Военная доктрина Российской Федерации
(Окончание) >>> Начало >>>
5 февраля 2010 года
Утверждена Указом Президента Российской Федерации
Развитие военной организации. Строительство и развитие Вооруженных Сил и других войск 30. Основные задачи развития военной организации: а) приведение
структуры, состава и численности компонентов военной организации в
соответствие с задачами в мирное время, в период непосредственной
угрозы агрессии и в военное время с учетом выделения на эти цели
достаточного количества финансовых, материальных и иных ресурсов.
Планируемые количество и сроки выделения указанных ресурсов отражаются
в документах планирования долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации; б) повышение эффективности и безопасности функционирования системы государственного и военного управления; в) совершенствование системы противовоздушной обороны и создание системы воздушно-космической обороны Российской Федерации; г) совершенствование
военно-экономического обеспечения военной организации на основе
рационального использования финансовых, материальных и иных ресурсов; д) совершенствование военного планирования; е) совершенствование территориальной обороны и гражданской обороны; ж) совершенствование
системы создания запаса мобилизационных ресурсов, в том числе запасов
вооружения, военной и специальной техники, а также
материально-технических средств; з) повышение эффективности функционирования системы эксплуатации и ремонта вооружения, военной и специальной техники; и) создание
интегрированных структур материально-технического, социального,
медицинского и научного обеспечения в Вооруженных Силах и других
войсках, а также учреждений военного образования и подготовки кадров; к) совершенствование системы информационного обеспечения Вооруженных Сил и других войск; л) повышение престижа военной службы, всесторонняя подготовка к ней граждан Российской Федерации; м) обеспечение военно-политического и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. 31. Основные приоритеты развития военной организации: а) совершенствование системы управления военной организацией и повышение эффективности ее функционирования; б) развитие
мобилизационной базы военной организации и обеспечение мобилизационного
развертывания Вооруженных Сил и других войск; в) обеспечение
необходимой степени укомплектования, оснащения, обеспечения соединений,
воинских частей и формирований постоянной готовности и требуемого
уровня их подготовки; г) повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала. 32. Основная
задача строительства и развития Вооруженных Сил и других войск –
приведение их структуры, состава и численности в соответствие с
прогнозируемыми военными угрозами, содержанием и характером военных
конфликтов, текущими и перспективными задачами в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время, а также
политическими, социально-экономическими, демографическими и
военно-техническими условиями и возможностями Российской Федерации. 33. В строительстве и развитии Вооруженных Сил и других войск Российская Федерация исходит из необходимости: а) совершенствования
организационно-штатной структуры и состава видов и родов войск
Вооруженных Сил и других войск и оптимизации штатной численности
военнослужащих; б) обеспечения рационального соотношения
соединений и воинских частей постоянной готовности и соединений и
воинских частей, предназначенных для мобилизационного развертывания
Вооруженных Сил и других войск; в) повышения качества оперативной, боевой, специальной и мобилизационной подготовки; г) совершенствования взаимодействия между видами Вооруженных Сил, родами войск (сил) и другими войсками; д) обеспечения
современными образцами вооружения, военной и специальной техники
(материально-техническими средствами) и их качественного освоения; е) интеграции
и скоординированного развития систем технического, тылового и других
видов обеспечения Вооруженных Сил и других войск, а также систем
военного образования и воспитания, подготовки кадров, военной науки; ж) подготовки высокопрофессиональных, преданных Отечеству военнослужащих, повышения престижа военной службы. 34. Выполнение основной задачи строительства и развития Вооруженных Сил и других войск достигается путем: а) формирования и последовательной реализации военной политики; б) эффективного военно-экономического обеспечения и достаточного финансирования Вооруженных Сил и других войск; в) повышения качественного уровня оборонно-промышленного комплекса; г) обеспечения
надежного функционирования системы управления Вооруженными Силами и
другими войсками в мирное время, в период непосредственной угрозы
агрессии и в военное время; д) поддержания способностей экономики страны обеспечить потребности Вооруженных Сил и других войск; е) поддержания
мобилизационной базы в состоянии, обеспечивающем проведение
мобилизационного и стратегического развертывания Вооруженных Сил и
других войск; ж) создания сил гражданской обороны постоянной
готовности, способных выполнять свои функции в мирное время, в период
непосредственной угрозы агрессии и в военное время; з) совершенствования
системы дислокации (базирования) Вооруженных Сил и других войск, в том
числе за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с
международными договорами Российской Федерации и федеральным
законодательством; и) создания эшелонированной по стратегическим и операционным направлениям системы военной инфраструктуры; к) заблаговременного создания запаса мобилизационных ресурсов; л) оптимизации
количества военных образовательных учреждений профессионального
образования в сочетании с федеральными государственными
образовательными учреждениями высшего профессионального образования, в
которых проводится обучение граждан Российской Федерации по программе
военной подготовки, а также оснащения их современной
материально-технической базой; м) повышения уровня социального
обеспечения военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и
членов их семей, а также гражданского персонала Вооруженных Сил и
других войск; н) реализации установленных федеральным
законодательством социальных гарантий военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и членов их семей, повышения качества их
жизни; о) совершенствования системы комплектования
военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву,
с преимущественным укомплектованием должностей рядового и сержантского
состава, обеспечивающих боеспособность соединений и воинских частей
Вооруженных Сил и других войск, военнослужащими, проходящими военную
службу по контракту; п) укрепления организованности, правопорядка и воинской дисциплины, а также профилактики и пресечения коррупционных проявлений; р) совершенствования допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания граждан; с) обеспечения
государственного и гражданского контроля деятельности федеральных
органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в области обороны. Военное планирование 35. Военное
планирование организуется и осуществляется в целях реализации
согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития
военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск, их эффективного применения. 36. Основные задачи военного планирования: а) определение
согласованных целей, задач и мероприятий строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск, их применения, а также развития
соответствующей научно-технической и производственно-технологической
базы; б) выбор оптимальных направлений строительства и развития
Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения исходя из
прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и
военных угроз, уровня социально-экономического развития Российской
Федерации; в) достижение соответствия ресурсного обеспечения
Вооруженных Сил и других войск задачам их строительства, развития и
применения; г) разработка документов краткосрочного,
среднесрочного и долгосрочного планирования, учет результатов
выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и
других войск; д) организация контроля выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск; е) своевременная корректировка документов военного планирования. 37. Военное планирование осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации. IV. ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБОРОНЫ 38. Основной
задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание
условий для устойчивого развития и поддержания возможностей
военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на
уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного
удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в
период непосредственной угрозы агрессии и в военное время. 39. Задачи военно-экономического обеспечения обороны: а) достижение
уровня финансового и материально-технического обеспечения военной
организации, достаточного для решения возложенных на нее задач; б) оптимизация
расходов на оборону, рациональное планирование и распределение
финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной
организации, повышение эффективности их использования; в) своевременное
и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ)
строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения,
боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей
военной организации; г) концентрация научных сил, финансовых и
материально-технических ресурсов для создания условий качественного
оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск; д) интеграция
в определенных сферах производства гражданского и военного секторов
экономики, координация военно-экономической деятельности государства в
интересах обеспечения обороны; е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения; ж) выполнение
обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею
международными договорами в военно-экономической сфере. Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой 40. Основной
задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и
целостной системы вооружения в соответствии с задачами и
предназначением Вооруженных Сил и других войск, формами и способами их
применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской
Федерации. 41. Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой: а) комплексное
оснащение (переоснащение) современными образцами вооружения, военной и
специальной техники стратегических ядерных сил, соединений и воинских
частей постоянной готовности сил общего назначения,
антитеррористических формирований, инженерно-технических воинских
формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а также
поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение; б) создание
многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и
специальной техники с использованием унифицированных компонентов; в) развитие сил и средств информационного противоборства; г) качественное
совершенствование средств информационного обмена на основе
использования современных технологий и международных стандартов, а
также единого информационного поля Вооруженных Сил и других войск как
части информационного пространства Российской Федерации; д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск; е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения; ж) создание
базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами
управления оружием и комплексами средств автоматизации органов
управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного,
оперативно-тактического и тактического уровней. 42. Реализация
задач оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой предусматривается в государственной программе
вооружения и других государственных программах (планах). Оперативные
решения по разработке военной и специальной техники в случае оснащения
иностранного государства новыми видами вооружения принимаются
Правительством Российской Федерации. Обеспечение Вооруженных Сил и других войск материальными средствами 43. Обеспечение
Вооруженных Сил и других войск материальными средствами, их накопление
и содержание осуществляются в рамках интегрированных и
скоординированных систем технического и тылового обеспечения. Основная
задача обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными
средствами в мирное время – накопление, эшелонированное размещение и
содержание запасов материальных средств, обеспечивающих мобилизационное
и стратегическое развертывание войск (сил) и ведение военных действий
(исходя из сроков перевода экономики, отдельных ее отраслей и
организаций промышленности на работу в условиях военного времени) с
учетом физико-географических условий стратегических направлений и
возможностей транспортной системы. Основная задача обеспечения
Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в период
непосредственной угрозы агрессии – дообеспечение войск (сил)
материальными средствами по штатам и нормам военного времени. 44. Основные задачи обеспечения Вооруженных Сил и других войск материальными средствами в военное время: а) подача
запасов материальных средств с учетом предназначения группировок войск
(сил), порядка, сроков их формирования и предполагаемой
продолжительности ведения военных действий; б) восполнение
потерь вооружения, военной и специальной техники и материальных средств
в ходе ведения военных действий с учетом возможностей Вооруженных Сил и
других войск, организаций промышленности по поставкам, ремонту
вооружения, военной и специальной техники. Развитие оборонно-промышленного комплекса 45. Основной
задачей развития оборонно-промышленного комплекса является обеспечение
его эффективного функционирования как высокотехнологичного
многопрофильного сектора экономики страны, способного удовлетворить
потребности Вооруженных Сил и других войск в современном вооружении,
военной и специальной технике и обеспечить стратегическое присутствие
Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичных продукции и
услуг. 46. К задачам развития оборонно-промышленного комплекса относятся: а) совершенствование оборонно-промышленного комплекса на основе создания и развития крупных научно-производственных структур; б) совершенствование
системы межгосударственной кооперации в области разработки,
производства и ремонта вооружения и военной техники; в) обеспечение
технологической независимости Российской Федерации в области
производства стратегических и других образцов вооружения, военной и
специальной техники в соответствии с государственной программой
вооружения; г) совершенствование системы гарантированного
материально-сырьевого обеспечения производства и эксплуатации
вооружения, военной и специальной техники на всех этапах жизненного
цикла, в том числе отечественными комплектующими изделиями и элементной
базой; д) формирование комплекса приоритетных технологий,
обеспечивающих разработку и создание перспективных систем и образцов
вооружения, военной и специальной техники; е) сохранение государственного контроля над стратегически значимыми организациями оборонно-промышленного комплекса; ж) активизация
инновационно-инвестиционной деятельности, позволяющей проводить
качественное обновление научно-технической и
производственно-технологической базы; з) создание, поддержание и
внедрение военных и гражданских базовых и критических технологий,
обеспечивающих создание, производство и ремонт находящихся на
вооружении и перспективных образцов вооружения, военной и специальной
техники, а также обеспечивающих технологические прорывы или создание
опережающего научно-технологического задела в целях разработки
принципиально новых образцов вооружения, военной и специальной техники,
обладающих ранее недостижимыми возможностями; и) совершенствование
системы программно-целевого планирования развития
оборонно-промышленного комплекса в целях повышения эффективности
оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и
специальной техникой, обеспечения мобилизационной готовности
оборонно-промышленного комплекса; к) разработка и производство
перспективных систем и образцов вооружения, военной и специальной
техники, повышение качества и конкурентоспособности продукции военного
назначения; л) совершенствование механизма размещения заказов на поставки продукции, выполнение работ и оказание услуг для федеральных нужд; м) реализация
предусмотренных федеральным законодательством мер экономического
стимулирования исполнителей государственного оборонного заказа; н) совершенствование
деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса путем
внедрения организационно-экономических механизмов, обеспечивающих их
эффективное функционирование и развитие; о) совершенствование
кадрового состава и наращивание интеллектуального потенциала
оборонно-промышленного комплекса, обеспечение социальной защищенности
работников оборонно-промышленного комплекса. Мобилизационная подготовка экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций 47. Основная
задача мобилизационной подготовки экономики, органов государственной
власти, органов местного самоуправления и организаций заключается в
заблаговременной подготовке к переводу на работу в условиях военного
времени, удовлетворении потребностей Вооруженных Сил и других войск, а
также в обеспечении государственных нужд и нужд населения в военное
время. 48. Задачи мобилизационной подготовки экономики, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций: а) совершенствование мобилизационной подготовки и повышение мобилизационной готовности Российской Федерации; б) совершенствование
нормативно-правовой базы мобилизационной подготовки и перевода
экономики и организаций на работу в условиях военного времени; в) подготовка
системы управления экономикой к устойчивому и эффективному
функционированию в период мобилизации, в период военного положения и в
военное время; г) разработка мобилизационных планов экономики
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и экономики
муниципальных образований, мобилизационных планов организаций; д) создание,
развитие и сохранение мобилизационных мощностей для производства
продукции, необходимой для удовлетворения потребностей Российской
Федерации, Вооруженных Сил и других войск, а также нужд населения в
военное время; е) создание и подготовка специальных
формирований, предназначенных для передачи в Вооруженные Силы и другие
войска при объявлении мобилизации или использования в их интересах, а
также в интересах экономики Российской Федерации; ж) подготовка техники, предназначенной для поставки в Вооруженные Силы и другие войска по мобилизации; з) создание,
сохранение и обновление запасов материальных ценностей государственного
и мобилизационного резервов, неснижаемых запасов продовольственных
товаров и нефтепродуктов; и) создание и сохранение страхового
фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую
гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы
жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным
достоянием; к) подготовка финансово-кредитной, налоговой систем
и системы денежного обращения к особому режиму функционирования в
период мобилизации, в период военного положения и в военное время; л) создание условий для работы органов управления всех уровней, в том числе создание запасных пунктов управления; м) организация воинского учета; н) бронирование граждан на период мобилизации и на военное время; о) организация
совместной мобилизационной подготовки органов государственной власти,
органов местного самоуправления и организаций, имеющих мобилизационные
задания, а также обеспечивающих мобилизационные мероприятия по переводу
Вооруженных Сил и других войск на организацию и состав военного времени. Военно-политическое и военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами 49. Российская
Федерация осуществляет военно-политическое и военно-техническое
сотрудничество с иностранными государствами (далее –
военно-политическое и военно-техническое сотрудничество),
международными, в том числе региональными, организациями на основе
внешнеполитической, экономической целесообразности и в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами Российской Федерации. 50. Задачи военно-политического сотрудничества: а) укрепление международной безопасности и выполнение международных обязательств Российской Федерации; б) формирование
и развитие союзнических отношений с государствами – членами ОДКБ и
государствами – участниками СНГ, дружественных и партнерских отношений
с другими государствами; в) развитие переговорного процесса по созданию региональных систем безопасности с участием Российской Федерации; г) развитие
отношений с международными организациями по предотвращению конфликтных
ситуаций, сохранению и укреплению мира в различных регионах, в том
числе с участием российских воинских контингентов в миротворческих
операциях; д) сохранение равноправных отношений с
заинтересованными государствами и международными организациями для
противодействия распространению оружия массового поражения и средств
его доставки. 51. Основные приоритеты военно-политического сотрудничества: а) с Республикой Беларусь: координация деятельности в области развития национальных вооруженных сил и использования военной инфраструктуры; выработка
и согласование мер по поддержанию обороноспособности Союзного
государства в соответствии с Военной доктриной Союзного государства; б) с
государствами – членами ОДКБ – консолидация усилий и создание
коллективных сил в интересах обеспечения коллективной безопасности и
совместной обороны; в) с другими государствами – участниками СНГ
– обеспечение региональной и международной безопасности, осуществление
миротворческой деятельности; г) с государствами ШОС –
координация усилий в интересах противодействия новым военным опасностям
и военным угрозам на совместном пространстве, а также создание
необходимой нормативно-правовой базы; д) с ООН, другими
международными, в том числе региональными, организациями – вовлечение
представителей Вооруженных Сил и других войск в руководство
миротворческими операциями, в процесс планирования и выполнения
мероприятий по подготовке операций по поддержанию мира, а также участие
в разработке, согласовании и реализации международных соглашений в
области контроля над вооружениями и укрепления военной безопасности,
расширение участия подразделений и военнослужащих Вооруженных Сил и
других войск в операциях по поддержанию мира. 52. Задачей
военно-технического сотрудничества является реализация целей и основных
принципов государственной политики в этой области, которые определены
федеральным законодательством. 53. Основные направления
военно-технического сотрудничества определяются соответствующими
концепциями, утверждаемыми Президентом Российской Федерации. * * * Положения
Военной доктрины могут уточняться с изменением характера военных
опасностей и военных угроз, задач в области обеспечения военной
безопасности и обороны, а также условий развития Российской Федерации. Источник: http://news.kremlin.ru/ref_notes/461
|