Московский
государственный технический университет имени Н. Э. Баумана – одно из
старейших высших учебных заведений России – не нуждается в особых
представлениях. Пожалуй, не надо доказывать, сколь весомый вклад внесли
выпускники вуза в укрепление обороноспособности Отчизны, в становление и
развитие ее ОПК. Но на сей раз разговор пойдет не о достижениях МГТУ в
прошлом и настоящем (а они, поверьте, есть и сегодня, причем немалые).
Приоритетность оборонно-промышленного
комплекса в экономике Российской Федерации определяется не столько
масштабностью военного производства, сколько той ролью, которую ОПК
призван играть в современных условиях и особенно при проведении реформы
Вооруженных Сил РФ, структурной перестройки, технической и
технологической модернизации экономики, в обеспечении национальной
безопасности нашей страны.
Наболевшие проблемы
Решение задач по переоснащению армии и флота новыми и
модернизированными образцами наукоемкой продукции конкурентоспособного
высокотехнологичного производства возможно только при условии
обеспечения ОПК высококвалифицированными научными работниками,
специалистами с высшим и средним профессиональным образованием,
рабочими, способными разрабатывать и создавать изделия на основе
новейших технологий, соответствующих мировому уровню.
Между тем анализ подготовки инженеров для «оборонки» свидетельствует,
что деятельность и условия работы вузов, которые призваны обеспечивать
этими кадрами, не в полной мере соответствуют современным требованиям.
Обучение ведется на основе устаревшего оборудования, не
осуществляется передача новых образцов, научно-технической документации
на специальные кафедры для использования в учебном процессе и
научно-исследовательских работах. Недостаточны объем заказов на НИР и
ОКР, их финансирование, что нарушает основной принцип технического
образования – «обучение на основе науки», поскольку значительная часть
преподавателей и студентов не может участвовать в исследованиях.
Не обеспечивается полноценное проведение всех видов практики на
базовых предприятиях. Высок средний возраст
профессорско-преподавательского состава, отсутствует пополнение молодыми
кадрами. Не решены полностью правовые и финансовые проблемы
функционирования таких структурных подразделений вузов, как отраслевые
факультеты, базовые кафедры, филиалы кафедр, взаимоотношений вуза и
предприятия при организации целевой подготовки специалистов. Не сняты с
повестки дня социальные вопросы закрепления молодых специалистов на
предприятиях оборонных отраслей промышленности (низкий уровень
заработной платы, необеспеченность жильем, нет условий для карьерного
роста и др.).
"
Следует перейти на контрактную основу по подготовке специалистов по схеме вуз – студент – предприятие”
Следует отметить отдельно, что сохранение и развитие кадрового
потенциала оборонных предприятий на современном этапе возможно лишь при
тесном взаимодействии системы образования и структур управления на
предприятиях.
Нужно тщательно изучить апробированные временем формы сотрудничества
высшей школы с промышленностью в совместной подготовке, переподготовке и
повышении квалификации специалистов, которые наряду с новыми
организационно-экономическими формами интеграции, сформировавшимися в
последние годы, способны обеспечить решение традиционных задач высшей
школы, создание объективной основы для дальнейшего развития творческого
потенциала вузов на современном этапе.
Сколько нужно специалистов и каких
Особо надо подчеркнуть необходимость совершенствования системы
государственного планирования подготовки, переподготовки и повышения
квалификации управленческих, научных, инженерно-технических работников и
рабочих кадров для оборонно-промышленного комплекса, принятия
государственных планов и сбалансированных прогнозов потребности в
специалистах, включая разработку и утверждение государственных
образовательных профессиональных стандартов по основным направлениям,
специальностям и профессиям для оборонных отраслей промышленности,
создание системы многоуровневой непрерывной подготовки кадров для ОПК.
Коллаж Андрея Седых (PHOTOXPRESS)
В качестве примера тесного взаимодействия учреждений
профессионального образования с промышленностью можно отметить работу по
выполнению комплексного проекта «Организация и научно-методическое
сопровождение подготовки кадров для промышленных предприятий,
организаций и научных учреждений, реализующих технологические
направления федеральной целевой программы «Национальная технологическая
база» в рамках реализации программных мероприятий раздела 18 «Технологии
подготовки кадров для национальной технологической базы» федеральной
целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002–2006
годы». В реализации этого проекта плодотворно сотрудничали 50 ведущих
промышленных предприятий, организаций, научных учреждений оборонного
профиля и высших учебных заведений.
Главным результатом стала апробация разработанных научных основ
государственной системы кадрового обеспечения национальной
технологической базы, а также принципов формирования и реализации
государственного плана подготовки инженерных и научных кадров для
организаций оборонных отраслей промышленности. Постановлением
правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 854 «О
государственном плане подготовки научных работников, специалистов и
рабочих кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса на
2007–2010 годы» по существу был восстановлен оборонный заказ.
В области кадровой политики следует перейти на контрактную основу по
подготовке специалистов по схеме вуз – студент – предприятие,
предусмотрев в контракте вопросы дополнительной поддержки студентов при
обучении оборонным специальностям.
Вузам, готовящим кадры для сферы высоких технологий, чрезвычайно
важно знать мнение работодателей, и прежде всего предприятий ОПК, о
требуемых специальностях и структуре подготовки. То есть кадровый заказ
высшей технической школе должен содержать обоснованные сведения о числе
выпускников каждого уровня, направлениях подготовки и специальностях.
С этими вопросами тесно связан и другой. Речь идет о разработке
государственных профессиональных стандартов (иначе – квалификационных
характеристик). Они должны содержать требования к перечню знаний и
компетенций, которыми обязаны обладать выпускники вузов и на которые
будут ориентированы высшие учебные заведения. Необходимо, чтобы
работодатели (предприятия и научные организации, министерства и
ведомства) ускорили работу над профессиональными стандартами, ибо это
поможет сориентироваться в вышеназванных уровнях образования, в которых
нуждаются предприятия, и скорректировать в случае необходимости
государственные образовательные стандарты.
Непростые проблемы подготовки кадров для ОПК требуют всестороннего
обсуждения на различных конференциях, семинарах, методической
проработки, проведения экспериментов. Но и сейчас накоплен большой опыт
организации и научно-методического сопровождения интегрированного
целевого обучения специалистов, функционирования
учебно-научно-производственных центров, комплексов и других форм
сотрудничества высшей школы с промышленностью.
По нашему мнению, каждая научная или производственная федеральная
целевая программа должна иметь в своем составе кадровый раздел,
включающий мероприятия по организации и научно-методическому
сопровождению подготовки кадров для промышленных предприятий и научных
учреждений.
В настоящее время вузы, ведущие подготовку кадров для ОПК, имеют
проблемы с набором молодежи на ранее престижные оборонные специальности,
а значительная часть студентов не связывает свою работу с профессией,
полученной в учебных заведениях. Необходимы меры по изменению этой
ситуации.
В МГТУ реализуется уникальный метод поддержки и развития научной
работы с молодежью и школьниками, создаются условия для полноценного
развития и воспитания творческой индивидуальности личности, поэтапного
формирования профессиональных компетенций, образования через всю жизнь.
Много лет успешно реализуется самая масштабная в России
научно-социальная программа «Шаг в будущее», цель которой – создание
школьникам условий для качественного завершения среднего образования,
подготовки к поступлению в университет и адаптации к последующему
обучению, отбор и привлечение талантливой, наиболее подготовленной и
профориентированной молодежи. Огромную работу здесь выполняют
специальные кафедры.
Живем прежними запасами
Оборонный комплекс с его высокотехнологичными отраслями, выполняющий
свыше 75 процентов научно-исследовательских, опытно-конструкторских
работ, способен стать отправной точкой для развертывания инновационной
деятельности в России, опорой для подъема экономики страны.
|
Коллаж Андрея Седых |
Безусловно, успешная инновационная деятельность невозможна без
системы эффективной государственной поддержки. Она должна основываться
на приоритетах общей экономической политики, современной законодательной
базе регулирования инновационной деятельности, системе стимулирования
инновационного предпринимательства посредством налоговой и
финансово-кредитной политики, развитой инфраструктуры.
Университетам совместно с академическими институтами и промышленными
компаниями необходимо развивать исследовательскую инфраструктуру,
создавая малые инновационные предприятия, центры коллективного
пользования, базы знаний и образовательных ресурсов.
В настоящее время финансирование инженерной сферы – поисковых научных
исследований недостаточно, что отрицательно сказывается на формировании
научного задела для разработки перспективных изделий, процессов и
технологий инновационного характера. Создание высокоэффективной,
конкурентоспособной на мировом рынке высокотехнологичной продукции
представляет целый ряд сложных, многосвязных процессов, начиная по
большому счету с фундаментальных исследований и заканчивая выпуском
продукции.
В последнее время мы увлеклись – и причины этого понятны – конечным
этапом процесса, в частности ОКР с немедленной выдачей результатов. А
это удается за счет больших теоретических заделов, полученных нами
ранее. Однако возникает опасение, что возможностей глубокой
теоретической проработки при создании принципиально новых изделий
сейчас, как правило, нет и мы живем прежними запасами.
Нужно выдерживать необходимые пропорции в выделении средств на
поддержку этапов создания высокотехнологичной продукции для эффективного
формирования цепочки: фундаментальные исследования, поисковые
исследования, прикладные разработки, ОКР и далее этапы коммерциализации.
Ключевым вопросом инновационного развития является запрос рынков
инновационных продуктов. Ныне потенциальные потребители инноваций,
инвесторы пока мало заинтересованы в научно-технической и инновационной
деятельности. Финансовые потоки ищут и находят для себя пути к менее
рискованным, более прибыльным видам бизнеса. В такой ситуации научные
исследования и разработки не нужны экономике страны и экономика России
теряет конкурентоспособность. Многие предприятия, составляющие ее
основу, имеют изношенное оборудование, используют устаревшие технологии,
без притока инноваций и научной поддержки увеличивается их
технологическое отставание от зарубежных конкурентов. Как негативный
фактор отмечено снижение интереса государственных заказчиков к
отечественным инновационным продуктам, в том числе в области вооружения и
оборонных технологий, а также недостаточный контроль за ввозом в страну
зарубежных устаревших технологий и оборудования. Вытеснение
перспективных отечественных разработок может привести к потере наших
позиций в конкурентоспособных отраслях.
Крайне важный фактор
Новые задачи требуют наличия научно-педагогических кадров нового
поколения, предъявляют высокие требования к личности преподавателя, его
компетентности, профессионально-педагогической культуре, научным
знаниям. Существуют две основные проблемы преподавательских кадров,
научных работников: возрастная (средний возраст преподавателей в вузах
зачастую превышает 50 лет) и профессиональная. Перед вузами ставятся
качественно новые задачи в научной работе по реальному включению
большинства преподавателей в исследовательскую и инновационную
деятельность, и, может быть, целесообразно рассматривать ее на данном
этапе более приоритетной по отношению к преподавательской работе.
Освоение новых курсов и дисциплин, методологии и технологий обучения
требует новых мотиваций, знаний, умений и навыков, по существу речь идет
о перестройке научно-педагогической деятельности преподавательского
корпуса.
Для высшей профессиональной школы наступило время перемен. Необходимо
сосредоточение усилий государства, бизнеса и общества на создании
эффективного качественного и престижного инженерного образования.
Требуется адресная финансовая, моральная и правовая помощь для
воспитания будущих поколений инженерных кадров нарождающейся
инновационной экономики России.
Анатолий Александров,
ректор Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана, доктор технических наук, профессор