боевому потенциалу к такому эффективному авиационному средству поражения, как крылатая ракета. Причем главная «сила» беспилотников, по мнению аналитиков, лежит не в том, что они относительно дешевы и могут нести средства поражения достаточно большой массы, а в том, что БПЛА способны доставлять эти боеприпасы на очень большие расстояния и при этом осуществлять как управляемый, так и полностью автономный полет. Именно это дает возможность высокоэффективного использования «воздушных роботов» для решения широкого круга задач. В том числе и специальных.

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РЫВОК

    Как указано в документе РЭНД, каждый раз, когда на арену выходило новое оружие или противником применялась новая тактика, возникала настоятельная необходимость адаптироваться к ним. Так было и в случае появления ядерных боеприпасов, и тогда, когда террористы использовали в качестве средства поражения пассажирские авиалайнеры. Опыт же последних десятилетий четко показывает сильно возросший боевой потенциал беспилотной авиации, способной сегодня решать не только тактические задачи вроде ведения разведки в звеньях от отделения до батальона, нанесения ударов по отдельным близлежащим целям. Например, БПЛА «Глобал Хок» пригодны для стратегических разведывательных операций, с помощью беспилотников можно уничтожать объекты стратегического значения.

    По оценкам американских специалистов, в течение ближайших 15 лет на мировом оружейном рынке будут востребованы около 3000 современных БПЛА большой и сверхбольшой дальности, порядка 2000 машин размерности «Игл-2» и «Предэйтор», около 500 беспилотников средней размерности со взлетной массой 3600–6800 кг, а также сотни тысяч микро-БПЛА. Причем только за первые 10 лет будет израсходовано около 16 млрд. долл., а более 60% рынка заберут под себя компании США (предполагается, что европейские фирмы получат 6–7%, а израильские – около 2–3%).

    Здесь следует также добавить, что уже в 2002 году технологиями разработки и производства БПЛА владели 18 стран мира, 13 из которых экспортировали беспилотники. И хотя подавляющее большинство БПЛА сегодня пока еще ориентированы на ведение различных видов разведки и наблюдения, все большее распространение получают боевые беспилотные летательные аппараты и авиационные комплексы (БАК).

    Особо отметим, что сектор беспилотной авиации является весьма высокодинамичным в мировом бизнесе. Каждый год на рынке появляются гражданские и военные образцы БПЛА или целевой аппаратуры для них. Особенно активно в настоящее время развиваются беспилотники, призванные обеспечивать воинские подразделения развединформацией о ситуации «за ближайшим холмом» или же «за следующим холмом». Направление же оперативно-тактических и стратегических БПЛА является более консервативным – вследствие их высокой технологичной сложности и большой стоимости (стоимость БПЛА размерности «Глобал Хок» доходит до 67 млн. долл. за аппарат, не считая других систем).

    СЦЕНАРИИ ПРИМЕНЕНИЯ

    Что касается наиболее вероятных способов применения беспилотных авиационных комплексов, то они выглядят следующим образом:

    – прямая атака цели (объекта военной или гражданской инфраструктуры, боевой техники, группы военнослужащих или отдельных лиц): в этом случае используется либо БПЛА, снаряженный взрывчаткой и играющий роль «летающей бомбы», либо же боевой аппарат атакует объект при помощи имеющихся средств поражения (стрелково-пушечное вооружение или авиационные средства поражения);

    – непрямая атака (важный объект инфраструктуры или высокопоставленный руководитель): использование БПЛА в качестве средства устрашения или для нанесения «подстраховывающих» ударов, также возможно осуществление комбинированных ударов (например, угроза атаки важного здания может вызвать его эвакуацию, а на самом деле удар будет нанесен при помощи БПЛА во время самой эвакуации, когда персонал наиболее уязвим). В качестве примера можно использовать случай с эвакуацией всего Капитолия непосредственно перед похоронами Рональда Рейгана вследствие угрозы атаки с воздуха;

    – атака площадных целей – в этом случае БПЛА используется для распыления или разброса над назначенным районом либо оружия массового поражения, либо же применяется как средство агитационной пропаганды и т.п.

    По мнению экспертов РЭНД, применение БПЛА для военных целей наиболее привлекательно вследствие того, что они позволяют противнику более эффективно выполнять следующие действия:

    – атаковать объекты, расположенные за линией обороны противника или внутри периметра безопасности (к последним относятся фактически все объекты государственного, военного и экономического значения);

    – наносить удары через национальные границы государств;

    – осуществлять несколько атак (ударов) одновременно;

    – выполнять «ударную кампанию» в виде целой серии атак, проводимых в определенный промежуток времени;

    – наносить удары по площадным целям с использованием специальных боеприпасов.

    Впрочем, в результате сравнительного анализа возможностей современных БПЛА и других видов вооружений специалисты, работавшие над документом, пришли к выводу, что на данном этапе и, вероятно, в ближнесрочной перспективе беспилотные летательные аппараты как боевое средство не смогут составить достойную конкуренцию традиционным типам вооружения, используемым сегодня террористическими организациями и регулярными вооруженными силами. Основные причины этого кроются в том, что при равной или даже немного меньшей разрушительной способности и эффективности боевые беспилотники имеют большую стоимость, требуют внедрения самых передовых технологий и несут риск по причине относительной новизны самой беспилотной авиационной платформы. С другой стороны, БПЛА являются прекрасным и высокоэффективным средством асимметричной войны.

    И, наконец, о том, как предлагают эксперты бороться с «беспилотной угрозой». Принимая во внимание высокую степень опасности, исходящую от БПЛА, авторы доклада определили несколько путей ее уменьшения или полной ликвидации:

    – ограничение распространения в мире соответствующих технологий;

    – выявление террористических групп, закупивших БПЛА, и уничтожение последних (здесь активное взаимодействие должны осуществлять Минобороны, спецслужбы национального разведывательного сообщества и соответствующие структуры правоохранительных органов);

    – оснащение контртеррористических подразделений оборудованием и вооружением для противодействия БПЛА, а также создание рубежей противовоздушной обороны, способных сбивать беспилотники.

    Причем на последнем направлении эксперты РЭНД призывают не сосредоточивать основные усилия и финансовые средства, поскольку защитить всю страну и все важные объекты от ударов с применением беспилотных средств, как показывают проведенные расчеты, все равно невозможно.

     
    Израильский БПЛА Hermes 450.
    Фото из журнала Defense News

    РОССИЙСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

    Как видим, за рубежом прекрасно осознают, насколько огромный потенциал заложен в беспилотных авиационных комплексах. Ведущие страны мира не только развивают свои беспилотные авиационные системы, но и встали на путь разработки методов и способов борьбы с ними.

    А что же Россия? Ведь в последнее время регулярно – раз в год – в РФ даже проводится специализированная выставка по беспилотной тематике (очередная работала в Москве на этой неделе). К тому же мы периодически слышим громогласные заявления высокопоставленных официальных лиц, сообщающих об имеющихся грандиозных планах развития беспилотной авиации в нашей стране – как в интересах военных, так и гражданских потребителей.

    Но реально ситуация с отечественной беспилотной авиацией просто ужасающая. Россия здесь фактически осталась в «каменном веке». Налицо полное непонимание той реальности, в которой находятся разработчики и эксплуатанты беспилотных авиационных комплексов в РФ. А они оказались в безвыходном положении. Сдвинуться с места можно, лишь справившись с рядом ключевых проблем.

    Во-первых, необходимо решить вопрос совместимости разработанных различными компаниями БПЛА и целевой нагрузки для них. Ведь, как показывают результаты испытаний, зачастую невозможна даже передача данных на «чужие» средства приема информации и т.п. Таким образом, отсутствует возможность интеграции в рамках одного ведомства, организации или предприятия беспилотных систем и наземных средств разного типа (класса), созданных различными компаниями. Более того, даже если такой унификации удастся добиться в границах одной структуры, то взаимодействие ведомств, имеющих «свои» системы, окажется также невозможным.

    Во-вторых, большинство относительно успешных отечественных разработок в области БПЛА и БАК относится к легкому или сверхлегкому классам, не требующим наличия крупных производств и использования уникальных, инновационных решений и технологий. Систем оперативно-тактического и стратегического класса у нас нет и в помине.

    В-третьих, современная российская промышленность не в состоянии выпускать приемлемые по массе и габаритам образцы радиоэлектронного и иного специализированного оборудования, которые могли бы быть использованы в качестве высокоэффективной целевой нагрузки на борту БПЛА сверхлегкого и легкого класса. Результат – необходимость применения аппаратуры зарубежного производства, что чревато зависимостью российских эксплуатантов от иностранных компаний, реализующих зачастую политику своих национальных правительств – не всегда дружественную по отношению к России, и окончательным «загниванием» соответствующих отраслей российской промышленности.

    При этом в Европе, например, на весну этого года намечено уже испытание мобильной системы связи специального назначения на базе мини-БПЛА вертолетного типа. Причем разработчиками предусматривается применение так называемой «саморазвертывающейся» сети датчиков на БПЛА-ретрансляторах в режиме висения. А специалистами ВВС США уже проведены работы по адаптации портативной системы спутниковой связи на относительно небольшой, «нестратегический» БПЛА типа «Шэдоу-200» RQ-7 со взлетной массой около 150 кг, хотя ранее подобное оборудование устанавливалось лишь на беспилотники, имевшие массу более тонны. Таким образом, получена возможность управления БПЛА с территории США, когда не подвергается опасности жизнь операторов. Кроме того, экономятся финансовые средства и время на переброску военнослужащих в зону боевых действий.

    В России внедрение беспилотной авиатехники в гражданскую сферу дополнительно ограничено еще и отсутствием в продуктовой линейке отечественных разработчиков полноценных комплексных систем, способных выполнять широкий набор определенных функций и, желательно, не требующих сложного обслуживания операторами. Застой в развитии мониторинговых систем на базе БПЛА обусловлен, как указано в документах по итогам заседания круглого стола «Состояние авиационной деятельности в РФ и пути совершенствования ее законодательной базы», который проходил 13 марта 2008 года при комитете по транспорту Госдумы, в том числе и «несовершенством нормативно-правовой базы, наличием межведомственных противоречий и попытками монополизации информационных ресурсов и сервисов со стороны органов исполнительной власти, недостаточным развитием средств электронной картографии, навигационных сервисов».

    А ведь Россия с ее огромной и в значительной степени плохо обжитой территорией как нельзя лучше подходит для широкого применения беспилотных авиационных комплексов гражданского назначения различного типа.

    Так, сверхмалые БПЛА при тушении лесного пожара могут успешно решить проблему обеспечения разведки «за ближайшим холмом». Портативный комплекс с одним или несколькими беспилотниками мог бы применяться парашютно-десантной пожарной группой или наземным руководителем тушения крупного пожара самостоятельно. Наличие недорогих БПЛА в удаленных лесничествах может способствовать решению проблемы защиты поселков от угрозы лесных пожаров в районах, где в настоящее время организация постоянной авиационной охраны не проводится из-за технических и финансовых трудностей.

    «Слишком много факторов могут легко уничтожить живой лес, слишком он раним и без должной охраны может быстро исчезнуть, – отмечают начальник летно-производственной службы Красноярской авиабазы Н.Коршунов и главный инспектор летно-производственной службы ФГУ «Авиалесоохрана» Р.Котельников. – На столь обширных просторах без использования авиации проведение лесоохранных работ просто невозможно. Борьба с лесными пожарами, защита от вредителей и болезней, экологический мониторинг, проведение лесоустройства, мониторинг лесопользования – вот спектр применения авиации в лесном хозяйстве».

    Но воз пока и ныне там. Сегодня ни отечественные разработчики и производители БПЛА, ни законодательство РФ не готовы к массовому применению подобных технических средств в интересах гражданских потребителей: отсутствует нормативно-правовая база использования беспилотников в неограниченном воздушном пространстве, не определен порядок сертификации, допуска к эксплуатации и применения БПЛА, а также обучения кадров и лицензирования данного вида деятельности. И едва ли не самое главное – не отработаны вопросы выделения диапазонов частот для командных радиолиний и интеграции комплексов на основе БПЛА в систему управления воздушным движением.

    А вот в Европе для практического подтверждения возможности использования БАК в открытом воздушном пространстве наравне с пилотируемыми воздушными судами компания SAAB и компания LFV Group, предоставляющая на территории Швеции услуги по управлению воздушным движением, осуществили специальный демо-проект Castor, в рамках которого была организована симуляция различных ситуаций, связанных с полетами БПЛА в неограниченном воздушном пространстве. В ходе эксперимента беспилотник использовал как полностью автоматический режим полета, так и полуавтоматический режим, при котором оператор передавал на борт БПЛА данные по высоте полета, курсу, скорости и т.п., а бортовая система управления осуществляла все остальные действия. В том числе и по соблюдению безопасности перемещения в насыщенном летательными аппаратами воздушном пространстве и выполнению команд диспетчеров УВД. В целом результаты эксперимента были признаны достаточно успешными...



    Источник:
             







    Просмотров: 653 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Январь 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2017Сделать бесплатный сайт с uCoz