Статистика |
|
|
|
Главная » 2009 » Февраль » 25 » ЕДИНАЯ РАЗВЕДКА ЕВРОСОЮЗА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
ЕДИНАЯ РАЗВЕДКА ЕВРОСОЮЗА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ? | 21:31 |
ЕДИНАЯ РАЗВЕДКА ЕВРОСОЮЗА: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?
ЕС НЕ ХОЧЕТ ЗАВИСЕТЬ ОТ АНГЛОСАКСОВ В ТАКОЙ ДЕЛИКАТНОЙ СФЕРЕ
Необходимость
создания наднациональных объединенных органов и сил разведки
Европейского союза (глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу - на снимке)
была прописана еще в Маахстрихтском договоре 1992 года. Но наиболее
активно вопросы формирования единой разведывательной политики, а также
образования соответствующих разведывательных структур, которые имели бы
наднациональный характер и способствовали реализации принимаемых ЕС на
себя обязательств в военной области, начали обсуждаться только в самом
конце прошлого века. Сейчас наблюдается новый этап в развитии этой
идеи. Из европейских лидеров наибольшую активность здесь проявляет
Николя Саркози. Хотя многие аналитики считают его действия
противоречивыми, усиливающими позиции США. |
Фото ИТАР-ТАСС
|
| Во
Франко-британской декларации 1998 года отмечалось, что "Союз должен
иметь возможность проводить своевременный и релевантный анализ
ситуации, данных разведки и способность на их основе осуществлять
стратегическое планирование и применение вооруженных сил". Вместе с тем
после войны в Югославии в 1999 году стало очевидно, что сбор,
обработка, анализ информации проводились в основном органами и силами
разведки США, а выборочное распределение разведывательных сведений
осуществлялось через специально развернутую сеть американских
разведывательных центров в Европе - LOCE.
Именно
тогда перед руководством Евросоюза и встала задача переломить тенденцию
ко все большему отставанию от США в обеспечении взаимодействия военных
информационных систем. Нельзя сказать, что ЕС отказывается принимать
разведывательную информацию от США. Но если в НАТО Соединенные Штаты -
основной поставщик информации, то ЕС хочет иметь свои независимые и
достоверные источники.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Одним
из путей решения проблемы организации взаимодействия в интересах
обеспечения европейской безопасности в 70-80-е годы было формирование
специализированных групп, наиболее известной из которых была группа
"Треви" (Trevi - Terrorisme, Radicalisme, Extremisme et Violence
Internationale). Группа была сформирована еще в 1975 году. В нее вошли
министры юстиции и внутренней безопасности ряда европейских стран. С
подписанием Маахстрихтского договора группа получила статус постоянной
и была переименована в Европол (EUROPOL).
Другая,
менее известная группа "Бернского клуба" сформирована в 1971-м. Задачей
членов клуба была борьба с террористическими организациями: IRA в
Великобритании, ETA в Испании, "Бретонской революционной армией" во
Франции, "Революционным движением 17 ноября" в Греции и "Красными
бригадами" в Италии.
Группа Киловатт
(Kilowatt Group) была сформирована в 1977 году. В ее состав входят 15
стран (члены ЕС, Канада, Норвегия, Швеция, Швейцария, США (ЦРУ и ФБР) и
Израиль (МОССАД и Шин Бет). Каждая страна формирует информационные
документы по терроризму, которые могут быть доступны другим участникам.
Вместе с тем такая группа не более чем простая телетайпная сеть.
Также
в 1982 году по инициативе Франции было сформировано объединение
министров внутренних дел Западного Средиземноморья (Conference of
Western Mediterranean Interior Ministers). Задача объединения - борьба
с исламскими фундаменталистами и организованной преступностью. В его
состав входят Франция, Испания, Алжир, Танзания и Марокко.
Вместе
с тем для разведывательного обеспечения спецслужбами стран ЕС
гуманитарных операций, а также акций по урегулированию кризисных
ситуаций, включая миротворческую деятельность, подобного взаимодействия
было явно недостаточно. В рамках Амстердамских договоренностей 1997
года такая возможность уже предусматривалась, но еще не была четко
провозглашена. Тем не менее этот вектор получил развитие на встрече
руководителей Великобритании и Франции в Сен-Мало в декабре 1998 года.
Обе стороны согласились с тем, что ЕС должен "иметь способность к
автономным действиям, обеспечиваемым надежными вооруженными силами и
средствами, позволяющими принимать решения по их применению". В
декларации, принятой в Сен-Мало, говорилось о необходимости обеспечить
ЕС "инструментарием, дающим возможность анализировать обстановку,
источниками развединформации, а также необходимыми ресурсами для
разработки стратегических планов".
Позднее,
в 1999 году, на встрече в Кельне, проходившей в разгар военной кампании
НАТО в Косово, лидеры стран ЕС уж договорились о создании автономных
разведывательных ресурсов, необходимых для реагирования на
международные кризисы. Для достижения этой цели ставилась задача
"проведения необходимых мер адаптации и расширения возможностей в
области разведки, транспортных средств стратегического назначения и
средств боевого управления и других".
Во
исполнение Кельнского договора руководители стран ЕС приняли решение
создать постоянно действующий Комитет по политике и безопасности
(Political and Security Committee), Военный комитет ЕС (EU Military
Committee), Центр анализа обстановки (Situation Center), Центр
космической разведки (Satellite Center) и Научно-исследовательский
институт по вопросам безопасности (Institute for Security Studies).
В настоящее время в рамках ЕС действуют четыре организации, ведущие разведывательную деятельность.
-
Европол осуществляет взаимодействие и обмен информацией по вопросам
борьбы с терроризмом, наркоторговлей, нелегальной миграцией, отмыванием
денег и другими серьезными преступлениями. Взаимодействие
осуществляется через откомандированных офицеров национальных ведомств
внутренней безопасности стран-участниц.
- Разведывательное
управление военного штаба занимается ранним предупреждением о
возникающих кризисных ситуациях, оценкой обстановки в зонах интересов
ЕС и обеспечением стратегического планирования применения
многонациональных сил. Основной способ решения задач Разведывательного
управления военного штаба - организация взаимодействия с органами
военной разведки стран-участниц для получения необходимой
разведывательной информации и подготовки на ее основе полноценных
разведывательных документов.
Управление
включает 33 представителя из 19 стран и состоит из трех отделов:
разведывательной политики, организации взаимодействия, подготовки
документов. Посты руководителей отделов занимают представители военных
ведомств стран-членов ЕС, их ротация происходит каждые три года.
Отдел
разведывательной политики во взаимодействии с другими разведывательными
структурами Союза осуществляет разработку концепций, доктрин и решает
ряд организационных вопросов. Во время возникновения кризисов и
проведения военных операций под руководством ЕС отдел осуществляет
формирование необходимой архитектуры единой системы разведки и
разрабатывает планы ее ведения. Для учений, проводимых в рамках ЕС, в
отделе подготавливаются планы ведения разведки и определяются
потребности в разведывательной информации. Отдел также координирует
деятельность всего управления в рамках обеспечения разведывательной
информацией других структур военного штаба и организует ежегодные
встречи руководителей ведомств военной разведки стран-членов ЕС и
командования военного штаба.
Отдел
организации взаимодействия направляет и координирует сотрудничество
ведомств военной разведки всех стран-членов ЕС, организует регулярные
двусторонние встречи и отвечает за передачу данных и поддержание
функционирования системы связи с членами национальных разведывательных
ведомств.
Помимо этого, в задачи
отдела входят управление заявками на получение информации, организация
взаимодействия с космическим центром в Торрехоне (Испания) и
координация мероприятий по формированию системы разведки, наблюдения и
целеуказания ISTAR.
Отдел подготовки
документов во взаимодействии с Центром анализа обстановки, военным и
политическими комитетами разрабатывает регулярно обновляемые
разведывательные обзоры для руководства ЕС. Сам отдел состоит из пяти
отделений, организованных по территориальному признаку, и отделения
транснациональных угроз. Помимо разведывательного обзора отдел
подготавливает разведывательные донесения и сводки как для военного
штаба и военного комитета, так и для Совета ЕС.
-
Центр анализа обстановки находится в подчинении Совета ЕС (EU Council
of Ministers) и выполняет задачи по координации всей разведывательной
деятельности в рамках Союза. Собственных средств добывания информации у
центра нет, и свои разведывательные продукты он разрабатывает на основе
предоставляемых разведслужбами стран-членов сведений. До 2005 года
основные усилия центра были сосредоточены на вскрытии внешних угроз, но
в последнее время в сферу его интересов попадают и внутренние проблемы.
Именно в этой связи центр стал одним из ключевых элементов в борьбе с
террористическими угрозами.
- Центр
космической разведки в Торрехоне начал функционирование в 1997 году. В
распоряжении центра нет собственных КА разведки. Вместо этого в его
задачи входит координация информационных потоков, поступающих от
национальных разведывательных КА, в том числе от системы
оптикоэлектронной разведки "Гелиос" и, возможно, от немецкой
космической системы радиолокационной разведки "Сар-Лупе".
Группа
"Бернского клуба" в отличие от других институтов и групп действует
независимо от ЕС, не формирует специальный штаб для организации обмена
информацией и не может требовать предоставления данных от национальных
и объединенных органов разведки Союза. Вместе с тем в рамках клуба
могут формироваться специальные рабочие группы, например группа по
борьбе с террористической угрозой, и подготавливаться свои
аналитические документы (в основном во взаимодействии с США).
Помимо
группы "Бернского клуба" могут формироваться и другие структуры,
например группа G-5, членами которой являются Великобритания, Франция,
Германия, Испания и Италия, кроме того, отдельная группа, включающая
страны Бенилюкса, страны Балтии. В Париже как независимый "мозговой
центр" функционирует Европейский институт проблем безопасности.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РАЗВЕДСООБЩЕСТВА
Дальнейшая
интеграция и организация более тесного взаимодействия между
разведывательными ведомствами стран-членов ЕС затрудняется из-за
нежелания делиться информацией. По сути, взаимодействие ограничивается
только сбором и анализом информации в космическом центре в Торрехоне.
Несомненно, видовая спутниковая разведка важна, но, по мнению
зарубежных экспертов, для организации эффективной разведывательной
структуры в рамках ЕС требуется взаимодействие и по ведению
радиоразведки, агентурной разведки и интеграция этих данных в единый
разведывательный продукт.
Одна из
важнейших причин, препятствующих формированию объединенных
разведывательных органов да и реализации самостоятельной европейской
политики, - трансатлантический союз США и Великобритании. Тесные
взаимоотношения англосаксов не содействуют ни получению автономии в
разведывательном вопросе от США, ни созданию своих собственных средств
разведки. Наоборот, Великобритания не проявляет желания инвестировать
средства в создание разведывательных космических аппаратов для ЕС и не
хочет предоставлять свою разведывательную информацию членам Союза.
Именно
боязнь ряда стран потерять привилегированное положение, заключающееся в
наличии у них двусторонних договоров с США о предоставлении информации,
мешает дальнейшей интеграции и формированию единого наднационального
разведывательного сообщества в рамках Европейского союза. Франция, уже
давно решившая снизить такую зависимость, разработала и эксплуатирует
космическую систему оптико-электронной разведки "Гелиос". В проекте
также участвуют Испания и Италия. В интересах ЕС такая информация
поступает в центр космической разведки в Торрехон.
Кстати,
Франция совместно с другими странами, не поддержавшими операцию США
против Ирака в 2003 году, настояла и на формировании в составе военного
штаба нового объединенного органа планирования и управления, что
вызвало протест со стороны НАТО и США. Они утверждали, что такой центр
станет ненужным дублирующим органом уже давно успешно функционирующего
Международного военного штаба НАТО. Но официальные лица ЕС настояли на
том, что два союза имеют различные задачи, а посему должны иметь и
разные органы управления и планирования.
Новый
центр начал свою работу уже летом 2007 года. Тогда в его состав вошли
76 военных и 13 гражданских представителей, призванных осуществлять
независимое (в рамках ЕС) планирование автономных военных и
военно-гражданских операций. А уже в ноябре того же года Хавьер Солана,
на тот момент являвшийся руководителем штаба по обеспечению
безопасности и оборонной политике ЕС, порекомендовал увеличить
численность центра до 200 человек и улучшить его техническую
оснащенность.
Вместе с тем существуют
проблемы и внутри самого Евросоюза, не позволяющие сформировать единую
систему разведки. Разведведомства развитых стран не видят выгоды в
организации еще более тесного многонационального сотрудничества и
формировании европейского разведывательного сообщества. По мнению
зарубежных экспертов, их консервативная особенность наряду с
бюрократической апатией ЕС мешает дальнейшей кооперации.
В
то же самое время государства, которые не могут позволить себе иметь
сильную разведку, но имеют перед ЕС определенные обязательства,
настаивают на формировании единого разведывательного сообщества. С
таким предложением еще в 2005 году выступал в том числе и президент
Румынии.
РАЗВЕДКА НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ОТКРЫТЫХ ИСТОЧНИКОВ
Вопрос
об организации единой европейской системы разведки остается открытым.
Тем не менее в Евросоюзе разработан ряд рекомендаций на долгосрочную
перспективу. Вместе с тем одной из основных причин отсутствия
взаимодействия между разведывательными ведомствами различных государств
как в НАТО, так и в ЕС остается их постоянное стремление обеспечить
безопасность собственных коммуникационных сетей и источников получения
информации. Ведь главным препятствием для осуществления и организации
тесного взаимодействия, по мнению ряда зарубежных специалистов,
остается требование именно к сохранению тайны источника получения
информации.
Одно из возможных
решений может быть найдено через организацию разведки на основе анализа
открытых источников информации. Такая разведка становится все более
популярным направлением деятельности разведывательных ведомств многих
стран и является важным элементом информационного обеспечения поддержки
принятия решения в "информационную эру".
В
этой связи Европейское оборонное агентство еще в 2007 году организовало
специальные курсы подготовки для специалистов такой разведывательной
дисциплины. Сейчас уже организовано два пилотных проекта таких курсов.
Причем не только для представителей военных ведомств, но и для
сотрудников министерств иностранных дел, внутренних дел, юстиции, а
также организаций, занятых в борьбе с терроризмом. Первые курсы уже
прошли 86 человек из 21 страны и 10 организаций Союза.
Проявленный
к курсам интерес заставляет Европейское оборонное агентство проводить
их и в текущем 2009 году. При этом к существующим базовым будут
добавлены дополнительные курсы по регионам: Ближний Восток, Африка,
Центральная Азия, а также по функциональным задачам: терроризм,
распространение оружия массового поражения, гуманитарные миссии.
Собственно сами курсы - составная часть более масштабной работы
агентства по формированию эффективной системы обеспечения подготовки и
принятия решений и по обучению сбору и анализу информации из открытых
источников.
САРКОЗИ КАК ТРОЯНСКИЙ КОНЬ
Дальнейшая
перспектива интеграции разведывательных ведомств в единое европейское
разведывательное сообщество неясна не только из-за продолжающегося
финансового кризиса, но и намерений Николя Саркози спустя более чем
через 40 лет восстановить военное участие Франции в блоке НАТО. По
сообщению агентства Франс-пресс, такое заявление Саркози намерен
сделать на ближайшем саммите НАТО, который планируется провести в
апреле 2009 года.
Президент Франции
рассчитывает усилить позиции Парижа в альянсе, снять существующие
барьеры, не позволяющие, по его мнению, сформировать эффективную
систему безопасности в Европе, и попытаться реконструировать сам
альянс. Такие намерения Саркози вызвали жаркие дискуссии об их
целесообразности и возможных последствиях.
Вместе
с тем с американцами этот вопрос уже согласован, и Вашингтон в ответ на
такой шаг готов передать под командование французских генералов штаб
Регионального командования в Лиссабоне и даже Командование NATO's
Allied Command Transformation в Норфолке (штат Вирджиния), которое
занимается разработкой доктринальных положений применения сил НАТО и их
адаптацией к новым угрозам XXI века.
| Александр КОНДРАТЬЕВ кандидат военных наук, профессор Академии военных наук
|
|
Просмотров: 871 |
Добавил: newroz
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск |
|
|
Календарь |
|
|
Архив записей |
|
|
|