Разговоры
об украинской армии вообще и об украинском оборонном ведомстве в
частности вызывают реакцию, близкую к ироничной. Оно и не удивительно,
если проанализировать историю Министерства обороны Украины. Унаследовав
от умершей империи не только третий в мире ядерный арсенал, но и
огромное количество прочего вооружения, квалифицированный офицерский
состав и хорошую сеть военных училищ, украинские военные по воле украинских политиков превратились в потешный полк.
Хотя начиналось все не так уж плохо. Распад империи, чреватый
югославским сценарием, раздел ЧФ, раздел Севастополя – все это излучало
определенный драматизм и сулило для украинской армии не так уж мало
работы. Однако история распорядилась иначе. Геополитическая
оперетта вместо геополитической трагедии – так можно определить
новейшую украинскую историю. Армия оказалась не при делах. Постоянные
сокращения и личного состава, и вооружений, отсутствие горючего для
самолетов, десантники, никогда не прыгавшие с парашютами, подводная
лодка, никогда не погружавшаяся под воду, отсутствие патронов для
спецназа военной разведки – таковы печальные реалии украинских военных.
А в отличие от Латинской Америки, украинская армия не
устраивает военных переворотов, поэтому ее никто не уважает и никто не
боится. Благодарить за то, что третья украинская республика все еще существует, нужно СБУ и МИД, но уж никак не военных.
У руля оборонного ведомства Украины в разное время пребывали такие руководители:
Константин Морозов – 1991-93 гг.
Виталий Радецкий – 1993-96 гг.
Валерий Шмаров – 1996-99 гг.
Александр Кузьмук – 1999-2001 гг.
Евгений Марчук – 2003-04 гг.
Александр Кузьмук – 2004-05 гг.
Анатолий Гриценко – 2005-07 гг.
Юрий Ехануров – 2007 - до настоящего времени.
Константин Морозов. Первый и
фактически легендарный министр обороны Украины. В годы его руководства
Министерством возможность того, что Украина и Россия начнут разбираться
в сербо-хорватском стиле была очень велика. При нем была
проведена присяга на верность Украине в большинстве воинских
соединений на нашей территории, при нем началась так называемая
«репатриация в погонах», то есть возвращение в Украину и в украинскую
армию, бывших офицеров советской армии – этнических украинцев. К
чести генерала Морозова стоит добавить, что он, как мог, сопротивлялся
ядерному разоружению Украины, создал действенную и достаточно
эффективную военную разведку и старался создать для военнослужащих
более-менее комфортные и приемлемые условия службы.
Виталий Радецкий. Ему
пришлось руководить украинскими вооруженными силами в период
наибольшего кризиса в отношениях с РФ, когда камнем преткновения стали
ЧФ и Севастополь. Его крылатая фраза о том, что Украина
готова пойти на любые жертвы, но Крым не отдаст, его безбашенно-смелое
взятие в плен министра обороны РФ Грачева перед началом переговоров по
Крыму, зуботычины, которые он во время тех же переговоров отвешивал
промосковскому президенту крымской республики Юрию Мешкову сыграли свою
роль в том, что Севастополь и Крым остались под украинским контролем.
Да и военный капкан вокруг Севастополя, готовый захлопнуться в случае
агрессивных действий ЧФ и фактически стереть в порошок всю береговую
структуру ЧФ РФ – так же заслуга Радецкого.
К минусам генерала Радецкого следует отнести то, что социальная
защита военнослужащих была предана практически полному забвению, а
также и то, что, окрыленный своими крымскими успехами, он начал давать
полезные (с его точки зрения) советы высшему политическому руководству
Украины. Отставка не заставила себя долго ждать.
Валерий Шмаров. Первый
гражданский министр обороны начал воплощать в жизнь программу
превращения армии в нечто среднее между довеском к войскам МВД и
военным магазином. Система военного образования, подготовки
офицерских кадров была практически развалена, вооружение не
обновлялось. Его последователю досталась уже небоеспособная армия.
Александр Кузьмук, профессиональный
военный, дважды руководивший МО Украины, заслужил прозвище
«унтер-офицер Пришибеев» за то, что умел выражаться крайне замысловато
и брутально одновременно. Кузьмук был человеком стопроцентно преданным президенту Кучме.
Лишь в 2004 году Кузьмук ослушался тогдашнего Президента и не
препятствовал временному переходу МО под контроль офицерского
сообщества, прекрасно понимая, что звезда Кучмы, мягко говоря,
закатывается.
К минусам Кузьмука можно смело отнести то, что при нем
во время учений ракеты били по гражданским объектам и со странной
настойчивостью взрывались склады с боеприпасами. Ради
объективности все же отметим, что сын генерала Кузьмука служил в
украинских миротворческих частях на Балканах, а это более чем нетипично
для той паразитической прослойки, которая называет себя украинской
элитой.
Евгений Марчук руководил
самой армией не очень долго. Однако при нем произошло два
знаменательных события – Украина присоединилась к антииракской
коалиции, фактически расплатившись людьми за смягчение в
украино-штатовских напряженных отношениях. И, во-вторых, произошла так
называемая Скниловская трагедия, когда во время военного авиашоу в
окрестностях Львова истребитель врезался в трибуну, переполненную
людьми. Первое событие свидетельствовало о цинизме
армейского руководства, отправившего не подготовленных военных против
шиитов из «Армии Махди», второе – о падающем профессионализме
украинских военных и о том, что вооруженные силы Украины становятся
небезопасными для своего народа.
Во время «оранжевой революции» МО и главное управление разведки МО вместе с СБУ были на стороне оранжистов.
Ту же самую преданность Банковой МО продемонстрировало и летом 2007
года, когда в стране вершился большой передел политической власти. Армейский
спецназ был готов причесать «свинцовой расческой» Майдан Мороза и
Януковича, а в случае необходимости – и дать бой подразделениям МВД,
которые поддерживали тогдашних премьера и спикера. К прискорбию,
национал-оранжисты оказались на редкость неблагодарными. Ни армия, ни
СБУ, дважды спасшие этих господ, не получили положенных им бонусов.
Армии, да и МО, даже пришлось хуже, чем СБУ. Новые
сокращения личного состава, некие химерные прожекты о переходе на
контрактную основу и крайне недостаточное финансирование – вот далеко
не полный перечень теперешних армейских проблем. О том, как функционировало и функционирует МО под пятой президента Ющенко, мы более подробно расскажем далее.
Продолжение следует (см. Часть 2 здесь)