В. Тютюнник, В. Горовенко«Зеркало недели. Украина» №6,
Фото printver.blogspot.com
Европейская противоракетная оборона
(далее ЕвроПРО) уже не первый месяц в центре внимания политиков, СМИ
и экспертов. Она громко звучит в ходе президентской кампании в РФ.
Скорее всего, ЕвроПРО будет одной из важных
внешнеполитических тем и на выборах в США. Определенное место в ней
занимает также Украина. Поэтому попытаемся проанализировать позиции
и действия НАТО, США и России в данной области, а также оценить их влияние на интересы нашей страны.
Более 10 лет НАТО формирует систему ПРО для защиты войск и объектов
на европейском театре военных действий (далее ПРО ТВД) от ударов
баллистических ракет (БР) меньшей, малой и средней дальности. К 2018
году она станет нижним (ближним) эшелоном ЕвроПРО. Верхний (дальний)
ее эшелон будет защищать территорию, армии и население членов НАТО
от БР средней и промежуточной дальности и межконтинентальных
баллистических ракет (МБР). БР будут перехватываться американскими
противоракетами Standard Missile-3 (SM-3), размещенными вместе с информационно-управляющими системами Aegis на кораблях (далее морская ПРО Aegis), а также наземными их аналогами (далее наземная ПРО Aegis). Испытания последней США планируют начать в 2014 году.
Политика США по вопросам ПРО последовательна и направлена на защиту
своей территории и населения от ограниченного удара БР. Первое
ее направление состоит в совершенствовании систем ПРО ТВД в Европе,
на Ближнем Востоке и в Азии. Второе связано с созданием стратегической
системы ПРО территории и населения США, а также их ближайших союзников.
В 2002 году США вышли из Договора об ограничении систем ПРО 1972 г.,
а в 2007 году президент США Дж.Буш решил разместить ее третий район
в Польше и Чехии. Против этого резко выступили Россия и ряд европейских
государств.
Президент США Б.Обама остановил выполнение решения своего предшественника и в сентябре 2009 года объявил о новом, поэтапном, адаптивном плане
защиты Европы от ударов БР, прежде всего иранских. Этот план
рассматривался Россией как приемлемый. Началась «перезагрузка»
американо-российских отношений. Россия обсуждала с западными партнерами
план создания ЕвроПРО. Известно, что он включает четыре этапа.
В результате первого на севереПольши до 2018 года будет размещена наземная ПРО Aegis, уже развернута батарея ЗРК Patriot в 60 км от границы с Калининградской областью РФ. До 2015 года на юге Румынии будет развернута наземная ПРО Aegis. Вашингтон и Анкара договорились о пребывании в Турции недалеко от иранской границы американской РЛС типа AN/TPY-2,способнойобнаруживать БР на удалении до 2000 км и передавать данные о них кораблям с ПРО Aegis, а в будущем и наземным ПРО Aegis в Румынии и Польше. Ранее США уже разместили такую РЛС в Израиле.
В 2011 году американские корабли с ПРО Aegis постоянно находились в Средиземном море, а ракетные крейсеры Anzio и Monterey
заходили и в Черное море — в порты Варна, Констанца, Одесса,
Севастополь и Батуми, участвовали в международных военно-морских
учениях. США и Испания договорились о нахождении на базе ВМС в Роте
четырех американских кораблей с ПРО Aegis. Недавно американский крейсер Vella Gulf посетил Констанцу, Одессу, Севастополь и Батуми.
На втором этапе плана (окончание — 2015 год) предусматривается развернуть морские и наземные ПРО Aegis (в Румынии) с ракетами SM-3 (модификации Block IB)
для защиты больших территорий от БР малой и средней дальности.
В 2015—2016 годах США смогут иметь более 900 ракет ПРО различных типов,
из которых лишь около 5% на своей территории. На их кораблях с ПРО Aegis может быть размещено 350—450 ракет SM-3 модификаций Block IA и Block IВ.
По заявлениям российских представителей, выполнение первого и второго
этапов плана создания ЕвроПРО не будет угрожать российским МБР,
расположенным в европейской части страны.
На третьем этапе (окончание — 2018 год) предполагается создать ракеты SM-3 модификации Block IIA для перехвата БР средней и промежуточной дальности на удалении до 1000—1500 км. Наземная ПРО Aegis с такими ракетами будет развернута в Польше. И, наконец, на четвертом этапе плана (окончание — 2020 год)морские и наземные ПРО Aegis будут получать ракеты SM-3 модификации Block IIB, способные перехватывать не только БР средней и промежуточной дальности,а и МБР,в том числе направленные против США.
Итого, к 2018—2020 годам планируется создать коллективную ЕвроПРО
государств НАТО, морские и сухопутные компоненты которой станут
передовым мобильным эшелоном стратегической системы ПРО США.
Политика России в области ЕвроПРО была непоследовательной, а ее цели
несколько раз менялись. Так с 2003 года РФ тесно сотрудничала
с западными партнерами. Функционировала специальная рабочая группа
Совета Россия—НАТО по ПРО ТВД. Однако в 2008—2009 годах РФ свернула
отношения с НАТО в этой и других областях из-за решения США по развертыванию третьего района своей стратегической системы ПРО в Польше и Чехии.
В 2009—2011 годах Россия стремилась стать равноправным участником проекта ЕвроПРО. Сначала она предложила создавать общую
(или единую) систему ЕвроПРО, однако политическая, военная
и техническая нереальность строительства такой системы быстро стала
очевидной. И в ноябре 2010 года президент России Д.Медведев предложил
формировать совместную ЕвроПРО,построеннуюпо территориальному (секторальному) принципу.
В ответ Б.Обама в письме сенату изложил принципы политики по ПРО:
— реализуемая с Россией ЕвроПРО не будет совместной
системой и никоим образом не станет ограничивать противоракетные
потенциалы США и НАТО;
— только альянс будет нести ответственность
за безопасность его государств-членов в соответствии
с их обязательствами по коллективной обороне;
— независимо от действий РФ, США будут развивать и развертывать средства ПРО для
защиты страны, американских войск в Европе, а также союзников и партнеров.
В начале 2011 года США и НАТО заявили о неприемлемости российских
предложений по секторальной ПРО и предложили России создать два
совместных центра ПРО: первый — для оперативного обмена данными систем
предупреждения о пусках БР, и второй — для содействия в планировании
ПРО. На сегодня позиция США и НАТО неизменна: они и Россия будут
создавать в Европе две самостоятельные системы ПРО, размещение
и действия которых не будут ограничиваться какими-либо районами
и секторами. Однако они смогут сопрягаться и взаимодействовать между
собой, в частности, через совместные центры ПРО.
За эти годы Украина проводила достаточно последовательную политику
в этом вопросе. Ее суть состоит в том, что Киев может участвовать
в создании ЕвроПРО, если США и Россия достигнут по ней компромисса.
С весны 2011 года Россия настаивает на получении от США и НАТО юридически оформленных гарантий ненаправленности ЕвроПРО против РФ. Является ли это сигналом того, что Москва, ради получения таких гарантий безопасности для себя, отказывается от продвижения юридически обязывающего Договора о европейской безопасности длявсех европейских стран, в том числе и для Украины, которая поддержала соответствующие предложения президента РФ Д.Медведева?
Представители США уже заявили о нереальности такого требования России,
поскольку это лишило бы возможности защитить американцев и их западных
союзников от ракетного нападения. Эту позицию поддержал и генсек НАТО
А.Расмуссен, сославшись на то, что подобные гарантии почти 15 лет
закреплены Основополагающим актом РФ—НАТО.
Напомним, что 17 лет назад РФ, США и другие ядерные государства не дали Украине юридически оформленные гарантии
ее безопасности, в том числе относительно недопущения экономического
давления, в обмен на ликвидацию украинского ракетно-ядерного арсенала.
Вместо этого наша страна получила только политические заверения Будапештского меморандума 1994 года (их эффективность предлагаем оценить читателю ZN.UA).
На последующих встречах президентов РФ и США прогресс в сближении
позиций по вопросам ЕвроПРО не достигнут. И 23 ноября 2011 года
президент России Д.Медведев, перед выборами в Госдуму, заявил
о безрезультатности российско-американских переговоров о ЕвроПРО,
а также о российских мерах по противодействию ей. По оценкам большинства
политиков и аналитиков, это откровенно антиамериканское заявление
первого номера избирательного списка партии «Единая Россия», содержащее
перечень контрмер, было обращено к россиянам и имело предвыборные цели.
Интересны приведенные в заявлении требования к юридическим гарантиям
ненаправленности ЕвроПРО против РФ. Они не должны быть общими
и голословными, их следует сформулировать так, чтобы РФ на основе
объективных военно-технических критериев могла судить: как
действия США и НАТО в области ПРО соотносятся с их декларациями, что они
делают, не ущемляются ли российские интересы, не взламывается
ли стратегический ядерный паритет. Симптоматично, что в заявлении
говорится о возможности модификации российской идеи о секторальной
ЕвроПРО и о продолжении диалога с США и НАТО по вопросам ее создания.
Позже Д.Медведев вернулся к вопросу ЕвроПРО, уточнив
(очевидно, для западных партнеров) ряд положений своего заявления.
Выяснилось, что ответные меры РФ будут носить поэтапный характер,
вероятно, синхронизированные с поэтапным планом создания ЕвроПРО.
И первым этапом следует считать ввод в строй Калининградской РЛС
предупреждения о ракетном нападении. Следующие шаги РФ будет
осуществлять, если в течение 8—10 лет не удастся достичь договоренностей по ЕвроПРО.
Руководители США и ведущих европейских государств не отреагировали
на заявление «уходящего» российского президента. Ведь не только в России
выборы сопровождаются запугиванием избирателей внешними угрозами
и «бряцанием оружия». К тому же озвученные Д.Медведевым меры
противодействия ЕвроПРО не стали неожиданными: одни из них уже воплощены
в жизнь, другие пребывают на стадии реализации, а остальные
запланировано осуществить в ближайшем будущем.
Вот и президент США Б.Обама недавно, в ходе своей
предвыборной кампании, презентовал новую оборонную стратегию, где
вопросы ПРО остаются приоритетными. При этом не предусматривается
внесение каких-либо изменений в план создания ЕвроПРО.
В проекте своей предвыборной программы В.Путин предостерег, что правила
игры в международной политике не могут определяться за спиной или
в обход России и ее интересов. Призвав к взаимодействию и диалогу
по вопросам контроля за вооружениями и обеспечения коллективной
безопасности, он предупредил партнеров, что их односторонние шаги,
не учитывающие мнения РФ и ее интересы, получат соответствующую оценку
и ответную реакцию. Скоро выйдет статья российского национального лидера
по вопросам обороны и реформирования вооруженных сил.
Уже сейчас очевидно, что политика «перезагрузки» американо-российских
отношений столкнулась, кроме ЕвроПРО, и с другими проблемами. Они
касаются ядерных программ Ирана и санкций против него, событий «арабской
весны», особенно в Ливии и Сирии. Поэтому из-за
неопределенности результатов американских президентских выборов
реанимация «перезагрузки» отношений между США и РФ или же их дальнейшее
обострение, в том числе в области ЕвроПРО, может произойти через
полтора — два года. Но, независимо от перечисленных факторов,
противодействия России и даже прихода в Белый дом
президента-республиканца, США и НАТО продолжат выполнение плана создания
ЕвроПРО, по крайней мере его второго этапа, заканчивающегося в 2015
году.
Поскольку в ближайшие несколько лет достижение компромисса по ЕвроПРО
между РФ и США маловероятно, Украине следует скорректировать политику
в данной области. Часть экспертов и политиков ратует за то, чтобы
Украина поддержала ЕвроПРО и соответствующие шаги США и НАТО, а также
внесла свой вклад в ее формирование. Другие настаивают на том, чтобы
наша страна выступила «против» ЕвроПРО, поддержала контршаги России
и участвовала в мерах по противодействию ей. Однако большинство
убеждено, что Украина должна как можно быстрее обнародовать свою новую
позицию в отношении ЕвроПРО.
Отметим, что, во-первых, США и РФ, проводя политику ядерного взаимного
сдерживания, не привлекают и не будут в будущем привлекать «третьего
лишнего», в данном случае, теперь безъядерную Украину, к двусторонним
переговорам и тем более к сотрудничеству по чувствительным вопросам ПРО,
СНВ и т.п.
Во-вторых, высока вероятность военной акции западных стран против Ирана
для уничтожения его ракетно-ядерного потенциала. Но ведь именно
он является главным пунктом обоснования необходимости создания ЕвроПРО.
Поэтому не исключено, что, в случае ликвидации такого потенциала, план
по развертыванию ЕвроПРО может, как и в 2009 году, в очередной раз круто
измениться.
В-третьих, следует иметь в виду и то, что США и НАТО рассматривают Украину в качестве удобного для них в данный момент буферного государства, отделяющего их от границ РФ. Россия же относится к Украине как к своему предполью (по-военному — к передовой полосе обороны), поскольку на ее территории уже дислоцируются боевые компоненты ЧФ РФ.
В-четвертых, пока Вашингтон не нуждается в поддержке Киевом плана
ЕвроПРО, ибо она усилит отрицательное отношение к нему Москвы и осложнит
американо-российские отношения. Опыт Польши, Чехии, Румынии, Испании
и Турции показывает, что ценным для США их вкладом в создание ЕвроПРО
стало предоставление территории для размещения ее элементов. Ожидать
же в ближайшее время такого вклада от Украины нереально по известным
причинам. В связи с этим США вполне устраивает внеблоковая политика
Киева, в том числе и по вопросам ЕвроПРО.
В-пятых, для Москвы выступление Киева против ЕвроПРО весьма желанно.
Еще больше она может быть заинтересована в практическом участии
украинской стороны в ответных российских мерах по противодействию ему.
В-шестых, реализация любой из крайних позиций
по ЕвроПРО противоречила внеблоковой внешней политике Украины и,
соответственно, ее законодательству. Поддержка же позиции по этому
вопросу любой из сторон однозначно приведет к осложнению отношений
с другой из них.
В-седьмых: не стоит рассчитывать и на то, что заявление о поддержке
американского плана создания ЕвроПРО или же российского негативного
отношения к нему принесет нашей стране какие-либо серьезные дивиденды,
тем более обеспечит укрепление ее национальной безопасности. В лучшем
случае США или же РФ поблагодарят Украину и напомнят, что в 1994 году
уже предоставили ей гарантии безопасности.
Такую позицию следует рассматривать сквозь призму шагов навстречу
интересам России, сделанных Украиной в прошлом и ее сегодняшним
руководством и способствовавших значительному укреплению безопасности
и обороны РФ. Среди них:
— неприсоединение Украины к Плану действий относительно членства в альянсе (2006 год);
— отказ от евроатлантической интеграции и законодательное закрепление внеблоковой политики (2010 год):
— поддержка инициативы РФ о заключении Договора о европейской безопасности:
— продление на 25 лет пребывания на нашей территории ЧФ РФ (2010 год);
— продление украинскими предприятиями срока эксплуатации российских стратегических ракетных комплексов с ракетами РС-20 («Сатана») и т.п.
В Москве как-то быстро забыли, что не будь
таких шагов, Украина в 2006 году присоединилась бы к Плану действий
относительно членства в альянсе, и, возможно, уже в 2008 или 2010 году
стала бы его членом. А в 2017 году ЧФ РФ, в соответствии с договором,
завершил бы пребывание в Крыму, и в 2018 году в Украине, вместо Польши,
была бы развернута ПРО Aegis.
Украина практически не напоминает о том, что, благодаря этим ее шагам,
Россия сэкономила сотни миллиардов долларов, которые в противном случае
вынуждена была бы потратить на усиление своей обороны. Однако все больше
наших граждан понимают, что указанные и другие шаги Украины навстречу
России не оцениваются соответствующим образом ее руководством
и политикумом, а также не сопровождаются ответными, адекватными шагами
в духе стратегического партнерства. Скорее, наоборот.
В-восьмых, развертывание ЕвроПРО не представляет прямой угрозы
для национальной безопасности Украины. При этом на ее национальные
интересы будут негативно влиять усиление противостояния между США и РФ,
их шаги по привлечению Киева на свою сторону, наращивание вблизи
украинских границ и в прилегающих к ним морским акваториям
ракетно-ядерных средств для нанесения упреждающих ударов, усиление
военной, прежде всего военно-морской, активности в регионе, увеличение
количества и масштабов проведения соответствующих учений и т.п.
Итак, Украине в ближайшие два-три года целесообразно занимать нейтральную позицию
в отношении ЕвроПРО, что отвечало бы ее внеблоковой внешней политике.
Однако такая позиция не должна препятствовать продолжению Украиной
консультаций с США, НАТО и РФ, а также возможному ее участию в качестве
наблюдателя в соответствующих программах. Нейтральная позиция Украины
по ЕвроПРО окажет позитивное влияние и на внутриполитическую обстановку
в стране, особенно накануне осенних выборов в Верховную Раду.
В условиях быстро меняющейся в нашем регионе военно-политической
ситуации Украине следует очень внимательно и осторожно относиться
к возможным предложениям российской стороны об ускорении правового
урегулирования замены кораблей, авиации и другого вооружения,
находящегося на украинской территории ЧФ, о реанимации денонсированного
российской Госдумой соглашения об использовании украинских СПРН
в Мукачево и Севастополе, о совместной противовоздушной
и противоракетной обороне, приобретении Украиной российских ЗРК С-300, С-400
и т.п. Ибо наша страна невольно может превратиться в участника
углубляющегося между США и РФ противостояния по вопросам ЕвроПРО,
в котором она совершенно не заинтересована.
Представляется, что реализуемая в ближайшие годы нейтральная позиция
Украины по ЕвроПРО в наибольшей степени отвечала бы ее национальным
интересам, позволяла сосредоточить усилия на решение острых
экономических, социальных и других внутренних проблем страны.
Одновременно она создавала бы более благоприятные условия для проведении
внеблоковой внешней политики, поскольку, в отличие от любой
из упомянутых двух других позиций, не сможет трактоваться принятой
в угоду или во вред одному из наших стратегических партнеров — США или
России.