Украина и ЕвроПРО: однозначный удар по России
11.04.2012 10:03
Автор: Дмитрий Тымчук, "Хвиля"
Мы уже отмечали, что призыв НАТО к Украине определиться с позицией
относительно развертывания системы противоракетной обороны (ПРО) в
Европе поставило Киев в весьма непростую ситуацию. В частности,
фактическое сближение Украины с НАТО, постоянные заявления украинского
руководства о разделении взглядов Запада на проблему укрепления
трансатлантической безопасности, активное участие в операциях Альянса
повлекло за собой неизбежное.
А именно - НАТО ставит вопрос, исходя из бесчисленных уверений Киева, прозвучавших за последнее время:
раз Украина так спешит «помочь» Альянсу в «деле укрепления
международной безопасности», милости просим в самый актуальный на
сегодня для Запада проект в этой сфере - ЕвроПРО. Участие в нем - это и
есть практическая реализация всех тех намерений и громких заявлений,
которые делала и делает команда Януковича с ним во главе, «развивая»
сотрудничество с НАТО. В то же время, первый же шаг Украины в сторону
ПРО будет и первым шагом к беспрецедентному противостоянию с Россией. Однако остается открытым вопрос, какое именно место и роль предлагается Украине в ПРО в планах США и НАТО.
Изначально, когда еще Ющенко поднимал вопрос о возможном участии
Киева в построении этой системы в Европе под эгидой Вашингтона (имеется в
виду третий позиционный район ПРО США), в Киеве вспоминали о двух
станциях системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) времен СССР,
расположенных в Украине, - в частности, под Мукачево и Севастополем.
Более того: в 2009 году пресс-служба Пентагона, комментируя упомянутое
заявление заместителя министра обороны США Александра Вершбоу, уточнила,
что трактовка СМИ слов замминистра минобороны США в том плане что,
дескать, в Украине американцы разместят свои ракеты, в корне
неправильна. Во-первых, речь идет о радиолокационных станциях.
Во-вторых, американцы ничего на украинской территории размещать якобы не
собираются, имеется в виду использование украинских объектов в
интересах ПРО. То есть смысл состоит в следующем: отвергая саму
возможность размещения американцами каких либо своих объектов на
территории Украины, допускалась возможность работы украинских РЛС в
интересах западной ПРО.
Напомним вкратце предысторию. РЛС типа «Днепр-М», находящиеся на
территории Украины, до февраля 2009 года действовали в интересах
российских космических войск, после чего соответствующее
украино-российское соглашение было денонсировано (в настоящее время
Россия развертывает на своей территории новые и куда более эффективные
РЛС "Воронеж" с целью формирования замкнутого радиолокационного поля
предупреждения о ракетном нападении). Указанные РЛС - так называемого
загоризонтного обнаружения ракетного нападения, входившие в советские
времена в общесоюзную систему. Это РЛС «Николаев» на мысе Херсонес в
Крыму и РЛС «Берегово» под Мукачево в Закарпатье. Станции были призваны
отслеживать пуски ракет противника еще на его территории, чтобы дать
возможность Войскам противовоздушной обороны отразить удар. А Ракетным
войскам стратегического назначения (РВСН) еще до момента, когда ракеты
противника достигнут нашей территории, - нанести «удар возмездия». Во
времена СССР подобные станции опоясывали по периметру практически весь
Союз, давая информацию о возможной ракетной атаке из любого региона
земного шара. Всего в СССР было построено 8 отдельных радиотехнических
узлов СПРН, включавших одну или несколько РЛС типа «Днепр», «Днестр»,
«Дон», «Дунай», «Волга» и «Дарьял». Причем только три - под Москвой,
Оленегорском и Иркутском - на территории России. После распада Союза
другие станции оказались в Латвии («Днестр/Днепр» и «Дарьял»), Украине
(«Днепр»), Белоруссии («Волга»), Азербайджане («Дарьял») и Казахстане
(также «Днепр»). Информация с этих станций передавалась на центральный
командный пункт (ЦКП) ракетно-космической обороны, который размещается в
подмосковном Солнечногорске.
С одной стороны, украинские РЛС давно устарели, хотя до недавнего
времени в мире было трудно найти более мощные аналоги. Например, во
время войны в Персидском заливе именно севастопольская РЛС первой
обнаружила пуски иракских баллистических ракет 9К72 («Скад»). Эта же
станция обнаружила и единственный пуск БР «Иерихон» на испытаниях в
Израиле. Вообще же она следит за территорией Турции, Саудовской Аравии,
Израиля и части Ирана. Мукачевская же РЛС зондирует пространство
Юго-Восточной Европы до африканского побережья. Вместе они контролируют
бассейн Черного и Средиземного морей. Таким образом, если учитывать
задекларированное Пентагоном назначение системы глобальной ПРО, при
присоединении к ней Украины Мукачевская РЛС теряла бы смысл, поскольку
может следить только за Европой, а «ливийская угроза» потеряла
актуальность. А Севастопольская РЛС хоть и следит за теми державами,
которые значатся у США в списке «стран-террористов», но не может
работать против России. Что, очевидно, едва ли удовлетворяло бы
Вашингтон.
Национальное космическое агентство Украины после «отключения» России
заявило, что РЛС продолжают работать в интересах космического ведомства и
Украины в целом. Генеральный директор Национального космического
агентства Александр Зинченко тогда заявил, что не является сторонником
закрытия этих объектов. «Опыт показывает, что оборудование, созданное
для нужд обороны, может успешно использоваться в других целях», - сказал
он. И уточнил, что Украина разрабатывает стратегию применения станций
до 2015 года по двум направлениям: на внутреннем и на внешнем - в рамках
международного сотрудничества. Также якобы отрабатывается программа
модернизации узлов для обеспечения возможности их эксплуатации до 2020
года (хотя вскоре было заявлено о решении разобрать обе станции в
течение ближайших нескольких лет, а воинские части обслуживания станций
начали расформировываться). Тогда же было заявлено, что в последующие
годы Украина готовит введение в строй нового комплекса СПРН, созданного с
применением новых технологических решений, но с тех пор о попытках
реализовать эти грандиозные планы ровным счетом ничего не слышно.
В нынешних предложениях по ПРО Киев слышит уже совсем иные
предложения. Как заявил в конце прошлого года директор программы
контроля за вооружениями Brookings Institution и экс-посол США в Украине
Стивен Пайфер, «украинские аэрокосмические технологии могли бы быть
интересны для системы ПРО, а украинская система противовоздушной обороны
могла бы имитировать иранские ракеты во время учений».
Таким образом, если верить господину Пайферу, «украинская система
противовоздушной обороны могла бы имитировать иранские ракеты во время
учений». В свое время мы достаточно тщательно анализировали это предложение американской стороны,
учитывая иранские ракетные программы - как реализуемые, так и
находящиеся в разработке. Наш вывод состоял в том, что между стоящими на
вооружении украинских (да и любых других в мире) ПВО комплексами
противовоздушной обороны и иранскими ракетами разница существенна. Это
ясно уже из их предназначения, поскольку одни созданы для поражения
воздушных целей, другие - для поражения наземных объектов.
Правда, теоретически хоть ракеты ПВО и весьма отличаются от
баллистических ракет, но для отработки противодействия и по тем, и
другим, на активном участке траектории, после старта, применимы
одинаковые алгоритмы - в частности, при схожести массо-габаритных
характеристик ракет. Однако неужели у США и их европейских союзников нет
более подходящих «мишеней» - например, устаревших баллистических ракет,
- которые куда более реально могли бы сымитировать иранские ракеты?
Зачем Западу нужно участие именно украинских ПВО в его военных
инициативах?
Ответ мы видим в том, что украинские ПВО оснащены теми же
комплексами, которые составляют костяк ПВО России. Более того: система и
методика подготовки личного состава войск ПВО, алгоритмы применения,
даже образ мышления командного состава и схемы принятия решений «растут»
из одной советской школы. К этому можно добавить тот факт, что Украина
еще в феврале 1995 года присоединилась к соглашению об Объединенной ПВО
СНГ (причем, только в части военно-технического сотрудничества,
осуществляя партнерские связи с Россией в этой сфере на двусторонней
основе). Для наших военных сотрудничество в рамках СНГ и на двусторонней
основе - с РФ, является отличной возможностью поддерживать
боеготовность своих частей и подразделений ПВО. Что на фоне
перманентного критического недофинансирования Вооруженных сил Украины
крайне важно для поддержания обороноспособности страны. Более того: в
условиях, когда с сокращением ВС Украины и катастрофическим устареванием
их вооружений и военной техники практически целые направления и области
в стране становятся не прикрытыми ПВО, это сотрудничество можно
расценивать как жизненно необходимое. Вместе с тем, происходит активный
обмен опытом с российскими коллегами. Учтя все это, мы предложили вывод:
участие украинских пэвэошников в учениях позволяет НАТО получить
довольно точную имитацию действия по подавлению и «обходу» российской
ПВО в случае необходимости. Подобная версия выглядит наиболее
правдоподобной.
Таким образом, для Киева в плане отношения Москвы не принципиально, в
каком «техническом» формате он может принять участие в ПРО. Ведь, как
видим, любой разговор о каком бы то ни было участии Украины в ЕвроПРО в
итоге приводит к однозначному удару по интересам России. Остается ждать,
как будет выкручиваться из данной ситуации нынешнее украинское
руководство - судя по всему, возможностей и далее играть в
«многовекторность» у него нет. Пришло время определяться.
P.S. В
плане развития диалога по ПРО между Россией и США Вашингтон делает
интересные шаги. Так, в качестве последнего на сегодня предложения о
готовности дать гарантии ненаправленности противоракетной обороны против
России сообщила спецпредставитель США по вопросам стратегической стабильности Элен Таушер.
Она отметила, что документ откроет «путь к практическому
сотрудничеству» двух стран в области ПРО. Кроме того, США будут
содействовать тому, чтобы НАТО дала аналогичные обещания в рамках
политического формата сотрудничества между Россией и НАТО в области ПРО.
Таушер заявила, что Америка не намерена соглашаться с каким-либо
ограничениями по системе обороны, однако, сотрудничая с США и альянсом,
Россия сможет убедиться, что ПРО создается не с целью подрыва ее
безопасности. США считают, что тесное сотрудничество России с США и с
НАТО - самая лучшая и надежная гарантия того, что элементы ПРО в Европе
не подрывают российскую систему стратегического сдерживания. Такое
сотрудничество даст России возможность самой убедиться в том, что
система ПРО создана для защиты от ракет с Ближнего Востока, а не с целью
подрыва российского стратегического потенциала ядерного сдерживания.
По сути такое «предложение гарантий» означает их практическое
отсутствие и попытку перевода переговоров со стороны США в плоскость
рассуждений о «вечной дружбе». Не думается, что Москва поведется на
такой откровенный внешнеполитический «развод».
Автор - руководитель Центра военно-политических исследований
Источник:
|