Военная доктрина Российской Федерации
(Начало)
5 февраля 2010 года
Утверждена Указом Президента Российской Федерации
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Военная
доктрина Российской Федерации (далее – Военная доктрина) является одним
из основных документов стратегического планирования в Российской
Федерации и представляет собой систему официально принятых в
государстве взглядов на подготовку к вооруженной защите и вооруженную
защиту Российской Федерации. 2. В Военной доктрине учитываются
основные положения Военной доктрины Российской Федерации 2000 года,
Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года, а также соответствующие положения
Концепции внешней политики Российской Федерации 2008 года и Морской
доктрины Российской Федерации на период до 2020 года. Военная доктрина основана на положениях военной теории и направлена на ее дальнейшее развитие. 3. Правовую
основу Военной доктрины составляют Конституция Российской Федерации,
общепризнанные принципы и нормы международного права и международные
договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над
вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы,
федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента
Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. 4. Военная
доктрина отражает приверженность Российской Федерации использованию
политических, дипломатических, правовых, экономических, экологических,
информационных, военных и других инструментов защиты национальных
интересов Российской Федерации и интересов ее союзников. 5. Положения
Военной доктрины конкретизируются в посланиях Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и могут
корректироваться в рамках стратегического планирования в военной сфере
(военного планирования). Реализация Военной доктрины достигается
путем централизации государственного управления в военной области и
осуществляется в соответствии с федеральным законодательством,
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации,
Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной
власти. 6. В Военной доктрине используются следующие основные понятия: а) военная
безопасность Российской Федерации (далее – военная безопасность) –
состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и
государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с
применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое
отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять; б) военная
опасность – состояние межгосударственных или внутригосударственных
отношений, характеризуемое совокупностью факторов, способных при
определенных условиях привести к возникновению военной угрозы; в) военная
угроза – состояние межгосударственных или внутригосударственных
отношений, характеризуемое реальной возможностью возникновения военного
конфликта между противостоящими сторонами, высокой степенью готовности
какого-либо государства (группы государств), сепаратистских
(террористических) организаций к применению военной силы (вооруженному
насилию); г) военный конфликт – форма разрешения
межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением
военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства,
включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные
конфликты); д) вооруженный конфликт – вооруженное столкновение
ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный
конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного
государства (внутренний вооруженный конфликт); е) локальная
война – война между двумя и более государствами, преследующая
ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия
ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает
преимущественно интересы только этих государств (территориальные,
экономические, политические и другие); ж) региональная война –
война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся
национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как
обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с
прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом)
пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные
военно-политические цели; з) крупномасштабная война – война
между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового
сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные
военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать
результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или
региональной войны с вовлечением значительного количества государств
разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся
материальных ресурсов и духовных сил государств-участников; и) военная
политика – деятельность государства по организации и осуществлению
обороны и обеспечению безопасности Российской Федерации, а также
интересов ее союзников; к) военная организация государства
(далее – военная организация) – совокупность органов государственного и
военного управления, Вооруженных Сил Российской Федерации, других
войск, воинских формирований и органов (далее – Вооруженные Силы и
другие войска), составляющих ее основу и осуществляющих свою
деятельность военными методами, а также части производственного и
научного комплексов страны, совместная деятельность которых направлена
на подготовку к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской
Федерации; л) военное планирование – определение порядка и
способов реализации целей и задач развития военной организации,
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения
и всестороннего обеспечения. II. ВОЕННЫЕ ОПАСНОСТИ И ВОЕННЫЕ УГРОЗЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7. Мировое
развитие на современном этапе характеризуется ослаблением
идеологической конфронтации, снижением уровня экономического,
политического и военного влияния одних государств (групп государств) и
союзов и ростом влияния других государств, претендующих на
всеобъемлющее доминирование, многополярностью и глобализацией
разнообразных процессов. Неурегулированными остаются многие
региональные конфликты. Сохраняются тенденции к их силовому разрешению,
в том числе в регионах, граничащих с Российской Федерацией.
Существующая архитектура (система) международной безопасности, включая
ее международно-правовые механизмы, не обеспечивает равной безопасности
всех государств. При этом, несмотря на снижение вероятности
развязывания против Российской Федерации крупномасштабной войны с
применением обычных средств поражения и ядерного оружия, на ряде
направлений военные опасности Российской Федерации усиливаются. 8. Основные внешние военные опасности: а) стремление
наделить силовой потенциал Организации Североатлантического договора
(НАТО) глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм
международного права, приблизить военную инфраструктуру стран – членов
НАТО к границам Российской Федерации, в том числе путем расширения
блока; б) попытки дестабилизировать обстановку в отдельных государствах и регионах и подорвать стратегическую стабильность; в) развертывание
(наращивание) воинских контингентов иностранных государств (групп
государств) на территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее
союзниками государств, а также в прилегающих акваториях; г) создание
и развертывание систем стратегической противоракетной обороны,
подрывающих глобальную стабильность и нарушающих сложившееся
соотношение сил в ракетно-ядерной сфере, а также милитаризация
космического пространства, развертывание стратегических неядерных
систем высокоточного оружия; д) территориальные претензии к Российской Федерации и ее союзникам, вмешательство в их внутренние дела; е) распространение
оружия массового поражения, ракет и ракетных технологий, увеличение
количества государств, обладающих ядерным оружием; ж) нарушение
отдельными государствами международных договоренностей, а также
несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области
ограничения и сокращения вооружений; з) применение военной силы
на территориях сопредельных с Российской Федерацией государств в
нарушение Устава ООН и других норм международного права; и) наличие
(возникновение) очагов и эскалация вооруженных конфликтов на
территориях сопредельных с Российской Федерацией и ее союзниками
государств; к) распространение международного терроризма; л) возникновение
очагов межнациональной (межконфессиональной) напряженности,
деятельность международных вооруженных радикальных группировок в
районах, прилегающих к государственной границе Российской Федерации и
границам ее союзников, а также наличие территориальных противоречий,
рост сепаратизма и насильственного (религиозного) экстремизма в
отдельных регионах мира. 9. Основные внутренние военные опасности: а) попытки насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации; б) подрыв суверенитета, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации; в) дезорганизация
функционирования органов государственной власти, важных
государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры
Российской Федерации. 10. Основные военные угрозы: а) резкое
обострение военно-политической обстановки (межгосударственных
отношений) и создание условий для применения военной силы; б) воспрепятствование
работе систем государственного и военного управления Российской
Федерации, нарушение функционирования ее стратегических ядерных сил,
систем предупреждения о ракетном нападении, контроля космического
пространства, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной
энергетики, атомной, химической промышленности и других потенциально
опасных объектов; в) создание и подготовка незаконных
вооруженных формирований, их деятельность на территории Российской
Федерации или на территориях ее союзников; г) демонстрация
военной силы в ходе проведения учений на территориях сопредельных с
Российской Федерацией или ее союзниками государств с провокационными
целями; д) активизация деятельности вооруженных сил отдельных
государств (групп государств) с проведением частичной или полной
мобилизации, переводом органов государственного и военного управления
этих государств на работу в условиях военного времени. 11. Военные
конфликты характеризуются целями, способами и средствами достижения
этих целей, масштабами и сроками военных действий, формами и способами
вооруженной борьбы и применяемыми вооружением и военной техникой. 12. Характерные черты современных военных конфликтов: а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера; б) массированное
применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых
физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием; в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве; г) усиление роли информационного противоборства; д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий; е) повышение
оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной
системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам
управления войсками (силами) и оружием; ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий. 13. Особенности современных военных конфликтов: а) непредсказуемость их возникновения; б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей; в) возрастание
роли современных высокоэффективных систем оружия, а также
перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы; г) заблаговременное
проведение мероприятий информационного противоборства для достижения
политических целей без применения военной силы, а в последующем – в
интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на
применение военной силы. 14. Военные конфликты будут отличаться
скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов,
быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных
мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической
инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного
управления, обеспечение превосходства на земле, море и в
воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения
поставленных целей. 15. Для военных действий будет характерно
возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного,
инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных
летательных и автономных морских аппаратов, управляемых
роботизированных образцов вооружений и военной техники. 16. Ядерное
оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения
ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных
средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны). В
случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств
поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под
угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может
привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный
конфликт. III. ВОЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 17. Основные
задачи военной политики Российской Федерации определяются Президентом
Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством,
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года
и настоящей Военной доктриной. Военная политика Российской
Федерация направлена на недопущение гонки вооружений, сдерживание и
предотвращение военных конфликтов, совершенствование военной
организации, форм и способов применения Вооруженных Сил и других войск,
а также средств поражения в целях обороны и обеспечения безопасности
Российской Федерации, а также интересов ее союзников. Деятельность Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов 18. Российская
Федерация обеспечивает постоянную готовность Вооруженных Сил и других
войск к сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, к вооруженной
защите Российской Федерации и ее союзников в соответствии с нормами
международного права и международными договорами Российской Федерации. Недопущение ядерного военного конфликта, как и любого другого военного конфликта, – важнейшая задача Российской Федерации. 19. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов: а) оценка
и прогнозирование развития военно-политической обстановки на глобальном
и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в
военно-политической сфере с использованием современных технических
средств и информационных технологий; б) нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами; в) поддержание стратегической стабильности и потенциала ядерного сдерживания на достаточном уровне; г) поддержание Вооруженных Сил и других войск в заданной степени готовности к боевому применению; д) укрепление
системы коллективной безопасности в рамках Организации договора о
коллективной безопасности (ОДКБ) и наращивание ее потенциала, усиление
взаимодействия в области международной безопасности в рамках
Содружества Независимых Государств (СНГ), Организации по безопасности и
сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Шанхайской организации сотрудничества
(ШОС), развитие отношений в этой сфере с другими межгосударственными
организациями (Европейским союзом и НАТО); е) расширение круга
государств-партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих
интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии
с положениями Устава ООН и другими нормами международного права; ж) соблюдение международных договоров в области ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений; з) заключение
и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями, а
также осуществление мер по укреплению взаимного доверия; и) создание механизмов регулирования двустороннего и многостороннего сотрудничества в области противоракетной обороны; к) заключение международного договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия; л) участие
в международной миротворческой деятельности, в том числе под эгидой ООН
и в рамках взаимодействия с международными (региональными)
организациями; м) участие в борьбе с международным терроризмом. Применение Вооруженных Сил и других войск. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время 20. Российская
Федерация считает правомерным применение Вооруженных Сил и других войск
для отражения агрессии против нее и (или) ее союзников, поддержания
(восстановления) мира по решению Совета Безопасности ООН, других
структур коллективной безопасности, а также для обеспечения защиты
своих граждан, находящихся за пределами Российской Федерации, в
соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской Федерации. Применение
Вооруженных Сил и других войск в мирное время осуществляется по решению
Президента Российской Федерации в порядке, установленном федеральным
законодательством. 21. Российская Федерация рассматривает
вооруженное нападение на государство – участника Союзного государства
или любые действия с применением военной силы против него как акт
агрессии против Союзного государства и осуществит ответные меры. Российская
Федерация рассматривает вооруженное нападение на государство – члена
ОДКБ как агрессию против всех государств -членов ОДКБ и осуществит в
этом случае меры в соответствии с Договором о коллективной безопасности. 22. В
рамках выполнения мероприятий стратегического сдерживания силового
характера Российской Федерацией предусматривается применение
высокоточного оружия. Российская Федерация оставляет за собой
право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или)
ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а
также в случае агрессии против Российской Федерации с применением
обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование
государства. Решение о применении ядерного оружия принимается Президентом Российской Федерации. 23. Выполнение
стоящих перед Вооруженными Силами и другими войсками задач организуется
и осуществляется в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил
Российской Федерации, Мобилизационным планом Вооруженных Сил Российской
Федерации, указами Президента Российской Федерации, приказами и
директивами Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами
Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской
Федерации и документами стратегического планирования по вопросам
обороны. 24. Российская Федерация выделяет воинские контингенты
в состав миротворческих сил ОДКБ для участия в операциях по поддержанию
мира по решению Совета коллективной безопасности ОДКБ. Российская
Федерация выделяет воинские контингенты в состав Коллективных сил
оперативного реагирования ОДКБ (КСОР) в целях оперативного реагирования
на военные угрозы государствам – членам ОДКБ и решения иных задач,
определенных Советом коллективной безопасности ОДКБ, для их применения
в порядке, предусмотренном Соглашением о порядке оперативного
развертывания, применения и всестороннего обеспечения Коллективных сил
быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной
безопасности. 25. Для осуществления миротворческих операций по
мандату ООН или по мандату СНГ Российская Федерация предоставляет
воинские контингенты в порядке, установленном федеральным
законодательством и международными договорами Российской Федерации. 26. В
целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания
международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил
Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами
Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и
нормами международного права, международными договорами Российской
Федерации и федеральным законодательством. 27. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в мирное время: а) защита суверенитета Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории; б) стратегическое сдерживание, в том числе предотвращение военных конфликтов; в) поддержание
состава, состояния боевой и мобилизационной готовности и подготовки
стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их
функционирование и применение, а также систем управления на уровне,
гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях
обстановки; г) своевременное предупреждение Верховного
Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации о
воздушно-космическом нападении, оповещение органов государственного и
военного управления, войск (сил) о военных опасностях и военных угрозах; д) поддержание
способности Вооруженных Сил и других войск к заблаговременному
развертыванию группировок войск (сил) на потенциально опасных
стратегических направлениях, а также их готовности к боевому применению; е) обеспечение
противовоздушной обороны важнейших объектов Российской Федерации и
готовность к отражению ударов средств воздушно-космического нападения; ж) развертывание
и поддержание в стратегической космической зоне орбитальных группировок
космических аппаратов, обеспечивающих деятельность Вооруженных Сил
Российской Федерации; з) охрана важных государственных и военных объектов, объектов на коммуникациях и специальных грузов; и) оперативное
оборудование территории Российской Федерации и подготовка коммуникаций
в целях обороны, в том числе строительство и реконструкция объектов
специального назначения, строительство и капитальный ремонт
автомобильных дорог, имеющих оборонное значение; к) защита граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации от вооруженного нападения на них; л) участие
в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и
безопасности, принятие мер для предотвращения (устранения) угрозы миру,
подавление актов агрессии (нарушения мира) на основании решений Совета
Безопасности ООН или иных органов, уполномоченных принимать такие
решения в соответствии с международным правом; м) борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства; н) обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане; о) борьба с терроризмом; п) подготовка к проведению мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне; р) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности; с) участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций и восстановление объектов специального назначения; т) участие в обеспечении режима чрезвычайного положения. 28. Основные задачи Вооруженных Сил и других войск в период непосредственной угрозы агрессии: а) осуществление
комплекса дополнительных мероприятий, направленных на снижение уровня
угрозы агрессии и повышение уровня боевой и мобилизационной готовности
Вооруженных Сил и других войск, в целях проведения мобилизационного и
стратегического развертывания; б) поддержание потенциала ядерного сдерживания в установленной степени готовности; в) участие в обеспечении режима военного положения; г) осуществление
мероприятий по территориальной обороне, а также выполнение в
установленном порядке мероприятий гражданской обороны; д) выполнение
международных обязательств Российской Федерации по коллективной
обороне, отражение или предотвращение в соответствии с нормами
международного права вооруженного нападения на другое государство,
обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой. 29. Основными
задачами Вооруженных Сил и других войск в военное время являются
отражение агрессии против Российской Федерации и ее союзников,
нанесение поражения войскам (силам) агрессора, принуждение его к
прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам
Российской Федерации и ее союзников. Развитие военной организации.
Источник: http://news.kremlin.ru/ref_notes/461
|