Смена министров обороны: шанс для украинской армии?
Дмитрий Саламатин
В
среду, 8 февраля, произошло событие, которое вызревало уже не один
месяц: президент Виктор Янукович принял решение сменить Михаила Ежеля на
Дмитрия Саламатина на посту министра обороны. Редакция «2000» провела
оперативный опрос экспертов, что позволило сделать приблизительный
прогноз некоторых грядущих изменений в Минобороны.
Нелегкие условия для выбораВ
вопросе назначения руководителя военного ведомства президент страны
столкнулся с противоречивой ситуацией. Прежде всего, и само Минобороны, и
Вооруженные силы Украины находятся в тяжелом состоянии. Это
утверждение, наверное, одно из немногих, которое не вызывает
принципиальных возражений у кого бы то ни было. С другой стороны,
«военная составляющая» работы нашего президента давно оценивается как не
самая приоритетная. Как почти единогласно отметили наши эксперты, в
итоге получается ситуация, когда есть «проблемное» министерство и нет
особого желания, времени и ресурсов им заниматься. Поэтому
правильный выбор руководителя военного ведомства обретает особое
значение. Увы, можно говорить, что результативность деятельности Михаила
Ежеля не избавила президента от «головной боли»: проблем у военных
меньше не стало, Минобороны оказалось среди аутсайдеров в вопросах
проведения реформ, а количество сигналов и обвинений о реализации в
недрах Минобороны коррупционных схем деятельности стало «зашкаливать». Естественно,
правовую оценку деятельности любого должностного лица дают
правоохранительные органы, а не редакция еженедельника. Но пускай никого
не вводят в заблуждение слова президента, сказанные им при
представлении нового министра, что при Михаиле Ежеле ситуацию в ВС
Украины удалось стабилизировать. Поэтому кадровые изменения в
определенной мере прогнозируемы и неизбежны. Некоторые эксперты и
даже политики (естественно, оппозиционные) связывают кадровые назначения
в силовых структурах (вспомним, например, недавний приход Игоря
Калинина на пост главы СБУ) с планами президента усилить свой контроль
над ситуацией в стране накануне парламентских выборов и с прицелом на
предстоящие выборы президента. Такие оценки, безусловно, имеют
определенный процент обоснованности. Но преувеличивать роль этого
фактора не стоит. На первом месте для Виктора Януковича все же стояли
аргументы в пользу надежных проводников президентской политики на
местах, а не контролеров избирательных процессов. Некоторые прогнозыПрезидент
публично заявил, что предложил Михаилу Ежелю новый пост, на котором он
сможет продолжить работу на благо военной безопасности страны.
Информированные источники утверждают, что речь идет о должности
советника Президента Украины — руководителя Главного управления по
вопросам политики безопасности и оборонной политики в составе
Администрации Президента Украины (АПУ). Что это означает? На
первый взгляд, это больше почетная, чем влиятельная должность, ведь речь
идет о вспомогательных функциях по обеспечению деятельности президента,
которые принято возлагать на всякого рода секретариаты, администрации и
канцелярии руководителя государства по примеру развитых стран. Это, как
говорится, де-юре и согласно здравому смыслу. Но мы не должны
забывать, что де-факто после выборов-2010 реформированная администрация
постепенно начала восстанавливать то фактическое влияние на действия
президента и жизнь страны, которые ей были присущи до 2005 года.
Применительно к деятельности нового министра обороны — ему придется
согласовывать многие вещи жизнедеятельности вверенного ему ведомства с
АПУ. Т. е. начиная от проектов концептуальных и программных документов
по реформированию и развитию Вооруженных сил и заканчивая согласованием
кадровых назначений. В свою очередь, нетрудно спрогнозировать, при
таком раскладе Михаил Ежель сохранит в своих руках определенные рычаги
влияния на свое бывшее министерство. И попытается их использовать. Что
остается делать в таких условиях Дмитрию Саламатину? Вполне очевидно,
что он будет вынужден решать наиболее значимые или щепетильные вопросы
непосредственно с руководством АПУ и даже с президентом, минуя
руководителя профильного управления. Хорошо это или плохо? Сказать
трудно, но многие эксперты все же склоняются к выводу о
нецелесообразности такого запрограммированного столкновения интересов
противоборствующих группировок. Представляя новоназначенного министра обороны, президент отметил его опыт предыдущей деятельности: «Дмитрий
Альбертович Саламатин имеет практический опыт политической,
законодательной, административной и экономической деятельности.
Последние два года его работы были тесно связаны с вопросами вооружения и
военной техники, взаимодействия с Вооруженными силами Украины... Я
жду... от министра обороны и начальника Генерального штаба совместно
подготовленную реалистическую концепцию радикального реформирования
Вооруженных сил...» Уместно упомянуть об условиях, в которых
Дмитрий Саламатин начинает работу в военном ведомстве. Ему сейчас
необходимо в очень сжатые сроки сформулировать программу дальнейших
действий и затем ее реализовать. Но подобная задача предполагает наличие
надежной команды военных профессионалов, которые помогут ранее
успешному политику, управленцу и бизнесмену Саламатину реализовать свой
потенциал в новой для него и достаточно специфической сфере. Учитывая
предыдущий опыт работы нового министра, можно предположить, что в его
ближайшем окружении не так уж много высокого уровня специалистов,
которых можно привести с собой в стены Минобороны. Безусловно, они есть,
особенно в сфере вооружений и военной техники, но не в таком количестве
и качестве, чтобы надежно охватить все аспекты деятельности
министерства. В связи с этим министру предстоит сделать выбор.
Вариантов также не очень много. Первый — использовать кадровое
«наследство» предшественника со всеми плюсами-минусами и прогнозируемой
эффективностью, оценку которой уже дал президент страны. Ведь нельзя же
до бесконечности «перетасовывать карты в одной колоде». Особенно
представителей все более стареющего поколения исчерпавших свой потенциал
и не реализовавших ранее шанс принести максимальную пользу делу. Увы,
анализ некоторых результатов деятельности МО говорит о том, что
украинская армия продолжает готовиться к войнам минувших эпох. Второй
вариант для министра — это поиск и формирование новой эффективной
команды. Учитывая, что на повестке дня уже давно стоит проблема
необходимости влить в Минобороны и Генштаб «свежую кровь»» молодых,
здравомыслящих, современных руководителей, этот вариант выглядит
предпочтительнее. Один из первых вопросов, которые прозвучали в
связи с назначением нового министра, был от представителей ОПК страны.
Их очень волнует проблема, не приведет ли прошлое Дмитрия Саламатина к
попыткам российского бизнеса (и соответственно ОПК РФ) усилить свои
позиции в Украине, особенно в проектах обновления арсеналов нашей армии.
Ведь не секрет, что по ряду позиций наши северные соседи имеют
технологическое и ресурсное превосходство, и налицо факт их
усиливающегося влияния на рынке в Украине. Собственно, опасения
представителей ОПК правильные, и их можно понять. Но есть и объективные
интересы, потребности и возможности Минобороны. И если украинский ОПК не
сможет в обозримом будущем обеспечить ВСУ нужными образцами вооружений и
военной техники (ВВТ) в необходимом количестве и качестве или же
закупки за рубежом окажутся гораздо дешевле, то нечего на зеркало
пенять, коли рожа крива. Не могут в нормальной стране силовые структуры
идти на поводу у ОПК и покупать, например, «Запорожец» по цене
«Мерседеса». Ведь не побоялись россияне отказаться по некоторым позициям
от услуг собственного ОПК и пойти на закупки иностранных вооружений,
например, вертолетоносца «Мистраль». Поэтому усиление позиций
иностранных компаний на оружейном рынке Украины прогнозировать можно, но
фигура Саламатина и его связи с российскими бизнес-политическими
кругами в данном случае могут являться не столько причиной, сколько
следствием ситуации. Деньги: коротко, но по сутиВыше речь
шла о различных объективных и субъективных факторах, способных повлиять
на работу Дмитрия Саламатина в военном ведомстве. Но реализация самых
гениальных идей, решений и планов неминуемо столкнется с вопросом их
ресурсного обеспечения. А картина в данном аспекте очень прозрачная.
Незадолго до смены министра между Минобороны и Минфином была достигнута
договоренность о возможных предельных объемах финансирования армии. Прогноз
бюджетного финансирования выглядит примерно следующим образом: 2012 г. —
16,4 млрд. грн., 2013 г. — 20,0 млрд. грн., 2014 г. — 25,0 млрд. грн.,
2015 г. — 30,0 млрд. грн., 2016 г. — 37,0 млрд. грн., 2017 г. — 45,6
млрд. грн. И эти цифры необходимо закладывать в качестве исходных
данных в проекты любых планов реформирования и развития нашей армии.
Предложенные объемы финансовых ресурсов не позволят быстро провести
реформы по всем направлениям. Это отчетливо видно на примере
обновления арсеналов. Ведь армия давно не закупала новое оружие и
технику, из-за чего стала фактически самой технологически отсталой в
регионе, с наименьшим процентом исправной техники. Действительно, все
познается в сравнении, ведь Украина тратила на армию меньше всех средств
среди соседних государств, несмотря на то что в этом году расходы на ВС
впервые за последние годы превысят 1% ВВП и составят почти 2 млрд.
долл. Для сравнения: Беларусь тратит на армию 1,3% своего ВВП, Румыния —
1,4%, Польша — 1,9%, а Россия — от 3 до 4% ВВП. В текущем году Украина
больше средств направит на техническую модернизацию армии — 185 млн.
долл. и на развитие ВВТ — около 290 млн. долл. Из этого следуют
четкие правила игры для вновь назначенного министра обороны. К
сожалению, пока имеется три варианта действий: попытаться выжать
максимум возможного в пределах выделенных ресурсов, использовать весь
свой потенциал влияния и пробить дополнительное бюджетное финансирование
— или же найти дополнительные возможности зарабатывать деньги самим
министерством. Что касается последнего варианта, то пока никому из
предшественников не удавалось в полной мере заработать деньги силами
министерства, зато почти всем удавалось таким образом создать условия
для коррупционных действий своих подчиненных. Какой путь будет избран
новым министром — покажет время. Глава государства вновь заявил, что финансирование ВС Украины в 2012 г. будет увеличиваться. «Несмотря
на то что 2012 г. непростой с экономической точки зрения для
государства, мы в этом году будем увеличивать финансирование Вооруженных
сил, их перевооружение и обеспечение военной техникой», — сказал Янукович в минувший четверг во время представления высшему офицерскому составу ВСУ Дмитрия Саламатина. Остальные
составляющие деятельности министра обороны мы пока упустим и вернемся к
ним через непродолжительное время — после того как обновленное
Министерство обороны озвучит свои планы деятельности на обозримую
перспективу.
Сергей БУРЛАЧЕНКО
Источник:
|