Изменившийся баланс стратегических сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе заставил правительство Юкио Хатоямы заново переоценить узы, связывающие Страну Восходящего Солнца с Вашингтоном и задуматься о создании собственного противоракетного щита.
Конституция пацифизма
Статья 9 Конституции Японии гласит: «Японский народ навсегда отказывается от войны». Принятая в 1947 году Конституция, таким образом, отразила акт национального покаяния за агрессивную экспансионистскую политику, приведшую японцев к развязыванию японо-китайской войны 1937-1945 г.г. и участию во Второй мировой войне на стороне нацистской Германии. В течение почти десяти лет Япония не имела собственной армии, однако логика холодной войны заставила японцев создать Японские Силы Самообороны (Japan Self-Defense Force – JSDF). Сегодня это одна из самых современных и наиболее технически оснащенных армий мира. Эта армия в соответствии с японской Конституцией может быть использована исключительно для обороны собственной территории и только в степени, необходимой для отражения непосредственного нападения. По той же причине японские военные не могут иметь баллистических межконтинентальных ракет, авианосцев и стратегических бомбардировщиков.
Токио подчеркнуто много внимания уделяет гражданскому контролю за армией и категорически не допускает производство и размещение на территории Японии ядерного оружия, одновременно допуская использование защитного ядерного «зонтика» США. В 2007 году правительство Шинзо Абэ реформировало Японское Оборонное Агентство, создав на его основе Министерство Обороны, что стало одним из элементов реализации программы «ястребов» из Либерально-Демократической партии. Однако, армия, по-прежнему, может быть увеличена только до размеров необходимых для отражения агрессии. В результате, Силы Самообороны насчитывают только 239 000 солдат, в том числе 148 000 составляют сухопутные войска, 44 тысячи – ВМС и 46 тысяч – ВВС. Вместе с резервами, составляющими 59 тысяч человек, это делает Японию наименее милитаризованным государством в регионе – 2,3 солдата на 1000 граждан страны. Небольшая численность компенсируется высоким уровнем военных расходов – Япония тратит на оборону около 1% ВВП (в 2009 году – 46,3 миллиарда долларов) и находится в первой десятке стран мира по этим показателям. Следует отметить, что за последние десять лет (1999-2009 г.г.) эти расходы уменьшились на два миллиарда долларов.
Концепция национальной безопасности Японии основана на двух основных аспектах:
создании международной системы безопасности, ограничивающей возможность появления очагов военных конфликтов, дестабилизации международной обстановки в регионе и усилении оборонных возможностей собственной армии, которая могла бы дать отпор потенциальному агрессору. Первой цели Токио достигает путем проведения внешней политики, направленной на создание систем коллективной безопасности и поддержке международных институтов, таких как ООН. Япония принимает активное участие в миротворческих миссиях ООН на Голанских высотах, в Судане и в операциях помощи жертвам различных катастроф в Индии, Пакистане и Восточном Тиморе. Эти операции носят гражданский и полицейский характер, а японские военнослужащие, принимающие в них участие, даже не вооружены. Участие японских войск в иракских событиях в 2004-2006 годах в рамках Японской группы поддержки и реконструкции потребовало принятия новых законодательных актов и спровоцировало реакцию КНР и КНДР, обвинивших Токио в возрождении японского милитаризма.
В 2005 году в Японии была принята специальная программа обеспечения сырьевой безопасности, прежде всего это касается поставок в страну углеводородов и металлов.
Японско-американское сотрудничество
Японию и США связывают тесные узы сотрудничества, определенные в Договоре о взаимном сотрудничестве и безопасности 1960 года. В то время численность американских военнослужащих в Японии составляла 36 000 человек (Третий Экспедиционный корпус морской пехоты и 7-й флот), но их пребывание на японской земле вызывает многочисленные протесты общественности, которые усиливаются с каждым дорожно-транспортным происшествием и преступлением, совершенным американцами. После прихода к власти Демократической партии Японии в результате парламентских выборов 2009 года американское присутствие в Японии стало предметом переговоров японского правительства с Пентагоном и Государственным департаментом. Токио не подвергает сомнению сущность союзнических отношений с Вашингтоном, но упорно пытается изменить правовой статус американских военных в Японии и добивается права влиять на их дислокацию и перемещения по территории страны. В первую очередь, японцы заинтересованы в американской противоракетной обороне, которая должна защитить их страну от возможной угрозы со стороны КНДР.
Консультации по вопросам Ballistic Missile Defense (BMD) ведутся с 1993 года. Одновременно с развитием северокорейской ядерной, а также баллистической программ (испытания Таэподонг-1 в девяностые годы и развитие программ Таэподонг-2 и Родонг-2 в двухтысячные) эти консультации становились всё более интенсивными и в 2003 году увенчались решением японского правительства о создании совместной с США системы ПРО. Кабинет Юничиро Коизуми принял решение о создании двухуровневой системы ПРО: первый уровень – батареи Patriot PAC-3, второй – интегрированная система управления противоракетным огнем Aegis, размещённая на четырёх кораблях класса Конго и двух – класса Атаго. Американо-японская ПРО первоначально была задумана как трёхкомпонентная: ракеты, выпущенные в сторону Японии, предполагалось сбивать сначала на стартовом участке траектории (boost phase defense), затем на середине пути и, если уж первые две попытки не удавались, - непосредственно перед достижением цели. В настоящее время функционируют только две последние компоненты, поскольку в момент старта сбивать ракету, во-первых, затруднительно, а, во-вторых, на старте возможна ошибка в определении конечного пункта назначения ракеты.
В марте 2007 года первые батареи Patriot были
установлены в Шиньюку Гиойен, а 17 декабря того же года японские Силы
Самообороны провели удачные испытания системы
Aegis.
Эволюция японской армии
С окончанием холодной войны и снижением напряженности на линии Восток-Запад Япония приступила к переоценке оборонной концепции. Ранее существовавшая система обороны против сухопутного вторжения уступила место ПРО, а также операциям с участием специальных и военно-морских сил. В связи с этим количество единиц бронетехники в японской армии было уменьшено с 900 до 600. В то же время в 2011 году на вооружение японской армии поступит новый танк модели Тип 10. Планируется также усилить Силы Быстрого Реагирования (Central Readiness Force, CFR), а также организовать патрулирование силами подводных лодок Японского и Восточно-Китайского морей.
В 2009 году были спущены на воду новая субмарина 16SS Союрю и эскадренный миноносец 16 DDH Хюуга. Эти корабли заменят старые, выпущенные ещё в семидесятые годы. В 2012-2014 г.г. войдут в строй новые эсминцы серии 5000 тонн, которые планируется использовать в качестве охраны для системы Aegis.
Общее количество боевых самолетов планируется снизить с 400 (в том числе 300 истребителей) до 350 (в том числе 260 истребителей). Одновременно начнется интенсивная модернизация ВВС: американских F-15 и постановка на боевое дежурство 94 самолетов Mitsubishi F-2. В 2010 году также в японских ВВС появятся новые транспортные Kawasaki C-X.
В связи с растущей угрозой терроризма будут увеличены
расходы на разведку и контрразведку, а также на создание новых
спутниковых группировок.
Эволюция японской армии тесно связана с состоянием японской экономики.
Быстрое развитие экономики в восьмидесятые годы прошлого века пришлось
на период нахождения у власти премьер-министра Ясухиро Накасоне,
проамериканского политика с националистическим уклоном. Он активно
развивал японскую армию и поддерживал тесные союзнические отношения с
США. В девяностые рост экономики замедлился, международная напряженность
ослабла, что позволило Японии ограничить расходы на оборону.
Китайский экономический бум и связанный с ним рост военных расходов КНР, а также авантюрная ядерная политика КНДР склонили Токио к переосмыслению своей военной доктрины. Юничиро Коизуми принял историческое для Японии решение об участии японской армии в оккупации Ирака. Нарастающая северокорейская угроза снова сблизила Токио с Вашингтоном. Длящийся свыше десяти лет кризис японской экономики вынудил Токио ограничить военные расходы под лозунгом модернизации армии и создания военной модели XXI века. Новые угрозы и недостаток собственных возможностей снова привели японцев в объятия США. Поэтому не следует ожидать, что громко заявивший о пересмотре отношений с США Юкио Хатояма, невзирая на возможную искренность его намерений, действительно сможет что-то изменить. Япония сегодня находится отнюдь не в лучшей своей форме для демонстрации гордого и независимого самурайского нрава.