Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 25.04.2024, 10:23
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2010 » Ноябрь » 19 » Кузница кадров военной элиты
    Кузница кадров военной элиты
    12:02
    15.11.2010

    Кузница кадров военной элиты

    Заметки выпускника

    Несколько недель назад имел честь завершить учебу в Институте государственного военного управления Национального университета обороны Украины. Для читателей, не знающих особенности системы украинского военного образования, поясню, что упомянутый вуз – это своего рода аналог Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил России или Национального университета обороны США, т. е. учебных заведений самого высокого уровня, где проходит подготовку будущая военная элита страны. По итогам учебы возникло желание поделиться с читателями некоторыми своими мыслями о том, что способствует и что мешает подготовке высшего офицерского состава нашей армии в стенах упомянутого вуза.


    Впечатления от учебы

    Прошу заранее извинить за не совсем скромную формулировку «будущая военная элита», но именно так обращаются к слушателям в самом университете командиры и преподаватели. По сути, это во многом соответствует действительности, так как сегодня большинство высоких постов в военном ведомстве занимают выпускники этого вуза, начиная от министра обороны и начальника Генштаба страны.

    В летописи университета, еще совсем недавно носившего название Национальной академии обороны Украины (а до этого – Академии Вооруженных Сил Украины, Военной академии ПВО Сухопутных войск СССР) – много самых различных страниц. Но предыдущие пять лет – особенные. После «оранжевой революции» академия испытала на себе все прелести ценностей «западной ориентации» Анатолия Гриценко, бывшего тогда министром обороны, и генерала Виталия Радецкого, получившего пост начальника академии за открытую поддержку «оранжевых» на Майдане в 2004 году. По мнению многих преподавателей, эти два «деятеля» принесли столько «пользы» для обучение командных кадров, что потребуются годы, чтобы вернуть утраченное.

    Но и сейчас для нас осталась не совсем понятной логика распределения учебного времени. Приведу несколько примеров: изучаем тему по дисциплине «Оперативное обеспечение», из которой 2 часа отводится на вводную лекцию, после которой всего через день следует 4-х часовый семинар. Это при том, что для большинства офицеров по причине их предшествующего служебного опыта и образования материал является абсолютно новым. Или как понимать восемь семинаров в течение одной недели? Несмотря на достаточно высокие должности слушателей и их будущие назначения, учебное время бездумно тратилось на рисование на картах. Безусловно, такие знания и умения нужны. Но от руководителей высокого уровня в реальной жизни требуется, прежде всего, умственная работа, а для ее «художественно-оформительской» части на картах есть подчиненные рангом пониже. В итоге не оставалось времени хотя бы на беглое ознакомление с действительно нужной и полезной литературой, которой в библиотеке академии сосредоточено достаточно много.

    Что получается на выходе? Будущий руководитель высокого уровня «натаскан» на выполнение конкретных типовых заданий по готовым схемам и алгоритмам. И наших будущих полководцев учат принимать решения для войн прошлого, т. е. по обстановке, которой уже не существует. Хотя, в идеале он должен владеть методологией самостоятельного поиска решений в тех или иных ситуациях. Ведь история не помнит ни одной войны или вооруженного конфликта, в точности повторявших предшествующие. Американцы это четко понимают, у них даже начинающий кадет в академии в Вест-Пойнте детально изучает военное искусство, историю войн, различные теории лидерства, большой блок гуманитарных дисциплин, призванных дать в перспективе фундаментальные знания, на базе которых в последующем осуществляется уже специализированная подготовка.

    Многие вещи познаются в сравнении. Во времена Советского Союза и сейчас в России для слушателей Военной академии Генерального штаба организовывались различные поездки в войска. Например, на Северном флоте они посещали боевые корабли, начиная от атомного ракетного крейсера и заканчивая тральщиком, выходили на них в море и наблюдали за учениями сил флота. Аналогичным образом офицеры бывали в частях Ракетных войск стратегического назначения и на многих других объектах. Цель этих поездок – расширить кругозор и способствовать формированию стратегического мышления у будущего высокопоставленного руководителя. Между прочим, слушатели американского Национального университета обороны во время учебы также многократно посещают американские военные базы различного назначения в самых различных местах с аналогичной целью. Наши предшественники более ранних выпусков на несколько дней также осуществляли поездку в Севастополь для знакомства с ВМС Украины. Увы, на нас денег уже не хватило, все ограничилось полетом на несколько часов в Севастополь для ознакомления с пунктами управления ВМС и на этом все.

    Естественно, что после такого обучения большинство выпускников проблематику военно-морских сил знает лишь по учебникам. А если учесть, что из всего нашего выпуска был лишь один офицер-моряк, то можно представить, как мои коллеги, находясь на высоких должностях, будут учитывать в своей служебной деятельности интересы флота. Ради справедливости нужно упомянуть несколько незначительных поездок на военные объекты в окрестностях Киева, но они лишь отдаленно похожи на здравые подходы в «серьезных» армиях типа российской или американской. Причина этого банальная – отсутствие мозгов и нежелание финансировать упомянутые поездки и стажировки…

    Не совсем понятна организационно-штатная структура университета, вернее, необоснованно раздутая численность структур обеспечения. Зачем нужно иметь целое финансово-экономическое управление, если для слушателя академии (говорю не за всех, а о своем выпуске) было проблемой получить предусмотренную законодательством материальную помощь. А ежемесячное денежное содержание выдавалось, наверное, в последнюю очередь среди частей Киевского гарнизона. Существует также целый отдел службы войск во главе с комендантом-полковником, офицеры которого, видимо из-за отсутствия более серьезных задач, в роли регулировщиков по утрам управляют движением и парковкой машин на территории университета.

    Список вопросов можно продолжить, но почему-то все очередные сокращения и реорганизация в первую очередь затрагивают кафедры и преподавателей, а не обслуживающую «прослойку». Наши руководители дореформировались до того, что даже традиционная для многих вузов кафедра физической подготовки теперь гордо именуется Учебно-научным центром физической подготовки и спортивно-оздоровительных технологий, имея в своем составе… кафедру физической подготовки. Подтверждением моего мнения о надуманности штатов является совместный приказ министра обороны Украины и министра образования и науки Украины от 03.05.2006 № 243/344 «Про затвердження Типових нормативів для розробки штатів (штатних розписів) вищих військових навчальних закладів, військових навчальних підрозділів вищих навчальних закладів та військового ліцею». Очень много структур и должностей Национального университета обороны Украины положениями данного документа не предусмотрены. Тем не менее, они существуют и тем самым вступают в противоречие с нормами права…

    Между прочим, в ряде стран мира ведущие военные университеты и академии пошли по пути не наличия большого количества штатного персонала, а приглашая для чтения конкретных лекций или изучения той или иной тематики на временной основе известных военачальников или специалистов с именем. Примерами этого являются Балтийский колледж НАТО, военная академия в Хорватии и т.п. Увы, за 14 месяцев нашей учебы количество лекций, прочитанных первыми лицами нашего военного ведомства, можно посчитать по пальцам…


    Социальная составляющая

    Незадолго до нашего выпуска был назначен новый начальник университета – генерал-лейтенант В. М. Телелим. Он является доктором военных наук, долгое время преподавал в военной академии, был начальником кафедры и заместителем начальника академии, возглавлял научно-исследовательский институт. Т. е. все аспекты научно-педагогической деятельности и жизни вуза он знает не со стороны.

    Каково было наше удивление, когда его нововведения начались не с вопросов процесса обучения, а с наведения порядка в парковке машин и их выравнивания на стоянке личного автотранспорта офицеров. Собственно говоря, мы выпустились и эти нововведения нам уже безразличны. Но для тех, кто пришел на наше место – хороший повод для удивлений…

    Или как понять ситуацию, когда в дни приезда в академию различных групп иностранных военных инструкторов офицерскую столовую закрывают для доступа наших офицеров из-за необходимости кормить иностранцев? Пытался это понять, но ни одно объяснение с позиций здравого смысла в голову не шло. Осталась обида, что из-за каких-то сержантов или младших офицеров иностранной армии полковники украинской армии были поставлены в положение изгоев.


    Образец «правильной» кадровой политики…

    Скажу честно, иногда наши преподаватели смотрели на нас, как на сумасшедших людей. И часто спрашивали о том, что заставило нас оставить свои достаточно высокие должности и пойти учиться на очную форму обучения.

    Дело в том, что реалии кадровой политики в нашей армии таковы, что выпускника нашего т. н. «генеральского» института никто не собирался «просто так» назначать на высокие должности. Т. к. многие из них являются фактически номенклатурными и лишь за хорошую учебу на них попасть трудно. Поэтому уже несколько лет подряд, включая наш выпуск, на нормальные должности назначаются или «члены команды», или же те, кто успел лично подсуетиться и что-то себе найти. Во всяком случае, лишь один человек был назначен на генеральскую должность, а ряд моих коллег пошли даже на должности с понижением. А почти все из нас до последнего момента даже не знали, какое нам выпадет назначение.

    Успехи в учебе и успеваемость при этом роли не играли. Более того, чтобы сделать некоторых офицеров «самыми достойными» кандидатами, произошло невидимое вмешательство в учебный процесс, вернее, в вопросы сдачи экзаменов и зачетов. И в итоге дипломы с отличием получили далеко не все из тех, кто соответствующим образом учился, а другие… Да и как может быть по другому, если существует скрытая разнарядка, сколько может быть выпускников с золотой медалью и с т. н. «красным дипломом»?

    Объяснений этому кадровому беспределу существует много. Но один из них является более чем показательным.

    Мы уже готовились к выпуску, когда началась учеба наших коллег-первокурсников. И каково было наше удивление, когда на очную форму обучения был принят лишь 21 офицер, зато «заочников» набрали почти шесть десятков. Для сравнения, в этом году в российскую Военную академию Генштаба набор составил лишь 16 человек! Причем все – только на дневную форму обучения. И это при масштабах российской армии!

    У нас же получается все с точностью до наоборот. Сначала тот или иной офицер, не имея соответствующего образования (а иногда и опыта, часто при отсутствии морального права на повышение) всякими правдами или неправдами получает ту или иную высокую должность. Затем поступает заочно учиться в военный университет и через два года цепляет на китель знак о получении образования оперативно-стратегического уровня. Естественно, что знания при такой форме обучения проходят мимо…

    Это – мнение подавляющего большинства наших преподавателей. Мы за время обучений на очной форме не успеваем все усвоить, проходя некоторые важные и нужные темы лишь «по верхам». Зато «заочники» в своем огромном количестве успевают получить диплом, занять нужную должность и на всех остальных смотреть свысока… Поэтому выпускников университета очной формы обучения просто не куда распределять…

    Очень хочется надеяться, что руководство военного ведомства изыщет возможность вникнуть в учебный процесс университета, а также успеет исправить ошибочность упомянутых кадровых подходов до очередного выпуска офицеров и найдет мужество предложить им достойные должности…

    Виталий ВАСИЛЬЕВ


    Источник:  
     

    Просмотров: 623 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Ноябрь 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234567
    891011121314
    15161718192021
    22232425262728
    2930

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz