Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Вторник, 23.04.2024, 18:29
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2009 » Февраль » 5 » Нерушимый блок быстрого реагирования
    Нерушимый блок быстрого реагирования
    07:54
    За три часа заседания президенты стран одкб согласовали все четыре пункта повестки дня. Фото «Газета»
    Нерушимый блок быстрого реагирования

    В состав коллективных сил войдут около 15 тысяч военных из стран ОДКБ

    Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, будет иметь Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР).

    Соглашение о создании этих сил стало главным итогом вчерашней экстренной сессии в Москве Совета коллективной безопасности - высшего органа ОДКБ. Согласно документу, подписанному главами государств - участников организации, КСОР предназначены для оперативного реагирования на военные и пограничные конфликты, пресечение попыток террористических актов, противодействия наркотрафику и другим видам организованной преступности. Президенты дали поручение секретариату ОДКБ в течение трех месяцев подготовить все детали работы и формирования КСОР.

    Советник информационного отдела ОДКБ Виталий Струговец сообщил корреспонденту «Газеты», что, по предварительным оценкам, в состав КСОР от всех стран организации войдет около 15 тысяч военнослужащих, и эти силы будут сформированы на базе существующих Коллективных сил быстрого развертывания. Президент России Дмитрий Медведев рассчитывает, что силы ОДКБ по боевому потенциалу будут не хуже, чем у НАТО.

    Заседание Совета коллективной безопасности (СКБ), в который по статусу входят только первые лица стран - членов ОДКБ и генеральный секретарь, длилось около трех часов, что заставило понервничать ожидавших начала расширенного заседания министров иностранных дел и председателей советов безопасности стран. За это время лидеры успели принять все запланированные решения по четырем пунктам повестки дня, поэтому заседание в расширенном составе длилось около 10 минут, а все его участники по предложению президента председательствующей в ОДКБ Армении Сержа Саргсяна предпочли не высказывать свое мнение по повестке и согласиться со всеми решениям президентов.

    Помимо создания КСОР главы государств утвердили бюджет организации на 2009 год, переназначили генеральным секретарем ОДКБ Николая Бордюжу и назначили следующее заседание СКБ на июнь - опять же в Москве.

    Российско-казахстанское ядро

    Подписанное в Кремле соглашение предусматривает, что в КСОР войдут мобильные боевые подразделения всех стран-участниц, как армейские, так и полицейские. Окончательно состав коллективных сил будет известен через три месяца.

    Виталий Струговец сообщил корреспонденту «Газеты», что Россия делегирует в эту группировку 31-ю гвардейскую десантно-штурмовую бригаду (дислоцирована в Ульяновске) и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию (Ивановская область), а Казахстан выразил готовность отправить в КСОР бригаду.

    Таким образом, ядро коллективных сил составят российские (около 10 тысяч военнослужащих) и казахстанские войска (3--4 тысячи). Остальные страны, по сообщению секретаря совета безопасности Киргизии Адахана Мадумарова, направят в КСОР по батальону.

    Окончательный количественный состав и местоположение штаба сил будут определены в ближайшие три месяца на основе многосторонних переговоров в рамках организации.

    Единый штаб - разная дислокация

    Адахан Мадумаров пояснил корреспонденту «Газеты», что батальон стран - участниц ОДКБ - это 400--800 человек по штатному расписанию. Помимо регулярных войск в состав КСОР войдут спецподразделения МВД, МЧС, миграционных служб и ведомств по борьбе с наркотрафиком и терроризмом.

    В этом главное отличие создающихся КСОР от существующих коллективных сил быстрого развертывания, которые включают в себя только воинские контингенты.

    "Силы быстрого реагирования у всех были и раньше, но они все-таки в основном быстрыми были на бумаге. Сейчас создаются хорошо подготовленные серьезные формирования, хорошо экипированные, с самой современной военной техникой, и их потенциал будет не хуже формирований Североатлантического блока", - пояснил Дмитрий Медведев.

    Сравнение с НАТО не случайно. Прошлой осенью Вашингтон призвал союзников по альянсу к созданию сил быстрого реагирования. Правда, особого отклика этот призыв не нашел.

    Участие спецназа в КСОР вызвало сомнения узбекского президента Ислама Каримова. В итоге решение о создании коллективных сил было принято с учетом особого мнения Узбекистана, который пополнит состав КСОР только военными, а решение о спецподразделениях будет принимать отдельно по каждому случаю.

    Особое мнение высказывал и таджикский лидер Эмомали Рахмон. Накануне саммита он стал возмутителем спокойствия, в последний момент отказавшись участвовать в запланированных на 2 февраля двусторонних переговорах. Вчера утром на заседании министров иностранных дел и секретарей совбезов ОДКБ Рахмон посчитал, что на принятие решения о создании КСОР отведено слишком мало времени (идею этих сил одобрили на неформальном саммите в Казахстане в декабре прошлого года). Однако к сессии СКБ он отказался от оговорок.

    Подразделения КСОР будут дислоцироваться на собственных территориях, но, как сообщил на итоговой пресс-конференции Дмитрий Медведев, они будут проходить совместное обучение, будут одинаково экипированы и вооружены по последнему слову военной техники. В случае чрезвычайной ситуации принимать решение, какое именно подразделение мобилизовать, должен единый командный штаб КСОР. Струговец пояснил корреспонденту «Газеты», что мобилизационная готовность войск измеряется часами, а не сутками.

    Манас пустовать не будет

    Параллельно с решением правительства Киргизии закрыть американскую военную базу Манас российский МИД заявил о готовности предоставить США право на транзит через Россию невоенных грузов и персонала для "нужд антитеррористической коалиции".

    Что же касается базы в Манасе, то пустовать ей не придется. Как заявили вчера в Бишкеке, американских военных в Киргизии уже скоро могут сменить КСОР.

    Председатель думского комитета по международным делам Госдумы Константин Косачев прокомментировал корреспонденту «Газеты»: «Когда речь идет о военно-политическом союзе, которым является ОДКБ, он не может существовать только на бумаге, не имея мускулов, то есть собственных вооруженных сил. В данном случае решение о силах быстрого оперативного реагирования является не просто назревшим, но давно перезревшим».

    По словам Косачева, после принятия решения по созданию КСОР «должны последовать практические решения по тому, где эти оперативные силы будут базироваться».

    Предназначены только для обороны

    Как заявил помощник президента Сергей Приходько, коллективные силы оперативного реагирования «предполагается использовать для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и насильственными проявлениями экстремизма, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

    Очевидно, что в первую очередь такие угрозы, как наркотрафик, международный терроризм и экстремизм, исходят для ОДКБ с юга, то есть от афганских талибов. С этой точки зрения КСОР будет применяться против групп исламских боевиков, которые регулярно проникают в Таджикистан и Узбекистан с юга.

    Напомним, что в конце августа прошлого года на саммите ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) в Душанбе президент Афганистана Хамид Карзай для борьбы с "Талибаном" прямо запрашивал поддержку ШОС, в которую входят пять из семи членов ОДКБ.

    Однако если в Кабуле напрямую попросят ОДКБ о военной помощи, то выполнение такой просьбы противоречит Договору о коллективной безопасности 1992 года, который лег в основу организации.

    Так, в 1-й статье сказано, что участники ОДКБ обязуются разрешать все разногласия между собой и другими государствами мирными средствами. А в 4-й статье упоминается оборонительный характер организации: «При совершении акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону».

    Таким образом, помогать Карзаю в войне с талибами внутри страны возможно только в том случае, если Афганистан вступит в ОДКБ.

    Кого бы вы еще позвали в коллективные члены безопасности?

    ДМИТРИЙ РОГОЗИН, постоянный представитель России при НАТО
    В перспективе и в случае позитивных изменений в тех странах, которые были республиками Советского Союза, и в случае прихода к власти политических сил, которые выступали бы с добрососедских позиций, можно было бы говорить об интеграции в коллективную систему безопасности таких государств, как, например, Азербайджан, Украина, Молдавия и так далее. Безусловно, по мере становления в качестве самостоятельных государств Южной Осетии и Абхазии они тоже могли бы претендовать на участие в международных организациях. Я надеюсь, что направление будет именно таким.
    Что касается стран не из состава бывшего СССР, то их участие в коллективной системе безопасности возможно при появлении каких-то крайне острых угроз, которые потребуют коллективного ответа. Но на сегодняшний день речь может идти прежде всего о совместных действиях, а не о едином участии в одной организации. Для того чтобы ОДКБ стала реальной и эффективной военно-политической организацией, необходимо пройти очень серьезный и долгий путь. Сейчас мы вместе с нашими союзниками проводим огромную и сложную работу, особенно с учетом непростой внутриполитической ситуации в этих государствах. И если сейчас увязать эту работу с появлением новых кандидатов (каждый, естественно, будет со своими амбициями), это может окончательно запутать ситуацию.

    КОНСТАНТИН КОСАЧЕВ, председатель комитета Госдумы по международным делам (фракция "Единая Россия")
    Нынешний состав ОДКБ не обязательно должен быть конечным. А что касается дальнейших перспектив, то все будет зависеть оттого, как будет развиваться ОДКБ и как к этому процессу будут относиться наши потенциальные партнеры. Но я бы не говорил категоричное нет по отношению к любому государству. Список стран-участниц со временем вполне можно расширить. Но это не является задачей сегодняшнего дня, потому что ОДКБ сначала должна окончательно встать на ноги (для чего сегодня был сделан очень серьезный шаг вперед). А в будущем я не исключал бы развития организации на Кавказ, скажем, в Азербайджан и даже Грузию (последнюю только с другим руководством и другими амбициями). И также несколько стран - на азиатском направлении, включая Монголию и Китай, а на европейском - включая Украину. Я бы ничего не исключал, но пока вопрос не должен так ставиться, особенно с учетом того руководства, которое сейчас находится у власти в некоторых из этих стран.

    АНДРЕЙ КОКОШИН, депутат Госдумы (заместитель руководителя фракции "Единая Россия"), доктор исторических наук, профессор, академик РАН
    ОДКБ становится привлекательной организацией, и создание коллективных сил оперативного реагирования особенно важно для Средней Азии. Я сейчас не буду называть какую-то конкретную страну, которую следовало бы позвать в ОДКБ, чтобы, как говорится, не спугнуть. Однако в ближайшее время вполне можно было бы привлечь в эту организацию, на мой взгляд, еще одну-две страны, у которых есть общие интересы в отношении безопасности в Центрально-Азиатском регионе. И это могли бы быть не обязательно республики бывшего СССР.

    ЛЕОНИД ИВАШОВ, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
    Нужно работать с Молдавией, Монголией, нужно серьезно разговаривать с Азербайджаном, Туркменией и так далее. И это для того, чтобы создать такую структуру, которая бы как единая организация вошла бы в военно-политические структуры ШОС. Нужно насыщать ОДКБ перспективами развития, ведь членов этой организации интересует в том числе и военно-политическая сторона. Также требуется и некая концепция с развивающейся динамикой. Но главное - чтобы были более четкие и жесткие обязательства, а не такие, что, мол, в случае агрессии против одной страны остальные только могут оказать возможную помощь, включая военную. Обязательства должны быть более жесткими в том числе и для Белоруссии, которой пока конституция не позволяет посылать в горячие точки свой воинский контингент. Да и для Армении, и для других стран-участниц.
    А то ведь все рассчитывают, что, если случится беда, только Россия будет участвовать в военных действиях, а остальные - по мере возможностей.

    04.02.2009 / АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, ЛИЛИЯ БИРЮКОВА, ОЛЬГА ПАВЛИКОВА, ДЕНИС ТЕЛЬМАНОВ, ОПРОС ПОДГОТОВИЛ АЛЕКСАНДР САРГИН

    Материал опубликован в "Газете" №19 от 05.02.2009г.

    Источник:  http://gzt.ru/politics/2009/02/04/223002.html

    Просмотров: 553 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Февраль 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
          1
    2345678
    9101112131415
    16171819202122
    232425262728

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz