Итоги года для нашей армииПовышенный налет и наплав — при возросшем оттоке кадровПодводить
итоги уходящего года в Вооруженных силах оказалось не очень сложно. В
определенной мере показателем реального состояния армии и ее имиджа
стало отношение к ней действующей власти. Судите сами: в ознаменование
недавно отмеченной годовщины милиции генеральские звания были присвоены
13 представителям МВД, а на день празднования годовщины украинской армии
генеральских погон не получил никто... Едва ли это можно списать лишь
на то обстоятельство, что отечественные правоохранители в 2010-м
отмечали круглую дату.
На взгляд МинобороныВ
последние недели декабря в военном ведомстве подвели итоги 2010 учебного
года. Для армии он выдался тяжелым. Боевая подготовка в первой его
половине велась в условиях нестабильного финансирования. С декабря по
июнь проводились в основном малозатратные мероприятия, занятия в пунктах
постоянной дислокации, одиночная подготовка, а также подготовка штабов.
Основные усилия были сфокусированы на том, чтобы не допустить снижения
уровня обученности частей Объединенных сил быстрого реагирования,
морского и летного состава, а также уровня несения боевого дежурства. За
счет этого удалось в какой-то мере обеспечить готовность армии к
интенсивной и насыщенной подготовке в июле— октябре. За данный период
был подготовлен и проведен комплекс тактических и командно-штабных
учений «Взаимодействие-2010». Результативность принятых мер хорошо
видна на примере ВМСУ. Так, среднее время пребывания кораблей в море в
этом учебном году увеличилось в 2,0—2,5 раза по сравнению с 2009-м, а
показатели подготовки морской авиации сохранены на том же уровне.
Интенсивность подготовки береговых частей в полевых условиях повысилась
почти втрое. Справка «2000» Всего в 2010
г. прошли подготовку 15 батальонов из состава Сухопутных войск и войск
береговой обороны ВМС, 3 воинские части и 9 подразделений ПВО Сухопутных
войск, 21 подразделение зенитно-ракетных войск Воздушных сил, 208
летных экипажей и 10 кораблей из состава Объединенных сил быстрого
реагирования, 24 корабля и судна из состава Основных сил обороны.
Фактически
впервые за последние 5 лет были проведены боевые стрельбы из реактивных
систем залпового огня «Ураган», что позволило приступить к
восстановлению обученности офицеров-артиллеристов и слаженности действий
подразделений реактивной артиллерии. Воинскими частями ПВО Сухопутных
войск возобновлены боевые пуски ракет на полигоне «Чауда». Налет
летного состава авиации Сухопутных войск — свыше 2000 часов, что вдвое
превышает прошлогодний показатель; в среднем на одного летчика
приходится 17 часов 53 минуты против 10 часов 9 минут в 2009-м. В
аэромобильных и парашютно-десантных подразделениях выполнены 26 106
прыжков с парашютом — на 20% больше, чем в прошлом году.
Альтернативные мненияНо
официальная позиция Минобороны — лишь одна сторона медали. Для полноты
картины мы поинтересовались у нескольких высокопоставленных военных
(ныне действующих и бывших), как каждый из них оценивает уходящий год в
данной сфере. Не называя имен наших источников, кратко обобщим
высказанные ими мнения. С точки зрения наших собеседников, 2010-й
характеризовался прежде всего кадровыми чистками и борьбой за власть.
Вынуждены были оставить свои посты известные военачальники. И если уход
«героев Майдана» адмирала Игоря Тенюха или генерала армии Виталия
Радецкого воспринимался как закономерный, то отставки профессионалов с
высокой репутацией, таких как начальник Генштаба генерал армии Иван
Свида или командующий Воздушными силами генерал-полковник Иван Руснак, у
знающих армейские реалии офицеров вызвали недоумение. К тому же с
каждым месяцем усиливается шушуканье по поводу того, кто — и как скоро —
сменит Михаила Ежеля на посту министра обороны. Уже с мая, т. е. через
два месяца после назначения, начали усиленно муссироваться слухи о
близком снятии нового главы МО. В подобных разговорах (а они не
прекращаются и по сей день) сначала предрекали смену министра в июне,
потом называли август, сентябрь, октябрь, а теперь — начало 2011 г. При
этом все заметнее становятся амбиции действующего начальника Генштаба
генерал-полковника Григория Педченко. На этом фоне выглядят не
случайными систематический «слив» компромата и критика в отношении Ежеля
при одновременном росте числа «пиар-акций» по формированию
положительного имиджа его конкурента. Об этом мало говорят вслух, но
очевидно, что жажда власти способна подтолкнуть на многое. Правительство
еще весной определило «недостаточную укомплектованность Вооруженных
сил» как одну из серьезных проблем, а последние месяцы уходящего года
ознаменовались массовым увольнением из армии старших и высших офицеров.
Отнюдь не пугливых военных сильно напугали планы сокращений, а также
пенсионная реформа, грозящая тяжко ударить по людям в погонах — и без
того социально незащищенным. Кадры из армии бегут... Причина очевидна:
люди опасаются потерять в ходе проводимых реформ годами заслуженные
пенсии и льготы. Можно спорить о том, хороши или плохи были
уволившиеся генералы и офицеры, но ясно, что механическая замена их
вновь назначенными не лучшим образом скажется на качестве руководства
вооруженными силами. Ведь ушли не младшие офицеры — командиры взводов, а
руководители определенного уровня, которых «выращивают» годами,
расходуя значительные средства из бюджета страны. Неужели мы настолько
богаты кадрами, что можем позволить себе разбрасываться ими?
Информационный самообманНа
состоявшемся недавно итоговом заседании коллегии Минобороны остро стоял
вопрос о создании «рекламируемой» в течение многих лет Единой
автоматизированной системы управления (ЕАСУ) Вооруженными силами. Нужна
ли она армии? Безусловно — да. Но какая? За какую цену? И есть ли шансы у
этого проекта быть законченным? Изучение ситуации с ЕАСУ военного
ведомства, проведенное специалистами из Администрации Президента,
показало, что немалые деньги ушли на ветер, тем разработкам, которые
ведутся сегодня, далеко до завершения, а законченные ранее уже морально
устарели. И нельзя сказать, чтобы положение заметно изменилось к лучшему
с введением дополнительной должности замминистра обороны, обязанного
курировать этот проект. Директор журнала «Оборонные системы»,
главный конструктор информационной системы «Нарада» (ООО
«Телекарт-Прибор», 2007—2010 гг.) Геннадий Пшеничный в интервью агентству Defense Express говорил: «Для
Украины стоит проблема создания эффективной автоматизированной системы
управления и связи, соответствующей современным стандартам. Какие
стандарты по созданию АСУиС класса C2/C4ISR сейчас действуют в Украине?
Какая организация в стране занимается идеологическими аспектами создания
национальных систем, как, например, DARPA* в США? __________________________________ *
DARPA (англ. Defense Advanced Research Projects Agency) — агентство
передовых оборонных исследовательских проектов, отвечающее за разработку
новых технологий для использования в ВС. Это независимое от обычных
военных научно-исследовательских структур и подчиненное непосредственно
верховному руководству минобороны США учреждение было основано в 1958-м
(в ответ на запуск Советским Союзом первого искусственного спутника
Земли) с целью обеспечить, чтобы американские военные технологии и далее
оставались на передовых позициях в мире.
К
сожалению, эти вопросы — риторические. Для выхода из данной ситуации в
стране должна появиться структура, отвечающая за разработку единых
системных требований для АСУ и их элементов. Одним из базовых
направлений деятельности такой организации должно стать формирование
долгосрочных, программных заданий для предприятий Оборонно-промышленного
комплекса, производящих оборудование и программное обеспечение в
интересах силовых структур. Иными словами, должен быть создан «системный
интегратор», который будет руководствоваться исключительно интересами
государства, проектировать АСУ, используя наиболее оптимальные и
эффективные программно-аппаратные решения, представленные на рынке, в
соответствии с разработанной, согласованной и утвержденной концепцией. Генеральный
штаб и его управления обязаны формировать функциональные требования к
АСУ, что они и пытаются делать, но в условиях отсутствия системного
интегратора многие современные (необходимые!) требования к системным
элементам упраздняются в угоду скромным технологическим возможностям
украинского ОПК на этапе согласования технических заданий. В результате —
поощряем технологическое отставание и создаем заведомо
неконкурентоспособные системы».
Обновить арсеналыВ такой важной сфере, как улучшение состояния вооружения и военной техники, в течение года произошли определенные сдвиги. Например,
ВМС получили средства на восстановление подводной лодки «Запорожье»,
ремонт фрегата «Гетман Сагайдачный» и корвета «Тернополь» (который на
днях вернулся с выполнения задач в Средиземном море). Как
рассказал Михаил Ежель в интервью, опубликованном на сайте Минобороны,
постепенно восстанавливается авиационный парк. В непростых экономических
условиях на Николаевском авиаремонтном заводе (НАРП) продлен ресурс
двум военно-транспортным самолетам Ил-76, на подходе еще один самолет
этого типа. Несколько многоцелевых истребителей МиГ-29
восстановлены на Львовском государственном авиаремонтном заводе. Тремя
самолетами Су-27 занимается сейчас госпредприятие «МиГ-Ремонт»
(Запорожье); пять Л-29 модернизируют в Чугуеве и Одессе. И если
Минобороны сможет регулярно финансово обеспечивать работу ремонтных
предприятий, то в течение года удастся поднять на крыло 40—45 самолетов
разных типов с продленным ресурсом или модернизированных. Директор департамента финансов Минобороны генерал-лейтенант Иван Марко в ноябре на брифинге сообщал: «В
этом году для армии, в частности, отремонтировано: 13 истребителей
МиГ-29, 3 зенитно-ракетных комплекса С-300, 5 кораблей, а также 61
единица военной техники для ВМС и 207 единиц военной техники для
Сухопутных войск. К концу 2010 г. будет завершен ремонт фрегата «Гетман
Сагайдачный», весной 2011-го — ремонт подводной лодки «Запорожье». В
2010-м на ремонт и модернизацию вооружений предусматривалось
госфинансирование в объеме 211 млн. грн.» Также в
завершающемся году были поставлены в строй 19 вертолетов Ми-24 и Ми-8,
привлекаемых прежде всего к выполнению задач в составе миротворческих
контингентов. Сейчас Минобороны реализует программу восстановления
исправности радиолокационных станций: срок эксплуатации многих из них
истек. Отечественные предприятия имеют потенциал и для производства
принципиально новых РЛС (таких, например, как «Пеликан»), и для
модернизации существующих систем П-18 путем перевода их на современную
элементную базу. К сожалению, на фоне ремонта и модернизации
существующего арсенала почти ничего не слышно о поступлении вооружений
нового поколения. Это подтверждает и Михаил Ежель в ряде интервью: «Нам
хотелось бы уже сегодня обеспечить армию новыми образцами техники и
вооружения, но пока такой возможности нет. Поэтому, во-первых, следует
научиться хорошо использовать то, что есть... Во-вторых, нужно сохранить
техническое состояние и потенциал имеющегося арсенала, восстановить и
модернизировать его. А для этого — развивать отечественную оборонную
промышленность, внедрять новейшие технологии» Напрашивается
тревожная мысль: бесконечная модернизация старой техники означает
подготовку к войнам вчерашнего дня. Как можно в случае необходимости
вести сражения, используя боевые машины выпуска 70—80-х годов прошлого
столетия? Возможно, Минобороны знает такой рецепт. Чем же еще можно
разумно объяснить смещение приоритета с разработки и закупки новых
вооружений в сторону модернизации и ремонта имеющихся?..
Когда финансы подрезают крылья амбициямКакой
бы фундамент ни заложили в 2010-м и каковы бы ни были замыслы,
дальнейшие перспективы зависят не только от них. Ведь, как известно, и
самые гениальные планы осуществимы лишь при надлежащем финансовом
обеспечении. Увы, принятый ВР бюджет на будущий год устанавливает
жесткие пределы в плане реализации наших здоровых амбиций, а проще
говоря — нашего стремления иметь современную, эффективную армию. В
2011-м Минобороны согласно этому документу может рассчитывать не более
чем на 13,585 млрд. грн. (из них 11,375 млрд. по основному фонду, а
2,210 млрд. — по специальному). При этом на закупку и модернизацию
вооружения и военной техники будет выделено лишь немногим более 570
млн. грн. Между тем Иван Марко на брифинге 16 ноября заявил, что в
2011-м на развитие вооружений и военной техники предусмотрено направить
1,7 млрд. грн. Возникает вопрос: куда наши власти перераспределили более
миллиарда гривен из запланированной ранее суммы? Много это или
мало? Для лучшего понимания ситуации приведем мнение начальника Генштаба
— Главнокомандующего ВСУ Григория Педченко: «Министерством обороны и
Генеральным штабом были проведены расчеты финансовых потребностей на
2011 год — 27 млрд. грн. Эта сумма позволила бы ВС выполнить
поставленные перед ними задачи в полном объеме, провести мероприятия по
модернизации вооружения и техники, решить проблемные вопросы социальной
защиты военнослужащих. В связи с этим Минобороны будет очень тщательно
распределять выделенные министерству на 2011 год 13,6 млрд. грн. В 2011
году около 70% из этих средств пойдет на содержание ВС, а 30% будет
направлено на их развитие» Увы, наш политикум, также как
СМИ и общественность, больше увлечен скандалами вокруг продаж земель и
недвижимости Минобороны и обсуждением роли в данных «проектах» тех или
иных руководителей. Досадно, что все это заслонило собой истинные
проблемы украинской армии. К сожалению, при сложившихся обстоятельствах
мы вынуждены с изрядной долей пессимизма оценивать как декларируемые
успехи украинской армии в 2010 г., так и перспективы на 2011-й.
Олег СМИРНОВ
Источник:
|