Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Воскресенье, 19.09.2021, 07:42
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2012 » Февраль » 17 » Смена министров обороны: шанс для украинской армии?
    Смена министров обороны: шанс для украинской армии?
    11:51

    Смена министров обороны: шанс для украинской армии?


    Дмитрий Саламатин


    В среду, 8 февраля, произошло событие, которое вызревало уже не один месяц: президент Виктор Янукович принял решение сменить Михаила Ежеля на Дмитрия Саламатина на посту министра обороны. Редакция «2000» провела оперативный опрос экспертов, что позволило сделать приблизительный прогноз некоторых грядущих изменений в Минобороны.

    Нелегкие условия для выбора

    В вопросе назначения руководителя военного ведомства президент страны столкнулся с противоречивой ситуацией. Прежде всего, и само Минобороны, и Вооруженные силы Украины находятся в тяжелом состоянии. Это утверждение, наверное, одно из немногих, которое не вызывает принципиальных возражений у кого бы то ни было.

    С другой стороны, «военная составляющая» работы нашего президента давно оценивается как не самая приоритетная. Как почти единогласно отметили наши эксперты, в итоге получается ситуация, когда есть «проблемное» министерство и нет особого желания, времени и ресурсов им заниматься.

    Поэтому правильный выбор руководителя военного ведомства обретает особое значение. Увы, можно говорить, что результативность деятельности Михаила Ежеля не избавила президента от «головной боли»: проблем у военных меньше не стало, Минобороны оказалось среди аутсайдеров в вопросах проведения реформ, а количество сигналов и обвинений о реализации в недрах Минобороны коррупционных схем деятельности стало «зашкаливать».

    Естественно, правовую оценку деятельности любого должностного лица дают правоохранительные органы, а не редакция еженедельника. Но пускай никого не вводят в заблуждение слова президента, сказанные им при представлении нового министра, что при Михаиле Ежеле ситуацию в ВС Украины удалось стабилизировать. Поэтому кадровые изменения в определенной мере прогнозируемы и неизбежны.

    Некоторые эксперты и даже политики (естественно, оппозиционные) связывают кадровые назначения в силовых структурах (вспомним, например, недавний приход Игоря Калинина на пост главы СБУ) с планами президента усилить свой контроль над ситуацией в стране накануне парламентских выборов и с прицелом на предстоящие выборы президента. Такие оценки, безусловно, имеют определенный процент обоснованности. Но преувеличивать роль этого фактора не стоит. На первом месте для Виктора Януковича все же стояли аргументы в пользу надежных проводников президентской политики на местах, а не контролеров избирательных процессов.

    Некоторые прогнозы

    Президент публично заявил, что предложил Михаилу Ежелю новый пост, на котором он сможет продолжить работу на благо военной безопасности страны. Информированные источники утверждают, что речь идет о должности советника Президента Украины — руководителя Главного управления по вопросам политики безопасности и оборонной политики в составе Администрации Президента Украины (АПУ).

    Что это означает? На первый взгляд, это больше почетная, чем влиятельная должность, ведь речь идет о вспомогательных функциях по обеспечению деятельности президента, которые принято возлагать на всякого рода секретариаты, администрации и канцелярии руководителя государства по примеру развитых стран. Это, как говорится, де-юре и согласно здравому смыслу.

    Но мы не должны забывать, что де-факто после выборов-2010 реформированная администрация постепенно начала восстанавливать то фактическое влияние на действия президента и жизнь страны, которые ей были присущи до 2005 года. Применительно к деятельности нового министра обороны — ему придется согласовывать многие вещи жизнедеятельности вверенного ему ведомства с АПУ. Т. е. начиная от проектов концептуальных и программных документов по реформированию и развитию Вооруженных сил и заканчивая согласованием кадровых назначений.

    В свою очередь, нетрудно спрогнозировать, при таком раскладе Михаил Ежель сохранит в своих руках определенные рычаги влияния на свое бывшее министерство. И попытается их использовать.

    Что остается делать в таких условиях Дмитрию Саламатину? Вполне очевидно, что он будет вынужден решать наиболее значимые или щепетильные вопросы непосредственно с руководством АПУ и даже с президентом, минуя руководителя профильного управления. Хорошо это или плохо? Сказать трудно, но многие эксперты все же склоняются к выводу о нецелесообразности такого запрограммированного столкновения интересов противоборствующих группировок.

    Представляя новоназначенного министра обороны, президент отметил его опыт предыдущей деятельности: «Дмитрий Альбертович Саламатин имеет практический опыт политической, законодательной, административной и экономической деятельности. Последние два года его работы были тесно связаны с вопросами вооружения и военной техники, взаимодействия с Вооруженными силами Украины... Я жду... от министра обороны и начальника Генерального штаба совместно подготовленную реалистическую концепцию радикального реформирования Вооруженных сил...»

    Уместно упомянуть об условиях, в которых Дмитрий Саламатин начинает работу в военном ведомстве. Ему сейчас необходимо в очень сжатые сроки сформулировать программу дальнейших действий и затем ее реализовать. Но подобная задача предполагает наличие надежной команды военных профессионалов, которые помогут ранее успешному политику, управленцу и бизнесмену Саламатину реализовать свой потенциал в новой для него и достаточно специфической сфере.

    Учитывая предыдущий опыт работы нового министра, можно предположить, что в его ближайшем окружении не так уж много высокого уровня специалистов, которых можно привести с собой в стены Минобороны. Безусловно, они есть, особенно в сфере вооружений и военной техники, но не в таком количестве и качестве, чтобы надежно охватить все аспекты деятельности министерства.

    В связи с этим министру предстоит сделать выбор. Вариантов также не очень много. Первый — использовать кадровое «наследство» предшественника со всеми плюсами-минусами и прогнозируемой эффективностью, оценку которой уже дал президент страны. Ведь нельзя же до бесконечности «перетасовывать карты в одной колоде». Особенно представителей все более стареющего поколения исчерпавших свой потенциал и не реализовавших ранее шанс принести максимальную пользу делу. Увы, анализ некоторых результатов деятельности МО говорит о том, что украинская армия продолжает готовиться к войнам минувших эпох.

    Второй вариант для министра — это поиск и формирование новой эффективной команды. Учитывая, что на повестке дня уже давно стоит проблема необходимости влить в Минобороны и Генштаб «свежую кровь»» молодых, здравомыслящих, современных руководителей, этот вариант выглядит предпочтительнее.

    Один из первых вопросов, которые прозвучали в связи с назначением нового министра, был от представителей ОПК страны. Их очень волнует проблема, не приведет ли прошлое Дмитрия Саламатина к попыткам российского бизнеса (и соответственно ОПК РФ) усилить свои позиции в Украине, особенно в проектах обновления арсеналов нашей армии. Ведь не секрет, что по ряду позиций наши северные соседи имеют технологическое и ресурсное превосходство, и налицо факт их усиливающегося влияния на рынке в Украине.

    Собственно, опасения представителей ОПК правильные, и их можно понять. Но есть и объективные интересы, потребности и возможности Минобороны. И если украинский ОПК не сможет в обозримом будущем обеспечить ВСУ нужными образцами вооружений и военной техники (ВВТ) в необходимом количестве и качестве или же закупки за рубежом окажутся гораздо дешевле, то нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. Не могут в нормальной стране силовые структуры идти на поводу у ОПК и покупать, например, «Запорожец» по цене «Мерседеса». Ведь не побоялись россияне отказаться по некоторым позициям от услуг собственного ОПК и пойти на закупки иностранных вооружений, например, вертолетоносца «Мистраль». Поэтому усиление позиций иностранных компаний на оружейном рынке Украины прогнозировать можно, но фигура Саламатина и его связи с российскими бизнес-политическими кругами в данном случае могут являться не столько причиной, сколько следствием ситуации.

    Деньги: коротко, но по сути

    Выше речь шла о различных объективных и субъективных факторах, способных повлиять на работу Дмитрия Саламатина в военном ведомстве. Но реализация самых гениальных идей, решений и планов неминуемо столкнется с вопросом их ресурсного обеспечения. А картина в данном аспекте очень прозрачная. Незадолго до смены министра между Минобороны и Минфином была достигнута договоренность о возможных предельных объемах финансирования армии.

    Прогноз бюджетного финансирования выглядит примерно следующим образом: 2012 г. — 16,4 млрд. грн., 2013 г. — 20,0 млрд. грн., 2014 г. — 25,0 млрд. грн., 2015 г. — 30,0 млрд. грн., 2016 г. — 37,0 млрд. грн., 2017 г. — 45,6 млрд. грн.

    И эти цифры необходимо закладывать в качестве исходных данных в проекты любых планов реформирования и развития нашей армии. Предложенные объемы финансовых ресурсов не позволят быстро провести реформы по всем направлениям.

    Это отчетливо видно на примере обновления арсеналов. Ведь армия давно не закупала новое оружие и технику, из-за чего стала фактически самой технологически отсталой в регионе, с наименьшим процентом исправной техники. Действительно, все познается в сравнении, ведь Украина тратила на армию меньше всех средств среди соседних государств, несмотря на то что в этом году расходы на ВС впервые за последние годы превысят 1% ВВП и составят почти 2 млрд. долл. Для сравнения: Беларусь тратит на армию 1,3% своего ВВП, Румыния — 1,4%, Польша — 1,9%, а Россия — от 3 до 4% ВВП. В текущем году Украина больше средств направит на техническую модернизацию армии — 185 млн. долл. и на развитие ВВТ — около 290 млн. долл.

    Из этого следуют четкие правила игры для вновь назначенного министра обороны. К сожалению, пока имеется три варианта действий: попытаться выжать максимум возможного в пределах выделенных ресурсов, использовать весь свой потенциал влияния и пробить дополнительное бюджетное финансирование — или же найти дополнительные возможности зарабатывать деньги самим министерством.

    Что касается последнего варианта, то пока никому из предшественников не удавалось в полной мере заработать деньги силами министерства, зато почти всем удавалось таким образом создать условия для коррупционных действий своих подчиненных. Какой путь будет избран новым министром — покажет время.

    Глава государства вновь заявил, что финансирование ВС Украины в 2012 г. будет увеличиваться. «Несмотря на то что 2012 г. непростой с экономической точки зрения для государства, мы в этом году будем увеличивать финансирование Вооруженных сил, их перевооружение и обеспечение военной техникой», — сказал Янукович в минувший четверг во время представления высшему офицерскому составу ВСУ Дмитрия Саламатина.

    Остальные составляющие деятельности министра обороны мы пока упустим и вернемся к ним через непродолжительное время — после того как обновленное Министерство обороны озвучит свои планы деятельности на обозримую перспективу.



    Сергей БУРЛАЧЕНКО
    Данная статья вышла в выпуске №7 (594) 17 - 23 февраля 2012 г.


    Источник:     
       



    Просмотров: 542 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 1
    0
    1 Данов   [Материал]
    Каждый новый министр начинал свою деятельность с обещаний- построить жилье, поднять зарплату, сократить срок службы, перейти на контрактную службу, иными словами - гнал пургу. Саламатин пока молчит, или нечего пообещать, или ему сочиняют весь список. Конечно, США не дадут поставить РФ как образец для ВС Украины, а стандартами НАТО уже все сыты. Стандарты НАТО подходят для высшего эшелона, поскольку эта категория ездит в Брюссель, отправляет своих сынков на учебу за наши деньги. Им эти стандарты нравятся.
    Предложения России учить наших военных в вузах РФ не воспринимается, поскольку идет вразрез с установкой США на комплектование высшего командного состава офицерами и генералами, прошедшими подготовку (прикупленными) на Западе.

    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Февраль 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2021Сделать бесплатный сайт с uCoz