Американский многоразовый космический аппарат Х-37В
может быть носителем лазерного оружия нового поколения. Такой вывод
сделали эксперты, наблюдая за полетом новейшего беспилотника. В
Пентагоне все домыслы экспертов об "ударных" функциях корабля назвали
несостоятельными. "Известия" уже писали о применении лазерного оружия в
боевых целях (см.
материал "Триумфальная марка" от 29.04.2010) и сейчас выяснили, что
это за аппарат.
Внешне X-37B похож на наш "Буран"
или американский шаттл, но вчетверо меньше их по размеру. Во времена
СССР у нас тоже был такой же беспилотник разработки Глеба
Лозино-Лозинского (создатель "Бурана"). Назывался он "Спираль" - "Буран"
стал его гражданской производной. Над Х-37В конструкторы начали
трудиться еще 11 лет назад в рамках программы NASA. Но в 2006 году при
администрации Джорджа Буша программу передали в ВВС и засекретили.
Достоверно известно, что X-37B - детище компании Boeing. Масса
беспилотника - 5 тонн, длина - чуть меньше 9 метров, размах крыльев -
4,5 метра. Выводится на орбиту ракетой-носителем Atlas-5.
На Х-37В (как и на шаттле) есть внешняя погрузочная
площадка. Судя по размерам, она позволяет не только проводить
эксперименты в открытом космосе, но и размещать либо принимать на борт
небольшие спутники. Как и космический корабль, беспилотник может
разворачивать солнечные батареи для электропитания, что и обеспечивает
ему 270 суток автономного орбитального полета. Посадку предположительно
он сможет совершить на базе ВВС США Ванденберг в Калифорнии.
Американский аппарат был выведен в космос 22 апреля и
уже 6 раз засветился у любителей понаблюдать за космосом. С окраин
Нью-Йорка X-37B выглядел как яркая звезда, двигающаяся по южной половине
неба. Засекли его и наблюдатели из ЮАР. X-37B находится на стандартной
для космических кораблей высоте - около 410 тысяч метров - и совершает
оборот вокруг планеты примерно за полтора часа.
Заместитель
командующего ВВС США по космическим программам Гэри Пэйтон говорит, что
одна из функций аппарата - содействие войскам, занятым в наземных
операциях. Эту версию подтвердил и наблюдатель из Торонто Тед Молцан. Он
заметил, что беспилотник проходит над одним и тем же участком земной
поверхности каждые четыре дня - а это обычная манера поведения для
американских спутников-шпионов. Перемещаясь с 40 градусов северной
широты до 40 градусов южной широты, военный космический корабль "парит"
над Ираком, Ираном, Афганистаном, Пакистаном и Северной Кореей. Впрочем,
есть и эксперты, считающие, что беспилотник не только занимается
разведкой, но и отрабатывает новые системы лазерного оружия.
- Разработка боевых лазеров идет с начала 80-х годов
прошлого века, - авторитетно заявил "Известиям" главный эксперт в
области ПРО генерал-майор в отставке Владимир Белоус. - Пока это очень
громоздкие системы по размеру и массе, с которыми возникает целый ряд
научно-технических проблем.
Проблемы могут быть,
например, по фокусировке лазерного излучения. Для этого нужна очень
большая антенна. К тому же она быстро разогревается и искажает лучевое
излучение, что делает малоэффективным применение системы. Впрочем, в
перспективе размещение лазеров в воздухе или космосе даст очень большой
эффект в области противоракетной или противоспутниковой обороны.
Американцы, собственно, это уже доказали в августе 2009
года, когда модифицированный самолет Boeing 747-400F с установленным
химическим лазером ABL поднялся в воздух с базы Эдвардс и за две минуты
поразил баллистическую ракету, запущенную с острова Сан-Николас,
расположенного примерно в 300 километрах от базы ВВС. Потом американцы
еще трижды повторяли этот эксперимент, поражая жидкостные и
твердотопливные баллистические ракеты, уничтожая наземные движущиеся
цели.
Впрочем, особого оптимизма военные по этому
поводу не испытывают. Так, в ходе заседания комитета палаты
представителей по делам Вооруженных сил (HASC) США, зампред HASC Майкл
Тернер спросил главу ВВС США, увеличится ли интерес Военно-воздушных сил
к лазерным системам после недавнего успешного испытания ABL. Тот назвал
испытание "блистательным техническим достижением", однако отметил, что
эта система не является пригодной для использования. В итоге программа
ABL была фактически свернута: из семи запланированных к закупке Boeing
747-400F было куплено только две машины. И это несмотря на то, что
мегаваттный химический ABL является самым мощным опытным образцом
боевого лазера.