Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 28.03.2024, 13:41
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2012 » Февраль » 26 » Наши военные планы: потерпеть поражение?
    Наши военные планы: потерпеть поражение?
    22:18

    Наши военные планы: потерпеть поражение?


    Наши военные планы: потерпеть поражение?

    При представлении в военном ведомстве нового министра обороны Дмитрия Саламатина Виктор Янукович высоко оценил результаты его предыдущей деятельности во главе ГК «Укроборонпром». В определенной мере это подтверждают и официальные данные, обнародованные упомянутой компанией. В то же время анализ итогов деятельности ОПК в минувшем году, а также результатов военно-технического сотрудничества с другими странами несколько настораживает. Видимая сторона событий выглядит вполне благопристойно: оптимизируется система управления ОПК, реализуются значительные контракты, по итогам 2011 г. «Укрспецэкспорт» отрапортовал, что общая выручка от его товарно-посреднической деятельности с дочерними компаниями превысила $1 млрд. Вместе с тем эксперты констатируют: тенденции к ухудшению ВТС сохраняются, перспективы здесь далеко не радужные.

    Головокружение от успехов?

    Несмотря на сложную ситуацию в экономике теперь уже бывший руководитель «Укроборонпрома» заявлял несколько недель назад, что показатели продаж вооружений в 2011 г. в целом успешны. Успехи он связывает с результатами реформы ОПК, начатой Президентом Украины.

    В качестве примера Саламатин привел бронетанковую отрасль: «Создание ГК «Укроборонпром», а также заключение крупных контрактов позволило в разы загрузить мощности стратегических предприятий отрасли. В сентябре на заводе им. Малышева мы пообещали людям полностью погасить задолженность по зарплате за период 2010—2011 гг. На погашение зарплаты, а также платежи в бюджет и социальные фонды за последние три месяца перечислено 96,1 млн. грн. ГК «Укроборонпром» в несколько раз увеличил финансирование завода в рамках выполнения международных контрактов. Такой подход позволяет предприятию стабильно работать и регулярно выплачивать как зарплату, так и необходимые бюджетные отчисления».

    Существует определенный задел контрактов на будущее. В частности, 1 сентября 2011 г. подписан контракт на сумму свыше $200 млн. с представителями вооруженных сил Таиланда о поставке новой партии бронетехники, согласно которому украинская сторона изготовит и поставит в эту страну 49 единиц основного боевого танка (ОБТ) «Оплот». В мае с этой страной заключен контракт на поставку 121 БТР-3Е1 и машин поддержки на этой базе стоимостью более $140 млн. А в июне — «Укрспецэкспорт» подписал с минобороны Эфиопии контракт стоимостью свыше $100 млн. на поставку более 200 танков.

    Справка «2000»: Государственная компания «Укрспецэкспорт» осуществляет внешнеэкономическую деятельность в сфере экспорта и импорта продукции и услуг военного и специального назначения, а также товаров, содержащих сведения, представляющие государственную тайну. В ее составе действуют пять дочерних предприятий: «Прогресс», «Укринмаш», «Укроборонсервис», «Спецтехноэкспорт», «Промоборонэкспорт». Компания имеет представительство при ВМС Украины в Севастополе, а также зарубежные представительства в России, Китае, Мьянме, Египте, Индии, Пакистане.

    Согласно информации Агентства по развитию инфраструктуры фондового рынка Украины при Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, чистая прибыль «Укрспецэкспорта» в 2011 г. увеличилась в 3,3 раза — до 33 млн. 336 тыс. грн. против 10 млн. 26 тыс. грн. в 2010-м. Чистый доход (выручка) от реализации продукции (товаров, работ, услуг) компании в 2011 г. увеличился на 49,2% — до 585 млн. 611 тыс. грн. против 409 млн. 947 тыс. грн. в 2010-м. Валовая прибыль компании в 2011 г. увеличилась на 10,8% — до 315 млн. 117 тыс. грн. против 293 млн. 8 тыс. грн. в 2010 г.

    В феврале уже новый глава «Укрспецэкспорта» Дмитрий Перегудов заявил, что портфель заказов компании и ее дочерних предприятий на 3—5 лет, по предварительным расчетам, составляет более $5 млрд. По его словам, в 2011 г. товары и услуги военного и специального назначения поставлялись в 62 страны. Официально считается, что основными потребителями украинской оборонной продукции остаются страны Азии (45%) и Африки (30%), среди которых лидируют Индия, Таиланд, Алжир, Китай и Ирак. В структуре экспорта вооружений и военной техники первое место занимают поставки авиатехники (43,1%), второе — техники сухопутных войск (36,4%), третье — средств ПВО (10%), включая услуги по ремонту и модернизации.

    Открытые источники подчеркивают, что наша страна среди стран-экспортеров по объему заказов в 2003—2010 гг. заняла 12-е место с общей сумой заказов $3,958 млрд. Но реально при этом три четверти общего объема экспорта приходится на 5 ведущих стран-импортеров (Россия — около 43%, Индия — почти 12%, Вьетнам — 8,8%, Азербайджан — почти 7% и Алжир — 4,5%). При этом Украина подписала свыше 40 межгосударственных соглашений о ВТС с 22 странами, причем в этом списке лидирует Россия (1 рамочное и 19 имплементационных соглашений).

    Проблемы нарастают

    Несмотря на внешне оптимистичную картину, эксперты констатируют сохранение тенденции к ухудшению ситуации по ВТС Украины с другими странами. И противоречия с приведенными выше цифрами вполне объяснимы. Ведь руководству недавно созданного «Укроборонпрома» любой ценой нужно было оправдать доверие власти и показать результативность.

    Но системные проблемы в этой сфере продолжают нарастать. Это подтверждают и результаты рейтинга Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), утверждающего, что Украина выпала из первой десятки мировых экспортеров оружия, опустившись за последние пять лет с 10-го на 12-е место.

    Падение обусловлено определенными просчетами в государственной политике, наличием просчетов в сотрудничестве с РФ — основным потребителем и поставщиком комплектующих для украинских предприятий ОПК.

    Уровень ВТС Украины не обеспечивает «оборонку» иностранными заказами, из-за чего значительная часть предприятий работает с убытками и постепенно теряет производственный, кадровый и научно-технический потенциал.

    Несмотря на оптимистические цифры государственной помощи заводу им. Малышева, приведенные выше Д. Саламатиным, на конец 2011 г. ситуация там удручающая. Например, кредиторская задолженность — свыше 600 млн. грн., долги перед ПФ — 41 млн. грн., по зарплате — около 38 млн. грн. В то же время изношенность основных фондов достигла 85%. За 2007—2010 гг. количество сотрудников предприятия уменьшилось на 2,4 тыс. и составило около 3,7 тыс. человек. 65% уволенных — уникальные специалисты. Вследствие такой кадровой политики под угрозой срыва оказался контракт с Ираком на поставку 420 БТР-4.

    Приведенный пример характерен для всей отрасли. Основными причинами ухудшения ситуации в сфере ВТС с иностранными государствами является целый ряд системных проблем.

    Прежде всего отсутствуют четкая стратегия развития ВТС и комплексные программы освоения международных рынков вооружений. До сих пор ВР не приняла закон «О военно-техническом сотрудничестве с иностранными государствами». Также на законодательном уровне не урегулирован вопрос применения во внешнеэкономической деятельности гибких схем взаиморасчетов (компенсационных, офсетных, лизинговых и т. п.).

    Серьезным негативным фактором эксперты называют подчиненность предприятий ОПК различным госструктурам и частным собственникам. Например, Госагентству по управлению государственными корпоративными правами и имуществом подчинено 64 предприятия, Минобороны — 25, Государственному космическому агентству — 11, ФГИ — 9, частным владельцам — 6.

    О роли частного бизнеса красноречиво свидетельствует ситуация с ОАО «Сумское научно-производственное объединение им. Фрунзе». Его новый владелец — российская ПФГ «Энергетический стандарт» (подконтрольна К. Григоришину) фактически блокировал выпуск танковых стволов в рамках выполнения заказа на изготовление партии танков «Оплот» для потребностей ВС Украины.

    Существенным негативом является минимальный заказ на новые виды вооружений от МОУ в связи с ограниченным бюджетным финансированием. Очевидно, что это вызывает недоверие иностранных потребителей к возможностям нашего ОПК производить современную и конкурентоспособную продукцию. А некоторые разрабатываемые образцы ВВТ просто не могут быть созданы, так как Минобороны отказалось от продолжения финансирования работ и спасти ситуацию помогли бы лишь инвестиции под госгарантии, что также маловероятно.

    В то же время низкое качество военной продукции — не менее дестабилизирующий фактор выполнения международных контактов. Например, при приемке иракской стороной первой партии (26 единиц) БТР-4 выявлены недостатки в качестве узлов и агрегатов (течь смазочных материалов, нестабильная работа датчиков аппаратуры системы управления, проблемы с коробкой переключения передач и раздаточной). При высоких температурах отмечены неединичные случаи отказов систем управления огнем.

    Непростые военно-технические взаимоотношения

    Определенные проблемы нарастают и в вопросах военно-технического сотрудничества Украины и России.

    Известно, что Россия избрала путь создания на своей территории замкнутых циклов разработки и производства основных видов вооружения и техники, а также получения возможности использовать в своих интересах результаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которые ранее осуществлялись на просторах бывшего СССР.

    При этом в ходе реализации военно-технической политики РФ в отношении Украины случаются отказы от совместной разработки и создания новых систем. Например, несмотря на наличие в Украине значительного ракетно-космического научного и производственного потенциала, производство новой межконтинентальной баллистической системы «Тополь-М» и ее морского аналога «Булава» осуществляется без привлечения украинских предприятий. Аналогичная ситуация и в вопросах создания двигателей для крылатых ракет. Наращиваются усилия по переносу на территорию России производства вертолетных двигателей для уменьшения зависимости от запорожского ОАО «Мотор Сич». Снижается участие украинских предприятий в технической комплектации российских боевых самолетов и средств ПВО.

    Помимо отказов от сотрудничества по перспективным направлениям, сокращается также и объем взаимодействия по уже реализуемым связям. Например, постоянные российские партнеры ГП «Производственное объединение «Киевприбор» — ОАО «Информационные спутниковые системы» (Железногорск), ПО «Полет» (Омск) и КБ «Прогресс» (Самара) — после создания на базе Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева (Москва) собственной ракетостроительной инфраструктуры фактически отказались от дальнейшего сотрудничества и начали размещать заказы исключительно среди российских компаний.

    Аналогичная ситуация и в отношении Государственной акционерной холдинговой компании «Артем» (Киев), которая до недавнего времени занимала значительное место на российском рынке ракет класса «воздух—воздух» для истребителей. Но сейчас началось производство более современных ракет Р-77, выпуск которых предусматривается исключительно российскими компаниями с полным закрытым циклом.

    Вместе с тем РФ остается одним из важнейших украинских партнеров. Во всяком случае сегодня российские вертолеты серий «Ми» и «Ка» продолжают комплектоваться двигателями от ОАО «Мотор Сич». Газовыми турбинами ГП «Научно-производственный комплекс газотурбостроения» «Зоря—Машпроект» (Николаев) оснащают боевые корабли ВМФ РФ. Имеются значительные перспективы использования в интересах НАТО тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», продолжается сопровождение эксплуатации российских межконтинентальных баллистических ракет днепропетровским КБ «Южное» и т. п.

    Вышесказанное в определенной мере ставит под сомнение имидж Дмитрия Саламатина как успешного управленца в сфере ОПК Украины и военно-технического сотрудничества. Ведь перспективы ВТС с другими странами в существующих форматах имеют преимущественно краткосрочный характер и не внушают особого оптимизма на долгосрочные перспективы. Каков будет вектор и уровень его дальнейшего развития — во многом зависит от дальновидных шагов власти и качества работы ОПК страны. Все это порождает сомнения в успешности реформ в украинской армии, старт которым должен дать новый руководитель Минобороны.


    Анатолий ВАСИЛЬЕВ
    Данная статья вышла в выпуске №8 (595) 24 февраля – 1 марта 2012 г.



    Источник:    
        



    Просмотров: 376 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Февраль 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
      12345
    6789101112
    13141516171819
    20212223242526
    272829

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz