Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 12.12.2024, 07:06
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2009 » Декабрь » 11 » Военно-техническое сотрудничество Украины: в погоне за «золотым теленком»
    Военно-техническое сотрудничество Украины: в погоне за «золотым теленком»
    22:50

    Военно-техническое сотрудничество Украины: в погоне за «золотым теленком»

    Слабость внутреннего заказчика

    Текущий год в сфере военно-технического сотрудничества для многих стран мира был особенным. Практически никто не оспаривает факт влияния мирового финансово-экономического кризиса на планы развития и обновления арсеналов многих армий мира. Это просматривается не только на примере небогатых стран т.н. «третьего мира», но и на фоне ситуации в развитых странах мира.

    И не секрет, что одним из слагаемых успеха продаж вооружения и военной техники (ВВТ) за границу является наличие внутреннего рынка для этих же образцов и их востребованность в своей стране. Попросту говоря, мало кто будет закупать украинское оружие, если оно не принято на вооружение собственной армии. Увы, реалии внутреннего рынка Украины мало способствуют успеху на международном оружейном рынке, так как новое оружие украинскими «силовиками» практически не покупается. Никто иной, как министр обороны в своей статье в газете «Народная армия» от 7 мая нынешнего года честно обрисовал сложившуюся ситуацию в вооруженных силах страны. По его словам, через недостаточные ресурсы снизились темпы выполнения Государственной программы развития вооружения и военной техники Вооруженных Сил на период до 2009 года, так как она была обеспечена денежными средствами лишь на 73% от самых минимальных «аппетитов». А по техническому состоянию, фактическими сроками эксплуатации большинство образцов техники требуют модернизации или замены. К тому же финансово – экономический кризис крайне негативно повлиял на оборонный бюджет Украины 2009 года. Его гарантированная составляющая – лишь около 0,87% от ВВП и является фактически в 1,3 раза меньше, чем в 2008 году. Таких депрессивных показателей оборонного бюджета Украина не имела с начала независимого существования. Можно ли в таких условиях надеяться на обновление арсеналов украинской армии и способствовать продвижению новых образцов ВВТ на внешнем рынке? Вопрос скорее риторический…


    Успехи и неудачи

    Несмотря на внешние и внутренние проблемы, Украина продолжает оставаться заметным игроком в вопросах военно-технического сотрудничества, хотя упомянутая сфера традиционно считается закрытой от посторонних глаз. Даже официальные отчеты обнародуются обычно с определенной задержкой во времени. Только в конце этого года стали известны данные Стокгольмского международного института исследования мира («Stockholm International Peace Research Institute» – «SIPRI») относительно объемов экспорта Украиной основных видов вооружения в 2008 году. По информации «SIPRI», в прошлом году Украина продала оружия на 233 млн. долл. и заняла 14-е место в мировом рейтинге экспортеров. Это на семь позиций ниже, чем в 2007 году. Для сравнения, в 2007 году, по уточненным данным «SIPRI», Украина заняла седьмое место в рейтинге с объемом продаж в 774 млн.долл. Следует отметить, что лидерами рейтинга «SIPRI» по итогам 2008 года стали США с объемом экспорта в 6,1 млрд.долл., на втором месте – Российская Федерация (почти 6 млрд.долл.), третья – Германия (2,8 млрд.долл.), за ней следует Франция – около 1,6 млрд.долл.

    Некоторые украинские эксперты полагают, что данные «SIPRI» за 2008 год значительно занижены, практически в несколько раз. Есть и другие официальные оценки эффективности работы украинских спецэкспортеров. Например, руководитель государственной компании "Укрспецэкспорт" Сергей Бондарчук заявил: «Экспорт оружия в 2007 году составил 700 млн.долл., в прошлом году – около 800 млн.долл., а в 2004 было всего 400 млн. долл. Украина в последнее время сделала определенный прорыв в плане расширения географии поставок. Очень важный контракт подписан с Индией о ремонте и модернизации самолетов Ан-32 на сумму 400 млн. дол. Положительно развивается вьетнамское направление. С этой страной заключены контракты на снабжение средств пассивной (около 54 млн.) и активной радиолокации (приблизительно на 50 млн.). Идет активная работа с Китаем с акцентом на новые научно-технические разработки и создание ремонтных мощностей. Мы думаем о качестве продукции. И боремся за то, чтобы в нас видели надежных партнеров».

    Буквально в последних числах ноября 2009 года в открытых источниках появилась информация, что Украина стоит на пороге одного из крупнейших в своей истории оружейного контракта. Как известно, США, оказывая финансовую помощь Ираку на развитие силовых структур, контролируют расходование выделенных средств, выбирая, в том числе, и поставщиков продукции. Американская сторона, выделив Ираку 2,4 млрд. долл. на приобретение новой военной техники и вооружений, из потенциальных стран экспортеров — Польши, Чехии, Болгарии, Словении, Украины — выбрала именно украинских спецэкспортеров. Это один из крупнейших в истории украинского военно-технического сотрудничества (ВТС) проект, включающий ряд отдельных контрактов на поставки большой партии новых бронетранспортеров и танков, значительного количества новой авиатехники, высокоточных средств поражения, а также услуги по ремонту и модернизации военной техники. Есть информация, что три контракта с емкостью около 40 % от упомянутой суммы в 2,4 млрд. долл. уже подписаны, а остальные находятся на завершающей стадии проработки. Реализация упомянутых проектов для Украины означает прорыв на международном рынке вооружений и ее гарантированное присутствие в первой десятке мировых лидеров в течение примерно трех лет, загрузку заказами более 80 предприятий ОПК.


    Чем торгуем или есть ли новые разработки

    Хотя за последние несколько лет Украина экспортировала оружия на миллиарды долларов, почему-то на прошлогоднем параде в столице и показать то оказалось особо нечего – почти вся техника была советского образца. И возникают вопросы, глядя на скромный парад войск, устроенный в этом году на Крещатике – каким оружием страна все-таки торгует и есть ли на него спрос в мире? Ситуация просматривается в оценках экспертов и политиков.

    Николай Сунгуровский, директор военных программ Центра Разумкова: «Удивительно. Ведь вопрос в том, что Украина продает преимущественно запасные части. По большей части к оружию советского образца, иногда — модернизируемой. Кроме того, мы продаем и старую технику. Что касается нового оружия, то были у нас соглашения и на поставку танков, и знаменитых «Кольчуг», и даже автомобилей «КрАЗ» (какие используются в качестве носителей ракетных установок), но они не такие большие в общей массе экспорта».

    Народный депутат Украины Валерий Коновалюк (фракция Партии регионов): Без какого-либо преувеличения можно утверждать, что уровень материального обеспечения и оснащения новой техникой нашей армии ниже всякой критики. Общий объем вооружений, нуждающихся в безотлагательной замене, достиг 50%. В то же время 95% всей продукции украинского оборонно-промышленного комплекса идет на экспорт. За последние четыре года нашего оружия продано на 2,5 миллиарда долларов, из которых в бюджет поступило лишь 200 миллионов. Вообще-то незаконный оружейный бизнес в Украине процветает давно. Но такого разнузданного его состояния еще не было.

    Но, несмотря на это, изделия ОПК Украины получают лестные отзывы даже у конкурентов. Например, в российской газете "Известия" со ссылкой на источники в военном ведомстве России, было написано, что секретные средства управления войсками и радиотехнической разведки, установленные на захваченных российскими войсками в 2008 году американских "Хаммерах" в грузинском Поти, являются якобы украинской разработкой.

    Вот цитата из упомянутой газеты: "Больше всего шума поднялось после того, как наши военные под Поти захватили шесть американских джипов "Хаммер". Тут же последовал звонок из Вашингтона: "Немедленно верните". Грузинская армия не просто бросила ценное оборудование, она фактически вскрыла некоторые важные элементы системы информационной безопасности США. И шесть джипов – это, как выяснилось, целый разведывательно-информационный центр с командно-штабной машиной, обеспечивающей управление войсками на поле боя. Причем, как говорят источники "Известий", в силу своих служебных обязанностей уже знакомые с начинкой этих "Хаммеров", на командной машине оборудование, которое якобы выпускается по американской лицензии в Украине, в Одессе».

    В итоге СМИ создали такую вот своеобразию рекламу украинского ВПК. Если украинский ОПК причастен к поставкам за рубеж военной радиоэлектроники, которая называется российской стороной как суперсекретное "ноу-хау" и признается самым ценным военным трофеем, то тем самым признается, что в "оборонке" Украины не все так плохо и есть перспективы на новые зарубежные заказы. 


    Ставка на авиационно-космическую сферу

    Традиционно пользуется успехом на международном рынке продукция украинской авиационно-космической отрасли. Это подтверждает то, что сейчас большинство предприятий отрасли заняты выполнением тех или иных иностранных заказов. В частности, Государственное предприятие "Авиационный научно-технический комплекс им. Олега Антонова" (Киев) оценивает общую потребность мирового рынка в самолетах Ан-148 в 600 единиц, в том числе примерно 200 машин в период до 2015 года. Всего по состоянию на 1 августа имелось 52 контракта на поставку самолета Ан-148 и около 80 опционов на данный самолет, который за последующие месяцы года был заметно увеличен. Например, в ходе авиасалона «МАКС-2009» перевозчики разместили заказы почти на 100 Ан-148. Лизинговая компания «Ильюшин Финанс Ко» в ходе авиасалона получила 30 «твердых» контрактов на этот самолет. Предварительно документы о намерении купить Ан-148 заключили «Атлант-Союз» (45 самолетов), «Саратовские авиалинии» (5 самолетов), «Владивосток Авиа» (4 самолета), авиакомпания из Эквадора «Icaro» (на 2 самолета). Что касается реальных поставок, то первый Ан-148 украинской сборки уже летает в авиакомпании «Аэросвит», а первая машина российской сборки передана авиакомпании «Россия». Еще две машины планировалось передать российскому перевозчику до конца 2009 года. При этом россияне уже к 2012 году планируют довести выпуск до 36 машин в год.

    Министрство транспорта и связи Украины оценило потребность внутреннего рынка Украины в самолетах Ан-148 в 80 единиц. А спрос на самолет Ан-74 составляет около 80 самолетов до 2012 года. Также правительство Украины в июле 2009 года одобрило проект распоряжения, которое предусматривает обеспечение финансирования достройки двух самолетов Ан-74 для Ливии. Финансирование будет осуществлено за счет получения авансового платежа от ливийского заказчика в размере 14 млн. долл., под которые будут предоставлены банковские гарантии.

    Недавно Украина получила заказ на модернизацию около 120-ти самолетов Ан-32 ВВС Индии. Сумма данного контракта оценивается в 600 миллионов долларов (в ряде СМИ назывались и суммы в районе 400 млн. долл.). Выполнением индийского заказа будут заниматься концерн «Антонов» (включая Харьковское государственное авиационное производственное предприятие, Киевский государственный авиазавод «Авиант» и ГП «Завод 410 гражданской авиации») и компания «Мотор-Сич». Кроме замены двигателей, украинские авиастроители намерены провести модернизацию индийских Ан-32. Согласно этого контракта, в ближайшие два года «Мотор Сич» должна выпустить от 250 до 300 двигателей. Модернизация на предприятиях концерна будет предусматривать усовершенствование бортового радиоэлектронного оборудования и улучшение характеристик дальности полета и грузоподъемности, продление летного ресурса Ан-32 с 25 до 40 лет. Двигатели, которые решат не менять, также будут модернизированы.

    Украина и Россия также обеспечат возобновление совместной работы и бюджетное финансирование совместной опытно-конструкторской работы по созданию самолета Ан-70 и его модификаций. Об этом говорится в подписанном 18 августа 2009 г. на авиасалоне «МАКС-2009» протоколе о внесении изменений в межправительственное соглашение по этому проекту от 24 июня 1993 г. Основой для производственной кооперации в рамках программы станет сотрудничество, которое сложилось между ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация" (ОАК) и ГАК "Антонов", а также предприятиями-разработчиками и изготовителями комплектующих изделий, материалов и полуфабрикатов. И хотя серьезный госзаказ на Ан-70 пока отсутствует, работы по производству его компонентов сейчас ведут отдельные российские заводы. В частности, по словам гендиректора ОАО «Мотор-Сич» (поставляет двигатели для Ан-70) Вячеслава Богуслаева, российский завод «Салют» делает свою часть двигателя Д-27 – именно они устанавливаются на Ан-70. В целом доля российских предприятий в создании Ан-70 оценивается экспертами на уровне 25-30%. Больше всего при сборке самолетов Украина зависит от России по части некоторых узлов для двигателей, а также крыльев.

    Но итоги года в авиационно-космической сфере вызывают противоречивые чувства. С одной стороны, проект Ан-148 получил успех, который вылился в новые заказы на машину, с другой – российская сторона продолжает проявлять определенную сдержанность в других весомых проектах: возобновления производства уникальных военно-транспортных самолетов Ан-124 «Руслан» и завершения сертификации Ан-70. Более того, прозвучали мнения экспертов о том, что такое поведение российской стороны есть очередным этапом в получении контроля над украинским авиапромом. Частично проблема с Ан-70 видна со слов заместителя главкома ВВС РФ по вооружению генерал-майора Олега Бармина, который заявил, что решение проблемы финансирования проекта будет зависеть от получения прав на интеллектуальную собственность на самолет. Именно по такой схеме действовали россияне два года назад, когда требовали за символическую сумму предоставить техническую документацию на Ан-148 в обмен на инвестиции в запуск производства самолета в Воронеже. Отметим, стоимость конструкторской документации на самолет, в зависимости от типа машины, может исчисляться десятками, а порой сотнями миллионов долларов.

    И даже с проектом Ан-148 украинским авиапроизводителям не стоит обольщаться, так как эти самолеты преимущественно будут собираться на мощностях «Воронежского акционерного самолетостроительного общества» (ВАСО). А украинские предприятия будут поставлять двигатели и отдельные элементы фюзеляжа на фоне вполне логичного стремления российской стороны по снижению долевого участия украинской стороны в самолете.


    Мечта украинского ОПК: западные оружейные рынки

    Но для украинского ОПК по-прежнему наиболее желательным остается развитие военно-технического сотрудничества с западными странами. Формально эксперты отмечают тенденцию роста интереса западных стран к изучению и обсуждению возможностей ВТС с Украиной в 2009 году. Хочется верить, что речь не идет лишь о сборе развединформации под видом сотрудничества. Но после разговора о намерениях обеих сторон логично задать вопрос и о конкретных механизмах взаимодействия ОПК Украины с компаниями и заказчиками стран НАТО.

    Фактом остается то, что предшествующий опыт ВТС Украины и западных стран очень противоречив. Пока в списке преобладают примеры нереализованных проектов – проект военно-транспортного самолета на базе Ан-70 для западного рынка, украинско-французско-чешский проект модернизации танка Т-72 для третьих стран. Но при этом также были и прямые поставки военной техники из Украины в Грецию, Македонию, Польшу, Чехию и Бельгию и т.п.

    На этом фоне тенденцией стало появление проектов нового формата – совместные разработки и проекты. Причины этого вполне очевидны: недостаточные возможности украинского ОПК по перевооружению армии на современном уровне и в полном объеме с нашей стороны. А также желание Запада сэкономить на том, что уже создано Украиной по наиболее критической оборонной тематике на достойном уровне (например, по средствам защиты летательных аппаратов от ПЗРК). Не стоит забывать и во многом о политическом решении диверсифицировать источники поставок иностранных вооружений и военной техники. Это дало определенное начало ряду совместных проектов: по созданию систем защиты бронетехники с Польшей, по проекту создания украинского корвета с участием западных компаний, а также опытно-конструкторской работы по модернизации вертолетов вместе с французской «Sagem». Упомянутые проекты и ряд других факторов позволили экспертам прогнозировать наличие в перспективе до 30 – 35 % вооружений и военной техники украинской армии иностранного происхождения, в том числе и европейского производства.

    Появляются шансы и на потенциально долгоиграющие проекты. Например, европейские страны заинтересованы в использовании украинских вертолетов в рамках т.н. «Многонациональной вертолетной инициативы», включая их модернизацию до необходимого уровня. Причиной появления данного проекта стал, в частности, анализ ситуации в ходе операции НАТО в Афганистане, где ощущается большая потребность в вертолетах. Несмотря на то, что в странах-членах НАТО насчитывается более 5 тыс. вертолетов, в Афганистане чувствуется их недостаточное количество. Большинство из них не приспособлены для участия в таких сложных операциях как операция в Афганистане, которая проводится в условиях высокогорья, высоких температур и запыленного воздуха. Очевидно, что наши вертолеты могут быть модернизированы именно для работы в Афганистане, а экипажи – подготовлены для участия в операциях в таких условиях. Для Украины в этом проекте позитив есть как для собственных предприятий ОПК, так и в контексте привлечения страны к развитию европейских оборонных возможностей и интеграции Украины в Европейский Союз.

    Но идеализировать украинские проекты преждевременно. Ведь есть менее популярные тенденции на мировом авиационном рынке, о которых в стране говорить не любят. Например, украинской стороной широко рекламируется факт привлечения тяжелых транспортных самолетов семейства «Антонов» к транспортным перевозкам в интересах НАТО и различных стран мира. Действительно, НАТО продлило контракт с Украиной и РФ на аренду самолетов "Руслан" до 31 декабря 2010 года. Но при этом и в НАТО, и в отдельно взятых странах активно развиваются проекты строительства собственных транспортных самолетов, среди которых А-400М – далеко не единственный пример. Поэтому упомянутые контракты можно считать временным успехом, продлить которые можно лишь прочным закреплением на западных рынках, победой над конкурентами и продвижением новых проектов.

    Эксперты отмечают, что реализуя проекты ВТС с западными странами, Украина подвергается различным угрозам и рискам в этой сфере. Несмотря на их комплексный характер, можно провести определенную структуризацию. В частности, на первое место можно поставить группу угроз политического характера. Постоянно изменяющаяся геополитическая обстановка вокруг Украины с одновременным появлением ряда новых угроз определяет приоритеты Украины в области перевооружения. И ограниченные ресурсы страны при этом делают приоритетными проекты с максимально возможной составляющей собственного ОПК (проекты ракетного комплекса «Сапсан», ЗРК среднего радиуса действия на основе глубокой модернизации ЗРК «Бук», продление ресурса большинству средств ПВО и авиации. Это влияет непосредственно на проекты с западными компаниями ОПК, которые могут быть заморожены или ориентированы на рынки третьих стран.

    Не менее ощутимыми являются угрозы экономического плана. И прежде всего – низкий уровень государственного оборонного заказа. Причем пострадают в этом случае как раз те проекты, которые ориентированы на сотрудничество с иностранными государствами, что требует значительных расходов. Причем Украина декларирует планы одновременного развития ряда дорогостоящих проектов (в т.ч. упомянутого ракетного комплекса «Сапсан», создания и производства корвета, модернизации парка МиГ-29, Су-27 и вертолетов Ми-24, закупки БПЛА, ремонта и продления ресурса имеющихся видов ВВТ). Эксперты посчитали, что в таком случае на перевооружение необходимо выделять не менее 700 млн. долл. в год. Отсутствие средство и может составлять основную угрозу ВТС с западными оборонными компаниями.

    Следующая группа угроз относится к технологиям. Уже сейчас можно говорить о потере ряда технологий, а также научных направлений и научных школ. Это объясняет желание Украины восполнить потери за счет ВТС с западными оборонными компаниями. А с другой стороны – приватизация тормозит технологическое развитие предприятий и отсутствие адекватных темпов приватизации объектов ОПК.


    Информационное оружие и украинский ОПК

    18 августа с.г. заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) России Константин Бирюлин заявил, что ФСВТС страны добивается от Украины прекращения поставок украинского вооружения и военной техники в Грузию. Ведь согласно официальному отчету Киева, подготовленному для Регистра обычных вооружений ООН, в 2008 году крупнейшими импортерами украинских вооружений стали Кения и Грузия.

    А 5 ноября этого года, в день празднования годовщины военной разведки России, руководитель Главного разведуправления Генштаба Вооруженных сил РФ генерал Александр Шляхтуров заявил, что как и до событий августа 2008 года, Грузия продолжает получать военную помощь от стран НАТО, Израиля и Украины. По его словам, Киев поставляет Тбилиси тяжелые вооружения, в частности танки и средства ПВО, израильтяне экспортируют туда беспилотные летательные аппараты, а недавно пополнившие НАТО восточноевропейские страны — стрелковое оружие и военное снаряжение. Шляхтуров подчеркнул, что с целью прикрытия поставки из Украины осуществляются не по линии государства (то есть, минуя госэкспортконтроль), но не без ведома и заступничества высшего украинского руководства.

    Украинские политики, чиновники и эксперты соответствующим образом прокомментировали эти обвинения. Например, руководитель СБУ Валентин Наливайченко: «Законность поставок Украиной в Грузию проверялась на национальном уровне, в том числе нашей спецслужбой, а также международными организациями. Нарушений не выявлено, а вот лжи и подтасовок хоть отбавляй».

    В Госслужбе экспортного контроля Украины добавляют, что «Грузия не входит в число государств, в отношении которых ООН объявила эмбарго, поэтому заключенные с этой страной контракты выполняются в полном объеме, и для этого не нужно искать какие-то левые пути».

    Народный депутат, зам главы комитета ВРУ по иностранным делам Тарас Чорновил: «Вообще российская разведка – интересная штука. Ни в одной стране мира разведка ничего не заявляет, а собирает информацию, после чего «ТАСС уполномочен заявить» – как в старом фильме. То есть, заявление делают высшие органы государства. Россия принадлежит к небольшому числу стран, где иногда делегируют делать заявления представителям разведки. Мы это уже видели. Но все равно, что сказать – «спускают» сверху».

    Также по этому поводу существует и другие точки зрения. В частности, позиция председателя Временной следственной комиссии Верховной Рады Украины по вопросам выявления обстоятельств поставок в Грузию украинской военной техники народного депутата Украины Валерия Коновалюка (фракция Партии регионов): «И поныне продолжается оружейный бизнес между Ющенко и Саакашвили. Современные комплексы ПВО, находящиеся в Украине, снимаются с боевого дежурства и по бросовым ценам передаются грузинской армии. Приведу лишь некоторые данные о том, как и после окончания грузинско-югоосетинского конфликта при посредничестве государственной компании «Укрспецэкспорт» продолжаются поставки из Украины в Грузию вооружений и военной техники. В октябре 2008 года 35 танков Т-72 и партия боеприпасов отправлены в порт Поти, в декабре того же года система залпового огня БМ-21 «Град» и стрелковое оружие отправлены из болгарского порта Бургас в порт Батуми. В нынешнем году из Украины в Грузию проследовали партия специальных боеприпасов, агрегаты для штурмовиков СУ-25, комплекс ПВО С-200 (был снят с боевого дежурства в украинской армии), комплексы радиотехнической разведки «Кольчуга» и «Кольчуга- М», вертолеты Ми-8 и Ми-24 и многое другое. Кроме этого, Украина планирует поставить в Грузию десять танков Т-72, три БТР-80, двадцать ПЗРК «Игла-1», сорок ПЗРК «Стрела», 12 новых танков Т-84 «Оплот» (харьковского завода им. Малышева). Для доставки военной техники и вооружений в Грузию Украина использует самолеты военно-транспортной авиации Ан-124 «Руслан», осуществляющие регулярные рейсы на грузинский аэродром «Лачини».

    Валерий Коновалюк является не только депутатом парламента от оппозиции, ведь он такой же представитель власти, как и любой другой министр или сотрудник секретариата президента. Даже делая поправку на политическую конъюнктуру, сбрасывать со счетов его информацию нельзя. Не обошел эту тему в своем последнем письме к Виктору Ющенко, а также в видеообращении в собственном блоге и российский президент Дмитрий Медведев, когда заявил, что «именно из украинского оружия убивали мирных жителей и российских миротворцев».

    Более того, за прошедший год Украина несколько раз фигурировала в других сообщениях мировых СМИ о незаконном обороте оружия. Помимо обвинений в отношении ВТС с Грузией, например, можно упомянуть о поставках оружия в 2008 году, когда был захвачен украинский сухогруз с тяжелым вооружением для Кении. Европейские СМИ даже публиковали «подтверждения» тому, что в действительности это оружие предназначено для Судана, против которого применяются санкции ООН. Хотя факт поставок украинского оружия в Судан так и не был доказан – минобороны Украины и Кении подтвердили, что к купле-продаже этой партии оружия ни одна третья сторона не причастна. Также летом 2009 года власти Нигерии задержали самолет с контрабандой оружия и обвинили в этом украинскую сторону. Но позже выяснилось, что украинскими были лишь компания-перевозчик и экипаж самолета, а сам груз оружия – хорватским. Само оружие предназначалось для Экваториальной Гвинеи, против которой не действовали санкции. В итоге нигерийская власть отпустила самолет с украинским экипажем, доставившим груз в пункт назначения – г. Малабо (Гвинея), хотя «потоки грязи» в отношении Украины в СМИ появились.

    Исторически сложилось так, что подобные «оружейные скандалы» возникают по двум основным причинам: или с помощью подобных обвинений хотят «убрать» с рынка вооружений конкурента, или усилить спрос на собственные образцы оружия.


    Закупки ВВТ Украиной за рубежом

    Говоря о ВТС Украины с другими странами, нужно упомянуть о том, что поставки ВВТ из-за рубежа для украинских силовых структур также являются реальностью. И, как отмечалось выше, существуют предпосылки к их увеличению, причем уже не только из России, но и от других стран. Например, в Воздушных силах Вооруженных сил Украины озвучена тема принятия на вооружение и закупки нового учебно-тренировочного самолета L-15 китайского производства. Об этом заявил командующий Воздушными силами ВС Украины генерал-полковник Иван Руснак по итогам визита украинской военной делегации в Китай в ноябре 2009 года: «В частности, мы обсудили вопрос возможности, в перспективе, приобретения и принятия на вооружение китайского учебно-тренировочного самолета L-15. Но здесь все зависит от того, насколько быстро будет принято окончательное решение о принятии его на вооружение в самих ВВС Китая».

    Подобные планы вынашивают и украинские военные моряки. О планах строительства украинского корвета заявил командующий Военно-морскими Силами ВС Украины адмирал Игорь Тенюх: «В строительстве корабля кроме Украины будут принимать участие и другие государства: 60% корабля – это участие украинских предприятий, 40% – участие предприятий ведущих держав мира». Он отметил, что в соответствии с заданиями флота планируется иметь на вооружении более 10 кораблей такого класса.


    Немного выводов

    Итак, в вопросах оценки уровня ВТС с другими государствами мнения специалистов противоречивы: от пессимистических прогнозов вытеснения Украины с мирового рынка торговли оружием до оптимистических оценок перспектив расширения объемов продаж. Обе крайности имеют под собой аргументы. Например, снижение рейтинга Украины в сфере ВТС заместитель председателя комитета Верховной рады по вопросам национальной безопасности и обороны Валентин Зубов (представитель блока Юлии Тимошенко) объясняет развалом военно-промышленного комплекса и конструкторских бюро, занимавшихся разработкой современных образцов военной техники: «мы продавали не то, что производили самостоятельно, а то, что досталось нам в наследство от СССР и материальной базы войск Варшавского договора. Поэтому результат вполне закономерный. Скоро автоматы Калашникова мы будем закупать в Польше или Китае».

    А генеральный директор Государственной компании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения "Укрспецэкспорт" Сергей Бондарчук прямо заявил: украинское правительство должно понести ответственность за то, что военно-промышленный комплекс Украины «в скором времени исчезнет как таковой». По словам Бондарчука, принятая кабинетом министров Программа реформирования ВПК до 2013 года является насмешкой над производителями оружия. "Тех 50 млн. гривен (около 10 млн. долл. по ценам лета 2008-го, сейчас – немногим больше 6 млн.), которые будут ежегодно выделяться на ВПК, хватит только на то, чтобы поменять лампочки на всех предприятиях отрасли. Мы работаем уже на издыхании, поскольку ВПК Украины существует только благодаря энтузиазму людей, которые работают в этой сфере. Если ситуация не изменится, то Украина в десятке ведущих производителей оружия сможет продержаться лишь ближайшие два-три года. Если мы не начнем реального и постоянного финансирования, вместо того, которое имеем сейчас, когда выделение средств вписывается в бюджет по остаточному принципу, то Украина потеряет свой ВПК".

    С пессимистическими оценками не соглашаются эксперты «Центра исследований армии, конверсии и разоружения», которые скептически оценивают объективность упомянутых выше данных «SIPRI», так как это всего лишь одна из систем оценок экспорта вооружений, базирующаяся на анализе открытой информации. Ведь действительно, ни одна из неправительственных организаций, исследующих объемы экспорта вооружений, не может в точности оценить объемы продаж для каждой страны, потому что далеко не все контракты подлежат разглашению. Например, по одной из предыдущих оценок «SIPRI», Израиль продал оружия на 2,3 млрд.долл., но сам Израиль позже официально назвал сумму 5,5 млрд.долл. Поэтому можно предположить, что показатели объема экспорта Украиной основных видов вооружений в прошлом году сильно занижены. Например, упомянутый «Центр исследований армии, конверсии и разоружения» публиковал данные, свидетельствующие о том, что в 2008 году Украина продала ВВТ на 1,2 млрд долл.

    В Украине последние годы официально принято считать «успешными» как в сфере ВТС, так и в вопросах развития ОПК и финансирования перевооружения ВС Украины. Но на самом деле реальная ситуация такова, что представления украинских чиновников об «успешности» 2006-2009 годов, мягко говоря, неадекватны и не должны давать повод для самоуспокоения. Ибо сравнение с затратами на перевооружение соседних стран, вполне сопоставимых по количеству вооружённых сил, размерам и населению с Украиной, а также уровень государственной поддержки ими национальных ОПК красноречиво свидетельствует о слабом понимании руководством Украины (причём, что характерно, независимо от цвета политической окраски его представителей) значения и важности государственной поддержки и достойного финансирования этой тематики в собственной стране.

     
    Анатолий СОТНИКОВ


    Источник:  
     
    Просмотров: 1357 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Декабрь 2009  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz