Мюнхенская перезагрузка
Москва и Вашингтон могут договориться по ПРО и СНВ
Вице-президент США Джозеф Байден в Мюнхене удержался от резкой критики в адрес РФ. Фото Reuters
|
В Мюнхене вчера завершилась 45-я Международная конференция по
политике безопасности. Главным событием престижного форума стало
выступление вице-президента США Джозефа Байдена, существенная часть
которого была посвящена России. Вашингтон демонстрирует желание
договариваться с Москвой. Готовность к сотрудничеству с США обозначила
и Россия. Эксперты «НГ» отметили, что у РФ и США есть шанс
урегулировать разногласия по ПРО и СНВ.
Первое развернутое внешнеполитическое выступление Джозефа Байдена в
Мюнхене прозвучало примирительно. Известный критик Москвы Байден сразу
обозначил, что на Международной мюнхенской конференции по политике
безопасности он представляет позицию администрации президента Барака
Обамы. В Мюнхене, где два года назад Владимир Путин антиамериканской
критикой ознаменовал начало нового этапа в ухудшении отношений Москвы и
Вашингтона, теперь предпринята попытка навести мосты к сотрудничеству.
Представлявший на конференции Россию вице-премьер Сергей Иванов также
протянул руку США.
Нажать на кнопку
Байден считает, что «настало время нажать на кнопку перезагрузки и
пересмотреть многие области, где мы можем и должны работать вместе». В
частности, Россия и США могут и должны сотрудничать, чтобы сломить
«Аль-Каиду» и «Талибан» в Афганистане. Они могут и должны обеспечить
безопасность ядерного оружия и расщепляющихся материалов и
предотвратить их распространение. Они могут и должны возобновить
процедуры верификации сокращения ядерных арсеналов друг друга,
предусмотренные истекающим в декабре этого года Договором СНВ-1, а
«потом выйти за рамки существующих соглашений и договориться о более
глубоких сокращениях наших арсеналов». Конкретных порогов Байден не
назвал.
Все это действительно возможно, отмечают аналитики, но требуется,
чтобы и Москва, и Вашингтон проявили политическую волю. В Мюнхене
Байден и Иванов фактически подтвердили прежние позиции сторон по одному
из серьезнейших разногласий – планам США развернуть противоракетную
базу в Польше и радар в Чехии. «Мы продолжим развивать ПРО для
противодействия растущим возможностям Ирана, если технология докажет
свою эффективность и будет оправдывать затраты. Мы будем делать это,
консультируясь с нашими союзниками по НАТО и с Россией», – сказал
вице-президент США.
Иванов же повторил, что Москва по-прежнему против реализации планов
США по развертыванию третьего позиционного района ПРО в Европе,
поскольку данные объекты стали бы «частью американской стратегической
инфраструктуры, направленной на сдерживание российского
ракетно-ядерного потенциала».
Вице-премьер отметил, что выполнение ряда мер по транспарентности и
укреплению доверия в сфере ПРО могло бы уменьшить озабоченности Москвы.
Это – сигнал готовности к продолжению диалога с Вашингтоном по ПРО.
Привязать стратегические ракеты
Наблюдатели тем временем обратили внимание на «новое» предложение,
сделанное Ивановым в Мюнхене. «Мы предлагаем новое соглашение, которое
включает, в частности, запрет на размещение стратегических
наступательных вооружений за пределами национальных территорий. И,
конечно, запрет на милитаризацию космоса», – сказал вице-премьер.
Бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник в отставке
Виктор Есин в интервью «НГ» заявил, что речь идет о пролонгировании
требований СНВ-1 на запрет развертывания стратегических наступательных
вооружений вне национальной территории. Американцы вполне могли бы
положительно отреагировать на эту идею.
Что касается ПРО, то, по мнению Есина, Москва и Вашингтон и тут
могут договориться. Для этого американцам следовало бы реанимировать
предложения, которые министр обороны Роберт Гейтс и тогдашний
госсекретарь Кондолиза Райс озвучили в октябре 2007 года, – о доступе
российских военных на объекты ПРО в Польше и Чехии для контроля за
радаром и базой противоракет. Но главное условие – американцы должны
взять юридическое обязательство по ограничению возможностей своего
европейского сегмента ПРО, в частности, в Польше должно быть максимум
10 противоракет, а в Чехии – только один радар.
В этом случае, полагает Есин, Россия также должна взять на себя
обязательство не разворачивать ракетный комплекс «Искандер» в
Калининградской области. Он отметил, что Москва могла бы даже не
настаивать на постоянном присутствии российских наблюдателей на
объектах в Польше и Чехии. Достаточно периодического контроля с
беспрепятственным доступом на эти объекты на постоянной основе. В
промежутках между инспекциями ситуацию можно было бы контролировать с
помощью камер видеонаблюдения.
Сергей Иванов предложил американцам рецепт улучшения двусторонних отношений. Фото Reuters |
Путь к сокращению ядерных арсеналов лежит через ПРО
Эксперты положительно оценивают обозначенную Москвой и Вашингтоном
готовность договариваться о возобновлении режима контроля над
стратегическими вооружениями друг друга после истечения СНВ-1. Однако
что касается «более глубоких» сокращений ядерных арсеналов –
перспективе, о которой упоминал Байден, – то прежде Москве и Вашингтону
неизбежно придется урегулировать разногласия по ПРО.
«Если размер ядерного арсенала сторон будет понижаться до тысячи
боеголовок, необходимо прописать ограничение на стратегическую ПРО.
Если этого не учитывать, возможен дисбаланс в пользу США. Чтобы этого
не допустить, необходимо сделать так, чтобы американцы взяли на себя
обязательства по ограничению возможностей своей ПРО», – сказал Виктор
Есин. Наш собеседник также указал на необходимость ужесточения
протокола по ограничению крылатых ракет морского базирования с ядерной
головной частью, который прикладывался к истекающему СНВ-1.
«Нет» зонам влияния
Могут ли США и Россия работать сообща в сферах снижения ядерной
угрозы, борьбы с потенциальной ракетной опасностью с Ближнего Востока,
противодействия терроризму в Афганистане, отодвинув свои громкие
разногласия по другим вопросам на второй план? В частности, как быть с
различными взглядами Москвы и Вашингтона на постсоветское пространство,
прежде всего Украину, Грузию, государства Центральной Азии, – проблемы,
которые до сих пор вызывали сильное раздражение РФ и США?
По словам Байдена, США не будут во всем соглашаться с Россией.
Например, они не признают независимость Абхазии и Южной Осетии и в
целом наличие «сфер влияния Москвы». Если замечание про молодые
закавказские республики прозвучало как реверанс в сторону
присутствовавшего в Мюнхене президента Грузии Михаила Саакашвили, то в
неприятии «сфер влияния» прослеживается недовольство Вашингтона
развитием событий в Киргизии. Бишкек показал американцам на выход с
базы «Манас», которая используется для поддержки операции в
Афганистане. Как считают в США, Киргизия пошла на это с подачи России.
Конечно, американцы недовольны и попытками Москвы повлиять на Украину с
помощью энергоресурсов.
Правда, Байден ни словом не обмолвился в своем выступлении об
Украине и Грузии, не упомянул он и о расширении НАТО на восток. Как
отметил в беседе с «НГ» завотделом ИМЭМО РАН Александр Пикаев,
выступление Байдена в целом выглядело «достаточно примирительно». По
мнению эксперта, показательно, что Саакашвили не дали выступить в
Мюнхене, хотя он там и присутствовал. «Обычно президентам дают
возможность выступить. Организаторы же дали понять, что настало время
мириться и не нужно агрессивной риторики», – резюмировал наш собеседник.
Источник: http://www.ng.ru/politics/2009-02-09/1_reload.html?mthree=1
|