Антарктиде - мир, Арктике - ПРО
США обнародовали арктическую доктрину
В понедельник американский Белый дом обнародовал президентскую директиву о национальной безопасности. Тема документа - политика в Арктическом регионе.
Главная идея очевидна: США намерены отчаянно защищать свои арктические интересы, преимущественно энергетические (например, углеводородные запасы) и военные (например, ПРО). Вашингтон намерен милитаризировать свою часть Арктики. Правда, сначала придется определить, какая именно часть - его. В документе несколько раз упоминается и Российская Федерация. Во-первых, американская администрация требует от России скорейшей ратификации соглашения «О линии разграничения морских пространств», заключенного между СССР и США в 1990 году. Во-вторых, Белый дом подчеркивает заинтересованность в научном сотрудничестве с Россией.
Арктическая директива - один из последних документов, подписанных Джорджем Бушем на посту президента США. Уже 20 января он передаст полномочия Бараку Обаме. Однако учитывая двухпартийный характер американской внешней политики (а эта директива - прежде всего внешнеполитический документ), ее постулаты останутся актуальными при любой администрации, если, конечно, она не примет собственную арктическую директиву. Предыдущий подобный документ появился на свет в 1994 году.
Климатические изменения, приведшие к таянию ледников, впервые в истории человечества «обнажили» углеводородные и минеральные богатства Арктики. С течением времени их разработка станет проще.
По оценкам геологов, на шельфе Северного Ледовитого океана может находиться более 25% мировых запасов нефти и газа. В прошлом году Геологическая служба США выпустила отчет, в котором говорится, что на территории, окруженной Северным полярным кругом, предположительно находится 90 млрд баррелей извлекаемой нефти (столько потребляет весь мир за три года) и около 50 трлн кубометров природного газа.
Восемь стран называют себя арктическими державами: Россия, США, Канада, Норвегия, Дания, Финляндия, Швеция и Исландия. В перспективе борьба за Арктику между первыми пятью из них станет одним из главных сюжетов мировой политики.
Как говорится в тексте документа, «эта директива устанавливает политику Соединенных Штатов по отношению к арктическому региону и предписывает ее реализацию». В свою очередь США определяются как «арктическая страна с разнообразными и насущными интересами в этом регионе».
Что интересно Штатам
Авторы документа определяют национальные интересы США в арктическом регионе. Перечисление начинается, разумеется, с военной тематики. «Интересы включают в себя такие темы, как противоракетная оборона и раннее предупреждение, развертывание морских и воздушных систем для стратегических перевозок, стратегическое сдерживание, морское присутствие, морские операции по безопасности, обеспечение свободы навигации и полетов», - говорится в доктрине.
В Министерстве обороны России эти военные планы США в Арктике назвали ожидаемыми. «Мы воспринимаем эти шаги США как ответную реакцию на активизацию военного присутствия России в арктическом регионе, которую мы наблюдаем в последние несколько лет. Она была ожидаема и вполне понятна», - сказал корреспондентам «Газеты» статс-секретарь Минобороны Николай Панков.
Он добавил, что Россия не планирует предпринимать какие-то специальные ответные шаги, поскольку действия Вашингтона являются ответом на укрепление российской обороноспособности, однако заметил, что Минобороны будет продолжать развивать работу в Арктике.
Следующий пункт в списке национальных интересов США в Арктике - предотвращение и смягчение возможных террористических или враждебных атак, которые могут «увеличить уязвимость США в арктическом регионе».
Америке необходимо более активное присутствие и морское могущество, так как «человеческая деятельность в арктическом регионе увеличивается и, по прогнозам, еще более увеличится в ближайшие годы».
Осуществление власти в своей арктической юрисдикции (в том числе речь идет и о территориальных водах, экономической зоне, континентальном шельфе) - четвертый пункт в списке.
«Главный национальный приоритет - свобода мореплавания», - говорится в документе, и следующей фразой упоминается Северо-Западный проход, и это еще один весьма любопытный сюжет международных отношений. К 2050 году, благодаря потеплению и таянию ледников, на карте мира в районе Северо-Западного прохода появится так называемый «северный панамский канал». Этот арктический канал, без сомнения, составит конкуренцию другим маршрутам из Европы в Азию. Путь по нему на 4 тысячи км короче, чем через Панамский канал. К тому же по Северо-Западному проходу могут пройти супертанкеры - гигантские корабли, которые не вмещаются в Панамский канал, и сейчас, чтобы попасть из Тихого океана в Атлантический, вынуждены огибать Южную Америку. Оттава настаивает, что Северо-Западный проход по большей части пролегает через внутренние воды Канады. США и ЕС, заинтересованные в этом транспортном коридоре, говорят, что на него распространяется право международного пролива, открытого для свободного плавания.
Разделять и властвовать
Модель управления Антарктидой не подходит к Арктике, говорится в директиве, и никакой документ, подобный Международному договору об Антарктиде (он предусматривает использование континента в исключительно мирных целях), по отношению к Арктике Вашингтон не поддержит. Причина тому - «особые геополитические обстоятельства». Зато Белый дом рекомендует сенату в скором времени ратифицировать Конвенцию ООН по морскому праву, регламентирующую взаимоотношения государств по вопросам совместного использования мирового океана. Ратификация документа необходима Штатам для определения границ своего суверенитета в Арктике. Согласно конвенции, границы экономической зоны прибрежных государств установлены на расстоянии 200 морских миль (370 км) от берегов материка и островов. Кроме того, международный документ предусматривает возможность расширения границы экономической зоны, если страна докажет, что шельф простирается за пределы 200-мильной зоны.
Чтобы успешно выполнить все предписания директивы, Вашингтону необходимо заручиться поддержкой крупнейшей арктической державы - России. В связи с этим Белый дом настоятельно рекомендует соответствующим ведомствам «продолжать убеждать Россию ратифицировать американо-российское соглашение от 1990 года о морских границах».
Речь идет о соглашении «О линии разграничения морских пространств», подписанном в 1990 году тогда министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварнадзе и американским госсекретарем Джеймсом Бейкером. Документ разграничивает континентальный шельф и экономические зоны в Чукотском и Беринговом морях, в Северном Ледовитом и Тихом океанах и территориальные воды между островами Ратманова и Крузенштерна в Беринговом проливе. Россия действительно пока не ратифицировала документ из-за неоднозначных оценок экономических последствий.
В директиве президент «наставляет» руководителей ключевых федеральных ведомств делать все необходимое, чтобы США «продолжали играть лидирующую роль во всем арктическом регионе». При этом президент настаивает на улучшении сотрудничества с Россией в научной сфере, что, гласит документ, «особенно важно».
Ученые все чаще высказывают опасения, что увеличивающаяся человеческая активность в регионе и разработка энергоресурсов станут настоящим бедствием для хрупкого экологического баланса в Арктике. Это учли и авторы директивы, которые после слов о необходимости «защищать интересы США в том, что касается запасов углеводородов», не преминули напомнить о сохранении «уникальной и изменчивой» природы Арктики.
Столь масштабные планы потребуют значительных ресурсов, в том числе и финансовых. На этом, собственно, и заканчивается директива, которая увещевает учитывать арктические интересы США в будущих бюджетных проектах.
По мнению представителя совета по национальной безопасности при президенте США Бенджамина Чанга, Вашингтону не обойтись без сотрудничества с другими арктическими странами. «Наша позиция заключается в том, чтобы совместно с другими арктическими странами развивать регион, особенно это касается сферы энергетики. При этом следует учитывать сохранение окружающей среды региона», - цитирует Чанга агентство Reuters.
13.01.2009 / АНТОН ИВАНИЦКИЙ, ДЕНИС ТЕЛЬМАНОВ
|