Третья задача - мобилизационная и допризывная подготовка граждан.
Получила
дальнейшее развитие практика проведения региональных командно-штабных
мобилизационных учений и мобилизационных сборов. В прошедшем году было
проведено 74 таких учения.
На сборах было подготовлено 77,5 тыс. граждан, пребывающих в запасе.
В 2008 году осуществлен переход к одногодичному сроку военной службы по призыву.
В связи с этим особые требования предъявляются к подготовке допризывной молодежи.
К сожалению, нас не удовлетворяет качество подготовки, осуществляемой по линии РОСТО.
Мы планируем готовить специалистов по основным военно-учетным специальностям в структуре Вооруженных Сил.
Возможности такой подготовки были продемонстрированы Верховному Главнокомандующему в ходе посещения в феврале 2009 года
212 учебного центра Сибирского военного округа.
Четвертая задача - техническое оснащение армии и флота.
В общем объеме ассигнований на эти цели приходится около 19%.
Эти
расходы определены в соответствии с параметрами финансирования
Государственной программы вооружения на 2007 - 2015 годы. Приоритет
отдается закупке новых вооружений, военной и специальной техники.
Уровень оснащенности Вооруженных Сил основными видами вооружения и военной техники в настоящее время составляет от 60 до 100 процентов. Но большая их часть физически и морально устарела, а естественная убыль не компенсируется закупками. Как следствие - доля современных образцов вооружения и военной техники составляет около 10%.
Вместе
с тем в связи с корректировкой параметров федерального бюджета, в том
числе в части расходов на национальную оборону, военное ведомство было
вынуждено перенести сроки реализации ряда научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ. При этом более 80 процентов выделенных на
НИОКР средств будут направлены на создание финальных образцов
вооружения и военной техники;
Пятая задача - развитие потенциала системы обеспечения Вооруженных Сил.
Расходы на эти цели в 2008 году в среднем составили более тридцати процентов ассигнований Министерства обороны.
Продолжалось совершенствование финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил.
Финансирование войск было переведено на трехуровневую систему, что позволило оптимизировать денежные потоки.
С
целью усиления контроля за финансово-экономической деятельностью в
Министерстве обороны завершено создание вертикали контрольных органов.
Утверждена Концепция ведомственного финансового контроля в Вооруженных
Силах.
В 2008 году была разработана и начала реализовываться
Стратегия социального развития Вооруженных Сил. Достигнуты конкретные
успехи.
За счет введения новой системы оплаты труда вырос размер
заработной платы гражданского персонала в среднем на тридцать процентов.
Дважды была проведена индексация денежного довольствия военнослужащих.
На сорок - пятьдесят процентов было увеличено денежное довольствие плавсостава и военнослужащих, совершающих прыжки с парашютом.
По
инициативе Министерства обороны, поддержанной Президентом Российской
Федерации, по итогам 2008 года более 30 тыс. офицеров, добившихся
лучших результатов в служебной деятельности, ежемесячно награждается
деньгами в размере от 35 до 150 тыс. рублей.
Разрабатывается проект федерального закона по реформированию структуры денежного довольствия военнослужащих. С учетом этого будет пересмотрена система пенсионного обеспечения.
Продолжая
тему социальной защиты военнослужащих, хочу подчеркнуть, что вопрос
обеспечения их жильем по-прежнему остается одним из основных в нашей
работе.
C октября 2008года значительно увеличился размер денежной
компенсации за наём жилых помещений. Тем не менее это не позволило в
полной мере покрыть затраты военнослужащих, вынужденных снимать жилье.
Продолжается обеспечение военнослужащих жильем путем предоставления государственных жилищных сертификатов.
По решению Президента Российской Федерации в 2008 году норматив стоимости одного квадратного метра по сравнению с
2007 годом был увеличен с 22,4 до 28,6 тыс. рублей.
Налажено
постоянное взаимодействие с федеральными округами, субъектами
Российской Федерации и муниципальными образованиями по приобретению
квартир для военнослужащих.
Для решения задач, поставленных
Президентом Российской Федерации по обеспечению бесквартирных
военнослужащих постоянным жильём, в 2009 году за счёт всех источников
предусматривается получить 44,8 тыс. квартир для постоянного проживания.
Наращивается накопление средств на именных счетах участников военной ипотеки. На 1 марта 2009 года в неё вступили 54 тысячи 200 военнослужащих, на счета которых начислено более 9,5млрд. рублей.
С целью повышения эффективности использования бюджетных средств проводилась оптимизация системы тылового обеспечения.
Эти
вопросы решались на основе территориального принципа. Заключались
договоры с государственными организациями и коммерческими структурами.
В результате значительно сократилось привлечение военнослужащих к выполнению несвойственных им функций.
В 2008 году введены новые нормы продовольственных пайков, отвечающие требованиям сбалансированного питания.
Разработана новая военная форма. В настоящее время проводятся её опытные испытания.
Начата
работа по созданию в военных округах и на флотах комплексных баз
материально-технического обеспечения. Это позволит оптимизировать
складскую инфраструктуру Вооруженных Сил и снизить логистические
расходы.
Серьезно меняется система сервисного обслуживания Вооруженных Сил.
В
соответствии с Указом Президента Российской Федерации Министерством
обороны проводятся мероприятия по созданию открытого акционерного
общества "Оборонсервис",
100 процентов акций которого сохраняются в федеральной собственности.
"Оборонсервис"
объединил в своем составе предприятия и организации Минобороны по
различным направлениям деятельности. Среди которых:
ремонт и обслуживание вооружения и военной техники;
строительство, эксплуатация объектов и энергетических систем;
торгово-бытовое обслуживание, гостиничные услуги;
информационно-издательская деятельность;
производство сельскохозяйственной продукции.
Все несвойственные Минобороны России функции по материально-техническому обеспечению передаются этому акционерному обществу.
Уважаемые товарищи!
Существенным аспектом деятельности Минобороны являлось соблюдение правопорядка.
В качестве позитивного итога 2008 года можно отметить общее сокращение количества тяжких и особо тяжких преступлений. Вместе с тем состояние дел с дисциплиной нас не удовлетворяет.
Несмотря на принимаемые меры, по-прежнему остается высоким уровень правонарушений, совершаемых офицерами.
Причины
роста офицерской преступности мы рассмотрим в ближайшее время на
заседании совместной Коллегии с Главной военной прокуратурой. Определим
порядок взаимодействия и необходимый комплекс мер по профилактике
правонарушений.
Среди военнослужащих по контракту отмечаем такие
виды преступлений как уклонение от прохождения военной службы и
нарушение уставных правил взаимоотношений.
К сожалению, не
удалось снизить уровень небоевых потерь в Вооруженных Силах. Это
следствие нездоровой морально-психологической обстановки в отдельных
воинских коллективах. В 2008 году такие потери составили 471 человек.
С
целью исправления ситуации планируется внести изменения в программы
подготовки офицеров и сержантов, больше времени уделять обучению формам
и методам работы с подчиненными.
Уважаемые товарищи!
Важным
итогом деятельности Министерства обороны следует считать разработку
перспективного облика Вооруженных Сил. В 2008 году основные усилия были
сосредоточены на подготовительной и организационной работе на
долгосрочную перспективу.
15 сентября 2008 года Президентом
Российской Федерации утверждены параметры основного боевого состава
Вооруженных Сил до 2020 года.
Поставлены задачи, которые должны быть поэтапно решены:
-перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной готовности;
-повышение эффективности системы управления Вооружёнными Силами;
-оснащение Вооружённых Сил современными образцами вооружения и военной техники;
-совершенствование системы подготовки кадров, военного образования и военной науки;
-обеспечение военнослужащих достойным денежным содержанием, постоянным и служебным жильём.
Основной
боевой состав Вооружённых Сил разработан с учётом сохранения окружного
руководства войсками на стратегических направлениях и не предполагает
изменения существующей общей структуры.
Они будут состоять из
трёх видов - Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-Морской
Флот и трёх родов войск - Ракетные войска стратегического назначения,
Воздушно-десантные войска, Космические войска.
Планируется
создание соответствующей перспективному составу Вооружённых Сил
трехзвенной системы управления: военный округ - оперативное
командование - бригада.
На каждом стратегическом направлении
создаются группировки войск, способные локализовать и нейтрализовать
возможные вооруженные конфликты составом мирного времени.
На необходимом и достаточном уровне сохранится потенциал стратегических ядерных сил и в целом стратегических сил сдерживания.
В
перспективном составе Вооружённых Сил предполагается содержание только
соединений и воинских частей постоянной готовности, полностью
укомплектованных личным составом, вооружением, военной и специальной
техникой. Они должны быть способны выполнить боевые задачи без
доукомплектования и проведения боевого слаживания.
Кроме того,
предусматривается иметь необходимуюмобилизационную составляющую в виде
баз хранения и ремонта вооружения и техники, а также подвижные средства
ремонта.
При этом вопросы мобилизационного развёртывания
передаются в военные округа, главные командования, главные и
центральные управления Минобороны.
Указом Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 года установлена штатная численность военнослужащих в один миллион человек.
Планируется
привести количество офицерских должностей к уровню пятнадцати процентов
от штатной численности военнослужащих. При этом устранить дисбаланс в
соотношении различных категорий военнослужащих в войсковом звене и в
центральном аппарате.
В рядах Вооруженных Сил должны быть
сохранены лучшие, наиболее профессионально подготовленные и
мотивированные на военную службу кадры. В настоящее время в армии и на флоте проводится аттестация военнослужащих. Именно
её результаты станут базой для определения дальнейшего служебного
предназначения каждого офицера. Этой работе уделено первостепенное
внимание.
Планируем продолжить перевооружение армии.
К 2015 году доля современных образцов будет доведена до 30%, а к 2020 году - до 70%.
Основным
условием реализации этой задачи является ежегодное финансирование
государственной программы вооружения в установленных объёмах с учетом
инфляции.
Наши усилия будут направлены не на отдельные поставки
вооружения и военной техники, а на перевооружение соединений и воинских
частей.
В системе военного образования продолжится поэтапная
оптимизация. В настоящее время сеть военно-учебных заведений приводится
в соответствие с реальными потребностями в офицерских кадрах.
На
основании решения Президента Российской Федерации к 2013 году будут
созданы 10 системообразующих вузов. На правах обособленных структурных
подразделений в их состав войдут ныне существующие военные училища и
институты.
Прорабатывается вопрос подготовки в военно-учебных
заведениях сержантов контрактной службы с получением профессионального
образования по программам начального или среднего специального
образования.
Кроме того, проводится целенаправленная работа по
совершенствованию деятельности суворовских военных училищ и кадетских
корпусов. С 2009 года училища перейдут на семилетний срок обучения.
Один
из вариантов развития и современного оснащения довузовского военного
учебного заведения был продемонстрирован Президенту Российской
Федерации в Нахимовском военно-морском училище. Уже сегодня там
реализуются новые образовательные программы, расширен перечень учебных
дисциплин. Оснащены современным оборудованием учебные аудитории.
В
2008 году произведен первый набор в Пансион воспитанниц Министерства
обороны. В нем начали обучение дочери военнослужащих из отдаленных
гарнизонов Вооруженных сил.
Уважаемые товарищи!
В
соответствии с поставленными задачами считаем необходимым в 2009 году
основные усилия сосредоточить на проведении первоочередных мероприятий
по выходу на перспективный облик Вооруженных Сил.
До 1 декабря
этого года должны быть завершены организационные мероприятия по
переводу на новый облик соединений и воинских частей, в том числе
требующих передислокации.
Финансирование этих мероприятий
планируется проводить за счет средств, выделяемых на текущее содержание
армии и флота, а также за счет привлечения средств от реализации
военного имущества.
Особо хочу сказать о задаче, связанной с
принятым 4 февраля 2009 года решением президентов государств-членов
ОДКБ о создании Коллективных сил оперативного реагирования.
Уже на сентябрь 2009 года запланированы совместные тактические учения Коллективных сил на территории Республики Казахстан.
Предполагается
оснастить эти силы современным вооружением и военной техникой,
специально разработанной формой одежды и экипировкой.
С российской стороны в состав Коллективных Сил войдут воздушно-десантная дивизия и отдельная воздушно-десантная бригада.
Также
значимым мероприятием Вооруженных Сил в этом году будет
оперативно-стратегическое учение "Запад - 2009". Оно планируется
совместно с вооруженными силами Республики Белорусь.
Прорабатывается вопрос участия в этих учениях вооруженных сил Республики Казахстан.
Уважаемые товарищи!
В связи с мировым экономическим кризисом возможности государства по финансированию Вооруженных Сил ограничены.
В
этих условиях усилия руководства Минобороны России направлены на
повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов.
Приоритетными
направлениями финансирования останутся расходы на оснащение Вооруженных
Сил новыми образцами вооружения и военной техники, а также на
социальное обеспечение военнослужащих, военных пенсионеров и членов их
семей.
Подводя итог, необходимо сказать:
Задачи, поставленные перед Вооруженными Силами в 2008 году, в целом выполнены.
На сегодняшний день есть четкое понимание перспектив развития армии и флота.
Верховным Главнокомандующим сформулированы задачи Вооруженным Силам на ближайшую и долгосрочную перспективы.
Качественное
выполнение этих сложных и масштабных задач будет зависеть от слаженной,
каждодневной, кропотливой работы, ответственности и инициативы высшего
командного состава армии и флота.