Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Пятница, 29.03.2024, 04:19
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2012 » Май » 31 » Стрелы нашего Генштаба
    Стрелы нашего Генштаба
    14:43


    24.05.2012

    Стрелы нашего Генштаба

    Есть ли шансы на успех у «реформаторов» украинской армии?


    Начальник Генерального штаба генерал-лейтенант
    Владимир Замана

    Вооруженные силы страны в этом году вступили в очередной этап своего перманентного реформирования. Он обусловлен как всегда не настоятельной необходимостью спасать украинскую армию от развала, а преимущественно очередной сменой руководства Минобороны и Генерального штаба.

    Министру некогда?

    По единодушному мнению аналитиков, министр обороны Дмитрий Саламатин на своем новом посту не только дал импульс вопросам переоснащения армии современными образцами вооружения и военной техники, но и продолжает активно продвигать и развивать проекты в сфере ОПК и ВТС, которые были «запущены» им на предыдущих должностях.

    При этом министру нужно заниматься как военно-техническими, так и другими направлениями, в том числе и «человеческим фактором», который, к сожалению, заслонен вопросами «железа».

    А поскольку лично все не охватишь, приходится делегировать полномочия членам своей команды и доверять им руководство теми или иными направлениями работы, до которых или собственные руки просто не доходят, или лично вникать не хочется.

    И тут встает следующая проблема: не имея в своей кадровой обойме полноценного военного кабинета из числа людей осведомленных, Дмитрий Альбертович вынужден воспользоваться «наследством» из военных кадров, которые ему достались от предшественников. И первыми в списке таковых оказались персоны, пришедшие недавно к руководству Генеральным штабом ВС. Уже сейчас можно предположить, что именно с этой стороны министру обороны следует ожидать «мины замедленного действия», настолько активно ими развернута деятельность в «правильных направлениях».

    К сожалению, министр обороны не озаботился вопросом создания системы сдержек и противовесов информационному монополизму руководства Генштаба и поневоле оказался заложником у этих людей.

    Было бы также неверным не упомянуть и о личном примере некоторых руководителей Минобороны на предмет того, как «правильно жить». Вот объясните, зачем министру и его заместителю нужно ездить на работу в сопровождении машины с вооруженной охраной? Заметим, что официально их охрана не предусмотрена, да и телохранители эти (впрочем, как и автомобили кортежа) явно не из Минобороны.

    Возникает вопрос: какую нужно иметь зарплату первым лицам министерства, чтобы оплачивать работу личных водителей, телохранителей, содержать далеко не самые дешевые автомобили и т. п.? При этом с высоких трибун утверждается, что «мы изменим жизнь Вооруженных сил к лучшему». А тем временем личная охрана упомянутых чиновников в ожидании своих шефов слоняется по территории министерства с демонстративно торчащими из-под пиджаков пистолетами. Неужели действительно требуется принимать такие меры личной безопасности, в том числе на территории родного ведомства?

    Повторяя ошибки россиян

    Давайте вернемся к Генеральному штабу, «на откуп» которому отдано большинство вопросов, связанных с повседневной деятельностью и будущим ВС. Чем бы наша армия ни занималась, все ее успехи и неудачи напрямую зависят от человеческого фактора. Как справедливо замечали многие великие полководцы, военачальники могут рисовать на картах большие красивые стрелы, но несут эти стрелы на своих плечах командиры среднего и младшего звена, а воплощают в жизнь рядовые пехотинцы, танкисты, летчики и т. п. Те полководцы, которые не на словах, а на деле учитывали роль этого фактора, одерживали победы, а кто пренебрегал им — запечатлены в истории как побежденные.

    А что делает наш Генштаб для обеспечения поддержки своих реформ со стороны воинских коллективов? Ведь в контексте будущих огромных сокращений и прочих преобразований работа с людьми должна выйти на первое место.

    Увы, многие нужные вопросы морально-психологического обеспечения реализуются «современными и продвинутыми» руководителями с точностью до наоборот. И примеры этого более чем красноречивы.

    Чем можно объяснить идею начальника Генштаба генерала В. Заманы, что нам уже не нужны военные праздники? В итоге Генштабом готовится проект документа об отмене внутриведомственных праздников. Но ведь совсем нелишне в какой-либо из таких дней сказать «спасибо» за службу специалисту, скажем, инженерных войск или структур воспитательной работы, вручить знак отличия и завершить все это офицерским балом с участием жен. Можно, конечно, объединить какие-то дни: 35, наверное, действительно многовато. Но зачем отменять все сразу?

    Видимо, новое руководство менее всего озабочено вопросами сохранения офицерского корпуса как основы армии. Намерение уменьшить в процентном отношении количество офицеров, а также сократить число должностей старших офицеров не должно лишить молодых офицеров перспективы получить достойное звание.

    Наши реформаторы очень любят ссылаться на опыт России и стран НАТО, часто бездумно применяя его в наших условиях. Потом же получается, что и копировать-то по сути было нечего. Взять то же уменьшение офицерского состава в общей численности военнослужащих. Естественно, обосновывают такую необходимость опытом наших ближних соседей.

    Но, как оказывается, в российской армии свыше пяти тысяч сержантских должностей планируют опять перевести в офицерские категории. Во всяком случае именно такая информация распространена несколько дней назад агентством «Интерфакс». Как сказано в сообщении, «в Генштабе совместно с главным управлением кадров Минобороны прорабатывается вопрос о переводе целого ряда сержантских должностей в категорию офицерских. На эти первичные командные должности будут назначаться выпускники военно-учебных заведений, а также те молодые офицеры, которые уже сейчас служат на сержантских должностях. Общая численность сержантских должностей, которые будут переведены в офицерские, составляет более пяти тысяч».

    Это означает, что Генштаб России признал ошибочным перевод в 2009 г. первичных офицерских должностей в звене взвод—батальон, а также в структурах обеспечения в категорию сержантских.

    От хорошей ли жизни это произошло? Как оказалось, в частях российской армии в последние годы некому стало поддерживать в боеготовности боевую технику. Вместо сокращенных офицеров на соответствующих технических должностях находились не только военнослужащие-контрактники, но и обычные сержанты срочной службы. Во многих случаях они просто не имели ни соответствующего образования, ни опыта эксплуатации вооружения. Интересно, наш Генштаб также хочет вначале избавиться от значительной части офицеров под благовидным предлогом, а затем признать ошибочность своих шагов? Но ведь офицерские кадры мы уже потеряем...

    Кстати, пришло время вспомнить и о вопросах отдыха и лечения военнослужащих, ветеранов ВС и членов их семей. Увы, в проекте основополагающего документа по реформированию ВС на очередную пятилетку вся реформа военной медицины сведена к двум важным решениям: многие военные госпитали передать в сферу гражданской медицины, а военные санатории преобразовать и придать им статус государственных предприятий.

    Подобный эксперимент мы уже проходили: военный санаторий в Саках стал госпредприятием Минобороны. Но в итоге военнослужащие в него попасть уже не могут. Изменились формы хозяйствования, другие составляющие его деятельности, и Антимонопольный комитет признал, что цены на путевки туда явно завышены, не соответствуют уровню цен в другие здравницы региона. Следовательно, закупать путевки для военных туда нельзя, так как это — неэффективное использование бюджетных средств.

    Неужели денежные ручьи от военных санаториев не дают покоя и вновь пришедшим руководителям военного ведомства? А раз нет госпиталей и военных санаториев — то нет и проблем со здоровьем военнослужащих. Приказано не болеть!

    Заметим, именно новый начальник Генштаба вышел с инициативой существенно уменьшить количество военных оркестров. Неужели он искренне верит, что такая мера позволит ему решить проблему сокращения армии? А как же вопрос поднятия боевого духа своих подчиненных средствами военно-музыкального искусства? Или теперь милицейские оркестры заменят военных на площадях городов в День Победы и во время других праздников?

    В погоне за цифрами сокращений досталось и военным вузам. Начальник Генштаба озвучил «гениальную» идею: юристов, медиков, финансистов и других гуманитарных специалистов будем готовить в гражданских институтах. Видимо, опираясь на собственный опыт командира полка, когда его гражданская жена была у него же начальником финансовой службы, не имея военного образования. Но тот единичный случай частного успеха пятнадцатилетней давности совсем не означает, что его можно массово распространить на все Вооруженные силы.

    Кстати, а как понимать декларацию разработчиков Концепции реформирования ВС, утверждающих, что денежное довольствие военнослужащих будет повышено чуть ли не в три раза? За счет чего? Понимает ли начальник Генштаба, что такие зарплаты при нынешнем бюджете реальны лишь при численности армии в 30—40 тыс. чел.? А куда деть остальные пять шестых ее нынешней численности? Правильно, выгнать за ненадобностью «на гражданку»... Если не всех сразу, то по частям, оставив к 2017 г. около 100 тыс. чел., а потом продолжить сокращение еще. Но разве угроз и вызовов нашей стране стало настолько меньше?

    Неужели военные столь наивны, чтобы верить популистским лозунгам о трехкратном повышении зарплаты? А раз у них хватает ума не верить этому, то, уважаемый товарищ начальник Генштаба, они не будут доверять вам и во всем остальном. А без веры и доверия вы никогда, образно говоря, не поднимете людей в атаку... Но даже если пули и не свистят, на кого вы собираетесь опираться? На заместителей, адъютантов и помощников?

    Сейчас имеет место очередная попытка уничтожения и структур воспитательной работы. В погоне за «стандартами НАТО» предложена структура Генштаба, при которой «инженеры человеческих душ» окажутся в подчинении кадровиков. Напомним, нечто подобное уже пытался сделать Анатолий Гриценко. Кончился этот прожект весьма показательно: вышел указ президента, который обязал Минобороны восстановить структуры по работе с личным составом и повысить их статус.

    Кстати, действие того нормативно-правового акта никто не отменял. Проинформирован ли нынешний президент — Верховный главнокомандующий ВС Украины, что его подчиненный, начальник Генерального штаба со своей командой позволяет себе вольность — сознательно идти на изменение решения главы государства? Что делают с генералами в таких случаях в других странах?

    Риски для президента

    Великий военный мыслитель генерал Клаузевиц справедливо утверждал, что в бою основной задачей является не уничтожение войск противника, а уничтожение их духа. Как оказалось, моральный дух своей армии могут уничтожить свои же военачальники, причем в мирное время.

    Достаточно почитать мемуары великих полководцев, чтобы понять, что своими успехами они во многом обязаны моральному духу подчиненных.

    О важности морального духа военнослужащих свидетельствует и то, что это единственная составляющая боевого потенциала воинского формирования, с помощью которой высокий уровень боеспособности подразделения сохраняется даже в случае потери половины личного состава. И наоборот, низкий моральный дух военнослужащих приводит к снижению боеспособности в бою даже при незначительных потерях. Вспомним Наполеона, который считал, что на три четверти победа зависит от морального духа и только на одну четверть — от материальных средств.

    Можно приводить много соответствующих исторических примеров. Заслуживает внимания период царствования горе-реформатора императора Павла I. Он, совершенно не понимая, что такое моральный дух и каково его значение для армии, проведение военной реформы превратил в устроение почти математического» порядка, отдав все внимание военной технике, дополнением к которой и стали люди и «стандартизированная» тактика. Не собираемся ли мы ввести нечто подобное сейчас?

    Увы, вынуждены констатировать, что руководство Генштаба решило в очередной раз изобрести велосипед, пытаясь осуществить реформу ВС лишь голым администрированием, абсолютно не учитывая важность мотивации для людей — претворять планы в жизнь.

    Как ни странно, первым в списке тех, на кого распространятся риски от реализации прожектов Генштаба, будет президент страны. Осознает ли Виктор Янукович это? Есть ли в его команде профессионалы, понимающие процессы, которые происходят за забором военного ведомства?

    Далее под угрозой оказываются сами военнослужащие, ибо на их благополучие (профессиональное, личное и т. п.) и будут направлены реформы. А сможет ли страна в результате таких «реформ с человеческим лицом» повысить уровень своей безопасности в военной сфере?

    Я далек от мысли, что данная публикация способна что-то изменить в сознании некоторых руководителей. Но в любом случае страна должна знать своих «героев», а военнослужащие — тех, кто желает такими вот методами «улучшить» им прохождение службы...


    Василий ЛАВРОВ
    Данная статья вышла в выпуске №21 (607) 25 – 31 мая 2012 г.



    Источник:   
         



    Просмотров: 398 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Май 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
     123456
    78910111213
    14151617181920
    21222324252627
    28293031

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz