На Украине уже
продолжительное время обсуждается тема создания и производства
оперативно-тактического ракетного комплекса. Аргументы очень просты: что
может страна противопоставить потенциальному агрессору после
добровольно-принудительного отказа от статуса ядерной державы, от
стратегических ракет и бомбардировщиков, а также вследствие постепенного
снижения боевого потенциала сил общего назначения и т. п.?
Когда распался Советский Союз, Украина
оказалась обладательницей третьего в мире по мощности потенциала
стратегического сдерживания. Он включал 220 носителей ядерного оружия, в
том числе 130 МБР СС-19 и 46 – СС-24, а также 44 дальних
бомбардировщика.
ПРОЦЕСС НЕ ОКОНЧЕН
В соответствии с межправительственным соглашением Киев передал в
распоряжение Москвы 1272 ядерных заряда, получив в обмен топливо для
атомных электростанций. Из ракет слили и утилизировали 13 тысяч тонн
ракетного топлива. 175 шахтных пусковых установок и 13 унифицированных
командных пунктов «рекультивировали» до зеленого газона, а ракеты
уничтожили под контролем наблюдателей из США. Вслед за этим в 2002 году
была расформирована 43-я ракетная армия.
Кроме этого, на момент развала СССР на территории Украины в составе
группировки советских Сухопутных войск насчитывалось в общей сложности
34 дивизиона оперативно-тактических (ОТР) и тактических ракет (ТР),
имеющих комплексы 9К72 (известен также как Р-300 или «Скад») и 9К79
«Точка» различных модификаций. Общая численность пусковых установок
составила тогда 204 единицы.
|
Коллаж Андрея Седых |
Стремление частично компенсировать отказ от ядерного оружия привело
Украину к созданию стратегических неядерных сил сдерживания, составной
частью которых стала одна ракетная дивизия с 72 пусковыми установками.
Кроме этого, в состав войск оперативных командований вошли бригады ТР
«Точка».
Между тем в «Стратегическом оборонном бюллетене Украины на период до
2015 года» предусмотрены ликвидация соединений, оснащенных
оперативно-тактическими ракетными комплексами, и значительное уменьшение
количества тактических ракетных комплексов, причем фактически до уровня
символического наличия в составе украинских вооруженных сил. Во всяком
случае в обозримом будущем ВС страны будут располагать лишь одной
бригадой ТР «Точка», которая в перспективе может получить новый
оперативно-тактический ракетный комплекс национальной разработки.
Однако уже давно известно, что отказ Киева от оперативно-тактических
ракет активно лоббировался Вашингтоном, который обещал профинансировать
процесс их уничтожения. Как оказалось, украинскому руководству важнее
«партнерские» обязательства перед заокеанскими «друзьями», чем
модернизация и продление ресурса ракетных комплексов. В частности, 20
сентября нынешнего года заявлено о начале реализации Меморандума о
взаимопонимании Госдепартамента США и Министерства обороны Украины по
вопросам ликвидации оперативно-тактических ракет. Согласно условиям
этого документа Украина избавится от ракетных комплексов 9К72 «Скад» с
дальностью стрельбы до 300 километров. После чего единственным серьезным
ракетным оружием сухопутных войск будут ТР «Точка», способные
преодолеть в три с лишним раза меньшее расстояние.
Один из отставных генералов украинской армии, имевший ранее самое
непосредственное отношение к ракетным войскам и артиллерии, поделился с
«ВПК» своим мнением по данному поводу. По его словам, у комплекса «Скад»
есть определенный потенциал для дальнейшей модернизации. Это
подтверждает опыт как Ирана, сумевшего создать свои собственные ракеты
на базе «Скадов», так и ряда других стран.
Оставшись без «Скадов», Украина утратит возможность нанесения ударов
по важным объектам агрессора, расположенным в его глубоком тылу. В
случае локального конфликта оставшееся ракетное оружие позволит поразить
цели лишь на дистанции 75–90 километров. Но в пределах его досягаемости
располагается гораздо меньше объектов, потеря которых ощутима для
противника.
РЕАЛИИ
Пока на Украине происходит сокращение ракетного потенциала, в армиях
других стран мира продолжается процесс его наращивания и
совершенствования. Например, многие государства закупили в Соединенных
Штатах тактический ракетный комплекс ATACMS и реактивную систему
залпового огня MRLS, которая послужила основой для создания этого ТРК.
Сейчас в достаточно длинном списке обладателей оперативно-тактических
и тактических ракетных комплексов присутствуют США, Бахрейн, Греция,
Египет, Израиль, Индия, Иран, КНДР, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Республика
Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Япония и др. Широкое распространение на
сегодня получило ракетное оружие на Ближнем и Среднем Востоке, а также в
Северной Африке.
Причем в Дамаске, Каире и Тегеране объясняют, что ракеты им нужны для
поддержания необходимого баланса сил с Израилем, что большое количество
ракет должно образовать «критическую массу устрашения» для
предотвращения нападения извне, а заодно позволит в случае войны
наносить эффективные удары по неприятелю, избегая при этом прямых и
продолжительных боевых действий.
В свою очередь Израиль считает ракетное оружие фактором сдерживания арабов от возможной агрессии против еврейского государства.
Наличие у Украины как научного, так и производственного потенциала,
позволяющего стране выпускать собственные образцы ракетного вооружения,
не является тайной. Так же, как и то, что без должной государственной
поддержки и финансирования он непрерывно уменьшается. Хотя эта сфера
входит в число немногих конкурентоспособных отраслей экономики страны
наряду с предприятиями авиационной и космической промышленности, а также
некоторыми другими. Не секрет, что разработка на Украине в недалеком
прошлом оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром» и крылатой
ракеты «Коршун» явилась результатом интереса одного из государств
Ближнего Востока к этому оружию.
Можно согласиться с тем, что ограниченные денежные средства не
позволяют рассчитывать на массовое переоснащение украинской армии
современной техникой. Вместе с тем экс-министр обороны Украины Александр
Кузьмук заметил в свое время, что сейчас нужно создать необходимый
научный и конструкторский задел образцов вооружения будущего поколения,
которые украинские сухопутные войска, ВВС и ВМС смогут получить по мере
улучшения дел в экономике страны.
«ИСКАНДЕР-Э» ВЗАМЕН?
Эксперты прекрасно знают, что с начала 90-х годов ряд государств,
включая Украину, отказался от своего ракетного оружия под давлением США.
Ошибочность принятых тогда Киевом решений уже признали представители
высшего украинского руководства. Но элементарная логика подсказывает,
что вслед за признанием тех или иных ошибок должны были последовать
определенные шаги по их устранению. Что означает уточнение планов
развития вооруженных сил и переход к практическим действиям,
направленным на создание такого военного потенциала, который будет
реальным потенциалом сдерживания.
На научно-практической конференции, состоявшейся в Национальной
академии обороны Украины в 2003 году и посвященной 100-летию авиации,
руководители ведущих научно-конструкторских и производственных структур
ракетно-космической отрасли страны подтвердили, что они могут и готовы в
сжатые сроки обеспечить национальную армию современными образцами
ракетного оружия при условии соответствующего финансирования. А
экс-директор департамента разработок и закупки Минобороны Украины
Владимир Грек по этому поводу сказал следующее: «Предполагается, что
дальность поражения ракет комплекса будет составлять до 280 километров.
Кроме того, ставится задача создать в составе комплекса систему разведки
и управления для передачи в режиме реального времени информации о
противнике».
Но на сегодня в создании украинского ОТРК наблюдается застой. Хотя со
дня подписания 7 марта 2006 года президентом Украины указа о
целесообразности проведения соответствующих работ минуло более четырех
лет. Для стран с собственным ракетно-космическим научным и
производственным потенциалом, к которым эксперты относят Украину, этого
времени достаточно, чтобы получить какой-то промежуточный результат если
не в виде почти готового изделия, то хотя бы прототипа, опытного
образца и т. п. Но ничего подобного пока нет. И очевидно, что
конструкторы и производители в этом виноваты меньше всего.
Разработка ракетного комплекса ведется совместно Национальным
космическим агентством Украины (НКАУ) и конструкторским бюро «Южное»,
которое в 2009 году получило большую часть государственных ассигнований.
Расходы бюджета Украины на создание многофункционального ОТРК «Сапсан» в
2009 году составили 6,8 миллиона долларов. Тогда же был защищен его
эскизный проект, а в 2010-м началось проектирование. По словам
генерального директора НКАУ Юрия Алексеева, на создание «Сапсана»
необходимо около 450 миллионов долларов.
Здесь надо отметить: работа над «Сапсаном» стартовала в 2007 году и
согласно плану комплекс должен был поступить на вооружение в 2011-м,
однако из-за недофинансирования этого, разумеется, не произойдет.
Впрочем, еще в прошлом году предполагалось организовать формирование и
выполнение государственного оборонного заказа по разработке и закупке
новых, а также модернизации имеющихся образцов ВВТ. Как того требовала
Государственная программа развития вооружения и военной техники до 2009
года, положив в основу принцип комплексного переоснащения рот (батарей),
батальонов (дивизионов) и даже бригад и т. п.
Кстати, специалисты рассматривают и альтернативы упомянутому
ракетному комплексу. В частности, эксперт военных программ Центра имени
Александра Разумкова Николай Сунгуровский утверждает: «Есть сомнение,
что оперативно-тактические ракеты действительно являются приоритетными
для вооруженных сил Украины при существующих условиях. Их создание
преподносят как получение оружия сдерживания, но тактические ракеты,
даже оперативно-тактические ракеты никогда не считались оружием
сдерживания! Они и по дальности, и по мощности никогда не могли ничего
сдержать. Надо было выбирать альтернативу. На мой взгляд, это крылатая
ракета. Но такие приоритеты скорее всего принимаются с точки зрения
потребности оборонно-промышленного комплекса. Есть заделы – давайте
будем развивать, а что будет дальше, когда этот комплекс выйдет в серию?
Я себе этого представить не могу. У Украины не хватит денег для того,
чтобы сделать оборонный заказ, а оборонному предприятию нужно будет
продать какое-то количество произведенного оружия. Где рынки, которые
готовы купить это вооружение? Их нет. Такая политика приводит просто к
зарыванию средств в песок».
Нынешней осенью стали просачиваться слухи, что украинская власть уже
рассматривает вопрос отказа от ранее начатой программы разработки и
производства «Сапсанов», намереваясь их заменить российскими ракетами.
Безусловно, создание комплекса «Сапсан» не вышло за рамки
проектирования. Но вместо государственного стимулирования продолжения
работ некоторые чиновники в Киеве, похоже, готовятся закупать
оперативно-тактические ракетные комплексы «Искандер-Э» (известен по
квалификации НАТО как SS-26 и имеет дальность 280 километров).