Кому нужна противоракетная оборона.
Более вероятными и опасными для США, России, стран Европы становятся одиночные или групповые ракетные удары со стороны третьих стран, так называемых "государств-изгоев",
государств с неустойчивыми - "недемократическими" режимами, или
террористическими организациями, получившими доступ к ракетному
вооружению. Такие удары могут наноситься, прежде всего, с
провокационными и террористическими целями, возможны также случайные
пуски. Несмотря на то, что в течение всего периода после появления
ракетно-ядерного оружия случайных пусков ракет с ядерным зарядом не
было, это не означает, что их никогда не будет, особенно в условиях все
большего распространения, "расползания" ракетно-ядерного оружия. Принципиально
БР тактического и оперативно-тактического назначения с обычными
зарядами фугасного или кассетного осколочно-фугасного типов применяются
для нанесения ударов по военным объектам. А также, по опыту военных
действий в Югославии и Ираке, с целью разрушения инфраструктуры и
объектов экономики, подвергаются ударам и объекты энергоснабжения,
базовые предприятия оборонных отраслей промышленности,
нефтеперерабатывающие и химические предприятия, порты, хранилища и
другие объекты. В ряде случаев нестратегические БР могут
применяться для психологического воздействия. Так, БР Ирака в войне в
зоне Персидского залива использовались не для поражения военных
объектов, а для ударов по городам Израиля и изнурения населения городов
Саудовской Аравии частыми ночными ракетными атаками. Развертывание
позиционного района национальной ПРО США, с возможностью
многоэшелонного перехвата баллистических ракет неадекватно существующим и
возможным угрозам. Последствия развертывания позиционного
района ПРО США в регионе может привести к существенному снижению уровня
стабильности в мире, в том числе и уровня национальной безопасности
самих США. Однако, если между крупнейшими ядерными государствами -
США и РФ - на данный момент действует система сдерживания, основанная
на неотвратимости мощного ответного удара, то относительно
террористически настроенных государств или группировок сдерживающий
фактор не действует, цель террористов привлечь к своей акции как можно
больше внимания. Осуществление же ответных действий в случаях одиночных
ударов затрудняется гуманными соображениями, связанными с большим
ущербом для невинных людей страны, с территории которой запущена данная
ракета или группа ракет. Примером может служить Ливан. Принятое
решение о создании и развертывании позиционного района национальной ПРО
США в Европе и планируемое использование противоракет с большой
дальностью перехвата может придать этой системе большой
противокосмический потенциал, способный противодействовать
разведывательным системам и средствам в ближнем космосе. Иначе говоря, создание такой системы открывает гонку вооружений в космическом пространстве.
Это тем более опасно, что США препятствуют идее запрета создания и
развертывания противокосмических систем; создание сверхдержавой своих
средств борьбы со стратегическими ракетами и размещение их в Европе
может затормозить процесс дальнейших ограничений и сокращений
стратегических наступательных вооружений (СНВ) и подключение к нему
других стран. По Договору об ограничении ПРО 1972 года
запрещалось создавать такие системы в других районах страны, а также
разрабатывать элементы для территориальных систем ПРО. После выхода США в
2001 году из Договора по ПРО и официального объявления о создании
национальной системы ПРО для борьбы с БР "государств-изгоев" стало
очевидным, что в этой связи недействующими стали и положения о
разграничении систем стратегической и нестратегической ПРО. Единственным
ограничением в развитии ПРО пока еще является действующий Договор 1967
года «О принципах деятельности государств по исследованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные тела». Согласно этому
договору запрещается создание в космическом пространстве "военных баз,
сооружений и укреплений, испытание любого типа оружия", запрещается
также вывод на орбиту вокруг Земли объектов с ядерным оружием или
другими видами оружия массового уничтожения. Этот договор существенно
ограничивает США в создании космических боевых элементов ПРО, без
которых об эффективной территориальной системе ПРО говорить
бессмысленно. Во-первых, угрозу безопасности стран Европы
создают как стратегические, так и нестратегические ракеты "третьих
стран" и государств с неустойчивым режимом. Нестратегические
ракеты могут быть применены в значительном количестве - до нескольких
сотен в виде групповых ударов с различными военными целями, а
стратегические ракеты - вероятнее всего в виде точечных ударов с
террористическими или провокационными целями. Нельзя исключать и
случайных пусков БР, вероятность которых пропорциональна степени
распространения ракетно-ядерного оружия по планете. Во-вторых,
система ПРО Европейского континента может рассматриваться как система
борьбы с нестратегическими и одиночными стратегическими ракетами. В
условиях прекращения действия Договора по ПРО 1972 года, а также
соглашений о разграничении стратегических и нестратегических систем ПРО,
логично вести речь о системе обороны от всех классов баллистических
ракет. Россия, в силу своих военно-географических условий, особенностей
расположения части информационных средств дальнего действия, достижений в
области систем и средств борьбы с нестратегическими и стратегическими
ракетами, может быть в создании такой ПРО очень полезна мировому
сообществу. Кроме того, система ПРО Европейского континента может состоять из совокупности локальных группировок ПРО-ПВО, созданных на базе ЗРК ЗРС, способных вести борьбу с НБР, а также группировок стратегической ПРО типа, ПРО Москвы. Могут
быть и комплексные группировки ПРО для борьбы с любыми типами БР,
состоящих из стратегической системы ПРО и элементов нестратегической ПРО
соответствующего района. В современных условиях более реально говорить о
противоракетной обороне как об обороне от ракет любых типов, а не
только от стратегических ракет. К тому же, и разделение ракет на
стратегические и нестратегические может быть осуществлено не только по
критерию дальности и скорости стрельбы, но еще и с учетом их оснащения и
предназначения и такие предложения уже имеются. Достоинства
предложений Российской стороны именно в том, что участие в европейской
системе ПРО не ущемляет национальных интересов входящих в нее стран и
позволяет национальным системам ПВО-НПРО решать свои локальные задачи в
рамках единой системы ЕвроПРО. При таком подходе не встает
вопрос о жесткой унификации инфраструктуры, всех технических
(обеспечивающих) и огневых средств, а также технологий управления и
программного обеспечения систем управления, используемых национальными
командованиями. Это делает систему открытой для расширения состава ее
участников без больших затрат на модернизацию национальных систем новых
членов и обеспечивает возможность подключения к ней в будущем других
европейских стран. Действительно, под прикрытием такой ЕвроПРО можно
более настойчиво и уверенно проводить и мероприятия по нераспространению
ракетно-ядерного оружия, по осуществлению антитеррористических операций
и других задач. Очевидно, что создание и боевое применение такой
системы совместно с другими мерами по укреплению стратегической
стабильности должно согласовываться на международном уровне. Реализация
данного принципа предполагает создание системы ЕвроПРО с
централизованным информационным обеспечением и децентрализованным
управлением средствами огневого поражения. При этом предусматривается
сохранение национальной подчиненности огневых средств и соответствующей
инфраструктуры странам-участницам. Системообразующим элементом ЕвроПРО
должен выступать единый информационно-координационный центр,
обеспечивающий своевременную и надежную обработку и передачу информации о
ракетном нападении в национальные центры управления ПРО, анализ в
реальном масштабе времени складывающейся оперативной обстановки,
контроль применения огневых средств национальными командованиями. Однако
этот процесс осложнился после принятия администрацией США решения о
создании и развертывании позиционных районов национальной ПРО США в
Европе. Учитывая общую заинтересованность стран Европы и России в
обеспечении общей и региональной стабильности, а также угрозу, которую
представляет собой процесс распространения ОМУ и ракетных средств их
доставки, создание ЕвроПРО предлагается рассматривать как комплекс
политико-дипломатических, военных и военно-технических мер. В
складывающейся обстановке одной из мер парирования ракетной опасности
для Европейского сообщества может рассматриваться совместная система
обороны от ударов нестратегических баллистических ракет (БР)-ЕвроПРО, а
не национальная ПРО США. Создание ЕвроПРО предусматривает три основных направления работ:
создание системы контроля за распространением ОМУ и РО, за их
испытаниями и боевым применением; решение задач обороны международных
миротворческих сил в зоне конфликта; решение задач обороны объектов на
территории европейских стран от ударов БР с ракетоопасных направлений. Эти
задачи взаимосвязаны, однако каждая из них имеет самостоятельное
значение, и сотрудничество государств в создании ЕвроПРО по каждому из
направлений может производиться по отдельному плану.
Государства-участники должны определиться по принципам организации работ
по общему управлению системой и каждому из направлений. Основным
принципом сотрудничества стран Европы, США и России в области ПРО
должно стать равноправное участие, в том числе и нашей страны на всех
этапах создания и использования ЕвроПРО. При этом предлагается
считать систему ЕвроПРО открытой к созданию и совместному использованию
которой могут быть допущены любые страны, разделяющие задачи и принципы
создания системы. Заинтересованность европейских стран в создании
ЕвроПРО и в сотрудничестве с Россией по этому вопросу может быть связана
со следующими аспектами: желанием обезопасить свои воинские
формирования при проведении миротворческих операций; повышением
эффективности контроля за распространением технологического производства
ОМУ и ракетных средств их доставки; повышением безопасности своих
территорий от ударов нестратегических баллистических ракет; желанием
сократить затраты на создание системы за счет использования российских
технологий.[1] Не исключено, что некоторые страны, например,
Франция и Германия, могут поддержать идею ЕвроПРО с участием России для
обеспечения более независимой от США военной политики. Создание
совместной ЕвроПРО должно быть одинаково выгодно как Европейским странам
(странам участникам), так и России. Интересы России в создании ЕвроПРО определяются:
замедлением процесса распространения ОМУ и РО за счет контроля их
распространения и реализациии на основе этих данных мер, ограничивающих
их распространение; снижения вероятности применения ОМУ и РО в
региональных конфликтах, в том числе непосредственно затрагивающих
Россию. А также более быстрой политической и военной интеграцией России в
мировое сообщество за счет реализации масштабного проекта ЕвроПРО
совместно с развитыми странами Запада; возможностью поддержки и
совершенствования технологий ВПК России за счет его участия в работах по
разработке и созданию ЕвроПРО; усилением политического влияния России
на международной арене, как одного из основных разработчиков ЕвроПРО;
возрастанием удельного веса России на мировом рынке оружия и технологий в
части систем и средств, обладающих потенциалом борьбы с
нестратегическими БР. Военно-техническими предпосылками создания
ЕвроПРО являются :высокий научно-технический потенциал стран участниц
ЕвроПРО; наличие у ряда стран (и в первую очередь у России)
информационных, управляющих и огневых средств с потенциалом НПРО и
научно-технического задела в части создания таких средств; опыт создания
и эксплуатации в России систем и средств ракетно- космической обороны;
опыт проведения Россией и США совместных командно-штабных учений по
нестратегической ПРО. Анализ проводимых работ по ПРО показывает, что в разработках США интересы Европы представлены лишь работами по ПРО на ТВД.
Комплексная противоракетная оборона стран Европы, в том числе и
союзников по НАТО от ракетно-ядерных угроз, в отличие от угроз
территорий США, не рассматривается ни в концептуальном, ни в
технологическом аспектах. Американцы в целом отказываются воспринимать Европу как коллективного участника блока НАТО,
хотя европейцы все больше доказывают свою самостоятельность. К тому же,
в Западной Европе весьма положительно было встречено предложение
президента России в 2000 году о создании тактической ПРО Европейского
континента. Что касается России, то ей выгодно участвовать в
коллективных мероприятиях по обеспечению безопасности Европейского
континента, в том числе и в плане защиты от БР. Это объясняется, прежде
всего, военно-географическим положением России - необходимостью защиты
своей Европейской части территории, возможностью использовать отдельные
национальные средства борьбы с БР в интересах соседних стран Европы,
относительной простотой перебазирования некоторых средств на территории
стран Европы, а также возможностью продажи им современных средств
ПВО-ПРО. Необходимо при этом отметить, что зоны ответственности наших
РЛС ПРН, в отличие от американских, перекрывают ракетоопасные
направления для большинства стран Европы со стороны Ближнего и Среднего
Востока, Южной Азии, где больше всего находится "третьих стран" со
своими ракетными потенциалами. [1] Профессор Батырь Г.С.,
профессор Литвинов В.В., профессор Меньшиков А.В., профессор Суханов
С.А. Проблемы ЕвроПРО. www.vimpel.ru/evropro.htm
Дата — 03 Августа 2008 года Опубликовано — РолитРу.17 июля 2008 года.
Источник: http://www.tsiganok.ru/publications/esmi/doc/411/
|