Войсками не могут руководить командиры, хорошо образованные по рыночным понятиям, но неучи в военном деле
Планировать
боевое применение высокоточных ракет, готовить данные, разрабатывать
полетные задания, пилотировать современный боевой самолет (вертолет)…
Кто сможет это сделать? Ответ очевиден: не просто офицеры с высоким
общенаучным и военно-теоретическим уровнем знаний, а профессионалы,
обладающие знаниями, умениями и навыками, достаточными для выполнения
должностных обязанностей, связанных с боевым применением самых
современных образцов вооружения и военной техники, разработанных на
основе передовых достижений науки и созданных благодаря технологиям
мирового уровня.
Требуется специальная подготовка
Военные
конфликты на рубеже XX–XXI столетий, в особенности в Персидском заливе,
на Балканах и в Афганистане, показали, что высокоточное оружие (ВТО) и
беспилотные летательные аппараты (БЛА) становились одним из факторов
достижения успеха уже в начальных периодах войн. А военно-политическое
руководство стран, обладающих ВТО и БЛА, получает одновременно и
инструмент силового давления, и дополнительную неядерную составляющую в
системе стратегического сдерживания потенциального противника.
Работы
по созданию перспективных образцов ВВТ нового поколения ведутся с
использованием современных информационных технологий. Для эффективной
реализации боевых свойств высокоточных средств поражения предусмотрено
комплексирование и информационно-техническое их сопряжение с
перспективными средствами разведки, РЭБ и автоматизированного управления
войсками. При этом образуются боевые системы с ВТО, функционирующие в
режиме реального времени. В целом кардинально изменяется характер
огневого поражения противника, а значит, и содержание вооруженного
противоборства
Все задачи боевого применения и эксплуатации ВТО и
БЛА сегодня решаются с помощью нескольких взаимодействующих систем
автоматизации. Наряду с автоматизированными системами управления это
комплексы планирования боевого применения сил с ВТО и БЛА, подготовки
данных и формирования боевых заданий для носителей ВВС, пусковых систем
ВМФ и Сухопутных войск, расчета полетных заданий ВТО и БЛА.
Автоматизируется все большее количество расчетных, моделирующих и
прогнозных задач. Этим в первую очередь вызвана необходимость глубоких
изменений в системе профессиональной подготовки персонала органов
военного управления (ОВУ) и частей боевого применения ВТО и БЛА.
Вышесказанное
подтверждается опытом боевых действий ВС США и НАТО последних
десятилетий. Реализация высокого потенциала ВТО в полном объеме была
обусловлена квалификацией должностных лиц органов управления войсками и
оружием. Для эффективного использования информационных технологий на
всех этапах подготовки ВТО и БЛА к боевому применению потребовалось
привлечение специалистов по информатике, геоинформатике, вычислительной
технике и дешифровщиков.
Таким образом, командующие, командиры,
офицеры штабов обязаны владеть теорией, обладать опытом планирования
применения и управления высокоточными ударными средствами. Также им
необходимы устойчивые знания информационных технологий, твердые умения и
навыки использования специального программного обеспечения (СПО)
разнородных автоматизированных систем.
А сложность и
технологичность современных высокоточных систем поражения, разведки,
РЭБ, управления и связи требуют наличия специальной системы подготовки
высококлассных специалистов, способных решать все задачи по эксплуатации
и боевому применению сил и средств ВТО воздушного, морского и наземного
базирования. И эта система должна быть составной частью перспективной
системы подготовки офицерских кадров для ВС РФ нового облика, а ее
программы, методические и учебные средства соответствовать параметрам,
установленным Министерством образования и науки РФ для вузов МО РФ.
Этапы получения образования
С
1 сентября 2011 года в Вооруженных Силах России начат процесс перевода
системы базового военного образования, как и всей высшей школы страны,
на трехуровневую систему обучения – бакалавриат, специалитет,
магистратура. Вводится также программа дополнительного профессионального
образования (ДПО) офицерского состава в течение всей военной службы.
Подготовку
офицерский состав будет получать в трех военных учебно-научных центрах
(ВУНЦ) видов ВС РФ, Военной академии Генерального штаба ВС РФ, пяти
военных академиях родов войск, одном военном университете и 15 их
филиалах. Базовая подготовка офицеров всех специальностей для назначения
на первичные офицерские должности будет осуществляться по 10
федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) третьего
поколения высшего профессионального образования в течение четырех лет по
программам бакалавриата с присвоением квалификации (степени)
«Бакалавр». По ряду военно-учетных технических специальностей
(эксплуатация и применение особо сложной военной техники и вооружения
РВСН, ВКО, ядерных силовых установок, перспективных
воздушно-космических, гиперзвуковых систем, ВТО, разведки и РЭБ и др.)
обучение будет вестись в течение пяти лет по программам специалитета с
присвоением квалификации (степени) «Дипломированный специалист».
Первичную
базовую подготовку по некоторым высокотехнологичным специальностям
(эксплуатация ракетной техники, картография, вычислительные системы,
инженеры-программисты, геоинформатика) будущие офицеры приобретут и в
ведущих гражданских высших учебных заведениях (МГТУ, МИФИ, МАИ, МИРЭА,
МИГАИК) с последующей специализацией в вузах МО РФ.
Базовая
подготовка старших и высших командных кадров армии и флота в новой
системе военного образования станет осуществляться по одному
общегосударственному стандарту (управление персоналом). Срок обучения –
два года по программе магистратуры. Стандарт включает единые для всех
офицеров командного профиля базовые дисциплины в Военной академии
Генерального штаба, военных учебно-научных центрах – военных академиях
видов ВС и академиях родов войск ВС РФ. В основном это правовые,
экономические вопросы военного строительства и управления (в первую
очередь управления повседневной деятельностью соединений и частей),
теория и история военного искусства. Завершится данная ступень военного
образования присвоением квалификации (степени) «Магистр».
Предполагается,
что в системе непрерывной профессиональной подготовки офицерского
состава ВС РФ в течение всего периода службы каждому служебному
повышению офицера теперь будет предшествовать обучение в ведомственном
вузе. Это курсы, специализированные для каждой должности по составу и
объему дисциплин, по продолжительности учебы (кратковременные или более
полные с изучением дисциплин в других сферах знаний). Дополнительное
профессиональное образование призвано стать действенным стимулом и
обязательным условием успешной карьеры всех офицеров, включая
претендентов на высокие должности командиров соединений, командующих
объединениями видов ВС РФ, флотов, военных округов и их заместителей.
Дополнительная
профессиональная подготовка кандидатов для назначения на должности в
ОВУ тактического звена будет проводиться в военных учебно-научных
центрах – военных академиях видов и родов войск ВС РФ. Учеба на Высших
академических курсах Военной академии ГШ ВС РФ по специальности
«Национальная безопасность и оборона государства» станет обязательной
перед назначением на должности в ОВУ оперативного,
оперативно-стратегического и стратегического звеньев управления.
Три уровня
Анализируя
перспективную систему профессионального обучения офицерского состава,
можно определить место специальной системы подготовки должностных лиц
ОВУ, разведки, РЭБ, частей боевого применения ВТО к использованию
высокоточных средств поражения в операциях (боевых действиях) на каждом
уровне высшего профессионального образования.
На первом уровне
(бакалавриат) учебные программы подготовки офицеров для эксплуатации и
боевого применения высокоточных систем поражения (по некоторым
специальностям и на втором уровне – специалитет) должны содержать теорию
применения современных и перспективных ударных, разведывательных
комплексов, средств РЭБ. Здесь речь об офицерах стартовых расчетов
ракетных комплексов, авиационных экипажей, применяющих ВТО, офицерах
пунктов подготовки полетных заданий (специалистах по картографии и
геоинформатике, инженерах-программистах, специалистах по сопровождению и
тестированию программного обеспечения и др.), а также подразделений
технического обеспечения ракетных комплексов воздушного, морского и
наземного базирования, авиационных разведывательных систем и комплексов
РЭБ.
Таким образом, сделаем следующие выводы.
Первый. На
этапах получения базового высшего профессионального образования и в ходе
дополнительной профессиональной подготовки для замещения вышестоящих
должностей офицеров не будут обучать вопросам планирования боевого
применения ударных, разведывательных комплексов, средств РЭБ.
Второй.
Планирование применения ударных, разведывательных комплексов, средств
РЭБ – функция ОВУ оперативного, оперативно-стратегического и
стратегического уровней управления. Должности в них подлежат замещению
офицерами оперативно-стратегической и оперативно-тактической
специальности с высокой квалификацией и практическим опытом управления
войсками (силами).
Третий. Основные знания и умения в вопросах
планирования боевого применения и подготовки данных для разработки
полетных заданий современным и перспективным ударным, разведывательным
комплексам, средствам РЭБ офицеры должны получать на третьем уровне
высшего профессионального образования (магистратура) в военных
академиях.
Поэтому вопросы планирования и применения современных
и перспективных ударных комплексов, средств разведки и РЭБ должны найти
отражение в учебных программах тех офицеров, которые предназначены для
службы на командных и штабных должностях в ОВУ оперативного,
оперативно-стратегического и стратегического уровней. Именно они в
качестве лиц оперативных расчетов ОВУ будут осуществлять планирование
операции в целом, огневого поражения противника, боевого применения ВТО,
а также подготовку данных целеуказания и для разработки полетных
заданий ударным, разведывательным комплексам, средствам РЭБ. А умения и
навыки, необходимые для планирования боевого применения и подготовки
полетных заданий ВТО, будут приобретаться в ходе оперативной и боевой
подготовки.
Нет оснований для уверенности
Основные проблемы
обучения специалистов планированию и боевому применению современных и
перспективных высокоточных систем поражения, разведки, РЭБ, управления и
связи и возможные пути их решения могут быть сгруппированы в следующем
виде.
Первая группа – проблемы организации получения базового
образования специалистами, предназначаемыми для назначения на первичные
офицерские должности.
Вторая группа – проблемы, возникающие при получении офицерами третьего уровня базового образования (магистратура).
Третья
группа – проблемы, возникающие при повышении профессионального уровня
должностных лиц ОВУ в ходе оперативной и боевой подготовки войск.
Проблемы
первой группы. Статс-секретарь – заместитель министра обороны
Российской Федерации Н. А. Панков указал на главное отличие
реформированной системы военного образования России и обучения по новым
федеральным государственным образовательным стандартам –
фундаментальность общенаучной и военно-профессиональной подготовки. В
Вооруженных Силах России лейтенант, прибыв в войска, в отличие от
зарубежных коллег способен сразу выполнять обязанности по должности в
полном объеме.
Другая отличительная черта подготовки российских
офицеров – универсальность. Выпускник будет способен выполнять
обязанности не только по первичной специальности. Объем полученных в
вузе знаний, умений и навыков позволит ему быстро освоить родственные
воинские специальности и исполнять обязанности по вышестоящим должностям
до уровня командира батальона без дополнительной подготовки.
Многолетняя
служба авторов статьи на различных должностях в войсках и штабах не
дает оснований для подобной уверенности. Ввод в строй молодых офицеров и
подготовка офицеров для назначения на вышестоящие должности никогда не
были простыми задачами. Кто-то из выпускников, может быть, и будет
способен командовать сразу ротой или даже батальоном (самая буйная
фантазия не позволяет говорить о способности командования авиационной
эскадрильей или подводной лодкой). Но молодые военные таланты всегда
появлялись в лихие времена, когда лейтенанты-выпускники вынуждены были
командовать, обучаясь на крови. Не каждый справлялся с подобным
экзаменом. И цена такого обучения молодых командиров – погибшие в боях и
бойцы, и сами командиры.
А вот планировать боевое применение
высокоточных ракет, готовить данные, разрабатывать полетные задания,
пилотировать современный боевой самолет (вертолет) смогут офицеры не
просто с высоким общенаучным и военно-теоретическим уровнем знаний, а
имеющие знания, умения и навыки, достаточные для выполнения должностных
обязанностей, связанных с боевым применением самой передовой военной
техники и вооружения, созданных на основе достижений науки и техники
мирового уровня.
Поэтому для достижения такого уровня знаний,
умений и навыков выпускников вузов необходимо уже сейчас предусмотреть
проведение комплекса организационных мероприятий:
четко определить
перечень вузов по видам и родам войск ВС РФ, ответственных за подготовку
специалистов по применению такого класса оружия, как ВТО, так как есть
обоснованные опасения, что в горячке коренных структурных изменений
системы военного образования (сокращений, объединений, перемещений,
перепрофилирования, оптимизации вузов, принятия взаимоисключающих
решений, например по ВУНЦ ВВС) было не до этого;
включить в перечни
профессиональных компетенций выпускников профильных вузов знания, умения
и навыки по боевому применению и эксплуатации конкретных классов и
типов ВТО;
предусмотреть целевое уточнение содержания направлений,
профилей подготовки и специальностей офицеров – выпускников профильных
вузов (в том числе и гражданских) по подготовке специалистов для
применения ВТО, а также предъявляемых к ним квалификационных требований;
оснастить вузы, ответственные за подготовку специалистов по
эксплуатации и боевому применению высокоточных средств поражения,
разведки, РЭБ, управления и связи, новейшими образцами высокоточных
средств поражения, другого вооружения и военной техники, современной
учебно-материальной и лабораторной базой;
внедрить передовые
обучающие технологии и современные компьютеризированные обучающие
системы, позволяющие совместить передовую модель обучения –
программированное обучение с достижениями современных информационных
технологий;
организовать ежегодные четырехнедельные учебные сборы по
повышению профессионального уровня преподавателей профильных вузов на
базе соединений и частей, вооруженных ВТО воздушного, морского,
наземного базирования, и предприятий военно-промышленного комплекса;
предусмотреть
учебными программами проведение ежегодной войсковой стажировки
курсантов в соединениях и частях, имеющих на вооружении высокоточные
средства поражения и средства разведки, длительностью четыре-шесть
недель, приравняв защиту выполнения плана стажировки к курсовому
экзамену.
Проблемы второй группы ожидаются при получении третьего
уровня базового образования (магистр) офицерами, предназначенными для
назначения на руководящие и штабные должности в ОВУ или при получении
дополнительного профессионального образования при назначении на
вышестоящую должность. Главная из них вызывается установленным в учебных
программах военных академий соотношением объемов базовой и специальной
подготовки, равным 80 и 20 процентам соответственно.
Важность для
практической деятельности командующих, командиров и офицеров штабов
учебных дисциплин, названных базовыми (правовые и экономические вопросы
военного строительства, управление повседневной деятельностью войск и
др.), не отрицается никем. Но базовыми и системообразующими элементами
для профессионального становления и деятельности командиров и других
офицеров – организаторов и руководителей боя, сражения или операции
является умение принимать решения на бой (операцию), планировать их
проведение и огневое поражение противника с применением современных
систем оружия, управлять войсками на войне, а не в мирное время.
Окончание следует.
Александр Цымбалов,
ведущий специалист ЗАО «НПО «Мобильные информационные системы», генерал-майор, кандидат военных наук, профессор
Богдан Казарьян,
начальник НИО ЗАО «НПО «Мобильные информационные системы», полковник, кандидат военных наук
Опубликовано в выпуске № 12 (429) за 28 марта 2012 года