ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ количество производств нуждается в масштабной
реконструкции и технической переоснастке. Во-вторых, практически вся
продукция украинского ОПК основана еще на советских разработках.
Принципиально новые решения и изделия можно пересчитать по пальцам.
В-третьих, технологии, которые используются украинскими оборонными
предприятиями, в большинстве своем давно остались в прошлом.
Кроме того, значительную часть украинского оружейного экспорта
составляют поставки со складов Министерства обороны. И даже если
предположить, что в украинских арсеналах находится нескончаемое
количество оружия, его моральный и физический возраст уже подошел к
пределу. Можно смело утверждать, что после 2015 года оружие,
произведенное в 70–80-х годах прошлого века, мало кого будет
интересовать.
Прогнозные показатели украинского оружейного экспорта на
следующие пять-шесть лет можно сформировать достаточно точно. География
экспорта, скорее всего, существенно не изменится: треть поставок будет
приходиться на Россию и другие постсоветские страны, треть на
Юго-Восточную Азию и треть на страны Ближнего Востока и Африки.
Остальные 10% украинских поставок будут распределяться среди
«непостоянных» покупателей украинского оружия.
По отдельным сегментам картина представляется следующая.
Авиационные двигатели. В ближайшую пятилетку спрос на
авиадвигатели разработки ГП ЗМКБ «Прогресс» и производства ОАО «Мотор
Сич» сохранится. Основным рынком сбыта для них останется Россия,
которая, скорее всего, продолжит закупку двигателей для вертолетов
Ми-8МТ, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ка-27, Ка-52, Ка-60. Также перспективным
является проект создания двигателей АИ-222 для учебно-тренировочного
самолета Як-130. В этом сегменте может существенно возрасти доля Китая,
который реализует программу создания нового учебно-боевого самолета
L-15 с украинским двигателем. В списке перспективных рынков также Индия
и Иран.
Авиационная техника. Здесь ситуация намного пессимистичней.
Традиционно Украина экспортировала старую советскую авиатехнику,
модернизированную на заводах Минобороны. Международная ниша такой
продукции стремительно сокращается. Исключением являются лишь вертолеты
российского производства Ми-24 и Ми-8, спрос на которые продолжает
расти. Однако потенциал этого сегмента невелик в связи с ограниченным
количеством «свободных» вертолетов в Украине. Все технически исправные
машины интенсивно используются как внутри страны, так и за рубежом. Что
касается избыточного количества самолетов Л-39 и МиГ-29 в Украине, то,
очевидно, спрос на эти машины будет падать.
Ракетно-космическая техника и услуги. Этот сегмент останется до
2015 года стабильно прибыльным для украинских спецэкспортеров. По
мнению ЦИАКР, общий объем ежегодных услуг и поставок из Украины на этом
направлении на ближайшие пять лет — более $110 млн. Скажем, специалисты
КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (Днепропетровск) при посредничестве и
координации ГП «Укроборонсервис» выполняют работы по гарантийному и
авторскому надзору за состоянием 80 стратегических ракетных комплексов
Р-20 «Воевода», стоящих на вооружении РВСН РФ. Сумма ежегодного
контракта — около $10 млн. «Воеводы» будут стоять на боевом дежурстве в
РВСН до 2016 года. Существуют также стабильные перспективы в проектах,
где задействованы украинские ракетоносители «Зенит». Уже подписан
контракт на поставку 24 ракетоносителей «Зенит» стоимостью около $1
млрд. до 2014 года.
Высокоточное вооружение. В ближайшие пять лет должен решиться
вопрос с украинской нишей в этом сегменте. До недавнего времени
основная часть украинского высокоточного экспорта состояла из авиаракет
«воздух–воздух» средней дальности типа Р-27 в разных модификациях
сборки ГАХК «Артем». Однако уже с 2007 года их поставки в Россию и
Китай резко сократились. Эти страны активно работают над созданием
своих авиационных ракет, что сужает присутствие Украины на рынке
авиавооружений. Однако перспективы здесь остаются. Сейчас ГосККБ «Луч»
завершает проект создания отечественной авиационной ракеты ближнего боя
«Грань», которая может найти покупателей за рубежом. Кроме того,
значительные перспективы имеет другая продукция ГосККБ «Луч» —
противотанковые управляемые ракеты «Комбат», «Стугна», «Скиф» и
«Барьер». Экспорт этой продукции растет и может достигать $50 млн.
ежегодно.
Военно-морская техника. Этот сегмент имеет огромный потенциал и
трудно прогнозируемые перспективы. Кораблестроению предстоит выдержать
испытание по созданию перспективного корвета для ВМС Украины в тесной
кооперации с европейцами. Если проект будет успешным, откроются
совершенно новые для Украины экспортные рынки. Если нет — украинское
военное кораблестроение может навсегда остаться музейным воспоминанием.
Хорошие перспективы сохраняет ГП НПКГ «Зоря — Машпроект», которое имеет
все возможности наращивать поставки газотурбинных установок для военных
кораблей по всему миру.
Особенно важным представляется «пробить окно в Европу». Первый шаг
уже сделан — в 2008 году предприятие подписало соглашение с крупнейшей
мировой кораблестроительной компанией DSNC (Франция) об участии в
разработке газотурбинных двигателей для перспективных кораблей.
Радиолокационная техника. Возможности Украины в этом сегменте
общеизвестны. В ближайшую пятилетку сохранит экспортный потенциал
станция дальней радиотехнической разведки «Кольчуга» производства ГАК
«Топаз», трехкоординатные станции 35Д6 и 80К6 «Пеликан» разработки КП
«НПК «Искра», версии модернизации РЛС П-18 от компаний ХК
«Укрспецтехника» и НПО «Аэротехника». Однако дальнейшее развитие этого
сегмента будет зависеть от новых решений и умения находить партнеров.
Бронетехника. Ее поставки пока ограничиваются танками и
бронированными машинами со складов Минобороны. В этом плане очень
интересным для Украины может стать желание США закупить в ближайшее
время для вооруженных сил Ирака 2000 танков Т-72. Что касается поставок
новой техники, то высока вероятность заключения договоров об экспорте
комплектующих для новых пакистанских танков Al Khalid, а также о
будущем капитальном ремонте танков Т-80УД, ранее поставленных Украиной
в Пакистан.
Также неплохие возможности в сфере поставок новейших боевых модулей
для легкой бронетехники. Перспективный БТР-4 разработки ХКБМ им.
Морозова пока не принят на вооружение украинской армии и не готов к
выходу на зарубежный рынок.
Услуги по ремонту и модернизации
вооружений. Этот сегмент в течение ближайших пяти-шести лет наверняка
сохранит свое значение. Особенно перспективным является вертолетное
направление. Украинские предприятия владеют полным пакетом услуг по
модернизации вертолетов Ми-8 и Ми-24, с которым можно выходить на
восточноевропейский рынок, а также другие традиционные рынки,
насыщенные советскими вертолетами. Новые возможности могут открыться
перед предприятиями, которые занимаются модернизацией бронетехники.
Упомянутые планы США о закупке для Ирака 2000 танков Т-72 могут стать
палочкой-выручалочкой для украинских ремонтных заводов. Ведь перед
поставкой танков в Ирак их необходимо будет ремонтировать или
модернизировать, а Украина обладает уникальными возможностями в этом
плане.
В целом же можно утверждать, что как раз ближайшие пять лет
станут для украинского оружейного экспорта решающим периодом развития.
Постсоветская техника и технологии доживают свой срок, рынки будут
неумолимо закрываться. Выиграют те, кто сможет предложить новые
решения, новые подходы. Для украинских производителей одним из
возможных путей может стать развитие кооперации с Европой. За счет
этого можно получить передовые технологии и открыть рынки, где
украинское оружие — пока редкость.