Аппарат
Совета национальной безопасности и обороны Украины заявляет, что 20
ноября принял решение об увеличении с 10 до 30 человек численность
украинского миротворческого персонала в Афганистане, который участия в
боевых действиях не принимает.
Об этом говорится в заявлении
Аппарата СНБО относительно комментариев об участии Украины в операции
Международных сил содействия безопасности в Афганистане.
В
частности, Аппарат СНБО опровергает заявление кандидата на пост
Президента Украины Сергея ТИГИПКО, который заявил, что СНБО увеличил «в
разы» численность украинского контингента в рамках миссии ООН в
Афганистане. Речь «идет о прямом участии в боевых действиях», заявил
С.ТИГИПКО, а также обратил внимание, что «из стран, не связанных
прямыми обязательствами в соответствии с уставом членов Альянса, только
Украина и Грузия в последнее время решили расширить свое участие в
афганской операции».
"Подобные оценки не отвечают
действительности и могут нанести значительный вред национальной
безопасности Украины”, - говорится в заявлении Аппарата СНБО.
Как
отмечается в документе, "в решении Совбеза, единодушно поддержанном
всеми присутствующими членами Совета национальной безопасности и
обороны Украины, речь идет исключительно об увеличении численности
украинского миротворческого персонала в Афганистане с 10 до 30 лиц.
Вопрос о направлении миротворческого контингента (то есть вооруженного
воинского подразделения) в Афганистан вообще не рассматривался и
никогда не планировался до рассмотрения на заседании СНБО, поскольку
это требует других политических и юридических процедур. К тому же
украинский миротворческий персонал в этой стране вооружен только
индивидуальным стрелковым оружием для самозащиты”.
По
информации Собеза, участия в боевых действиях миротворческий персонал
не принимает, выполняя только следующие функции: участие в планировании
мероприятий сотрудничества между Международными военными силами и
гражданскими органами власти и населением Афганистана по оказанию
последним помощи в восстановлении и развитии страны; выявление и
обезвреживание самодельных взрывоопасных предметов; оказание
медицинской помощи представителям Международных сил и местному
населению; совещательная помощь врачам местных больниц.
По данным
Аппарата СНБОУ, одновременно, из государств, не входящих в Альянс,
увеличили свое присутствие в этой стране Австралия (на 250 чел.),
Азербайджан (на 50 чел.), Финляндия (на 65 чел.), Новая Зеландия (на
190 чел.) и Швеция (на 80 чел.), также приобщились к операции Босния и
Герцеговина (10 чел.) и Объединенные Арабские Эмираты (25 чел.). Всего
в международной операции принимают участие 43 государства, из которых
15 не являются членами НАТО.
В СНБО также отмечают, что "не
отвечает действительности и является профессионально некорректным
тезис, что "не обязательно вступать в НАТО, чтобы проливать кровь за
него”. Украинские миротворцы эффективно способствуют исключительно
мирному возрождению Афганистана, прекращению войны и выходу
гражданского общества этой страны из глубокой гуманитарной катастрофы.
Украина действует согласно международным обязательствам как
государство-член ООН”.
По информации аппарата СНБО, "Афганистан
не является членом НАТО. Решить вопрос перехода к мирному способу
национального развития за счет собственных сил или сил ограниченного
количества международных субъектов, эта страна не в состоянии. Кроме
того, ситуация в афганской провинции Гор, где находятся подавляющее
большинство наших миротворцев, не вызывает особой обеспокоенности. Это
одна из самых безопасных территорий Афганистана”.
Что касается
национальных интересов в Афганистане, то среди них можно выделить, по
меньшей мере, две основных группы, говорится в заявлении.
Первая
– относительно безопасности Украины. Как отмечено в Стратегии
международной миротворческой деятельности Украины, «в условиях
глобализации мирового развития, усиления взаимосвязи и
взаимозависимости государств... отдаленность от зоны конфликта
перестает быть гарантией сохранения стабильного состояния национальной
безопасности любого государства мира». Для Украины, по территории
которой проходят экономические и гуманитарные коридоры между Азией и
Европой, ситуация в Афганистане имеет особую актуальность, поскольку
неминуемые последствия конфликта – терроризм, организованная
преступность, незаконное обращение наркотиков, массовая миграция и т.
п. могут за короткое время распространиться на Украину и усилить
существующий кризис. Поэтому, именно учитывая национальную безопасность
Украины, эффективнее противостоять им совместными усилиями в зоне
конфликта, нежели потом бороться самостоятельно на территории
собственного государства. Генеральный Секретарь ООН ПАН Ги Мун на
московской конференции по Афганистану в марте этого года заявил, что
«без поддержки международного сообщества Афганистан не сможет
преодолеть свои проблемы, которые угрожают безопасности стран всего
региона и мира в целом».
Вторая группа национальных интересов
касается экономических аспектов. Участие Украины в международной
операции в Афганистане создает приоритеты для привлечения отечественных
предприятий, учреждений и организаций к восстановлению и развитию
экономики и социальной сферы Афганистана, отмечают в СНБО. "Это
экономически выгодно для обеих наших стран. Закладывая фундаменты
такого сотрудничества в настоящее время, мы сможем значительно
расширить его в постконфликтный период. Конкретные мероприятия по
реализации таких интересов нашего государства в Афганистане были также
предметом обсуждения на заседании Совета национальной безопасности и
обороны Украины 20 ноября с.г.”, - говорится в сообщении.
"Совет
национальной безопасности и обороны Украины в решении упомянутого
вопроса действовал на основе и в пределах полномочий, определенных
Конституцией Украины и законами "О принципах национальной безопасности
Украины” и "Об участии Украины в международных миротворческих
операциях”, – отмечает Аппарат СНБО Украины.