Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 28.03.2024, 18:11
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2010 » Декабрь » 5 » Потенциал сдерживания угроз
    Потенциал сдерживания угроз
    15:43
    01.12.2010
    Потенциал сдерживания угроз

    Ракетный комплекс «Точка»

    В нашей стране продолжительное время обсуждается тема создания национального оперативно-тактического комплекса. Идея актуальная и нужная. Ведь что может наша страна противопоставить потенциальному агрессору после добровольно-принудительного отказа от ядерного оружия, ликвидации стратегических ракетных комплексов и бомбардировщиков, постепенного снижения боевого потенциала сил общего назначения?


    Факты налицо

    Известно, что современные ракеты — высокоточное наступательное и оборонительное оружие большой разрушительной силы. Сейчас его роль и место следует рассматривать в контексте войн шестого и последующих поколений, к подготовке к которым стремятся наиболее развитые страны. Главной целью таких войн специалисты считают разгром бесконтактным способом экономического потенциала, инфраструктуры, системы государственного и военного управления любого государства, при этом нападающая сторона старается это реализовать, находясь на значительном и безопасном удалении от противника.

    В современных войнах для воздействия на противника применяется высокоточное оружие различного типа, оружие на новых физических принципах, информационное оружие, силы и средства радиоэлектронной борьбы, космические средства и т. п. Другая характерная черта войн современного и будущего поколений — их асимметричность, т. е. использование сил и средств вооруженной борьбы, которые не являются аналогичными по сути тем силам и средствам, которыми располагает противоположная сторона.

    Опыт современных военных конфликтов доказал, что поражающее действие высокоточного оружия сейчас в 30 — 50 раз выше, чем обычных неуправляемых боеприпасов и уже приближается к возможностям ядерного оружия, оставаясь при этом более гибким в применении. Например, в годы Второй мировой войны для уничтожения крупного железнодорожного моста через широкую реку требовалось несколько сотен авиабомб. А в Югославии эту же задачу решали 1 — 3 высокоточные крылатые ракеты, запущенные с подлодки в Средиземном море.

    Еще в 1991 г. по итогам войны в зоне Персидского залива в США приняли решение о начале разработки нового проекта корабля (т. н. корабля-арсенала). Его конструкция предусматривает размещение до 500 пусковых установок с крылатыми ракетами и еще три боекомплекта таких ракет в трюмах. В некоторых прогнозах указывалось, что к 2020 г. в составе ВМС США может насчитываться до 70 таких кораблей, что позволит установить на них до 105 тысяч крылатых ракет!


    Реалии нашей страны

    После распада СССР у Украины оказался третий в мире по мощности ядерный потенциал: 220 единиц стратегических носителей, в том числе 130 межконтинентальных баллистических ракет СС-19, 46 ракет СС-24 и 44 тяжелых стратегических бомбардировщика с крылатыми ракетами. В соответствии с межправительственным соглашением Киев передал России 1272 ядерных заряда, получив в обмен ядерное топливо для АЭС. Из ракет слили и утилизировали 13 тыс. тонн ракетного топлива. 175 шахтных пусковых установок и 13 унифицированных командных пунктов «рекультивировано» до зеленого газона, а ракеты уничтожены под контролем наблюдателей из США. Вслед за этим в 2002 г. расформирована 43-я ракетная армия, и ракетные войска Украины прекратили существование.

    Умышленно оставляем в стороне вопрос о стратегических ракетных комплексах, так как ностальгические воспоминания о былой мощи мало приемлемы для решения сегодняшних задач обеспечения безопасности страны. Важно другое: на момент распада Союза на территории Украины в составе группировки Сухопутных войск насчитывалось 34 ракетных дивизиона оперативно-тактических (ОТР) и тактических ракет (ТР), имеющих на вооружении комплексы 9К72 (известен также как Р-300 или «Скад») и 9К79 «Точка» различных модификаций. Общая численность пусковых установок составляла 204 единицы.

    Стремление частично компенсировать отказ Украины от ядерного оружия привело к созданию стратегических неядерных сил сдерживания, составной частью которых стала одна ракетная дивизия с 72 пусковыми установками ракет. Кроме того, в составе войск оперативных командований также имелись ракетные бригады «Точка».

    В «Стратегическом оборонном бюллетене Украины на период до 2015 года» прописано, что в украинской армии предусмотрена ликвидация бригад оперативно-тактических ракетных комплексов и значительное уменьшение количества тактических ракетных комплексов — до уровня их символического наличия в составе ВС. Во всяком случае в обозримом будущем в ВСУ предусмотрено наличие лишь одной ракетной бригады, вооруженной комплексами «Точка», и возможность ее перевооружения в перспективе на новый украинский оперативно-тактический ракетный комплекс. И уже не тайна, что отказ Украины от оперативно-тактических ракетных комплексов активно лоббировался США, включая вопрос финансирования ими процесса их ликвидации.

    Как оказалось, руководству страны вместо модернизации и продления ресурса ракетных комплексов выгоднее идти на импорт «услуг стратегического партнерства». В частности, Минобороны 20 сентября заявило о начале реализации Меморандума о взаимопонимании госдепартамента США и отечественного военного ведомства в вопросе ликвидации оперативно-тактических ракет. Согласно условиям этого документа Украина обязалась ликвидировать свои ракетные комплексы 9К72 (по квалификации НАТО Scud, т. е. «Скад»), имеющие дальность стрельбы до 300 км. И после их уничтожения единственным серьезным ракетным оружием Сухопутных войск останутся тактические комплексы «Точка» (в три с лишним раза меньшая дальность стрельбы). Один из отставных генералов украинской армии, имевший ранее непосредственное отношение к ракетным войскам и артиллерии, поделился с «2000» своим мнением по данному поводу. Во всяком случае комплекс «Скад» годится для дальнейшей модернизации. Это подтверждает опыт Ирана, сумевшего создать собственные ракетные комплексы на базе «Скадов», а также ряда других стран.

    Оставшись без «Скадов», наши ВС утратили возможность нанесения дальнего удара по агрессору. Например, расположив в случае конфликта этот ракетный комплекс у своих границ, Украина могла бы нанести удар на расстояние до 300 км. В случае локального конфликта это существенное преимущество. С оставшимся ракетным вооружением мы сможем наносить удары лишь на 75 — 90 км. Но в пределах их досягаемости располагается гораздо меньше важных объектов, потеря которых для противника ощутима.

    В то время когда ракетный потенциал Украины сокращался, в армиях других стран продолжалось совершенствование систем ракетного вооружения. Их применяют в ходе военных конфликтов и даже антитеррористических операций. Так, Россия в Чечне успешно применяла ракетные комплексы «Точка» для высокоточного поражения объектов чеченских террористов. Также в ВС РФ недавно принят на вооружение ракетный комплекс «Искандер», а другим странам предлагается его экспортная версия.

    Справка «2000». Высокоточный ракетный комплекс Сухопутных войск «Искандер» предназначен для поражения: огневых средств противника, самолетов и вертолетов на стоянках, объектов ПВО и ПРО, командных пунктов и узлов связи, важнейших объектов гражданской инфраструктуры. Благодаря реализации современных методов управления и наведения, управления на всей траектории полета, широкому набору боевых частей, а также высокой вероятности выполнения задачи в условиях противодействия противника типовые цели поражаются пуском всего 1—2 ракет РК «Искандер», что по эффективности эквивалентно применению ядерного боеприпаса.

    Многие страны закупили в США тактический ракетный комплекс ATACMS, а также РСЗО MRLS, которая стала основой для создания ATACMS. Сейчас в длинном списке стран, обладающих оперативно-тактическими и тактическими ракетными комплексами, есть США, Бахрейн, Греция, Египет, Израиль, Индия, Иран, КНДР, Ливия, ОАЭ, Пакистан, Республика Корея, Саудовская Аравия, Сирия, Япония и др. Широко распространено ракетное оружие в регионе Ближнего и Среднего Востока, а также в Северной Африке. Например, Сирия, Египет и Иран объясняют наличие у них ракетного оружия стремлением создать необходимый баланс сил с Израилем, считая, что наличие большого числа ракет должно образовать «критическую массу устрашения» для предотвращения агрессии со стороны «враждебных сил». А также необходимостью накопить потенциал, который позволил бы им в случае войны наносить эффективные удары по противнику, избегая при этом прямых и продолжительных военных действий. Израиль, со своей стороны, считает наличие ракетного оружия фактором сдерживания арабов от возможного нападения на него, устрашения потенциальных противников.


    Ракетное оружие нужно Украине

    Когда возникло российско-украинское противостояние вокруг острова Тузла, стало понятно, что все полученные нашей страной гарантии безопасности в обмен на отказ от ракетно-ядерного оружия — не более чем демагогия. В те дни в зарубежных СМИ акцентировалось внимание на озабоченности официального Киева, занятого лихорадочным поиском адекватных средств влияния на противоположную сторону, включая и военную составляющую, уже значительно ослабевшую к этому времени по сравнению с началом 90-х годов. Выводов, как и прежде бывало в истории нашей страны, сделано не было, и вопрос наличия в Украине потенциала сдерживания в виде стратегических неядерных авиационных, ракетных и других необходимых средств вновь остался открытым. Хотя достаточно вспомнить недавнюю войну американцев против Ирака. До ее начала главными темами как в выступлениях вашингтонских лидеров, так и на страницах мировых СМИ были не проблемы борьбы с танковыми дивизиями Саддама Хусейна, а угроза от иракских ракет «Скад» и поиск путей борьбы с ними.

    И сейчас остается актуальным поиск оптимальных направлений развития ВС и сохранения военного потенциала украинской армии. Нет ничего нового в том, что сбалансированное развитие всех видов вооруженных сил и родов войск, соответствующей им номенклатуры вооружений является одним из основополагающих принципов военного строительства. Искусственно себя ограничивать в возможности иметь сбалансированную и современную систему вооружений по меньшей мере недальновидно.

    Наличие в Украине потенциала как научного, так и производственного, позволяющего стране иметь современные образцы ракетного вооружения, общепризнано. Так же как и то, что без должной государственной поддержки и финансирования он непрерывно уменьшается. Причем это одна из немногих наряду с авиационной, космической конкурентоспособная отрасль экономики, которой обладает наша страна. Не секрет, что разработка в Украине в недалеком прошлом оперативно-тактического ракетного комплекса «Гром» и крылатой ракеты «Коршун» явилась результатом интереса одной из стран Ближнего Востока к этому виду вооружений. Поэтому создание и принятие на вооружение в нашей стране тех или иных ракетных систем станет наилучшим способом их сертификации и рекламы в глазах зарубежных заказчиков.

    Увы, ограниченное финансирование не позволяет рассчитывать на массовое перевооружение армии. Вместе с тем правильно заметил Александр Кузьмук во время второго пребывания в должности министра обороны, что сейчас нужно создать необходимый научный и конструкторский задел образцов вооружения и военной техники будущего поколения, позволяющий «перешагнуть» через ВВТ нынешнего поколения и обеспечить ВС современным оружием по мере улучшения их финансирования.

    Ряд специалистов, претендующих на звание аналитиков и военных экспертов, ставят под сомнение возможность стратегического неядерного сдерживания. По меньшей мере это недальновидно, так как американцы уже давно признали, что современное высокоточное ракетное оружие по своим возможностям все более приближается к ядерным средствам, и усиленно работают над его совершенствованием. В России неядерное сдерживание официально рассматривается как одна из составляющих предотвращения военных конфликтов. Причем армии этих стран оснащены ракетно-ядерными вооружениями, продолжают активно работать над дополнением их ракетными комплексами с обычными боевыми частями. Другие оппоненты возражают, мол, многие ведущие страны не имеют в арсенале тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов, хотя вышеприведенные факты это опровергают.


    Не вставляйте палки в колеса

    С начала 90-х годов XX в. некоторые страны отказались от ракетного потенциала под давлением США. Факт этого применительно к Украине и ошибочность принятых тогда решений уже признало высшее руководство нашей страны. Но элементарная логика подсказывает, что вслед за признанием тех или иных ошибок должны последовать определенные практические шаги по их устранению. Это означает уточнение планов развития ВС и начало практических действий по созданию такого военного потенциала, который будет сдерживающим.

    На научно-практической конференции, состоявшейся в Национальной академии обороны Украины в 2003 г. и посвященной 100-летию авиации, руководители ведущих научно-конструкторских и производственных структур ракетно-космической отрасли страны подтвердили, что они могут и готовы в сжатые сроки обеспечить ВС современными образцами ракетного оружия при соответствующем финансировании.

    Нужно четко понимать, что на внешнем рынке у нас конкурентами являются Россия, США, Китай, а также новые активные игроки (Иран, Пакистан, Индия, Израиль и др.), которые предпримут все усилия для противодействия появлению и продвижению нашей продукции. И все же ракетное оружие будет долго и активно продаваться в мире, невзирая ни на какую «миролюбивую» риторику. И если наша страна своевременно не предпримет мер, начиная от соответствующих политических решений, то этот рынок для нас окажется закрытым.

    К сожалению, в сфере создания отечественного оперативно-тактического ракетного комплекса наблюдается застой. Судите сами: указ Президента Украины относительно решения СНБО от 7 марта 2006 г. о целесообразности разработки и производства комплекса принят более четырех лет назад. Для стран с современным ракетно-космическим потенциалом, к которым, безусловно, относится Украина, этого времени достаточно, чтобы от деклараций о намерениях перейти к промежуточному результату если не в виде почти готового изделия, то хотя бы опытного образца. Увы, ничем подобным мы похвастаться пока не можем. И наши конструкторы и производители в этом виноваты меньше всего.

    Экс-директор департамента разработок и закупки Минобороны Владимир Грек: «Предполагается, что дальность поражения ракет комплекса будет составлять до 280 км. Кроме того, ставится задача создать в составе комплекса систему разведки и управления для передачи в режиме реального времени информации о противнике».

    Разработка ракетного комплекса ведется совместно НКАУ и конструкторским бюро «Южное», которое в 2009 г. получило большую часть бюджетных средств. Расходы бюджета на создание многофункционального ракетного оперативно-тактического комплекса «Сапсан» в 2009 г. составили $6,8 млн. В 2009-м защищен эскизный проект комплекса, а в 2010-м началось его проектирование. По словам гендиректора НКАУ Юрия Алексеева, на создание «Сапсана» необходимо почти $450 млн. Разработка комплекса началась в 2007 г. Согласно плану он должен был поступить на вооружение в 2011 г., однако из-за недостатка финансирования проект сильно опаздывает по срокам.

    Обидно, но еще на 2009 г. ставилась задача организовать формирование и выполнение государственного оборонного заказа по разработке и закупке новых образцов ВВТ, модернизации существующего вооружения и военной техники согласно Государственной программе развития вооружения и военной техники до 2009 года на основе комплексного перевооружения — во всех ротах (батареях), батальонах (дивизионах) и даже бригадах и т. п.

    Кстати, специалисты рассматривают и альтернативы упомянутому ракетному комплексу. В частности, эксперт военных программ Центра Разумкова Николай Сунгуровский отмечает: «Есть сомнение, что оперативно-тактические ракеты действительно являются приоритетными для Вооруженных сил Украины при существующих условиях. Их создание преподносят как получение оружия сдерживания, но тактические ракеты, даже оперативно-тактические ракеты, никогда не считались оружием сдерживания! Они и по дальности, и по мощности никогда не могли ничего сдержать. Надо было выбирать альтернативу. На мой взгляд, это крылатая ракета. Но такие приоритеты, скорее всего, принимаются с точки зрения потребности оборонно-промышленного комплекса. Есть заделы — давайте будем развивать, а что будет дальше, когда этот комплекс выйдет в серию? Я себе этого представить не могу. У Украины не хватит денег для того, чтобы сделать оборонный заказ, а оборонному предприятию нужно будет продать какое-то количество произведенного оружия. Где рынки, которые готовы купить это вооружение? Их нет. Такая политика приводит просто к зарыванию средств в песок».

    В начале осени этого года стали говорить о том, что украинская власть уже рассматривает возможность отказа от ранее начатой программы производства «Сапсанов», намереваясь заменить их российскими ракетами. Безусловно, создание комплекса «Сапсан» не пошло дальше проектирования. Но вместо государственного стимулирования продолжения работ некоторые чиновники стремятся реализовать идею закупки российского оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-Э» (известен по квалификации НАТО как SS-26 и имеет дальность 280 км). Безусловно, России такой контракт крайне выгоден, так как Украина после такой покупки вряд ли уже создаст собственный ракетный комплекс и тем самым окажется в технологической зависимости от северного соседа.

    Естественно, никому из наших стратегических и нестратегических партнеров не выгодно появление в мире еще одной «ракетной страны», поэтому возможно и внешнее давление на Украину в вопросах реализации упомянутого проекта.

    Небольшому государству при решении задач обороны нет необходимости «перемалывать» десятки дивизий противника. Порой достаточно заблаговременно создать убедительную угрозу поражения высокоточным ракетным оружием ключевых государственных и военных объектов потенциального агрессора и тем поставить под сомнение его замыслы.

    Сергей ПЕТРЕНКО
    Данная статья вышла в выпуске №48 (536) 3 - 9 декабря 2010 г.


    Источник:  
     


    Просмотров: 977 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Декабрь 2010  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    2728293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz