ЯДЕРНЫМ ДЕРЖАВАМ НАДО
ДОГОВОРИТЬСЯ ОБ ОТКАЗЕ ПРИМЕНЯТЬ ПЕРВЫМИ ЯДЕРНОЕ ОРУЖИЕ ДРУГ ПРОТИВ
ДРУГА
Гарантии одних государств
обеспечивать безопасность других в современной международной политике
обычно подразделяются на «позитивные» и «негативные». Под первыми
понимаются оформленные в виде многосторонних или двусторонних договоров
обязательства защищать друг друга в случае нападения на одного из
участников соглашений. Такие гарантии даются в рамках
военно-политических союзов (НАТО, США - Япония, США - Южная Корея, ОДКБ,
в прошлом - Организация Варшавского договора и пр.). Обычно они
подразумевают в том числе обязательство использовать в этих целях и
ядерное оружие, а для большей убедительности в ряде случаев
подкрепляются его размещением на территории союзных стран.
В отличие от этого «негативные» гарантии безопасности означают
обязательство не использовать силу, включая ядерное оружие (ЯО), против
других стран. Предоставление гарантий безопасности со стороны ядерных
государств - членов Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО)
неядерным странам-членам вот уже 40 лет остается острой и спорной
проблемой укрепления этого договора. Она стояла в центре дебатов и на
конференции по рассмотрению ДНЯО в мае 2010 года.
НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Государства, добровольно отказавшиеся от ЯО в рамках ДНЯО, вполне
оправданно требуют недвусмысленных «НЕГАТИВНЫХ» гарантий безопасности со
стороны ядерных держав - членов договора (Россия, США, Великобритания,
Франция, КНР) в качестве компенсации за отказ самостоятельно обеспечить
свою безопасность с опорой на ЯО.
Изначально сразу после подписания ДНЯО в 1968 году СБ ООН принял
Резолюцию 255, которая в самом общем виде содержала заверения по
обеспечению безопасности неядерных государств - членов договора и
рекомендовала ядерным государствам ДНЯО предоставить «негативные»
гарантии безопасности неядерным странам. Начиная с 1978 года Генеральная
Ассамблея ООН ежегодно принимала стандартные резолюции по «негативным»
ядерным гарантиям.
В 1995 году в связи с бессрочным продлением ДНЯО на конференции по
рассмотрению договора пять ядерных держав, которые одновременно являются
и постоянными членами СБ ООН, сделали стандартные заявления не
применять ЯО против неядерных государств - членов ДНЯО. Но в то же время
все они, кроме КНР, сформулировали ряд существенных оговорок, которые
можно систематизировать следующим образом:
- среди участников договора они касались только неядерных стран;
- обязательства не относились к странам - союзникам ядерных держав;
- они не относились к неядерным государствам, которые будут
участвовать в совместных с ядерной державой военных операциях против
дающей обязательство державы;
- гарантии не касались неядерной страны, которая совершит агрессию
против данной державы, ее союзников или вооруженных сил, находясь при
этом в союзе с другой ядерной державой.
Приведенные исключения из обязательства о неприменении ЯО первыми
фактически делали их бессодержательными. Вместо снижения политической и
военной роли ЯО через уменьшение вероятности его применения такие
гарантии «с изъятиями», наоборот, лишний раз подчеркивали важность
ядерного оружия в военной политике и военном планировании ядерных держав
- членов ДНЯО и тем самым косвенно подталкивали неядерные страны к его
обретению, ослабляя режим нераспространения.
В 2000 году Обзорная конференция по ДНЯО высказалась за юридически
обязывающие «негативные» гарантии и косвенным образом включила этот
вопрос в принятые ею известные «13 пунктов» (пункт 9-й: «Сокращение роли
ядерного оружия в политике безопасности»). Следующая Обзорная
конференция 2005 года, закончившаяся полным фиаско из-за деструктивного
курса республиканского руководства США, наряду с другими пунктами
оставила без внимания и этот вопрос.
Однако идея таких гарантий, как средства снижения роли ЯО и
укрепления ДНЯО, не умерла и пережила республиканскую администрацию
после ее бесславного ухода. Международная общественная комиссия по
оружию массового уничтожения под председательством Г. Бликса призвала к
безоговорочному предоставлению этих гарантий в своем докладе в 2006
году. Образованная вслед за тем по инициативе Австралии и Японии новая
Международная комиссия по ядерному нераспространению и разоружению под
председательством бывших министров иностранных дел Австралии и Японии Г.
Эванса и Ю. Кавагучи высказалась в том же духе в своем докладе в 2009
году.
Понятно, что декларативные заявления государств о том, против кого и
при каких условиях они готовы применить ЯО, вовсе не обязательно
соответствуют реальным оперативным планам и военно-техническим
возможностям осуществления таких действий. Например, обязательство СССР
от 1982 года о неприменении первым ядерного оружия было встречено с
недоверием за пределами ОВД и стран - партнеров Советского Союза. Точно
так же сейчас аналогичные официальные декларации КНР подвергаются
сомнению со стороны многих официальных кругов и независимых экспертов.
Тем не менее эти официальные политические позиции великих держав
имеют большое значение, поскольку они определяют их отношение к месту ЯО
в обеспечении национальной безопасности и обороноспособности, в
осуществлении внешней политики, а также свидетельствуют о роли такого
оружия в поддержании статуса и престижа государства в мире. Все это
оказывает большое воздействие на отношение неядерных стран к вопросу
обретения ЯО или отказа от него.
Наиболее радикальный подход, выдвигаемый самыми либеральными,
пацифистскими кругами мировой общественности, состоит в выработке
международной конвенции о запрещении ядерного оружия и объявлении его
вне закона. Однако такой подход выглядит как утопия: пока другие страны
имеют ЯО, ни одна из ядерных держав не откажется от его использования
как минимум в целях сдерживания и в виде средства ответного удара.
Покуда ядерное оружие существует, объявление его «вне закона» может
реалистически подразумевать лишь отказ от применения его первыми
(обязательство о неприменении первыми - ОНП). Такое обязательство, если
оно будет принято и неукоснительно выполняться всеми ядерными
государствами, по существу исключит преднамеренное использование
ядерного оружия, то есть сделает ядерную войну невозможной, поставит ее в
известном смысле «вне закона». Предотвращение случайного или
несанкционированного применения ЯО представляет собой предмет особых
соглашений и организационно-технических мер. Но и такие меры будет
гораздо легче осуществлять в условиях принятия государствами
обязательства о неприменении ЯО первыми.
Во многих отношениях ОНП создало бы благоприятные условия для
соглашений по сокращению и ограничению ЯО, поскольку планирование
первого (контрсилового) удара требует, как правило, поддержания более
крупных сил, как и стремление обеспечить потенциал ответного удара
выжившими после нападения средствами.
ДОВОДЫ И КОНТРДОВОДЫ
Нежелание ядерных держав дать без
оговорок обязательство об ОНП в отношении всех неядерных стран ДНЯО
объясняется не только политическими амбициями или инерцией холодной
войны, но и весьма серьезными стратегическими мотивами.
Дело в том, что ряд таких неядерных стран состоит в союзе с ядерными
державами, имеет на своей территории иностранные военные базы и объекты
(включая ядерное оружие) и теоретически может участвовать в агрессии с
применением ядерного оружия. Поэтому другие ядерные державы, опасающиеся
такого нападения, включают объекты на территории названной категории
стран в списки целей ядерного удара в контексте стратегии сдерживания и
планируют применение ЯО (в том числе первыми) в случае масштабной или
региональной войны.
В настоящее время только США имеют ядерное оружие в количестве
порядка 200 тактических авиабомб на территории пяти стран НАТО (Бельгия,
Нидерланды, Италия, ФРГ, Турция). После снятия тактических ядерных
средств с американских кораблей и подводных лодок Япония, в портах
которой базировался 7-й флот США, выбыла из этого списка. В оставшихся
странах НАТО и между союзниками по альянсу идет весьма острая дискуссия
по поводу вывода ТЯО с их территории. Вывод американских средств ТЯО из
упомянутых стран в одностороннем порядке или в рамках соглашения с
Россией частично устранил бы основания для оговорки в декларациях об ОНП
относительно возможности ядерного удара по неядерным странам -
союзникам ядерной державы.
Во-вторых, остается важнейшая проблема применения ЯО первыми в ответ
на нападение с использованием только сил общего назначения (СОН) и
обычных вооружений - прежде всего высокоточного оружия (ВТО) большой
дальности с опорой на новейшие космические системы информационного
обеспечения (разведки, целеуказания, навигации и связи). После окончания
холодной войны, объединения Германии, роспуска Организации Варшавского
договора и распада СССР, вывода ударных советских армий из Центральной и
Восточной Европы для стран НАТО исчезла угроза нападения с применением
сил общего назначения. Поэтому у США, Великобритании и Франции не
осталось оснований для оговорки в декларациях ОНП и в их военных
доктринах, допускающей применение ЯО первыми в ответ на обычное
нападение.
На практике в стратегии США, видимо, остаются сценарии возможного
первого использования ими ЯО в ответ на нападение с применением обычных
вооруженных сил и вооружений на их союзников на Дальнем Востоке:
агрессия КНДР против Южной Кореи, Китая против Тайваня или (в будущем)
Китая против Японии. Впрочем, вероятность такой агрессии слишком мала и в
последней ядерной доктрине США публично отошли от таких сценариев
(сделав, судя по всему, исключение для КНДР). Весьма сильны и
укрепляются обычные вооруженные силы Южной Кореи, Японии и Тайваня.
Нужно учитывать также островное положение двух последних государств и
мощь обычных вооруженных сил США на территории союзников и в окружающих
морях.
КНР безоговорочно приняла ОНП. Даже если это обязательство имеет в
основном декларативный, а не военно-оперативный характер, оно оказывает
достаточно позитивный политический эффект, особенно в рамках линии на
укрепление ДНЯО. В любом случае большое превосходство КНР по силам
общего назначения над соседними государствами по всем азимутам (уже
достигнутое или ожидаемое в обозримом будущем) позволяет Пекину безо
всяких опасений придерживаться этого обязательства и в военном смысле.
Индия, Пакистан и Израиль не являются ядерными государствами в рамках
ДНЯО, и проблема их обязательств о неприменении ЯО первыми - это вопрос
для отдельного рассмотрения, который должен решаться в рамках
региональной безопасности. КНДР не имеет оформленной ядерной доктрины, и
это тоже вопрос регионального характера.
Главные стратегические сложности снятия оговорки о применении ЯО в
ответ на агрессию с использованием СОН связаны с Российской Федерацией.
Эта проблема усугубляется расширением НАТО на восток и его растущим
превосходством над РФ/ОДКБ по силам общего назначения, развитием
американских стратегических систем ВТО и в перспективе - новых систем
ПРО США и их союзников в Европе и на Дальнем Востоке. Также не может не
учитываться рост военной мощи Китая, имеющего более 5 тысяч километров
общей границы с Россией (хотя эта тема замалчивается в российских
официальных документах). В Военной доктрине РФ от 2010 года прямо
указано на намерение применить ЯО, если агрессия против России (но не
против ее союзников) с использованием СОН поставит под угрозу само
существование Российского государства.
Как представляется, приоритетный характер угрозы
«воздушно-космического нападения», расширения НАТО и приближения базовой
инфраструктуры альянса к российским границам, обозначенный в новой
Военной доктрине РФ, довольно преувеличен - во всяком случае в смысле
угрозы масштабного вооруженного нападения на Россию. Сейчас у 28 стран -
членов НАТО суммарно значительно меньше войск и вооружений, чем имелось
у альянса в составе 16 государств на начало 90-х годов. Это едва ли
было бы возможно, если бы этот союз готовил широкомасштабную агрессию
против России.
Развитие американских средств ВТО большой дальности с использованием
космических информационных систем действительно осложняет военное
планирование России. Но и их угроза в известной степени надуманна,
поскольку риск нападения с применением новейших обычных вооружений на
великую ядерную державу, коей является Россия, несоизмерим по своим
последствиям с любыми вообразимыми плодами такой агрессии.
Тем не менее Россия не может пренебрегать неблагоприятными для нее
тенденциями в глобальном и региональном балансах обычных и ядерных сил.
Военная доктрина РФ совершенно ясно делает акцент на этих проблемах
обороны и безопасности, и это надо принимать как военно-стратегическую
реальность.
Прежде всего с учетом внутренних изменений на Украине и
территориальных проблем Грузии вопрос их членства в Североатлантическом
союзе следует отложить на неопределенное будущее. Развитие отношений по
линии НАТО - Россия и НАТО - ОДКБ, в первую очередь в курсе стабилизации
Афганистана, должно сделать невозможным любое будущее расширение
альянса на восток без согласия России.
Совместная оценка ракетных угроз и сотрудничество в разработке и
развертывании систем ПРО США - ЕС - России для их отражения должны
заменить односторонние действия Вашингтона и его союзников в этой сфере.
Ограничение ВТО большой дальности частично может решаться в рамках
нового Договора по СНВ и на последующих переговорах, а в остальном - в
контексте особой новой сферы соглашений об ограничении вооружений, мерах
доверия и сотрудничества Российской Федерации и Соединенных Штатов.
В увязке с таким «пакетом» решений и договоренностей Россия могла бы
снять вопрос применения ЯО первой в ответ на агрессию с использованием
обычных вооруженных сил и вооружений. Во всяком случае это было бы
реально в отношении США и их союзников.
Что касается латентной угрозы Китая на восточных рубежах России, то
там точкой опоры может быть многосторонний договор об ограничении
обычных вооруженных сил и вооружений в 100-километровой зоне по обе
стороны российско-китайской границы. Полезно было бы предпринять
дополнительные шаги по сокращению вооруженных сил РФ и КНР вдоль общей
границы и значительному расширению этой зоны в глубь территории обеих
дружественных держав. Тогда изъятие из российской формулы ОНП оговорки
об угрозе обычных вооружений было бы увязано с комплексом соглашений по
безопасности ее восточных рубежей.
В-третьих, остается тема возможности применения ядерного оружия
первыми в ответ на использование других видов ОМУ, что отражено в
доктринах США (в контексте гарантий безопасности Японии), России,
Франции, Индии, а также, не исключено, Пакистана и Израиля.
Однако вероятность ядерного удара в ответ на применение этими
державами химического, бактериологического или радиологического оружия
весьма невелика. В настоящее время членами конвенций по химическому и
бактериологическому оружию (КХО и КБТО) не являются в основном малые
страны Азии, Африки и Латинской Америки, нападение которых на ядерные
державы трудно себе представить. Среди 55 таких стран самые крупные -
КНДР, Ирак, Египет, Сирия, Сомали, Казахстан, Конго, Мьянма, Израиль,
Ангола и Ливан. Из них Израиль, Сирия и Египет включены в региональный
контекст безопасности и не связаны с обязательствами по НПО великих
держав. Только Северная Корея представляет собой в этом плане
определенную угрозу для Южной Кореи и Японии, которые в целях ее
сдерживания опираются в том числе на ядерные гарантии США,
подтвержденные в их новой ядерной доктрине.
В отношении России и ее союзников такой угрозы не просматривается.
Для войск США, Франции, Великобритании, развернутых за рубежом, она
теоретически может возникнуть, но их ответный ядерный удар едва ли
вероятен, тем более что страны НАТО и альянс в целом имеют на этот
случай мощные обычные вооружения.
Применение иных видов ОМУ против великих держав и их союзников и
войск более возможно со стороны террористических организаций. Однако по
понятным причинам ядерное сдерживание и ядерный удар не работают против
террористов, не имеющих территории, экономики и регулярной армии в
качестве целей ядерного возмездия.
Тем не менее, если угроза других видов ОМУ воспринимается всерьез и
является щекотливым вопросом союзнических взаимоотношений, есть способ
решения этой проблемы. Например, помимо КНР (которая уже приняла такое
обязательство), четыре ядерные державы - члены ДНЯО: США, Россия,
Франция и Великобритания могли бы в качестве первого шага без всяких
оговорок принять обязательство о неприменении первыми любого оружия
массового уничтожения (что в принципе допускало бы применение ЯО в ответ
на нападение с использованием других видов ОМУ). Как вариант они могли
бы заявить без оговорок, что никогда не применят первыми ЯО против
неядерных стран - членов ДНЯО, КХО и КБТО.
Еще один мотив для оговорки в отношении ОНП - это возможность
применения ядерного оружия против «пороговых» стран (как КНДР и Иран) в
целях упреждающего разоружающего удара. Такой удар весьма маловероятен,
во всяком случае с использованием ЯО. Однако поскольку декларация ОНП
будет по определению относиться к законопослушным странам - членам ДНЯО,
она не станет распространяться на государства, которые вышли из
договора или нарушают его в обход гарантий МАГАТЭ. В этом ключе
обязательство о неприменении может стать дополнительным стимулом к
соблюдению договора в полном объеме неядерными странами.
НЕОБХОДИМАЯ И РАДИКАЛЬНАЯ МЕРА
Общепризнано, что ОНП может относиться только к неядерным членам
ДНЯО. То есть подразумевается, что ядерные державы вправе планировать
упреждающие или превентивные ядерные удары только друг против друга.
Однако это мнение представляется совершенно неоправданным в политическом
смысле, дестабилизирующим в военно-стратегическом отношении и
контрпродуктивным в контексте нераспространения.
После окончания холодной войны нет никаких оснований для сохранения
такой стратегии в отношениях между ядерными державами ДНЯО. К тому же
это противоречит совместному пониманию стратегической стабильности,
закрепленному в декларации СССР - США от 1990 года и унаследованному
Россией после 1991-го. Эта декларация предусматривает снижение
возможности первого удара в стратегических взаимоотношениях двух держав
путем соглашений по СНВ (в частности через усиление акцента на
высокоживучие носители и уменьшение концентрации боезарядов на
носителях). Данные критерии повлияли на положения Договора СНВ-1 и
отражены в новом Договоре по СНВ. Те же цели преследовались в
соглашениях между пятью ядерными державами в 90-е годы о ненацеливании
стратегических средств друг на друга (хотя соглашения имели скорее
символический характер).
Поэтому следующим шагом в контексте осуществления всех упомянутых
выше мер и соглашений могло бы стать безоговорочное обязательство пяти
держав о неприменении ядерного оружия первыми друг против друга, что
означало бы гарантии неприменения ЯО первыми против любого государства
ДНЯО без исключений. Такое обязательство радикально снизит роль ядерного
оружия в военной и внешней политике великих держав и будет тем самым
способствовать укреплению режимов нераспространения. Кроме того, это
создаст благоприятные условия для дальнейших договоров по ядерному
разоружению, чтобы превратить такое обязательство из
доктринально-декларативного в проверяемые военно-технические соглашения.
США и Россия в настоящее время и в обозримом будущем не будут иметь
способности нанесения друг по другу разоружающего удара - у обеих держав
в любой ситуации уцелеет достаточно средств для уничтожающего ответного
удара. Сохранение такого положения на понижающихся уровнях сил
посредством новых договоров по разоружению - суть поддержания
стратегической стабильности. Таким образом, обязательство о неприменении
ядерного оружия первыми между США и Россией в диапазоне стратегических
вооружений может быть гарантировано не только декларативно, но и на
военно-технической основе.
Франция и Великобритания ни по отдельности, ни вместе с США не будут
иметь потенциала разоружающего удара по РФ. А Россия в свою очередь тоже
не сможет уничтожить относительно небольшие, но высокоживучие
стратегические силы этих двух стран. Дополнительно их безопасность
гарантирована союзническими обязательствами США в рамках НАТО. Таким
образом, и в контексте Россия - Великобритания/Франция тоже есть
военно-техническая составляющая ОНП на уровне стратегических ядерных
средств.
В аспекте российско-китайских стратегических взаимоотношений Россия
пока имеет большое военное превосходство (включая значительный
контрсиловой потенциал) и будет сохранять его как минимум в течение
десятилетия. Однако по мере развития мобильных ракетных сил КНР и с
учетом ее систем средней дальности в рамках отношений между Москвой и
Пекином тоже будет укрепляться военно-техническая основа взаимного ОНП. В
отношениях Китая с Великобританией и Францией взаимное обязательство
неприменения ЯО первыми обусловлено тем, что их территории расположены
вне пределов досягаемости большей части стратегических сил друг друга.
США обладают большим ядерным превосходством над КНР и сохранят его в
обозримом будущем, включая существенный контрсиловой потенциал. Однако
постепенно и китайские возможности нанесения ответного удара будут
относительно возрастать вдобавок к их средствам средней дальности,
способным нанести удар возмездия по американским базам, вооруженным
силам и союзникам на Дальнем Востоке. Заявленное в новой ядерной
доктрине США стремление вести с КНР диалог по стратегической
стабильности подразумевает и ОНП со стороны США в отношении Китая.
Исходя из приведенных оценок, на уровне стратегических вооружений
взаимные обязательства о неприменении ЯО первыми между пятеркой великих
держав могут быть признаны вполне состоятельными не только в
декларативно-политическом, но и в военно-стратегическом отношении.
Что касается оперативно-тактических ядерных вооружений, то они
используют носители двойного назначения и не разделяются по признакам
относительной приспособленности для первого или ответного удара. Однако
при решении проблем дисбалансов в обычных вооруженных силах и средствах
ВТО обязательства ОНП могли бы на этом уровне быть закреплены между
пятью великими державами путем договоренности о перемещении всех средств
ТЯО в централизованные хранилища. Применительно к России это
облегчается тем, что, по заявлениям высоких гражданских и военных чинов,
все эти вооружения в любом случае уже размещены на таких складах.
Понятно, что в отношении неядерных стран ДНЯО обязательство о
неприменении ЯО первыми со стороны ядерных держав может иметь только
политический, а не военно-стратегический смысл, поскольку у неядерных
стран не может быть средств ответного удара или эффективных
оборонительных систем против ядерных держав.
Однако безоговорочный отказ последних от первого применения ЯО в
рамках ДНЯО значительно укрепил бы безопасность и неядерных стран. Ведь
при таких коллективных (по существу перекрестных) «негативных» гарантиях
безопасности все ядерные державы косвенно гарантировали бы безопасность
неядерных стран на случай угрозы со стороны какого-либо государства,
обладающего ядерным оружием.
Откликаясь на многолетнее требование неядерных стран ДНЯО и в
контексте «многоканальной» политики укрепления режима нераспространения
пять государств - обладателей ядерного оружия должны безотлагательно
принять обязательство о неприменении первыми ЯО (или ОМУ) против
неядерных стран - членов ДНЯО.
А затем «пятерке» следует принять обязательство о неприменении
первыми ЯО против любого государства ДНЯО, включая ядерные державы. При
этом Россия может сделать оговорку, что ее гарантии исходят из
предпосылки прекращения расширения НАТО на восток, ратификации всеми
странами-участницами адаптированного ДОВСЕ, договорно-правового снятия
озабоченностей в связи с новыми средствами ВТО большой дальности и
системами ПРО США и их союзников.
Алексей АРБАТОВ
член-корреспондент Российской академии наук,
руководитель Центра международной безопасности РАН