Наши военные планы: потерпеть поражение?
При
представлении в военном ведомстве нового министра обороны Дмитрия
Саламатина Виктор Янукович высоко оценил результаты его предыдущей
деятельности во главе ГК «Укроборонпром». В определенной мере это
подтверждают и официальные данные, обнародованные упомянутой компанией. В
то же время анализ итогов деятельности ОПК в минувшем году, а также
результатов военно-технического сотрудничества с другими странами
несколько настораживает. Видимая сторона событий выглядит вполне
благопристойно: оптимизируется система управления ОПК, реализуются
значительные контракты, по итогам 2011 г. «Укрспецэкспорт» отрапортовал,
что общая выручка от его товарно-посреднической деятельности с
дочерними компаниями превысила $1 млрд. Вместе с тем эксперты
констатируют: тенденции к ухудшению ВТС сохраняются, перспективы здесь
далеко не радужные. Головокружение от успехов?Несмотря
на сложную ситуацию в экономике теперь уже бывший руководитель
«Укроборонпрома» заявлял несколько недель назад, что показатели продаж
вооружений в 2011 г. в целом успешны. Успехи он связывает с результатами
реформы ОПК, начатой Президентом Украины. В качестве примера Саламатин привел бронетанковую отрасль: «Создание
ГК «Укроборонпром», а также заключение крупных контрактов позволило в
разы загрузить мощности стратегических предприятий отрасли. В сентябре
на заводе им. Малышева мы пообещали людям полностью погасить
задолженность по зарплате за период 2010—2011 гг. На погашение зарплаты,
а также платежи в бюджет и социальные фонды за последние три месяца
перечислено 96,1 млн. грн. ГК «Укроборонпром» в несколько раз увеличил
финансирование завода в рамках выполнения международных контрактов.
Такой подход позволяет предприятию стабильно работать и регулярно
выплачивать как зарплату, так и необходимые бюджетные отчисления». Существует
определенный задел контрактов на будущее. В частности, 1 сентября 2011
г. подписан контракт на сумму свыше $200 млн. с представителями
вооруженных сил Таиланда о поставке новой партии бронетехники, согласно
которому украинская сторона изготовит и поставит в эту страну 49 единиц
основного боевого танка (ОБТ) «Оплот». В мае с этой страной заключен
контракт на поставку 121 БТР-3Е1 и машин поддержки на этой базе
стоимостью более $140 млн. А в июне — «Укрспецэкспорт» подписал с
минобороны Эфиопии контракт стоимостью свыше $100 млн. на поставку более
200 танков. Справка «2000»: Государственная
компания «Укрспецэкспорт» осуществляет внешнеэкономическую деятельность в
сфере экспорта и импорта продукции и услуг военного и специального
назначения, а также товаров, содержащих сведения, представляющие
государственную тайну. В ее составе действуют пять дочерних предприятий:
«Прогресс», «Укринмаш», «Укроборонсервис», «Спецтехноэкспорт»,
«Промоборонэкспорт». Компания имеет представительство при ВМС Украины в
Севастополе, а также зарубежные представительства в России, Китае,
Мьянме, Египте, Индии, Пакистане. Согласно информации
Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины при
Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, чистая
прибыль «Укрспецэкспорта» в 2011 г. увеличилась в 3,3 раза — до 33 млн.
336 тыс. грн. против 10 млн. 26 тыс. грн. в 2010-м. Чистый доход
(выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) компании в
2011 г. увеличился на 49,2% — до 585 млн. 611 тыс. грн. против 409 млн.
947 тыс. грн. в 2010-м. Валовая прибыль компании в 2011 г. увеличилась
на 10,8% — до 315 млн. 117 тыс. грн. против 293 млн. 8 тыс. грн. в 2010
г.
В феврале уже новый глава «Укрспецэкспорта»
Дмитрий Перегудов заявил, что портфель заказов компании и ее дочерних
предприятий на 3—5 лет, по предварительным расчетам, составляет более $5
млрд. По его словам, в 2011 г. товары и услуги военного и специального
назначения поставлялись в 62 страны. Официально считается, что основными
потребителями украинской оборонной продукции остаются страны Азии (45%)
и Африки (30%), среди которых лидируют Индия, Таиланд, Алжир, Китай и
Ирак. В структуре экспорта вооружений и военной техники первое место
занимают поставки авиатехники (43,1%), второе — техники сухопутных войск
(36,4%), третье — средств ПВО (10%), включая услуги по ремонту и
модернизации. Открытые источники подчеркивают, что наша страна
среди стран-экспортеров по объему заказов в 2003—2010 гг. заняла 12-е
место с общей сумой заказов $3,958 млрд. Но реально при этом три
четверти общего объема экспорта приходится на 5 ведущих стран-импортеров
(Россия — около 43%, Индия — почти 12%, Вьетнам — 8,8%, Азербайджан —
почти 7% и Алжир — 4,5%). При этом Украина подписала свыше 40
межгосударственных соглашений о ВТС с 22 странами, причем в этом списке
лидирует Россия (1 рамочное и 19 имплементационных соглашений). Проблемы нарастаютНесмотря
на внешне оптимистичную картину, эксперты констатируют сохранение
тенденции к ухудшению ситуации по ВТС Украины с другими странами. И
противоречия с приведенными выше цифрами вполне объяснимы. Ведь
руководству недавно созданного «Укроборонпрома» любой ценой нужно было
оправдать доверие власти и показать результативность. Но системные
проблемы в этой сфере продолжают нарастать. Это подтверждают и
результаты рейтинга Стокгольмского международного института исследования
проблем мира (SIPRI), утверждающего, что Украина выпала из первой
десятки мировых экспортеров оружия, опустившись за последние пять лет с
10-го на 12-е место. Падение обусловлено определенными просчетами в
государственной политике, наличием просчетов в сотрудничестве с РФ —
основным потребителем и поставщиком комплектующих для украинских
предприятий ОПК. Уровень ВТС Украины не обеспечивает «оборонку»
иностранными заказами, из-за чего значительная часть предприятий
работает с убытками и постепенно теряет производственный, кадровый и
научно-технический потенциал. Несмотря на оптимистические цифры
государственной помощи заводу им. Малышева, приведенные выше Д.
Саламатиным, на конец 2011 г. ситуация там удручающая. Например,
кредиторская задолженность — свыше 600 млн. грн., долги перед ПФ — 41
млн. грн., по зарплате — около 38 млн. грн. В то же время изношенность
основных фондов достигла 85%. За 2007—2010 гг. количество сотрудников
предприятия уменьшилось на 2,4 тыс. и составило около 3,7 тыс. человек.
65% уволенных — уникальные специалисты. Вследствие такой кадровой
политики под угрозой срыва оказался контракт с Ираком на поставку 420
БТР-4. Приведенный пример характерен для всей отрасли. Основными
причинами ухудшения ситуации в сфере ВТС с иностранными государствами
является целый ряд системных проблем. Прежде всего отсутствуют
четкая стратегия развития ВТС и комплексные программы освоения
международных рынков вооружений. До сих пор ВР не приняла закон «О
военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами». Также
на законодательном уровне не урегулирован вопрос применения во
внешнеэкономической деятельности гибких схем взаиморасчетов
(компенсационных, офсетных, лизинговых и т. п.). Серьезным
негативным фактором эксперты называют подчиненность предприятий ОПК
различным госструктурам и частным собственникам. Например, Госагентству
по управлению государственными корпоративными правами и имуществом
подчинено 64 предприятия, Минобороны — 25, Государственному космическому
агентству — 11, ФГИ — 9, частным владельцам — 6. О роли частного
бизнеса красноречиво свидетельствует ситуация с ОАО «Сумское
научно-производственное объединение им. Фрунзе». Его новый владелец —
российская ПФГ «Энергетический стандарт» (подконтрольна К. Григоришину)
фактически блокировал выпуск танковых стволов в рамках выполнения заказа
на изготовление партии танков «Оплот» для потребностей ВС Украины. Существенным
негативом является минимальный заказ на новые виды вооружений от МОУ в
связи с ограниченным бюджетным финансированием. Очевидно, что это
вызывает недоверие иностранных потребителей к возможностям нашего ОПК
производить современную и конкурентоспособную продукцию. А некоторые
разрабатываемые образцы ВВТ просто не могут быть созданы, так как
Минобороны отказалось от продолжения финансирования работ и спасти
ситуацию помогли бы лишь инвестиции под госгарантии, что также
маловероятно. В то же время низкое качество военной продукции — не
менее дестабилизирующий фактор выполнения международных контактов.
Например, при приемке иракской стороной первой партии (26 единиц) БТР-4
выявлены недостатки в качестве узлов и агрегатов (течь смазочных
материалов, нестабильная работа датчиков аппаратуры системы управления,
проблемы с коробкой переключения передач и раздаточной). При высоких
температурах отмечены неединичные случаи отказов систем управления
огнем. Непростые военно-технические взаимоотношенияОпределенные проблемы нарастают и в вопросах военно-технического сотрудничества Украины и России. Известно,
что Россия избрала путь создания на своей территории замкнутых циклов
разработки и производства основных видов вооружения и техники, а также
получения возможности использовать в своих интересах результаты
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые ранее
осуществлялись на просторах бывшего СССР. При этом в ходе
реализации военно-технической политики РФ в отношении Украины случаются
отказы от совместной разработки и создания новых систем. Например,
несмотря на наличие в Украине значительного ракетно-космического
научного и производственного потенциала, производство новой
межконтинентальной баллистической системы «Тополь-М» и ее морского
аналога «Булава» осуществляется без привлечения украинских предприятий.
Аналогичная ситуация и в вопросах создания двигателей для крылатых
ракет. Наращиваются усилия по переносу на территорию России производства
вертолетных двигателей для уменьшения зависимости от запорожского ОАО
«Мотор Сич». Снижается участие украинских предприятий в технической
комплектации российских боевых самолетов и средств ПВО. Помимо
отказов от сотрудничества по перспективным направлениям, сокращается
также и объем взаимодействия по уже реализуемым связям. Например,
постоянные российские партнеры ГП «Производственное объединение
«Киевприбор» — ОАО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск),
ПО «Полет» (Омск) и КБ «Прогресс» (Самара) — после создания на базе
Государственного космического научно-производственного центра им.
Хруничева (Москва) собственной ракетостроительной инфраструктуры
фактически отказались от дальнейшего сотрудничества и начали размещать
заказы исключительно среди российских компаний. Аналогичная
ситуация и в отношении Государственной акционерной холдинговой компании
«Артем» (Киев), которая до недавнего времени занимала значительное место
на российском рынке ракет класса «воздух—воздух» для истребителей. Но
сейчас началось производство более современных ракет Р-77, выпуск
которых предусматривается исключительно российскими компаниями с полным
закрытым циклом. Вместе с тем РФ остается одним из важнейших
украинских партнеров. Во всяком случае сегодня российские вертолеты
серий «Ми» и «Ка» продолжают комплектоваться двигателями от ОАО «Мотор
Сич». Газовыми турбинами ГП «Научно-производственный комплекс
газотурбостроения» «Зоря—Машпроект» (Николаев) оснащают боевые корабли
ВМФ РФ. Имеются значительные перспективы использования в интересах НАТО
тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», продолжается
сопровождение эксплуатации российских межконтинентальных баллистических
ракет днепропетровским КБ «Южное» и т. п. Вышесказанное в
определенной мере ставит под сомнение имидж Дмитрия Саламатина как
успешного управленца в сфере ОПК Украины и военно-технического
сотрудничества. Ведь перспективы ВТС с другими странами в существующих
форматах имеют преимущественно краткосрочный характер и не внушают
особого оптимизма на долгосрочные перспективы. Каков будет вектор и
уровень его дальнейшего развития — во многом зависит от дальновидных
шагов власти и качества работы ОПК страны. Все это порождает сомнения в
успешности реформ в украинской армии, старт которым должен дать новый
руководитель Минобороны. Анатолий ВАСИЛЬЕВ
Источник:
|