Особенности
строительства Вооруженных Сил РФ
Введение
Во все времена боевой состав, структура, численность ВС, их техническое оснащение, боевая подготовка и др. определялись объективными условиями существования государства, его местом и ролью в мировом сообществе, в системе международных отношений.
Россия
находится на новом этапе своего исторического развития. Реформируются
основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс
переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности,
общества и государства, дальнейшего развития социально-экономических,
политических, правовых, этнических связей и отношений. Изменились
подходы к обеспечению национальной безопасности, что в свою очередь
позволило по-новому рассматривать место и роль России в мире. В
рамках данной парадигмы отношения с США и другими промышленно развитыми
странами рассматриваются как элементы системы партнерства и инструмент
решения проблем безопасности Российской Федерации.
Современный этап мирового
развития характеризуется острейшими социально-экономическими конфликтами
и политическими противоречиями. Конец биполярной блоковой системы
привел к существенному изменению принципов стратегической стабильности в
мире. Глобальная и региональная безопасность смещаются от более ясных
вопросов войны и мира к менее определенным и более сложным политическим,
финансово-экономическим, этнонациональным, демографическим и другим
проблемам.
Существуют константы
безопасности для России. Россия своими тремя фасадами выходит на
окружающее геополитическое пространство: западным, обращенным к
евроамериканскому миру, южным, обращенным к весьма разнородному
исламскому миру, и восточным – к Азии и к Азиатско-Тихоокеанскому
региону. Поэтому естественный интерес для России с точки зрения
национальной безопасности представляют Европейский, Ближневосточный,
Средневосточный, Центрально-Азиатский, Азиатско-Тихоокеанский регионы.
Вопреки многим оценкам,
господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в
постбиполярном мире не уменьшилось. Более того, в начале XXI
века обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения
политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый
ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в
полосу жесткого кризиса. Это ставит на повестку дня задачу
переосмысления всего комплекса вопросов, связанных как с основными
аспектами международной безопасности, так и с принципами обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации.
Сильные российские
Вооруженные Силы имеют геополитическое значение. В условиях ослабления
целого ряда международных институтов в сфере безопасности именно
укрепление потенциала ВС РФ будет являться фактором, предотвращающим
окончательный распад системы международных отношений, основанной на
принципах международного права. Именно Вооруженные Силы Российской
Федерации могут обеспечить глобальную стабильность в широком понимании
данного термина.
Современная российская
военная политика является составной частью политики в области
национальной безопасности и строится на основе положений Концепции
национальной безопасности РФ и Концепции внешней политики. Российские
Вооруженные Силы после длительного периода реформирования и выхода из
кризиса приобретают новые качественные показатели как с точки зрения
боевой готовности и эффективности, так и с точки зрения возможностей обеспечения политических и экономических интересов Российской Федерации.
Показателем зрелости
Вооруженных Сил РФ и преодоления ими наиболее сложного периода в
развитии является то, что их развитие и военное планирование отныне
ведется, исходя из геополитических потребностей РФ и принципа оборонной
достаточности, а не от фактически наличествующего потенциала.
В данном докладе изложены
основные взгляды руководства Министерства обороны на особенности
строительства Вооруженных Сил в обозримой перспективе.
I.Российские Вооруженные Силы: на пороге нового этапа развития
За
прошедшие после обретения Россией суверенитета годы российские
Вооруженные Силы прошли сложный путь. Они, как и страна в целом,
находились в процессе активного реформирования, связанным с коренным
изменением геополитических условий в мире и становлением обновленной
российской государственности. Фактически российские Вооруженные Силы
находились в центре процессов формирования новой парадигмы национальной
безопасности Российской Федерации. Политическим руководством – в
условиях ограниченного финансирования и незавершенности преобразований
социально-экономической структуры общества – была поставлена задача
осуществить масштабные количественные и качественные изменения
Вооруженных Сил.
В ходе военной реформы была сформирована полноценная правовая база развития Вооруженных Сил
За
время военной реформы Президентом и Федеральным Собранием был принят
целый ряд важнейших законодательных актов, которые определяют структуру
взаимоотношений между государственными органами, связанными с военной
организацией страны. Основополагающими документами в военной сфере
являются Федеральный Закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне”,
Федеральный Конституционный Закон от
30 января 2002 г. № 1-ФКЗ "О военном положении”, Федеральный закон от
28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе”,
Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ "О мобилизационной
подготовке и мобилизации в Российской Федерации”,
Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 "О государственной границе”.
Кроме того, к ним следует отнести Военную доктрину (утверждена Указом
Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. № 706), Основы
государственной политики Российской Федерации по военному
строительству на период до 2010 года (утверждена Президентом Российской
Федерации 7 августа 2002 г.), а также Положения о Министерстве обороны и
Генеральном штабе ВС РФ (утверждены Указом Президента Российской
Федерации от 11 ноября 1998 г. № 1357).
Создана система политического контроля и заложены основы системы общественного контроля над деятельностью Вооруженных Сил РФ
В
результате принятия перечисленных законодательных актов, а также
формирования полноценной законодательной и судебной власти в России,
была сформирована система гражданского контроля над Вооруженными Силами,
что полностью соответствует требованиям демократической политической
системы. Несмотря на определенные трудности, удалось добиться создания
основ для общественного контроля над деятельностью Вооруженных Сил.
Министерство обороны Российской Федерации на постоянной основе
взаимодействует с целым рядом общественных организаций, представляющих
формирующееся в России гражданское общество.
Стал более открытым военный
бюджет – многие, ранее закрытые статьи его, рассекречены. В результате
Государственная Дума получила возможность более детальной постатейной
проработки военного бюджета и строгого контроля за его исполнением.
Сегодня мы можем говорить и о невиданной прежде открытости информации по
проблемам военной политики и реформирования армии. Одним из показателей
гражданского контроля может служить количество жалоб и исков с учетом
арбитражных и общей юрисдикции к Министерству обороны РФ. Если в 2000 г.
их было 2746, то в 2001 г. – 3778, а в 2002 г. – 3507.
Вместе с тем следует
отметить, что эффективность гражданского контроля над военной сферой
зависит от наличия у субъектов контроля основательных военных знаний,
без которых даже благонамеренное творчество в данном деле будет
подвержено поверхностным или искаженным представлениям и суждениям о
состоянии дел в армии, может принять уродливые формы, либо попадет под
влияние пацифистских мифов о "первородной греховности" всех военных
вообще.
Осуществлены
основные структурные преобразования в российских Вооруженных Силах,
обеспечившие повышение эффективности системы управления
Российские
Вооруженные Силы перешли на трехвидовую структуру, которая в большей
степени соответствует сегодняшним требованиям и позволяет повысить
эффективность боевого применения, серьезно упростить взаимодействие
различных видов Вооруженных Сил и удешевить систему управления войсками.
В настоящее время Вооруженные Силы структурно состоят из трех видов
Вооруженных Сил:
- Сухопутных войск,
- Военно-воздушных сил
- Военно-Морского Флота;
трех родов войск:
- Ракетных войск стратегического назначения,
- Космических войск,
- Воздушно-десантных войск,
а также войск, не входящих в виды Вооруженных Сил,
Тыла Вооруженных Сил, организаций и воинских частей строительства и
расквартирования войск. В дальнейшем до 2010 года будет происходить
осуществление мероприятий по совершенствованию их структуры.
Завершилось основное сокращение численности Вооруженных Сил РФ
Сокращение
численности Вооруженных Сил происходило в несколько этапов. На первом
этапе с 1992 по 1996 г. численность была сокращена с 2,75 до 1,6 млн
человек. В настоящее время завершается второй период ее сокращения. По
состоянию на 1 августа 2003 г. численность Вооруженных Сил составляет
1,16 млн. человек, а к 2005 году составит около 1,0 млн.
Особый вопрос – количество
высших офицеров. В обществе сложилось мнение, что генералов в
Вооруженных Силах десятки тысяч. Это далеко не так. Сегодня в российской
армии отношение количества должностей, замещаемых высшими офицерами, к
общей численности Вооруженных Сил составляет 0,1%, что ниже, чем в
Советской Армии и в царской армии и большинстве современных армий мира.
Более того, данное количество является самым низким по сравнению с
аналогичными показателями других ведомств, в которых законом
предусмотрена военная служба (МЧС – 0,44%; ФСБ (в т.ч. ФПС) – 0,13%).
Процесс сокращения
Вооруженных Сил был болезненным, что в значительной мере связано не
только с масштабностью процесса, но и с экономическим кризисом,
переживавшимся страной. В связи с этим в федеральном бюджете РФ для
финансирования мероприятий, осуществляемых силовыми министерствами и
ведомствами в рамках военной реформы, был предусмотрен раздел "Военная
реформа". По данному разделу выделение средств осуществлялось для
следующих целей:
- выплата денежного
довольствия и компенсационных выплат военнослужащим, увольняемым с
военной службы в связи с военной реформой и членам их семей;
- жилищное
обеспечение военнослужащих, увольняемых с военной службы в связи с
военной реформой (расходы на данные цели составляют более 70% от
суммарных расходов раздела);
- транспортное обеспечение в рамках ГОЗ (транспортные расходы на переезд к избранному месту жительства и др.);
- содержание, эксплуатация и текущий ремонт вооружения, военной техники и имущества в рамках мероприятий военной реформы.
В 2002 г. на финансирование
мероприятий военной реформы по данному разделу было выделено 16,5 млрд.
рублей, из них для МО 14,9 млрд. В 2003 г. запланировано выделение 15,8
млрд. рублей, для МО 14,3 млрд. То есть пик расходов на военную реформу
пройден.
Несмотря на трудности,
российские Вооруженные Силы сохранили костяк офицерского корпуса и
наиболее боеспособные подразделения. Российские Вооруженные Силы стали
более компактными, при этом сохранив свою боеспособность. В дальнейшем
крупных сокращений Вооруженных Сил не предусматривается – их численность
выведена на уровень оборонной достаточности.
Произошла адаптация российской военной политики к новым глобальным реалиям
В
рамках реформирования Вооруженных Сил и в целом военной организации в
РФ и при разработке новых принципов российской военной политики
учитывался новый уровень политических отношений с США и другими наиболее
промышленно развитыми странами. Были пересмотрены некоторые ранее
существовавшие основы военного планирования. В частности, произошло
исключение из числа наиболее вероятных конфликтов, к которым готовились
Вооруженные Силы страны, глобальной ядерной войны и крупномасштабных
войн с использованием обычных вооружений с НАТО или иной возглавляемой
США коалицией. Это дало возможность пойти на существенные сокращения
ядерного потенциала и потенциала обычных вооружений без ущерба для
безопасности страны. Большое внимание в подготовке войск (сил) стало
уделяться, наряду с традиционными, таким формам боевых действий, как
миротворческие, специальные, по борьбе с терроризмом, участию в
локальных конфликтах и т.д.
Изменение системы комплектования Вооруженных Сил
В процессе совершенствования системы комплектования Вооруженных Сил были осуществлены следующие мероприятия:
1. Централизована система управления комплектованием Вооруженных Сил Российской Федерации рядовым и сержантским составом.
Были созданы условия для реформирования органов комплектования видов
Вооруженных Сил и передачи их функций в Главное
организационно-мобилизационное управление Генерального штаба.
2. Предусмотрено совершенствование
подготовки граждан к военной службе в образовательных учреждениях,
общественных объединениях и в учебных пунктах организаций. В
условиях реформирования Вооруженных Сил и постепенного перехода к
комплектованию должностей военнослужащими, проходящими военную службу по
контракту, объективно возрастает необходимость совершенствования
подготовки граждан к военной службе. Расширение сети учебных пунктов
организаций позволит охватить всех юношей 16-17-летнего возраста
подготовкой к военной службе и осуществить планомерное накопление
резерва для комплектования войск (сил).
3. Изменен порядок комплектования
должностей рядового и сержантского состава. Расширена практика
привлечения на службу в Вооруженные Силы лиц, проходящих военную службу
по контракту. Одобренная Президентом Российской Федерации
В.В.Путиным программа частичного перевода рядового и сержантского
состава на контрактную основу соответствует сегодняшним
финансово-экономическим возможностям страны. Введение системы
контрактной службы предусматривает при этом сохранение призыва граждан
на военную службу с последующим сокращением срока ее прохождения. Данная
программа рассматривается как одно из средств повышения боеготовности
Вооруженных Сил.
При этом следует отметить, что уже сегодня
численность военнослужащих, проходящих военную службу по контракту,
составляет чуть более 55% (из них около 12% – сержанты и солдаты), к
2008 году, то есть сроку реализации Федеральной целевой программы, их
численность возрастет почти до 70%. При этом количество контрактников
среди сержантов превысит 50,7%.
Создание предпосылок для развертывания современной системы социального обеспечения военнослужащих
Несмотря
на значительные сложности, в особенности в первой половине 90-х годов,
Министерство обороны во взаимодействии с другими ведомствами смогло
запустить целый ряд программ, существенно улучшающих социальное
положение офицеров, сержантского и рядового состава. Помимо повышения
уровня денежного довольствия военнослужащим, была полностью
ликвидирована задолженность по выплатам офицерам и военным пенсионерам.
Правительство РФ своим постановлением от 20 января 1998 г. № 71 ввело в
действие Федеральную целевую программу "Государственные жилищные
сертификаты”, главной целью которой является скорейшее решение проблем
обеспечения жильем семей граждан, уволенных или увольняемых с военной
службы.
Формирование
новой системы взаимодействия с другими силовыми структурами России, в
рамках которой ВС РФ являются центральной частью военной организации
России
Осуществление
основных положений военной реформы позволила превратить Вооруженные
Силы РФ в основу военной организации государства. В соответствии с
законом "Об обороне” № 61-ФЗ, принятым 31 мая 1996 г., Вооруженные Силы РФ являются основной силовой структурой государства, отвечающей за обеспечение безопасности РФ и защиту ее национальных интересов. В
соответствии с Федеральным конституционным законом "О чрезвычайном
положении” российские Вооруженные Силы, по решению Президента РФ, могут
применяться во внутренних вооруженных конфликтах для пресечения
деятельности незаконных вооруженных формирований, восстановления
законности и правопорядка и обеспечения общественной безопасности и
стабильности. Вооруженные Силы Российской Федерации могут привлекаться
для оказания помощи органам государственной власти, органам местного
самоуправления и населению при ликвидации последствий аварий, катастроф и
стихийных бедствий.
Формирование новой системы военно-политических обязательств России перед своими союзниками, соответствующей международному праву
Формирование
системы союзнических связей РФ с другими государствами началось сразу
же после распада Советского Союза и продолжается по сей день. Основным
содержанием этого процесса являлось приведение военно-политических
обязательств РФ в соответствие с принципами международного права,
суверенными внешнеполитическими интересами России и ее
военно-политических партнеров. Сотрудничество в настоящее время строится
на основе взаимного уважения суверенитета, а также прозрачности всех
основных военно-политических обязательств. Международные обязательства
Российской Федерации определяются следующими документами:
- Уставом ООН и решением СБ ООН,
подтверждаемыми Президентом РФ и Федеральным Собранием, о направлении
контингентов для проведения миротворческих операций в рамках операций
ООН.
- Договором о коллективной безопасности стран
СНГ, подписанным 15.05.92 г., ратифицированным в апреле 1994 г.,
продленным в 1999 г. на 5 лет и ратифицированным в этом же году, на
основании которого создана Организация Договора по коллективной
безопасности стран СНГ, являющаяся основой для реализации союзнических
обязательств России перед странами СНГ.
- Иными соглашениями, определяющими различные
аспекты координации военной деятельности стран СНГ, на которых основана
деятельность Штаба по координации военного сотрудничества стран СНГ, в
частности, Решением Совета глав государств от 24 декабря 1993 года
(г.Ашхабад) об утверждении "Положения о Штабе по координации военного
сотрудничества стран СНГ”.
- Соглашениями между Россией и Республикой
Беларусь о взаимодействии в сфере безопасности (Договор между РФ и РБ о
координации деятельности в военной области; Договор между Правительством
РФ и Правительством РБ о статусе воинских формирований РФ из состава
Стратегических сил, временно размещенных на территории РБ; Договор между
РФ и РБ о военном сотрудничестве).
Установление партнерских отношений с США и НАТО на уровне Вооруженных Сил
Партнерские
отношения на уровне Вооруженных Сил с США и НАТО, соответствующие
новому уровню политических отношений, позволили создать дополнительные
структуры и институты, обеспечивающие глобальную стабильность.
Партнерские отношения России и НАТО сохраняются, несмотря на
значительные разногласия по вопросам, связанным с расширением Альянса на
Восток и военной деятельностью НАТО в регионах вооруженных конфликтов. В
числе наиболее приоритетных проектов взаимодействия с США и НАТО
следует назвать создание, в соответствии с решениями Римской встречи
России и НАТО в мае 2002 года, Совета "Россия–НАТО”. Деятельность
данного Совета позволила более полно отработать систему связи и
консультаций между Россией и НАТО в кризисных ситуациях и порядок
формирования совместных воинских контингентов в зонах конфликтов.
В рамках контактов Россия – НАТО в настоящее время функционирует ряд рабочих групп по следующим направлениям сотрудничества:
- в воздушном пространстве;
- в области тыла и материально-технического обеспечения;
- в области противоракетной обороны.
8 февраля 2003 г. Министром
обороны РФ и Генеральным секретарем НАТО Дж.Робертсоном был подписан
рамочный документ Россия–НАТО по спасению экипажей аварийных подводных
лодок.
Сегодня мы не только
участвуем в совместных учениях, но и проводим совместные миротворческие
операции. Реальностью стало военно-техническое сотрудничество с
заинтересованными членами НАТО, причем основанное на долговременной
основе и совместной разработке различных продуктов военного назначения.
Решается задача повышения степени оперативной совместимости
подразделений российских Вооруженных Сил и войск НАТО, что является
обязательным условием для успешного осуществления совместных
мероприятий.
Несмотря на значительные
объективные и субъективные сложности в процессе осуществления военной
реформы, удалось обеспечить достаточную управляемость процессов и
сохранить боеспособность Вооруженных Сил. Это во многом обеспечило
возможность существенно усилить в начале XXI
века международную роль и статус России в перспективе нового
тысячелетия, а также сохранить территориальную целостность страны.
В целом можно
констатировать, что масштабные изменения в Вооруженных Силах, связанные с
их коренной перестройкой в рамках основных положений военной реформы,
завершены. На повестке дня новый этап – необходимо приступить к
строительству современных Вооруженных Сил на основе созданных в процессы
реформы правовых, политических, организационно-структурных предпосылок,
исходя из заново осмысленных национальных интересов, места России в
мире и степени реальности угроз национальной безопасности страны.
Скачать полностью доклад
"Особенности строительства Вооруженных Сил РФ" архив-rar; 112Kb (файл-htm; 306Kb)
|