Украинская военная промышленность застыла между НАТО и Россией
Что на самом деле происходит вокруг украинского ОПК
2008-11-10 / Татьяна Ивженко, Киев
Верховная Рада обвинила Виктора Ющенко в том, что он знал и не помешал
отправке оружия в Тбилиси. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
|
Украина то и дело фигурирует в международных скандалах о незаконных
поставках оружия. Еще в период работы президента Леонида Кучмы
появились сведения о нелегальном спецэкспорте в Ирак и Белоруссию. С
приходом к власти Виктора Ющенко зазвучали обвинения о
несанкционированных поставках оружия в Грузию. В конце октября Служба
безопасности Украины (СБУ) инициировала возбуждение уголовного дела по
факту разглашения государственной тайны относительно торговли
украинским оружием. Что на самом деле происходит вокруг украинского
оборонно-промышленного комплекса и как может развиваться ситуация –
рассказал «НГ» член комитета Верховной Рады по вопросам национальной
безопасности и обороны Владимир Макиенко.
– Владимир Петрович, вся ли информация о торговле оружием является в Украине государственной тайной?
– Нет. Украина может поставлять оружие в любое государство, в
отношении которого не введено эмбарго ООН. В этом нет тайны. Другое
дело, что информация об объемах поставок и о перечне товаров может быть
засекречена условиями контрактов.
– По какой схеме поставляется украинская продукция ВПК на внешние рынки? Верховная Рада контролирует этот процесс?
– Все поставки осуществляет государственная компания
«Укрспецэкспорт», объединяющая ряд дочерних предприятий – «Прогресс»,
«Укринмаш», «Укроборонсервис», «Спецтехноэкспорт», «Промоборонэкспорт».
Это своеобразный «магазин», который находит покупателей. Экономическую
целесообразность и техническую возможность выполнения того или иного
контракта оценивает Экспертно-технический комитет (ЭТК) при кабинете
министров. Политическое решение о поставках принимается Советом
нацбезопасности и обороны (СНБО), председателем которого является
президент Украины.
У Верховной Рады в целом и парламентского Комитета по
нацбезопасности и обороне нет специальной функции контролировать
поставки вооружений. Но по запросу комитета руководство
«Укрспецэкспорта» и правительственного ЭТК обязано предоставлять
необходимую информацию. Отмечу, что депутаты всегда получали
исчерпывающие ответы на все вопросы.
– Зачем в таком случае понадобилось создание Временной следственной
комиссии Верховной Рады, которая изучает вопрос о поставках оружия в
Грузию, и почему это привело к политическому скандалу?
– Я убежден, что подоплека скандала кроется в политической
плоскости. Еще до расследования наш комитет заслушал руководство
«Укрспецэкспорта», депутатам были предоставлены все необходимые
документы: никакого криминала в деятельности специализированной
государственной компании не было. Кстати, самым крупным нашим
покупателем выступала Российская Федерация. Если сравнивать объемы
поставок, то на долю Грузии приходилось около 10% того, что
поставлялось в Россию…
А Следственная комиссия Верховной Рады изучает совсем другой вопрос
– о несанкционированных, незаконных поставках оружия. Контрабанда
оружием – серьезное преступление. Нужны очень веские доказательства.
Конечно, это явление существует в мире, но это уголовщина, а не
государственная политика.
– Кому, на ваш взгляд, понадобилось раздувать оружейный скандал?
– Не забывайте, что в Украине де-факто началась предвыборная
кампания. Многим людям нужно напоминать о себе, чтобы быть
востребованными. А поставки оружия – это прекрасный информационный
повод для громкого заявления. Возможно, это делается для того, чтобы
обратить внимание России на отдельных украинских политиков...
– Руководитель «Укрспецэкспорта» Сергей Бондарчук на днях сказал,
что именно Россия развернула против Украины «беспрецедентную по
масштабам информационную войну», поскольку «при помощи грязных методов
пытается конкурировать с Украиной по наиболее принципиальным сегментам
современного рынка вооружений». Как вы прокомментируете это заявление?
– Вероятно, руководство «Укрспецэкспорта» придерживается завышенного
мнения о себе и о своей организации на мировых рынках. Никакой
конкуренции российским поставщикам украинские, к сожалению, не
составляют. Слишком разные весовые категории.
Мировой рынок вооружений давно имеет два полюса: РФ и США. У
американцев – натовский рынок, включая всех потенциальных союзников.
Россияне поставляют продукцию ВПК на ту часть рынка, которая
традиционно обеспечивалась Советским Союзом, и в те страны, которые не
хотят работать с членами НАТО.
Украина занимается тем, что поставляет оружие на осколки двух
больших рынков. Мы сидим на баррикаде, как на лошади: не на одной
стороне и не на другой. Это самое уязвимое место, надо сказать. Поэтому
наш рынок вооружений потихоньку гибнет. Последняя крупная сделка была
заключена летом 1996 года: Пакистан купил у нас 320 танков Т-80УД,
которые производились на Харьковском заводе имени Малышева.
– Возможно, выход из ситуации – в возрождении промышленно-оборонных
связей с РФ? Как вы относитесь к тому, что российская сторона выдвигает
условием кооперации отказ Киева от вступления в НАТО?
– Политические условия и ультиматумы здесь неуместны. А что касается
сотрудничества, то у нас с Россией есть прекрасные примеры кооперации в
авиастроении, авиационном двигателестроении да и в других направлениях.
Эти отношения необходимо укреплять и развивать.
– Программа развития ОПК в Украине существует?
– Программа есть, развития нет. ВПК страдает в первую очередь из-за
наших Вооруженных сил, которые не могут купить то, что им нужно. Ведь и
законодательство, и неписаные правила этого рынка диктуют, что
экспортные поставки осуществляются только после насыщения внутреннего
рынка. Приведу один пример: в 1990-х в Украине был разработан
уникальнейший комплекс «Зоопарк-2», но до сих пор армия не нашла
средств, чтобы заказать его производство. Поэтому об экспорте никто и
не заикался. Конечно, сейчас этот вопрос уже потерял актуальность,
подобные разработки появились у других стран. Таких примеров немало.
В то же время «Росвооружение» работало с десятками, сотнями
агентских компаний, задействовались старые связи, делалось все
возможное и невозможное, чтобы создать рынок, который и поднял
российский ОПК. Ведь производство работает тогда, когда есть
покупатель. Я знаю случаи, когда в РФ вначале подписывались контракты,
а затем вкладывали деньги в создание производства. Представьте,
специально строили завод, причем в очень сжатые сроки. Это предприятие
успешно работает до сих пор.
У нас рынка как не было, так и нет. Я считаю, нужно пересмотреть
государственные программы, необходимо понять, что торговля оружием –
это бизнес. Эта сфера не может развиваться по инерции. Объемы продаж в
200–300 миллионов долларов, ну пусть даже в 500–600 миллионов в год –
это несерьезно с точки зрения развития ВПК. Ведь речь идет о
высокотехнологичном производстве, науке… Это сложный комплекс. Если мы
сейчас не определимся, с кем и как сотрудничаем, то распродадим
металлолом и в будущем вынуждены будем покупать оружие на внешних
рынках.
– Вступление в НАТО, на ваш взгляд, будет способствовать возрождению
ВПК Украины или, напротив, приведет к уничтожению этого комплекса?
– Ни того, ни другого не произойдет. Производством оружия занимается
не НАТО, а отдельные страны-члены. Украину они могут задействовать
разве что для выполнения каких-то видов работ, как на конвейере, нам
могут поручить производство деталей, частей, но не конечного продукта.
Достойное место украинский ВПК займет, когда Министерство обороны
Украины станет основным потребителем его продукции. А научный, кадровый
потенциал в Украине соответствует мировому уровню. При таких условиях
оживут и внутренний, и внешний рынки.
Источник: http://www.ng.ru/courier/2008-11-10/12_rasprodazha.html?mthree=9
|