С Т Р А Т Е Г И Я
национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
(Окончание)
6. Здравоохранение
71. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются:
увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;
совершенствование профилактики и оказания своевременной
квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной
медицинской помощи;
совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.
72. Одними из главных угроз национальной безопасности в сфере
здравоохранения и здоровья нации являются возникновение масштабных
эпидемий и пандемий, массовое распространение ВИЧ-инфекции,
туберкулеза, наркомании и алкоголизма, повышение доступности
психоактивных и психотропных веществ.
73. Прямое негативное воздействие на обеспечение национальной
безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации оказывают низкие
эффективность системы медицинского страхования и качество подготовки и
переподготовки специалистов здравоохранения, недостаточный уровень
социальных гарантий и оплаты труда медицинских работников и
финансирования развития системы высокотехнологичной медицинской помощи,
незавершенность формирования нормативной правовой базы здравоохранения
в целях повышения доступности и реализации гарантий обеспечения
населения медицинской помощью.
74. Государственная политика Российской Федерации в сфере
здравоохранения и здоровья нации нацелена на профилактику и
предотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний.
75. Основными направлениями обеспечения национальной безопасности в
сфере здравоохранения и здоровья нации Российская Федерация на
среднесрочную перспективу определяет усиление профилактической
направленности здравоохранения, ориентацию на сохранение здоровья
человека, совершенствование в качестве основы жизнедеятельности
общества института семьи, охраны материнства, отцовства и детства.
76. Укреплению национальной безопасности в сфере здравоохранения и
здоровья нации будут способствовать повышение качества и доступности
медицинского обслуживания за счет использования перспективных
информационных и телекоммуникационных технологий, государственная
поддержка перспективных разработок в области фармацевтики,
биотехнологий и нанотехнологий, а также модернизация экономических
механизмов функционирования здравоохранения и развитие
материально-технической базы государственной и муниципальной систем
здравоохранения с учетом региональных особенностей.
77. Для противодействия угрозам в сфере здравоохранения и здоровья
нации силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с
институтами гражданского общества обеспечивают эффективность
государственно-правового регулирования в области стандартизации,
лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации
медицинских и фармацевтических учреждений, обеспечения государственных
гарантий по оказанию медицинской помощи и модернизации системы
обязательного медицинского страхования, определения единых критериев
оценки работы лечебно-профилактических учреждений на уровне
муниципальных образований и субъектов Российской Федерации.
78. Решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и
здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается
путем:
формирования национальных программ (проектов) по лечению социально
значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые,
диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм)
с разработкой единых общероссийских подходов к диагностике, лечению и
реабилитации пациентов;
развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;
обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации
предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными
инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных
технологий и национальных программ государственной поддержки
профилактики заболеваний.
7. Культура
79. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:
расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам
отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания
современных территориально распределенных информационных фондов;
создание условий для стимулирования населения к творческой
самореализации путем совершенствования системы
культурно-просветительской работы, организации досуга и массового
внешкольного художественного образования;
содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры.
80. Главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры
являются засилие продукции массовой культуры, ориентированной на
духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные
посягательства на объекты культуры.
81. Негативное воздействие на состояние национальной безопасности в
сфере культуры усиливают попытки пересмотра взглядов на историю России,
ее роль и место в мировой истории, пропаганда образа жизни, в основе
которого - вседозволенность и насилие, расовая, национальная и
религиозная нетерпимость.
82. Для противодействия угрозам в сфере культуры силы обеспечения
национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского
общества обеспечивают эффективность государственно-правового
регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур,
толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и
межрегиональных культурных связей.
83. Укреплению национальной безопасности в сфере культуры будут
способствовать сохранение и развитие самобытных культур
многонационального народа Российской Федерации, духовных ценностей
граждан, улучшение материально-технической базы учреждений культуры и
досуга, совершенствование системы подготовки кадров и их социального
обеспечения, развитие производства и проката произведений отечественной
кинематографии, развитие культурно-познавательного туризма,
формирование государственного заказа на создание кинематографической и
печатной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов, а также
использование культурного потенциала России в интересах многостороннего
международного сотрудничества.
84. Решение задач обеспечения национальной безопасности в сфере
культуры в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается за счет
признания первостепенной роли культуры для возрождения и сохранения
культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства
многонационального народа Российской Федерации и международного имиджа
России в качестве страны с богатейшей традиционной и динамично
развивающейся современной культурой, создания системы духовного и
патриотического воспитания граждан России, развития общей гуманитарной
и информационно-телекоммуникационной среды на пространстве государств -
участников Содружества Независимых Государств и в сопредельных
регионах.
8. Экология живых систем и рациональное природопользование
85. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются:
сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты;
ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в
условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений
климата.
86. На состояние национальной безопасности в экологической сфере
негативное воздействие оказывают истощение мировых запасов
минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также наличие в
Российской Федерации экологически неблагополучных регионов.
87. Состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется
сохранением значительного количества опасных производств, деятельность
которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение
санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов
потребляемой населением страны питьевой воды, вне нормативного
правового регулирования и надзора остаются радиоактивные отходы
неядерного топливного цикла. Нарастает стратегический риск исчерпания
запасов важнейших минерально-сырьевых ресурсов страны, падает добыча
многих стратегически важных полезных ископаемых.
88. Для противодействия угрозам в сфере экологической безопасности и
рационального природопользования силы обеспечения национальной
безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества
создают условия для внедрения экологически безопасных производств,
поиска перспективных источников энергии, формирования и реализации
государственной программы по созданию стратегических запасов
минерально-сырьевых ресурсов, достаточных для обеспечения
мобилизационных нужд Российской Федерации и гарантированного
удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и
биологических ресурсах.
9. Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство
89. Достижению приоритетов устойчивого развития Российской Федерации
способствует активная внешняя политика, усилия которой сосредоточены на
поиске согласия и совпадающих интересов с другими государствами на
основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских
отношений.
90. Формирование благоприятных условий для устойчивого развития России
на долгосрочную перспективу достигается за счет обеспечения
стратегической стабильности, в том числе путем последовательного
продвижения к миру, свободному от ядерного оружия, и создания условий
равной безопасности для всех.
91. Россия в отношениях с международным сообществом опирается на
принципы сохранения стабильности и предсказуемости в области
стратегических наступательных вооружений, придает особое значение
достижению новых полноформатных двусторонних договоренностей по
дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных
вооружений.
92. Россия будет содействовать вовлечению других государств, прежде
всего владеющих ядерным оружием, а также заинтересованных в совместных
действиях по обеспечению общей безопасности, в процесс обеспечения
стратегической стабильности.
93. Россия считает, что поддержанию стратегической стабильности и
равноправному стратегическому партнерству может способствовать
присутствие в конфликтных регионах контингентов Вооруженных Сил
Российской Федерации на основе норм международного права в целях
решения политических, экономических и иных задач невоенными методами.
94. Россия будет выступать на международной арене с позиций
неизменности курса на участие совместно с другими государствами в
укреплении международных механизмов нераспространения ядерного оружия и
других видов оружия массового уничтожения, средств его доставки и
относящихся к ним товаров и технологий, недопущения применения военной
силы в нарушение Устава Организации Объединенных Наций, а также с
позиции приверженности контролю над вооружениями и рациональной
достаточности в военном строительстве.
95. В целях сохранения стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства Российская Федерация:
будет выполнять действующие договоры и соглашения в области ограничения
и сокращения вооружений, участвовать в разработке и заключении новых
договоренностей, отвечающих ее национальным интересам;
готова к дальнейшему обсуждению вопросов сокращения ядерных потенциалов
на основе двусторонних договоренностей и в многосторонних форматах, а
также будет способствовать созданию надлежащих условий, позволяющих
сокращать ядерные вооружения без ущерба для международной безопасности
и стратегической стабильности;
намерена и далее содействовать укреплению региональной стабильности
путем участия в процессах сокращения и ограничения обычных вооруженных
сил, а также разработки и применения мер доверия в военной области;
считает международное миротворчество действенным инструментом
урегулирования вооруженных конфликтов, выступает за укрепление этого
института в строгом соответствии с принципами Устава Организации
Объединенных Наций и продолжит свое участие в нем;
будет участвовать в проводимых под эгидой Организации Объединенных
Наций и других международных организаций мероприятиях по ликвидации
природных и техногенных катастроф и чрезвычайных ситуаций, а также в
оказании гуманитарной помощи пострадавшим странам.
96. В интересах обеспечения стратегической стабильности и равноправного
многостороннего взаимодействия на международной арене Россия в период
реализации настоящей Стратегии предпримет все необходимые усилия на
наименее затратном уровне по поддержанию паритета с Соединенными
Штатами Америки в области стратегических наступательных вооружений в
условиях развертывания ими глобальной системы противоракетной обороны и
реализации концепции глобального молниеносного удара с использованием
стратегических носителей в ядерном и неядерном оснащении.
V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии
97. Государственная политика Российской Федерации в области
национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех
элементов системы обеспечения национальной безопасности при
координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет
реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и
информационного характера.
98. Реализация настоящей Стратегии обеспечивается за счет консолидации
усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов
гражданского общества, направленных на отстаивание национальных
интересов Российской Федерации путем комплексного использования
политических, организационных, социально-экономических, правовых,
специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического
планирования в Российской Федерации.
99. Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей
роли Совета Безопасности Российской Федерации периодически - по
результатам постоянного мониторинга реализации настоящей Стратегии с
учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние
национальной безопасности.
100. Организационная поддержка реализации настоящей Стратегии
заключается в совершенствовании государственного управления Российской
Федерации, а также в развитии системы обеспечения национальной
безопасности на основе совершенствования механизмов стратегического
планирования устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения
национальной безопасности под руководством Президента Российской
Федерации.
101. Система документов стратегического планирования (концепция
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации,
программы социально-экономического развития Российской Федерации на
краткосрочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельных
секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов,
стратегии и комплексные программы социально-экономического развития
субъектов Российской Федерации, межгосударственные программы, в
выполнении которых принимает участие Российская Федерация, федеральные
(ведомственные) целевые программы, государственный оборонный заказ,
концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной
политики в сферах обеспечения национальной безопасности и по отдельным
направлениям внутренней и внешней политики государства) формируется
Правительством Российской Федерации и заинтересованными федеральными
органами исполнительной власти с участием органов государственной
власти субъектов Российской Федерации на основании Конституции
Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых
актов Российской Федерации.
102. По решению Президента Российской Федерации документы по вопросам
внутренней и внешней политики государства могут выноситься на
рассмотрение Совета Безопасности Российской Федерации.
103. Разработка документов стратегического планирования осуществляется
согласно Регламенту Правительства Российской Федерации и в соответствии
с порядком подготовки документов в Администрации Президента Российской
Федерации.
104. Государственная политика в области противодействия
наркопреступности и терроризму формируется Государственным
антинаркотическим комитетом и Национальным антитеррористическим
комитетом - межведомственными органами, обеспечивающими координацию
федеральных органов исполнительной власти и органов государственной
власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах.
105. Комплексные проблемы обеспечения национальной безопасности могут
рассматриваться на совместных заседаниях Совета Безопасности Российской
Федерации, Государственного совета Российской Федерации, Общественной
палаты Российской Федерации с участием иных совещательных и
консультативных органов, созданных для обеспечения конституционных
полномочий Президента Российской Федерации.
106. Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегии
определяются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных
конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений
Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений
Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов
федеральных органов исполнительной власти.
107. Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации
настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета
Безопасности Российской Федерации за счет привлечения информационных
ресурсов заинтересованных органов государственной власти и
государственных научных учреждений с использованием системы
распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту
взаимодействия.
108. Для развития системы распределенных ситуационных центров в
среднесрочной перспективе потребуется преодолеть технологическое
отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и
связи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать и
внедрить технологии информационной безопасности в системах
государственного и военного управления, системах управления
экологически опасными производствами и критически важными объектами, а
также обеспечить условия для гармонизации национальной информационной
инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами.
109. Угрозы информационной безопасности в ходе реализации настоящей
Стратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасности
функционирования информационных и телекоммуникационных систем
критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной
опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности
корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой
системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы
обеспечения национальной безопасности.
110. Разработка и реализация комплекса оперативных и долговременных мер
по предотвращению угроз национальной безопасности в федеральных округах
проводятся при координирующей роли Правительства Российской Федерации
федеральными органами исполнительной власти во взаимодействии с
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
111. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в
рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской
Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной
безопасности и мерах по ее укреплению.
VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности
112. Основные характеристики состояния национальной безопасности
предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и
включают:
уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
уровень роста потребительских цен;
уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования
и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности
может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной
безопасности.
* * *
Реализация Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до
2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной
экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической
стабильности в обществе, укрепления национальной обороны,
государственной безопасности и правопорядка, повышения
конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
Источник: http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
|