Победить морских пиратов можно только на суше

Несмотря на присутствие международной океанской армады, количество нападений на суда растет

2009-05-22 / Артур Александрович Блинов - заведующий отделом международной политики "НГ".

пиратство, сомали / Антипиратская флотилия часто гостит в кенийском порту Момбаса. Фото Reuters
Антипиратская флотилия часто гостит в кенийском порту Момбаса.
Фото Reuters

В районе Аденского залива ныне практически постоянно находятся до 20 боевых кораблей разных стран, имеющих задачей борьбу с сомалийскими пиратами. Это эсминцы, фрегаты, сторожевики, а иной раз и такие крупные боевые единицы, как российский тяжелый крейсер «Петр Великий» или американский десантный вертолетоносец с морской пехотой на борту. В общем, целая эскадра.

Присутствуют силы стран НАТО, которые вместе с кораблями ряда других стран, в частности Японии, Кореи и других, в этом году сформировали специальную морскую группировку CTF151, имеющую своей главной задачей борьбу с пиратством. Эта группировка действует из Бахрейна, с базы американского 5-го флота. В Аденском заливе ныне находятся отдельные корабли или группы кораблей из России, Китая, Индии и некоторых других стран. Одним словом, интернациональная эскадра, правда без какой-либо общей координации действий. Не говоря уже о том, чтобы как-то делиться возможностями базирования или снабжения. Эта плавающая армада и является источником реляций о победах над пиратами.

Успехи есть, об этом говорят отчеты о стычках с пиратами и случаях их задержания. Но есть и другая статистика. Ее привели на только что прошедшей в Куала-Лумпуре международной конференции по борьбе с пиратством. Так, в 2008 году зафиксировано 111 пиратских нападений на торговые суда, главным образом в Аденском заливе, а в нынешнем, то есть меньше, чем за полгода, – 122. В этом году захвачено 29 судов, из них полтора десятка еще не освобождено, в плену находятся их команды – около 300 человек.

Недостаточную эффективность борьбы с пиратами, как правило, объясняют тем, что для действий вдоль сомалийского побережья протяженностью 1900 морских миль (3100 км) требуется в несколько раз больше боевых кораблей – до 140, а то и еще больше. Приспосабливаются к военному присутствию и пираты, они все дальше отплывают от берега, используют маломерные катера и суда-матки (плавучие базы).

Активность пиратов усиливается под давлением социально-экономических факторов. В стране, где ВВП на душу населения составляет менее 1 тыс. долл. в год, занятие пиратством приносит рядовому исполнителю до 10 тыс. долл. и обогащает воротил этого бизнеса. Считается, что за прошлый год пираты получили в виде выкупа за захваченные суда 30 млн. долл. Это самая крупная статья денежных поступлений в Сомали.

На важную особенность борьбы с сомалийскими пиратами обратил внимание шеф Пентагона Роберт Гейтс. Когда его подчиненные шумно рапортовали об освобождении американского контейнеровоза Maersk Albama, в ходе которого морской спецназ «израсходовал три патрона на трех пиратов», он заметил, что «убили-то подростков». Оставшийся в живых самый старший из пиратов 18-летний Абдувал Абдукадир Мусе на этой неделе предстал перед нью-йоркским судом. Гейтс не зря обратил внимание на «подростковый» характер сомалийского пиратства. Ведь у воротил этого рэкета, находящихся на берегу, никогда не будет нехватки в голодных подростках, готовых рискнуть собой в море.

Примечательно также поведение пяти пиратов, которых судят в голландском Роттердаме. Они, похоже, рады оказаться в Европе и собираются остаться в Нидерландах после отсидки в тюрьме. Поэтому не случайно многие страны не спешат принимать законы о наказании за пиратство.

Все это убеждает, что единственно эффективным способом борьбы с морским пиратством является уничтожение его корней на суше. На упомянутой конференции в Куала-Лумпуре почти наперебой звучали призывы сделать что-нибудь конкретное для стабилизации ситуации в Сомали. Ведь там со времени падения в 1991 году режима Сиада Баре сохраняется фактически почти полное безвластие. То, что мы понимаем как Сомали, ныне выступает в форме трех квазигосударств. На севере это Сомалиленд, наиболее благополучная и спокойная часть. На юге – собственно Сомали со столицей в Могадишо – там все еще продолжается гражданская война, в ходе которой созданное недавно правительство умеренных исламистов подвергается атакам со стороны исламистов крайнего толка. Промежуточное положение между ними – и на карте, и по степени стабильности власти – занимает Пунт-ленд, являющийся главной базой пиратов.

Необходимость воссоздания Сомали как единого государства очевидна. Задачу стабилизации в стране, как показал ход прошедших двух десятилетий, не способны решить самостоятельно сами сомалийцы. Видимо, этому могли бы помочь африканские страны, прежде всего страны региона и Африканский союз. Убедить их в необходимости таких действий и при возможности поддержать эти акции материально могла бы ООН. Без этого судоходные пути, по которым ежегодно проходит до 20 тыс. судов, никогда не будут безопасны.


Источник: