Официальный Киев со значительным опозданием решил дать асимметричный
ответ на новые внешние угрозы. В первую очередь это озвученное еще в
2007 году заявление российского Генштаба о подготовке РФ к выходу из
международного Договора об ограничении ракет средней и меньшей
дальности. Через полтора года после этого Виктор Ющенко решился заявить
о перевооружении наших Ракетных войск
ОБ ОЧЕРЕДНОМ раунде политической борьбы за влияние на армию стало
известно сразу после неудачно поданных Президентом 31 марта на
рассмотрение в Верховную Раду предложений о реформе Конституции. А уже
3 апреля глава государства решил проинспектировать единственную в
Украине ракетную базу — пункт дислокации 19-й Хмельницкой ракетной
бригады Сухопутных войск. Ознакомившись с вооружением ракетной бригады,
Виктор Ющенко заявил: «Я уверен, что Украина в течение двух с половиной
лет приступит к серийному выпуску многофункционального ракетного
комплекса под условным наименованием «Сапсан».... Наши
оперативно-тактические комплексы требуют обновления, поскольку
действующие исчерпают свой ресурс в 2015–2016 годах».
РЕВАНШ НЕЯДЕРНЫХ СИЛ СДЕРЖИВАНИЯ
Хмельницкая ракетная бригада вооружена тремя дивизионами
тактических ракетных комплексов российского производства 9К79 «Точка-У»
с небольшим радиусом действия до 75 км. Последний по времени опыт
боевого применения «Точки-У» в мире относится к 2008 году, когда РФ
нанесла удар по порту Поти. Кроме двух дивизионов «Точек», находящихся
на боевом дежурстве, на хранении в украинской армии находятся
исчерпавшие к 2005 году свой технический ресурс три дивизиона
комплексов «Эльбрус» (Scud V). Они имеют более дальний радиус действия
— 300 км. Непосредственно перед свертыванием серийного производства
«Эльбруса» была испытана новая боевая часть «Аэрофон». Стрельбы в 1984
году проводила 159-я Кировоградская ракетная бригада. В 2001 году
приказом Минобороны Украины 159-я бригада была перевооружена с
«Эльбрусов» на «Точки-У». К 2003 году самая «дальнобойная» в стране
ракетная бригада была расформирована в ходе ликвидации так и не
созданных до конца Стратегических неядерных Сил сдерживания Передовых
сил. Тогда были расформированы все остальные девять бригад с
тактическими ракетами других типов, за исключением Хмельницкой.
Последняя вполне номинально взялась «закрывать» два наиболее проблемных
для страны направления — Приднестровское и Чернобыльское.
КАРТА ОБОРОНЗАКАЗА
В 2005 году новые власти Украины перед лицом новых угроз извне
пересмотрели ракетную политику. Основной идеей пересмотра стал отказ от
импортной техники. В этот период в вузах страны была возобновлена ранее
прерванная подготовка офицеров-ракетчиков. К формированию первого
выпуска специалистов СНБОУ в марте 2006 года рекомендовало Президенту
принять ряд указов и распоряжений о необходимости переоснащения
ракетных войск и начать разработку тогда еще «безымянного»
многофункционального ракетного комплекса (МФРК).
В 2008 году Минобороны выделило днепропетровскому КБ «Южное» 25
млн. грн. на разработку опытно-проектной документации проекта МФРК.
Вместо доработки старых проектов «Борисфен» и «Гром» днепропетровцы
представили качественно новый комплекс «Сапсан». Перспективными
разработчиками шасси выбраны харьковское КБ им. Морозова и ОАО ХК
«КрАЗ» депутата от БЮТ Константина Жеваго, пусковой установки ОАО НКМЗ
«регионала» Георгия Скударя.
В 2009 году вместо классической модели оперативно-тактических
ракет этот проект предложил сочетание тактической ракеты и системы
залпового огня.
Вполне официальная волна критики адресовалась предварительным
количественно-финансовым расчетам проекта. Армии предложена поставка
200 пусковых установок «Сапсанов» с выходом на испытания в 2012–2013
годах и активное оснащение начиная с 2015 года. На первом этапе
планируется вовлечь в проект до 60 предприятий, а в дальнейшем — до
240, что обещает создать 12 тысяч новых рабочих мест. По масштабу эта
задача явно выходит за рамки нынешней системы управления заводами
оборонки, которая разделена между НКАУ, Минпромполитки и Минобороны.
Что касается ориентировочных затрат, то впервые общую сумму
расходов на проект (4 млрд. грн.) в 2008 году рискнул озвучить бывший
глава НКАУ Юрий Алексеев. После увольнения Алексеева в марте эксперты
начали говорить о более скромных суммах — в пределах 800 млн. грн. на
разработку и испытания (без расходов на развертывание либо аренду
ракетного полигона), а также 1,5 млрд. грн. на поставку.
КОГО РАКЕТЫ ПОРАЗИЛИ ДО НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВА
Как сообщили «k:» эксперты НБУ, главный банк страны не получал
никаких указаний свыше о проработке возможностей финансирования нужд
армии за счет эмиссии целевого займа. По данным из других источников,
Секретариат Ющенко остановился на более реальном варианте — пополнение
стабилизационного фонда Минобороны планируется произвести за счет
распродажи устаревшего оружия и спецтехники. Эта инициатива нашла
воплощение в постановлении Кабмина «О списке имущества Минобороны,
которое может быть отчуждено» №1092-р от 6 августа 2008 года, а также в
исходящем из этого документа постановлении «О некоторых вопросах
реализации военного имущества» №88 от 11 февраля 2009 года, которым для
указанных целей было создано госпредприятие «Укрспецторг». Первый
документ Ющенко одобрил, а второй оспаривает в Конституционном Суде.
Список, который приводится в постановлении, в итоговой графе
содержит цифру 6,6 млрд. грн. остаточной (балансовой) стоимости оружия
и техники, которая традиционно ниже конечной контрактной цены. Скептики
отмечали крайне низкую степень технической готовности части оружия,
предложенного к продаже. Как пример приводились два числящихся в списке
малоликвидных стратегических бомбардировщика Ту-95МС. Но есть там и
новая техника: десятки истребителей Су-24 и Миг-29, гаубиц и сотни
зенитных орудий. Почти вся эта техника сравнительно недавних годов
выпуска и имеет высокую категорию пригодности, что вполне очевидно
обещало высокие контрактные цены. И уж точно Министерство обороны
сможет выручить немалые деньги от продажи бестселлеров мирового рынка —
сотни авиаракет и ПЗРК «Стрела» 1990 года выпуска, а также трех
ракетных комплексов ПВО С-300ПТ. Экспортный вариант последних стоит не
менее $75 млн. за единицу.
Пока не известно, как будет разворачиваться борьба вокруг
моделей финансирования украинских ракетных программ за счет доходов от
экспорта вооружений. Однако мирно и без взаимных нападок киевским
политикам вряд ли удастся начать его массовую распродажу. Вполне
вероятно, что в ходе полемики у одной сторон возникнет вопрос: кто или
что помешало Президенту предложить эмиссию целевого оборонного займа?
Не исключено, что более сложный пусть был выбран им в надежде на
крупного внешнего покупателя. Если эти надежды не оправдались, значит
страна пережила внешнеполитический провал, детали которого будут
раскрыты отнюдь не в ближайшее время.