ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ УГРОЗ
НАРАСТАНИЕ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (ЦА) ОБУСЛОВЛЕНО НЕ СТОЛЬКО
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИМИ, СКОЛЬКО ПОСТСОВЕТСКИМИ И МЕЖЭТНИЧЕСКИМИ ФАКТОРАМИ И
ПРОТИВОРЕЧИЯМИ
В начале июня в Ташкенте состоялось очередное заседание Совета глав
государств - членов Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). На нем
обсуждались традиционные вопросы - укрепление региональной безопасности и
борьба с терроризмом. Поговорили участники и о порядке приема в
организацию новых членов. Механизм расширения ШОС только вырабатывается.
Но здесь уже из государств - претендентов на вступление в организацию
выстроилась целая очередь.
В саммите ШОС приняли участие руководители государств-наблюдателей -
Монголии, Пакистана, Индии, Ирана (эту страну представлял глава МИДа). В
качестве гостей прибыли президенты Афганистана Хамид Карзай и
Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов. Кроме того, на форум были
приглашены высокие представители ООН и других международных организаций -
СНГ, ОДКБ, ЕврАзЭС и АСЕАН.
В чем причины стремления государств Азии к объединению под крышей
ШОС? В желании по-новому, независимо от США и Европы построить свои
экономики? Объединить свои культуры и самобытность? Создать общее
культурное, экономическое и социально-политическое пространство? Или,
может быть, в тяге к объединению лежит что-то другое, скажем, стремление
к отражению общих для всех угроз безопасности, совершенствованию своих
армий и укреплению суверенитета?
Вопросов здесь можно задавать много, и отчасти ответы на них лежат на
поверхности. Независимо от других цивилизованных государств страны ШОС,
конечно же, не построят свои экономики, но разработать и внедрить
новые, более приемлемые для них правила торговли и экономических
отношений смогут. Среди государств ШОС, представляющих бывшие советские
республики, есть очень большая общность, связанная культурными и
социальными корнями. Здесь ничего объединять не надо, поскольку
постсоветский менталитет народов ЦА и России по-прежнему во многом
представляет единое целое. В какой-то степени к этому менталитету,
основанному не на западных ценностях и культуре, хотят приблизиться и
другие страны - Китай, Монголия, Пакистан, Индия, Иран, Афганистан и т.
п.
Но, думается, главное в стремлении к объединению заключается в том,
что ШОС и страны-партнеры де-факто уже имеют общие угрозы их
безопасности и целостности. Как известно, первоначально Шанхайская
организация создавалась для решения проблем обеспечения безопасности на
границах государств-участников, борьбы с терроризмом, сепаратизмом и
экстремизмом в Средней Азии. Но постепенно сферы интересов ШОС
расширились. Руководители этой организации (в первую очередь Китай и
Россия) пытаются превратить ее в структуру многопрофильного
сотрудничества, отвечающую за обеспечение мира, благополучия и
совместного процветания стран-участниц. Целями альянса являются
стабильность и безопасность в регионе, а также развитие совместного
взаимодействия в политической, экономической и гуманитарной областях.
Хотя если проанализировать коллективные мероприятия стран ШОС в сфере
обороны и безопасности, то основными из них можно назвать те, что
связаны с антитеррористическими учениями. Терроризм, а также другие
проявления экстремизма, военные угрозы для государств ШОС и их партнеров
являются следствием глубоких проблем, обусловленных следующими
факторами.
Во-первых, это возникновение новых границ между странами, борьба
государств и некоторых сепаратистских образований за их отторжение и
образование новых держав.
Во-вторых, в государствах ШОС существуют межэтнические проблемы.
В-третьих, в Азии по-прежнему сиvлен религиозный мусульманский
экстремизм, связанный с идеалистической целью талибов и ваххабитов
построить в ЦА и северо-западном Китае мусульманский халифат, где будут
действовать законы ислама и шариатский суд.
Эти факторы наличествуют не только в СНГ, но и в других государствах.
Оставим пока в стороне Пакистан, Индию, Иран и Афганистан, которые не
входят в ШОС. Но если брать Китай, то у него существуют
пригранично-сепаратистские и этнические проблемы на северо-западе
страны, где живут уйгуры, на юге - в районе Тибета, а также на
китайско-индийской границе. Менее острые подобные проблемы есть у Китая и
с Монголией.
Также упомянутые факторы затрагивают центральноазиатские страны СНГ.
Осуществленный во времена СССР передел границ ЦА и формирование новых
государств, наций закрепили рубежи, которые не соответствовали и не
соответствуют этническим границам. Некогда аморфные и никому не нужные в
советские времена административные границы после распада СССР
превратились в государственные, разделив кишлаки, семьи, народы и т. п. С
этим простые люди не хотят мириться. И это, как ни странно, служит
фактором нестабильности в Центральной Азии, что недавно мы и наблюдали в
киргизских и узбекских анклавах, расположенных в Ферганской долине, и
постоянно замечаем в других регионах ЦА.
Андрей КОРБУТ
Источник:
|