Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Пятница, 24.01.2025, 18:30
| RSS
Каталог статей
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Политика [316]
    Аналитика [231]
    Экономика [75]
    NATO [183]
    Геополитика [140]

    Статистика

    Главная » Статьи » Аналитика

    Что будет, если победит…

    Что будет, если победит…

    (Начало)

    Попытки заглянуть в будущее — неблагодарное, но интересное дело. И видение того, как может развиваться ситуация на Украине в случае победы того или иного кандидата на президентских выборах, — из этой серии. Наш прогноз, безусловно, лишь прогноз, но вместе с тем, как показала практика, прогнозы «2000» оказываются недалеки от истины в 60—70% анализов.

    Накануне выборов 2004-го мы даже издали спецвыпуск: «Что будет, если победит...».

    Вот, к примеру, наш прогноз пятилетней давности на случай победы Ющенко:... Если бы президентом стал Ющенко, то он, безусловно, перенес бы в практику управления страной многие негативные приемы, которые применил в ходе избирательной кампании и до нее... На политической сцене возникнет уникальная ситуация: будут отсутствовать и левый фланг, и центр. Не обремененные традициями политической борьбы в ее современном исполнении мегаблоки начнут беспощадную схватку с использованием медийных ресурсов, правовых и правоохранительных институтов, что отнюдь не будет способствовать стабилизации общественных отношений в Украине... («Если победил Ющенко и когда победит Янукович», № 46 (244) 12—18 ноября 2004 г.)

    В Европе не раскроют объятия Украине. И не только потому, что в экономическом, правовом и других аспектах мы еще отстаем, а — как ни парадоксально — именно в силу очевидного для всех американизма Ющенко... перед Украиной не распахнутся границы на Запад и Восток. Она окажется в изоляции среди своих ближайших соседей. И морально-финансовая поддержка, которая наверняка будет оказана Вашингтоном, ситуацию вряд ли исправит...Ожидания, связанные с приходом к власти Ющенко и «золотым дождем» с Запада, который должен пролиться по этому поводу, — сродни тем, которые бытовали в начале 90-х. Уже сейчас можно сказать, что эти надежды обманчивы — не было «чуда» десятилетие назад, не случится оно и сейчас.

    Сейчас, когда до дня голосования еще остается три месяца, а ситуация в стране чрезвычайно острая и запутанная, все существующие предвыборные расклады могут кардинально измениться.

    Поэтому мы посчитали нужным рассмотреть варианты победы всех шести основных претендентов: Януковича, Тимошенко, Ющенко, Яценюка, Литвина и Симоненко.

    Необходимо учитывать, что второй тур наверняка выльется в очередное противостояние запада и востока Украины, и это — реальность, с которой придется иметь дело любому победителю.

    Спецвыпуск: «Что будет, если победит...»

    Также следует отметить, что в результате распыления голосов на западном фланге «проходной балл» для выхода во второй тур будет невысоким, порядка 15—20%. Сегодня на выход во второй тур там реально претендуют Тимошенко, Яценюк и отчасти Ющенко; часть голосов западных избирателей заберут кандидаты «второго эшелона» — Тягнибок, Тарасюк и не только они.

    Поэтому нельзя исключить вероятности того, что во второй тур выйдет кандидат-«центрист», к коим можно отнести Литвина и отчасти того же Яценюка (во всяком случае его последние заявления явно указывают на попытки занять центристскую нишу). У такого кандидата будут неплохие шансы на общую победу, поскольку к голосам избирателей-центристов он сможет приплюсовать голоса избирателей, лишившихся «своего» (с геополитической точки зрения) кандидата в первом туре. Итак...

    Как повлияют итоги выборов на политическую систему Украины?

    Если президентом станет Виктор Янукович

    Перед ним сразу встанут три ключевых вопроса: как «умиротворить» западную часть Украины, как сформировать подконтрольное себе правительство и соответственно — что делать с нынешней Верховной Радой?

    Возвращение к проекту ПРиБЮТ возможно только в случае, если Тимошенко, выйдя во второй тур, сможет мобилизовать западный электорат не только на голосование за свою кандидатуру, но и на массовые акции против «фальсификаций» со стороны Януковича. Такое развитие событий чревато расколом страны, но Тимошенко приближение к опасной черте, конечно, не остановит — скорей наоборот, она наверняка попытается воспользоваться этой возможностью для давления на Януковича, чтобы обеспечить выполнение своей программы-минимум — сохранение поста премьер-министра.

    Более чем возможно, исходя из предыдущего опыта, что Виктор Федорович «ради сохранения единства страны» уступит давлению (нардеп от ПР Елена Бондаренко прямо признала такую возможность на интернет-конференции на From-UA), хотя Тимошенко для него, безусловно, самая неприемлемая кандидатура премьера, причем практически по всем показателям.

    Можно не сомневаться, что в случае создания ПРиБЮТ отношения в «тандеме» Янукович — Тимошенко будут развиваться примерно в том же ключе, что ныне между Тимошенко и Ющенко. Рано или поздно ПРиБЮТ развалится и будут назначены досрочные парламентские выборы, такие же антагонистичные по линии запад — восток, что и президентские.

    Поэтому если после президентских выборов позиции Тимошенко ощутимо ослабнут и дестабилизировать ситуацию окажется ей не по силам, Янукович постарается поскорее освободить ее от бремени премьерского поста. Но вряд ли для этого будет использован механизм роспуска Рады.

    Во-первых (и это немаловажно), роспуск Рады означает, что вплоть до формирования коалиции в парламенте нового созыва нынешнее правительство будет выполнять свои обязанности (а это минимум еще 4—5 месяцев).

    Во-вторых, перевыборы парламента, даже после победных для «регионалов» президентских, вряд ли приведут к значительному усилению позиций ПР в Раде и тем более — к завоеванию ими абсолютного большинства. Ведь электоральный раскол Украины никуда не денется. Чтобы сформировать правительство, «регионалам» придется искать союзников, причем наверняка их больше устроят партнеры справа, чем слева (в том числе и с точки зрения задачи № 1, которая встанет, на наш взгляд, перед президентом Януковичем).

    Поэтому после победы Януковича «регионалы» обязательно постараются создать парламентское большинство в нынешнем составе ВР с привлечением Блока Литвина и умеренной части НУНС. Де-факто к новой коалиции может примкнуть и значительная часть развалившейся (при таком развитии событий) фракции БЮТ, но вряд ли перебежчиков хватит для принятия формального решения о вхождении БЮТ (без Тимошенко) в коалицию с ПР.

    Естественно, при таком развитии событий встанет вопрос об обещаниях, данных Януковичем избирателям (русский язык и т. д.). Но «съезжать» со своих обязательств Виктору Федоровичу не впервой, опять же — «единство страны», экономический кризис, на первом плане — экономика, стабильность... Самое же главное, если коалиция ПР — «прагматичное» большинство НУНС — Блок Литвина станет реальностью, о любых выборах на ближайшие два с лишним года можно забыть, а соответственно — и об обязательствах перед избирателями.

    А за это время можно подготовить и принять новую Конституцию (вот тут особенно пригодятся голоса остатков БЮТ), предусматривающую пролонгацию полномочий нынешней Рады (ведь в проекте Конституции от ПРиБЮТ уже было это положение). Нарушить эту «идиллию» могут только экономические проблемы, но об этом ниже...

    Юлия Тимошенко

    Она также вряд ли «с ходу» ринется в омут парламентской избирательной гонки. С некоторых пор она «разлюбила» любые выборы и связанный с ними риск, а нынешняя ситуация в ВР ее как президента вполне устроит. При этом возрождение ПРиБЮТ в случае победы Тимошенко мы считаем еще более маловероятным, чем при победе Януковича. Такой уж характер у Юлии Владимировны, что на волне успеха она исповедует только один принцип: «горе побежденным!» Другое дело, что вполне возможен переход части депутатов фракции ПР под знамена БЮТ и формирование относительно устойчивого большинства.

    Впрочем, даже если назначить нового премьера парламенту будет не под силу, Тимошенко это особо и не нужно — Турчинов станет вечным «и. о.», а ситуативное большинство будет создаваться под каждый конкретный вопрос (как в последнее время). Ведь согласно Конституции президент не обязан, а лишь имеет право распустить Верховную Раду при отсутствии дееспособного большинства.

    Как нам представляется, недееспособность и слабость парламента, правительство в статусе «и. о.» создадут особо благоприятные условия для столь любимого Тимошенко «ручного» режима управления. А возможности «порулить», сосредоточив в своих руках контроль и над президентской, и над правительственной вертикалями власти, силовыми ведомствами, будут у нее колоссальные! Как она будет пользоваться этими возможностями, наглядно показал «инцидент» с судебным запретом не понравившегося Юлии Владимировне видеоролика. Сегодня история с запретом видеоролика выглядит анекдотично, но станет совсем не до смеха, когда Тимошенко получит всю полноту власти. Тогда ТигрЮлины коготки никому не покажутся «нежными».

    Можно смело сказать, что сама она не остановится, и любые компромиссы с ней будут носить только временный характер! Да и не может она попросту обходиться без врагов, которые «мешают»! Так что рано или поздно проигравшим придется переходить в контрнаступление, тем более что экономические результаты очередных «прорывов» создадут для атаки на Тимошенко благоприятные условия.

    Атака на президента Тимошенко будет идти в форме парламентского противостояния, но неизбежно примет и уличные формы. Юлия Владимировна будет держаться до последнего, наносить «контрудары». Поэтому президентство Тимошенко приведет в скором времени к резкому обострению внутриполитической ситуации с непредсказуемыми последствиями! Можно со всей определенностью сказать: стабильность и Тимошенко — вещи несовместимые!

    Виктор Ющенко

    Говорить о том, что будет, если нынешний гарант «переизберется» на второй срок, невозможно без рассмотрения вопроса о том, как ему удастся это сделать. Уже совершенно очевидно, что окружение Ющенко избрало «конфликтный» сценарий избирательной кампании, основанный на оголтелой русофобии, тотальном отрицании всего советского прошлого и противопоставлении «правильного» запада «непатриотическому» востоку. Характерно, что даже в условиях начавшейся президентской гонки со стороны Ющенко отсутствуют любые, даже самые слабые «реверансы» в сторону востока Украины — скорее наоборот. И все это сдабривается почти истеричной антикоммунистической риторикой.

    План президента вполне ясен: обострение отношений с Россией, обвинения конкурентов в «капитулянтстве» перед Кремлем (эти «пункты» уже реализуются) и обеспечение выхода во второй тур за счет определенного роста своего рейтинга, распыления голосов западных избирателей и, конечно, «административного ресурса». Ну а затем объединение западного электората и опять-таки беспардонный «админресурс» обеспечивает общую «победу» Ющенко. Также вполне вероятна попытка аннулирования выборов или их результатов.

    Следует признать, вероятность того, что 7 февраля 2010 г. Украина не получит нового президента, вполне реальна. Но со всей определенностью можно сказать и то, что второго срока Ющенко юго-восток Украины просто не допустит.

    Много говорится об инертности и аполитичности избирателей этого региона, но есть предел всему. Да, восточные избиратели могут еще смириться с победой Тимошенко или Яценюка, но никогда не признают и не поверят в «победу» Ющенко.

    Не спасет от действительно массовых акций протеста и соглашательство со стороны проигравшего Ющенко Януковича. Для последнего признание «победы» нынешнего гаранта будет означать немедленную политическую смерть, а движение протеста в этом случае возглавят другие лидеры. Не останется на «нейтральных» позициях и Россия, которая в отношениях с Ющенко прошла «точку невозврата». А западные страны вряд ли будут торопиться признавать шитую белыми нитками «победу» Ющенко.

    Поэтому можно лишь констатировать, что «переизбрание» Ющенко неизбежно приведет к расколу и распаду Украины. А соответственно и прогнозировать развитие политической ситуации в стране в случае его победы нет никакого смысла.

    Арсений Яценюк

    Став президентом, Арсений Петрович окажется в незавидном положении фельдмаршала без армии — отсутствие стабильной «группы поддержки» в парламенте, своих людей в органах исполнительной и судебной власти и ко всему — просто отсутствие ощутимого авторитета в коридорах власти, среди властной элиты. Поэтому, едва вступив в должность, Яценюк будет инициировать досрочные выборы в Раду.

    Это тем более очевидно, поскольку предвыборная программа Арсения Яценюка строится на обещаниях радикальных реформ, изменений во всех сферах жизни («Фронт перемен»!), что, естественно, подразумевает активное участие его и его политической силы в работе правительства и парламента, а не пребывание «равноудаленного» президента в комфортной позиции арбитра, «отца нации». Да и возраст юного (по политическим меркам) президента делает такой статус попросту анекдотичным.

    Препятствием роспуску парламента может стать «союз проигравших», т. е. — пресловутое ПРиБЮТ, которое в случае своего создания превратит молодого президента в сугубо номинальную фигуру. Но мы считаем такое развитие событий маловероятным. Да, «активные» переговоры о формировании коалиции ПРиБЮТ наверняка начнутся сразу же после избрания Яценюка президентом, но вестись они со стороны ПР будут лишь как средство давления на нового президента.

    Конечно, потерпевшая полное фиаско Тимошенко (не забудем, чтобы стать президентом, Яценюк должен обойти действующего премьера в первом туре) будет всячески соблазнять «регионалов» (не только лично Януковича, но и стоящих за ним олигархов) прелестями дележа страны на двоих, но вряд ли они согласятся давать шанс на возрождение непредсказуемой и агрессивной ЮВТ.

    «Делить страну» им куда комфортнее с предсказуемым и, будем откровенны, более слабым, чем Тимошенко, Яценюком. Тем более даже при формальном создании ПРиБЮТ полностью исключить действующего президента из системы реальной власти не получится. Делить страну придется на троих, и «третья лишняя» в этой схеме явно Тимошенко.

    Механизм реализации альянса Яценюк — Янукович выглядит вполне предсказуемым: назначаются досрочные выборы в парламент, «регионалы» берут «свое» (плюс-минус 10—20 депутатских мандатов), «Фронт перемен» получает голоса значительной части западного электората, и эти две партии формируют коалицию в новом парламенте, премьером становится Федорович. «Первую скрипку» в украинском тандеме, безусловно, будет играть Виктор Янукович. «2000» уже писали, что такой альянс, похоже, формируется уже сегодня.

    Стоит обратить внимание на то, что оба «Я» избегают выпадов в адрес друг друга, а Янукович недавно даже весьма лестно отозвался о Яценюке (прямом конкуренте в президентской гонке).

    Однако главной проблемой при реализации этого сценария станет все-таки Тимошенко. Как уже отмечалось, проведение парламентских выборов означает еще 3—4 месяца пребывания Юлии Владимировны в премьерском кресле. От осознания того, во что может вылиться столь продолжительная «дембельская работа» осознающей неизбежность своего ухода Тимошенко, думаем, у многих волосы встают дыбом. Ведь в конституционном порядке отстранить ее от исполнения обязанностей возможно только после формирования новой коалиции и назначения нового премьера.

    Да и сама Тимошенко будет стараться сохранить подольше за собой пост премьера не только созданием ПРиБЮТ, но и укрепив нынешнюю коалицию за счет тех депутатов и фракций, для которых главное — не допустить перевыборов и сохранить места в парламенте. А это, помимо собственно БЮТ в полном составе, Блок Литвина и практически вся НУНС, включая тех, кто сегодня в непримиримой оппозиции к премьеру.

    В такой ситуации и «регионалы» могут попытаться сформировать коалицию в формате ПР — НУНС — Блок Литвина, чтобы по меньшей мере отстранить от власти Тимошенко и «застолбить» пост премьера за Януковичем, а дальше строить отношения с Яценюком «по обстановке».

    Скорее всего, Арсению Петровичу придется искать «сторонников роспуска» в нынешнем составе фракции НУНС, обещая им проходные места в списке «Фронта перемен». Но это означает то, что, попав в новый парламент, «Фронт перемен» окажется «перелицовкой» нынешнего НУНСа, а следовательно, во-первых — плохо управляемым номинальным лидером, а во-вторых, что немаловажно, куда более «оранжевым», чем сам Яценюк.

    В любом варианте в случае избрания Яценюка достаточно длинный период сохранения политической нестабильности и перераспределения власти (а также то, что Арсению Петровичу придется изрядно попотеть, чтобы не превратиться в чисто декоративную фигуру) стране обеспечен.

    Владимир Литвин

    Между предыдущим претендентом и В. Литвином немало общего — для обоих пик карьеры — пост председателя ВР; у обоих нет в распоряжении мегамощной политсилы и оба в нынешнем парламенте не имеют крупной фракции, вокруг которой можно было бы сформировать коалицию. Но это не значит, что Литвин, как и Яценюк, будет проталкивать скорейшие перевыборы парламента. И причин на это несколько.

    Во-первых, даже победа Литвина на президентских выборах (а выше мы показали, при каких условиях она возможна) не гарантирует его блоку прорывный успех на последующих парламентских. Центристская идеология еще очень долго не будет доминирующей в Украине, и в случае их проведения большинство избирателей останутся верны своим традиционным предпочтениям. Блок Литвина, конечно, сможет увеличить свое представительство в ВР, но не настолько, чтобы стать одной из доминирующих сил. А вот ситуация, когда БЛ обладает золотой акцией, в новом парламенте может и не повториться.

    Во-вторых, и это, на наш взгляд, самое главное, Владимир Литвин, в отличие от остальных кандидатов, и не претендует на роль, если можно так выразиться, «всеобъемлющего» национального лидера, который не только выполняет конституционные обязанности президента, но и активно направляет работу правительства и парламента через представителей своей политсилы. Скорее наоборот, президент Литвин постарается дистанцироваться от правительства и экономических результатов его деятельности, которые наверняка будут неутешительными, оставив себе только политическую функцию стоящего над схваткой арбитра.

    Можно сказать, что пост президента является для Литвина улучшенным вариантом столь полюбившегося ему кресла спикера — только гораздо выше статус, больше власти, возможностей и положение прочнее.

    Поэтому на роспуск нынешнего парламента Владимир Михайлович пойдет только в крайнем случае, если запустить его работу будет невозможно. Напомню: именно в сегодняшней Раде Блок Литвина имеет золотую акцию, и без него любой формат коалиции, кроме маловероятного ПРиБЮТ, невозможен. А специфика нынешнего политического устройства Украины такова, что формирование прочной и стабильной коалиции в парламенте неминуемо ослабляет президента, если он не является лидером ведущей партии коалиции.

    А вот какой формат коалиции предпочтет Владимир Михайлович (с ПР или с БЮТ) — предсказать трудно. Наверняка это станет предметом очередного торга, и благосклонность президента получит тот, кто предложит ему лучшие условия.

    Из сделанного нами анализа следует, что победа ни одного из вышеназванных кандидатов не приведет к разрешению политического кризиса и формированию стабильно работающей государственной власти, а победа Ющенко или Тимошенко значительно этот кризис усугубит. В случае же успеха любого из остальных вышеназванных кандидатов следует ожидать «пролонгации» нынешнего нестабильного состояния — очередные бесконечные формирования и переформирования коалиций, правительств, парламентские и правительственные кризисы, в общем — «насыщенную политическую жизнь», за которой власть имущим заниматься практическими вопросами, стоящими перед страной, будет просто недосуг.

    Можно говорить о том, что власть и народ будут двигаться параллельными, непересекающимися курсами — выполнив гражданский долг и проголосовав за «меньшее из зол», жители Украины будут все меньше и меньше обращать внимания на возню на политическом Олимпе. Во всяком случае такие факторы, как общественное мнение, реноме в глазах избирателей, вероятность массовых акций, не будут оказывать практически никакого влияния на ход политического процесса. Ни один из рассмотренных кандидатов, даже став президентом, не сможет использовать такой козырь, как авторитет и популярность в глазах избирателей.

    Совсем другая ситуация сложится, если президентом Украины станет

    Петр Симоненко

    Совершенно очевидно, что победа кандидата от КПУ стала бы означать резкое изменение общественных настроений, «революционизацию» сознания, общественный вотум недоверия всей ныне правящей элите, переход от апатии к активному желанию изменить ситуацию в стране.

    Благодаря этому Симоненко, став президентом, сможет использовать народную поддержку как главный рычаг для выполнения своей программы. Ведь других средств влияния поначалу у него попросту не будет — фракция КПУ в нынешнем парламенте немногочисленна, а буржуазные партии вполне могут объединиться в самую широкую антикоммунистическую коалицию, блокирующую не только перевыборы парламента, но и любые инициативы президента, включая кадровые вопросы.

    Сильным инструментом в руках президента станет возможность инициирования всенародных референдумов по наиболее острым вопросам. В частности, наверняка одним из первых шагов Симоненко на посту президента станет назначение референдума по вопросу о НАТО и вступлении в ЕЭП (который уже три года как обязан провозгласить нынешний гарант).

    Видимо, Петру Симоненко придется маневрировать, с одной стороны, используя средства «давления снизу», включая массовые акции и возможность политических забастовок на принадлежащих олигархам предприятиях, с другой — находить компромисс с буржуазными партиями и стоящими за ними олигархами, заставлять их идти на уступки и в политической, и в экономической сфере.

    В то же время совершенно очевидно, что победа Петра Симоненко вызовет резкое неприятие в западных регионах, вплоть до объявления об их неподчинении центральной власти, как это уже было в 2004 г., после второго тура. Полагаем, что в этой ситуации Симоненко не будет предпринимать резких шагов, предоставив ситуации развиваться «естественным путем». Т. е. через продолжительные и малопродуктивные переговоры при участии международных посредников, по ходу которых пути западной (а мы усматриваем попытки «откола» только самых западных регионов — Галиции и Волыни) и остальной Украины будут расходиться все дальше.

    Можно констатировать, что при самом пессимистическом сценарии для страны — «потери» западных регионов (с практически нулевой поддержкой там коммунистов) это только усилит позиции Симоненко. Да и уход Галиции, смею предполагать, не вызвал бы трагических настроений у большинства населения юго-востока и Центральной Украины. Впрочем, само осознание этого может стать весьма существенным сдерживающим фактором для галичанских лидеров, если они перспективой «ухода» в очередной раз попытаются шантажировать остальную Украину.

    Хотя мы и рассмотрели вариант развития событий в случае победы Петра Николаевича на президентских выборах, но должны отметить, что на пути к этому, безусловно, есть серьезнейшие препятствия. Причины показал Алексей Попов в материале «Разделенная страна — препятствие для единства левых» (№ 37 (476), 11—17 сентября 2009 г.) Поэтому главная задача Симоненко в начавшейся президентской гонке — не только победа, но и стремление получить максимально высокий результат поддержки, что даст возможность создать базу для успешного выступления левых сил на предстоящих в марте выборах в местные органы власти, а также досрочных парламентских выборах, если они состоятся. А вот когда коммунисты и их союзники получат крупные фракции в представительных органах власти, у них появится реальная возможность влиять на государственный курс.

    Высокий результат Симоненко в первом туре заставит того же Януковича искать поддержки у левых. Естественно, в этом случае поддержка лидера ПР со стороны Симоненко будет обусловлена значительной корректировкой программы «регионалов», а главное — твердыми гарантиями присутствия левых во власти и соответствующего изменения государственного курса в сторону большей социальной направленности, приоритета восточного вектора во внешней политике и смены приоритетов в гуманитарной политике (отказ от насильственной украинизации, государственный статус русского языка и т. д.). Такой альянс может сильно изменить те расклады, которые мы рассмотрели выше.


    Что произойдет с национальной экономикой?

    Делая свой прогноз пять лет назад, мы исходили из того, что победитель президентской гонки получит экономику «на ходу», с самыми высокими в Европе темпами роста и его задачей будет не ухудшить имеющуюся динамику. Мы прогнозировали тогда, что это по силам не только Януковичу, который, пересев из премьерского в президентское кресло, продолжил бы прежний курс, но и Ющенко, который тогда имел репутацию знающего экономиста.

    Но в то же время мы предостерегали, что в случае победы Ющенко негативное влияние на экономические показатели окажет его односторонняя ориентация на Запад и вполне предсказуемое ухудшение отношений с основным внешнеэкономическим партнером Украины — Россией. К сожалению, реализовался именно этот пункт нашего прогноза. Мало того, что мы переоценили экономические и административные способности Виктора Андреевича, но и совершенно недооценили «уникальные» таланты Юлии Тимошенко, которая была (и остается сегодня) премьером большую часть «помаранчевой» эпохи.

    В результате накануне очередных президентских выборов «ми маємо те, що маємо». Нет нужды давать подробный анализ экономического положения Украины — оно общеизвестно. Отметим лишь, что дефолта, многократного обвала национальной валюты и полного экономического коллапса в этом году удалось избежать лишь благодаря кредитам МВФ и беспрецедентному выкачиванию средств из экономики для предвыборного наполнения бюджета, включая такие «ноу-хау», как авансовые выплаты налогов. Но совершенно очевидно, что вечно латать тришкин кафтан не получится даже у Тимошенко.

    Вряд ли стоит надеяться, что благодаря выздоровлению мировой экономики (которое пока отнюдь не очевидно) специфические украинские проблемы рассосутся сами собой. Чем бы ни руководствовался МВФ, выдавая кредит Украине на весьма либеральных условиях, «банкет» рано или поздно (скорее — рано) закончится, а долги придется отдавать.

    Никуда не денутся и проблемы, связанные с тем, что переход на рыночную цену на газ делает неконкурентоспособными главные экспортные отрасли Украины — металлургию и химию. Сегодня цена на газ для них фактически дотируется за счет стремительно катящегося к банкротству «Нафтогаза», но и это не может продолжаться бесконечно. Отдельный вопрос — дополнительные испытания с непредсказуемыми последствиями, которые придется пройти многострадальной украинской экономике в последний период самой президентской гонки. Не исключено, что Виктор Андреевич вполне готов, уходя, «сжечь за собой деревню до последней хаты»!

    Таким образом, кто бы ни стал новым президентом, он окажется лицом к лицу с тяжелейшей экономической ситуацией и необходимостью осуществления кардинальных и неординарных шагов с целью исправления положения и недопущения мощного социального взрыва. На практике это означает проведение весьма жесткого внутриэкономического курса, «затягивание поясов», притом не на один год.

    И этот вариант окажется трудновыполнимым для любого из наших претендентов. Для его реализации необходимы высокая степень политической культуры властных элит, устоявшиеся традиции и правила (писаные и неписаные) политической борьбы и соответственно — нахождения при необходимости консенсуса. Да и просто определенное чувство ответственности перед страной — то есть то, чего сегодня у наших «можновладцiв» не наблюдается и в помине. Также очевидно, что для спасения экономики необходимо хоть в какой-то мере снизить масштабы коррупции, что в украинских условиях у большинства возможных кандидатур неизбежно выльется в борьбу с «чужими» коррупционерами при покрывательстве своих.

    И все это будет происходить в расколотой стране и на фоне крайнего недоверия населения ко всем власть имущим. Повторимся, в этом кардинальное различие с 2004 г., когда многие искренне поддерживали кто Ющенко и Тимошенко, кто Януковича. Сегодня же практически для всех избирателей вопрос стоит только в выборе меньшего из зол.


    Источник:   
    Категория: Аналитика | Добавил: newroz (16.10.2009)
    Просмотров: 516
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2025Сделать бесплатный сайт с uCoz