Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 25.04.2024, 03:01
| RSS
Безопасность
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Статистика

    Главная » 2012 » Июнь » 14 » Какими будут Вооруженные Силы в перспективе?
    Какими будут Вооруженные Силы в перспективе?
    16:07

    Какими будут Вооруженные Силы в перспективе?

    Это зависит от офицеров, которых они получат сегодня и завтра

    // Махмут Гареев, Анатолий Куликов, Игорь Муравлянников, Владимир Останков

    На очередном заседании Клуба военачальников Российской Федерации обсуждалась непростая ситуация, сложившаяся в сфере военной науки и военного образования. Во вступительном слове президент клуба генерал армии Анатолий Сергеевич Куликов особо подчеркнул, что главная задача собравшихся – выработка рационального, разумного подхода к решению проблемы.

    Не огульная критика, а конкретика

    В последнее время состояние военно-научной работы в Вооруженных Силах, в других силовых структурах, имеющих отношение к обороне страны, вызывает серьезную озабоченность у многих представителей военной общественности.

    Не утрачены ли кадры?

    В классическом понимании научная работа в Вооруженных Силах – это совокупность научных исследований, экспериментов, испытаний, разработок, организационных и обеспечивающих мероприятий, позволяющих на практике осуществлять научное обоснование основных направлений строительства Вооруженных Сил, оперативно-стратегическое обоснование создания и применения группировок войск и сил, формирование и реализацию требований к системам и образцам вооружения, военной техники, решать другие научно-практические задачи в интересах Вооруженных Сил.


    Коллаж Андрея Седых

    До недавнего времени военно-научный комплекс представлял собой совокупность органов военного управления научной работой, заказчиков научной продукции, а также научно-исследовательские организации Министерства обороны России, непосредственно выполняющие научные исследования.

    Научная работа в Вооруженных Силах всегда носила специфический характер. Ее основная направленность – развитие военной теории и практики, получение и эффективное использование новых знаний в интересах повышения боевой готовности Вооруженных Сил, обороноспособности страны в целом. Существующая ранее система управления научной работой в Вооруженных Силах была в какой-то степени разобщена между многочисленными органами военного управления различного уровня. С целью преодоления этого разобщения проведены определенные реорганизационные мероприятия. Но не утратили ли мы при этом офицерские научные кадры?

    Скоро завидовать будет нечему

    Эксперты начали говорить о возникновении проблемы сохранения научных кадров еще пять-семь лет назад. Наибольшие «потери» кадрового потенциала Вооруженных Сил происходили именно в ту пору. И едва ли не самый большой урон понесла военная наука.

    Однако примерно в то же время руководитель Департамента военного образования Министерства обороны Екатерина Геннадьевна Приезжева заявила: «Профессорско-преподавательский состав Академии имени профессора Жуковского и Гагарина находится в предпенсионном и пенсионном возрасте, что отрицательно влияет на учебный и научный процессы». Нерациональность подобного подхода к оценке кадров была очевидна уже тогда. Докторов и кандидатов наук представляли к увольнению в запас по единственному критерию – возрастному. В 45 лет увольняют подполковников, в 50 – полковников, в 55 – генералов. Независимо от научного потенциала. Но мы-то с вами знаем, что чем старше преподаватель, тем сильнее он как педагог.

    Частичное осознание допущенных просчетов вынудило руководство министерства искать пути исправления ситуации. В том числе и в части проблемы сохранения военно-научных кадров. Подготовлен проект федерального закона, согласно которому предельный возраст пребывания на военной службе офицеров и генералов увеличивается на пять лет. В основе законопроекта лежит идея сохранения на службе военных, обладающих боевым, войсковым и административным опытом, высокими управленческими знаниями и навыками. Подобный подход к решению проблемы широко поддерживают и военные специалисты, и законодатели.

    Реформа Вооруженных Сил затронула и непосредственно военное образование.

    Не секрет, что на Западе многие завидовали тому, как было поставлено военное образование в СССР. Суворовское училище, высшее военное училище, видовая академия, Академия Генерального штаба. К сожалению, сегодня мы утрачиваем эту последовательность обучения. Завидовать вскоре будет нечему. Назрела необходимость дать серьезную оценку сложившейся сегодня ситуации в военной науке и военном образовании. Не ограничиваясь при этом критикой проведенной реформы, а принимая взвешенные решения исходя из реально сложившейся на сегодня ситуации. Необходимо сформулировать конкретные рекомендации, аккумулировать лучшие предложения с тем, чтобы представить их к рассмотрению политическому руководству страны, в соответствующие министерства и ведомства, в Совет безопасности Российской Федерации.

    Анатолий Куликов,
    генерал армии, председатель Клуба военачальников РФ

    Результаты – положительные и отрицательные

    Мероприятия, проведенные под знаменем реформы армии и флота, коренным образом поменяли систему нашего военного образования и науки. Многое из сделанного может положительно повлиять на дальнейшее развитие наших Вооруженных Сил. Но и ошибок допущено немало. Закрывать на них глаза мы не имеем права. Вскрыть все просчеты, попытаться исправить положение дел, предложив руководству страны конструктивные решения, основанные на глубоком научном подходе, – серьезная задача, которая стоит перед нами.

    Каково же нынешнее состояние военно-научного комплекса Вооруженных Сил?

    Будучи диалектиками и материалистами…

    В соответствии с замыслом оптимизации структуры военно-научного комплекса, утвержденной министром обороны в марте 2010 года, созданы пять укрупненных научно-исследовательских институтов МО. Каждый из них формировался по единому направлению проведения исследований. Таким образом, все научные силы и средства оказались собраны в единых руках и все подчинено Военно-научному комитету. Руководит этими структурами начальник Генерального штаба – первый заместитель министра обороны.

    Коллаж Андрея Седых

    Кроме институтов, находящихся в ведении Военно-научного комитета, существует ряд научно-исследовательских организаций, которые подчинены непосредственно первому заместителю министра обороны. Еще один институт подчиняется начальнику материального обеспечения Министерства обороны. Ряд организаций подотчетен непосредственно высшим учебным заведениям.

    Будучи диалектиками и материалистами, мы все хорошо знакомы с азами теории познания: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике. Таков истинный путь познания. Наши же научные организации оторваны от практики, от реальной жизни в войсках и штабах. При этом уровень научной подготовки последних недостаточно высок для того, чтобы должным образом сформулировать свои проблемы. Несогласованность в действиях налицо. На три-четыре месяца мы затягиваем планирование из-за того, что не можем собрать исходные данные.

    Как бывший начальник Центра военно-стратегических исследований, я недоволен его нынешним местом расположения – в Академии Генштаба. Будучи руководителем ЦВСИ, а тогда он находился на Знаменке, я всегда был в состоянии сиюминутной готовности к контакту с начальником Генерального штаба и со всеми его замами. Все руководители подразделений ЦВСИ еженедельно присутствовали на совещаниях в ГОУ, ГОМУ, получая информацию из первоисточника. Сейчас все проходит через начальника ВАГШ. Бумага из Генерального штаба может идти две недели. Не на месте сейчас центр. В схожей ситуации оказался и Институт военной истории.

    Исключить дублирование

    Сформированная сегодня структура военно-научного комплекса уже позволяет в полном объеме решать широкий спектр задач. Это и строительство Вооруженных Сил, и разработка перспективных форм и способов вооруженной борьбы, и формирование военно-технической политики, а также государственных правил вооружения, гособоронзаказа.

    Обеспечивает современная структура и военно-научное сопровождение всех стадий жизненного цикла вооружения и специальной техники. С целью своевременного качественного решения вопроса создания компактных, мобильных, хорошо технически оснащенных Вооруженных Сил образован Научно-технический совет Министерства обороны Российской Федерации, усовершенствован порядок формирования государственного оборонного заказа в части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

    Учреждение Научно-технического совета позволило исключить дублирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Появление такой серьезной координации работы крайне важно. Экспертные группы обсуждают предложения, поданные снизу, и готовят предложение уже непосредственно для НТС. И только после полной проработки проблемы планируется научная работа. Исключение дублирования экономит ресурсы и силы, которых нам сегодня и так не хватает.

    Помимо формирования гособоронзаказа в части НИОКР в компетенцию деятельности Научно-технического совета Министерства обороны входит подготовка предложений по сбалансированному развитию систем вооружения, повышению эффективности проведения поисковых и прикладных исследований и использованию результатов полученных при этом фундаментальных прогнозов, а также по разработке единой методической основы подготовки исходных данных, необходимых для обоснования ключевых показателей государственного оборонного заказа, и ряд других вопросов.

    Чтобы узнать о ноу-хау

    Военно-научное сопровождение создания образцов вооружения и военной техники осуществляется и научно-исследовательскими подразделениями вузов. Порядок организации этого сопровождения определяется инструкцией военно-научного сопровождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, которая была введена в действие приказом Министерства обороны № 2150.

    В соответствии с планом научной работы Вооруженных Сил на 2012 год и в плановый период 2013–2014 годов вузы Министерства обороны осуществляют военно-научное сопровождение всех научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых в рамках гособоронзаказа. То есть нет ни одной работы, где бы не осуществлялось военно-научное сопровождение, – это очень и очень важно.

    Одновременно с этим Министерством обороны и, в частности, военно-научным комплексом ведется активная работа по организации взаимодействия с государственными структурами – институтами Академии наук и учреждениями высшей школы, с общественными военно-научными объединениями. Налажена межведомственная координация с ними в исследованиях в области обороны страны и безопасности государства.

    В рамках указанного взаимодействия Министерство обороны Российской Федерации совместно с заинтересованными органами исполнительной власти и предприятиями (Минпромторгом и Минобрнауки России, корпорацией «Росатом», открытым акционерным обществом «Роснано»), с Российской академией наук проработало меры, обеспечивающие повышение эффективности совместной работы научных и образовательных организаций в интересах создания перспективного вооружения и военной техники. Формируется система уполномоченных организаций, осуществляющих сбор и обработку передачи информации по результатам исследований и разработок. Ведь военные не всегда знают о существовании того или иного ноу-хау, о том, как его применить в разработке нового вооружения и военной техники. Получается, мы топчемся в одиночку на месте.

    Идет и разработка нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок взаимодействия уполномоченных организаций, федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, заинтересованных в предприятии.

    Еще одна важная проблема, решением которой занимается наша наука, – это содержание и развитие полигонно-испытательного комплекса, способного обеспечить качественное выполнение мероприятий Государственной программы вооружения.

    Провал и в количестве, и в качестве

    Каковы же предполагаемые решения поставленных перед нами задач?

    Первое – это объединение имеющих сходное направление исследований, формирование единого плана научно-исследовательской работы, направленной на обеспечение непрерывности жизненного цикла вооружения, перехода к единым стандартам испытания и унифицированному испытательному оборудованию, а также повышение эффективности сокращения сроков и стоимости испытаний вооружения и военной техники.

    Все, что удалось сделать ранее, конечно, повысило эффективность функционирования военно-научного комплекса Вооруженных Сил, но сохранился и ряд нерешенных проблем. В первую очередь это вопрос поддержания на высоком уровне научного потенциала соответствующих организаций Министерства обороны. За прошедшие несколько лет число сотрудников, трудившихся в военных вузах и имеющих ученые степени кандидата или доктора наук, сократилось на 20–25 процентов. Огульное увольнение профессорско-преподавательского состава, офицеров, достигших предельного возраста выслуги по своему воинскому званию, привело к негативным последствиям.

    Отсутствие профессуры высокого уровня сказывается на качестве не только выполняемых научно-исследовательских работ, но и подготовки научных кадров высокой квалификации. Мы дошли до того, что руководство кандидатскими диссертациями возлагается на кандидатов наук, что раньше являлось исключением. Сейчас это стало правилом. Для руководства адъюнктами не хватает докторов наук. Докторские диссертации пишутся без консультантов. Качество кандидатских и докторских диссертаций, думаю, понятно. Уровень кандидатской диссертации опустился до дипломной работы, не выше.

    Беда и в том, что ушедшие доктора и профессора не хотят возвращаться обратно. Этих людей унизили, указав им на дверь в самом расцвете сил, в возрасте, когда ученый обладает не только знаниями, но и опытом, мудростью. При этом гражданские институты берут наших ученых с большим удовольствием и платят достойную зарплату.

    Теперь что касается численности наших научных кадров. Академия Генерального штаба ежегодно набирает одного-двух человек в докторантуру и трех-четырех – в адъюнктуру. Раньше число докторантов и в Академии Генерального штаба, и в видовых академиях исчислялось десятками, плюс несколько десятков адъюнктов. То есть мы не можем готовить кадры ни количественно, ни качественно.

    Необходимо повысить уровень качественного отбора претендентов на обучение и увеличивать их число. Из 60 процентов вышедших на защиту диссертаций 40 процентов не защищаются. Там просто нечего защищать в силу плохого научного руководства.

    Корни этой проблемы, разумеется, и в низком уровне заработной платы. Особенно гражданского персонала. Но самое стыдное и позорное – это то, что с нового года офицерам-кандидатам и докторам наук не платят за ученые степени и за звания. В каком еще министерстве вы видели подобное? Оплата во всех гражданских вузах: доктор – 50 процентов от оклада, кандидат – 30 процентов.

    В целом, подводя итоги реформирования военно-научного комплекса, можно сказать, что действительно проведена большая работа по реструктуризации. Но эта новая красивая структура еще не наполнилась окончательно содержанием.

    Владимир Останков,
    генерал-лейтенант, старший научный сотрудник Военно-научного комитета Вооруженных Сил Российской Федерации, бывший начальник Центра военно-стратегических исследований Генштаб

    Структура – та же, подход – иной

    Российские Вооруженные Силы прошли период глубокой модернизации. В настоящее время это компактные, мобильные, способные ответить современным вызовам воинские коллективы. Процессы, которые происходят в армии и на флоте, естественно, затронули и систему военного образования, которое является обязательным институтом военной организации любого государства. При всем многообразии подходов к подготовке военных кадров она выполняет одну общую для всех задачу – комплектование армии и флота грамотными военными специалистами.

    При формировании нового облика системы военного образования была поставлена задача кардинального повышения уровня военно-профессиональной подготовки выпускников военно-учебных заведений. Эта задача выхода на новое качество военного образования последовательно решается в ходе проводимых мероприятий. Они касаются всех сфер деятельности вузов Минобороны, затрагивают интересы как постоянного, так и переменного состава военно-учебных заведений.

    Итак, что уже удалось сделать и к чему еще нужно стремиться?

    Обязательное условие профессии

    Первое и самое главное направление работы связано с модернизацией системы подготовки военнослужащих и содержания обучения. До недавнего времени подготовка военных кадров предусматривала получение в процессе служебного роста военнослужащих трех высших образований: в военном училище, в видовой академии и в Военной академии Генерального штаба. Подготовка в каждом вузе осуществлялась сразу на три-четыре и более воинских должностей. При существовавшей ранее периодичности повышения квалификации (один раз в пять лет) полученные знания не всегда оставались свежими и иногда утрачивали свою актуальность. Кроме того, из 25 лет службы порядка восьми-девяти лет офицеры находились за партами. Для современных частей постоянной боевой готовности такое положение казалось не вполне приемлемым. Что же изменилось?

    Прежде всего мы перешли на систему непрерывной профессиональной подготовки военнослужащих. В ее основу положены следующие подходы.

    Во-первых, получение в течение пяти лет фундаментального высшего профессионального образования и полной военной специальной подготовки. Это дает офицеру возможность занимать должности в тактическом звене управления, создает основу для дальнейшего наращивания профессиональных знаний и умений, а также обеспечивает социальную защищенность при увольнении с военной службы.

    Во-вторых, это подготовка офицеров в системе дополнительного профессионального образования по десятимесячным программам высшей военно-оперативной тактической подготовки и оперативно-стратегической подготовки.

    И в-третьих, повышение квалификации или профессиональная переподготовка на краткосрочных курсах с периодичностью не реже одного раза в три года, а также переназначение на новую воинскую должность.

    Таким образом, структура подготовки осталась той же: военное училище, видовая академия, Военная академия Генерального штаба. Поменялись подходы и содержание. Они формируют систему непрерывного военного образования, подготовки военнослужащих на протяжении всей службы. Это обязательное условие успешной профессиональной деятельности любого специалиста, а военного в особенности.

    Первые итоги

    В контексте получения фундаментального высшего образования в течение пяти лет совместно с ведущими гражданскими высшими учебными заведениями и ведущими предприятиями отечественного оборонно-промышленного комплекса были разработаны новые федеральные государственно-образовательные стандарты. Их особенностью является существенное усиление управленческой, правовой, психологической и лингвистической составляющей обучения курсантов, увеличение объема и интенсивности физической подготовки. Кроме того, в целях усиления фундаментальности стандарты разрабатывали с участием ведущих гражданских вузов страны. А учитывая, что мы готовим кадры прежде всего к эксплуатации и применению вооружения и военной техники, в разработке стандартов принимали активное участие представители ведущих предприятий оборонно-промышленного комплекса.

    Всего было разработано 36 стандартов. Участие в их формировании и утверждении предприятий ОПК и ведущих гражданских высших учебных заведений позволило создать, с одной стороны, условия для серьезной теоретической и практической подготовки военных кадров, а с другой – обеспечить военно-прикладную направленность обучения.

    Помимо новых федеральных госстандартов мы переработали квалификационные требования к военной профессиональной подготовке выпускников по всем военным специальностям. Поэтому с 1 сентября 2011 года обучение курсантов и слушателей вузов Минобороны осуществляется по новым учебным планам и программам, учебно-методическим комплексам.

    Наряду с обучением офицеров в вузах также организована и проводится многоступенчатая подготовка профессиональных младших командиров. В этом году свой первый выпуск произведет Центр подготовки сержантов, который создан на базе Рязанского высшего воздушно-десантного училища. Кроме военной специальности выпускники также получат среднее образование. Их дальнейшая служба будет связана с эксплуатацией технических образцов вооружения и военной техники, а также командованием воинскими подразделениями.

    Наращивание научно-педагогического потенциала

    За последние десять лет научный потенциал военных вузов увеличился более чем на 11 процентов. В настоящее время в наших вузах проходят военную службу и работают 2197 докторов и 10 945 кандидатов наук. Это составляет 70 процентов всего научного потенциала Министерства обороны. Средняя укомплектованность преподавательских должностей учеными составляет 63 процента. Норматив Минобрнауки, который установлен для всех федеральных образовательных учреждений, находится на уровне 60 процентов.

    Для преподавания в военно-учебных заведениях мы используем потенциал гражданской высшей школы, предприятий оборонно-промышленного комплекса и заказчиков подготовки кадров: главных командований видов Вооруженных Сил, командований родов войск, главных и центральных управлений МО.

    Приведу для примера 2011 год. Военно-учебные заведения привлекли более 1400 специалистов со стороны, в том числе 528 представителей гражданских высших учебных заведений. Соответственно более 900 человек – это представители предприятий ОПК и заказчиков подготовки кадров. В зависимости от специальности от 55 до 78 процентов от общего числа сторонних преподавателей были задействованы в проведении занятий по военно-специальным дисциплинам, то есть более половины, от 17 до 22 процентов – по правовым, экономическим, гуманитарным, общепрофессиональным и математическим дисциплинам. Из общего числа привлеченных специалистов 62 процента имеют ученую степень, остальные – опыт ведения боевых действий.

    Не прекращается подготовка научно-педагогических кадров в адъюнктуре и докторантуре военных вузов. Статистика показывает, что эффективность работы военной докторантуры на сегодня составляет 66 процентов, а адъюнктуры – 82 процента. Для справки: эти показатели превышают гражданскую школу примерно в два-три раза. Прошла оптимизация сети диссертационных советов вузов. Она проводилась с учетом потребности Вооруженных Сил в подготовке научно-педагогических и научных кадров по отрасли военной науки. При этом на основе анализа эффективности работы членов диссертационных советов был обновлен их персональный состав.

    Впервые сформирован и утвержден Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации банк тем диссертационных исследований, который создан с учетом пожеланий и заказчиков подготовки кадров, и руководства Министерства обороны, а также учитывает реальные потребности армии и флота.

    Большое внимание мы уделяем развитию научных школ по перспективным исследованиям. В настоящее время в военно-учебных заведениях функционирует свыше 470 научных школ, половина из которых является известными и признанными, в том числе на мировом уровне. Введена система периодических аттестаций преподавательского состава, и впервые с 2011 года разработаны критерии показателей оценки результатов профессиональной деятельности указанных категорий, которые закреплены в соответствующем приказе министром обороны.

    На конкурсной основе

    С целью наращивания и сохранения профессорско-преподавательского состава военных вузов Минобороны России большое внимание уделяет стимулированию труда преподавателей. Для этого введена система ежегодных конкурсных мероприятий. Это конкурс на лучшие научные работы: четыре премии по 350 тысяч рублей, восемь премий по 300 тысяч рублей, 12 премий по 250 тысяч рублей. Конкурс на лучшую реализацию диссертационного исследования: две премии обладателям докторской степени – по 350 тысяч рублей, четыре премии кандидатам наук – по 250 тысяч рублей. Конкурс на присуждение ежегодной денежной премии министра обороны Российской Федерации преподавателям вузов – ежегодно по 100 премий по 150 тысяч рублей. Это цифры прошлого года.

    В 2011 году проведен конкурс на лучшие работы, выполненные в Минобороны России по разделам: «Научно-исследовательские работы», «Военно-теоретические труды», «Научные труды и монографии», «Диссертации на соискание ученой степени доктора или кандидата наук в области исследования проблем военного образования, воинского воспитания и подготовки кадров». По итогам конкурса присуждены три первые премии по 350 тысяч рублей, восемь вторых премий по 300 тысяч рублей, 12 третьих премий по 250 тысяч рублей. Кроме того, две премии докторам наук по 350 тысяч рублей и четыре премии кандидатам по 250 тысяч рублей.

    В рамках модернизации системы образования Минобороны России уделяет особое внимание вовлечению слушателей и курсантов в работу по созданию инновационных технологий для обеспечения разработки новых образцов вооружения и военной специальной техники. Эффективность проводимых мероприятий подтверждают результаты юбилейного, 15-го московского международного салона изобретений инновационных технологий «Архимед-2012». Итоги этого представительного форума таковы: в салоне приняли участие представители 18 стран мира, 46 регионов Российской Федерации, а также посланцы 10 военно-учебных заведений. Всего представлено более тысячи изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. Отрадно отметить, что экспонаты военно-учебных заведений завоевали девять золотых, 32 серебряные, 87 бронзовых медалей, что составляет пятую часть от общего числа всех награжденных – 22 процента. Кроме того, представителям вузов были вручены четыре Гран-при, восемь кубков, 83 диплома и грамоты, орден салона «За созидание», 20 человек стали лауреатами салона.

    В числе вузов, которые приняли активное участие и завоевали большинство наград, Военно-авиационный инженерный университет (Воронеж), ВУНЦ Сухопутных войск (Москва), Военно-морская академия (ВУНЦ ВМФ), Военная академия связи, Военная академия тыла и транспорта.

    Оптимизация емкости вузов

    Важным направлением нашей работы является приведение сети и емкости военно-учебных заведений в соответствие с изменившимися параметрами кадрового заказа на подготовку офицеров. Данный вопрос наиболее активно дискутируется в средствах массовой информации и обсуждается в обществе. Почему же возникла необходимость столь радикального сокращения военно-учебных заведений?

    В последние годы существования Советского Союза кадры для Вооруженных Сил готовили 166 военных вузов. Ежегодный выпуск составлял порядка 60 тысяч человек. На сегодня потребность подготовки офицеров сократилась примерно в семь раз, а количество вузов и филиалов – в три с половиной. К чему такая диспропорция приводит? Вузы оказываются малочисленными, затраты на их содержание возрастают.

    С одной стороны, малочисленность вузов приводит к тому, что создать полноценные научно-педагогические коллективы оказывается проблематичным. С другой – ежегодно тратить более миллиарда рублей на незаполненные вузы тоже не по-хозяйски. В этой связи принято решение по оптимизации сети емкости вузов. Параметры новой сети одобрены президентом Российской Федерации в июле 2008 года.

    В основу новой вузовской сети положены принципы концентрации подготовки военнослужащих по широкому спектру специальностей в системообразующих вузах, интеграция военного образования и военной науки – это признанная мировая и отечественная практика. В настоящее время общее количество военно-учебных заведений сокращено до 17. Сеть включает три военных учебно-научных центра видов Вооруженных Сил, 11 военных академий и три военных университета. В их составе 25 филиалов вузов и три научно-исследовательские организации. Решения по оптимизации сети военных вузов Минобороны принимаются коллегиально, на основе детальной всесторонней проработки вопросов. Для этого в военном ведомстве создана специальная комиссия. К обсуждению привлекаются руководящий состав Министерства обороны, заказчики подготовки кадров, представители органов Центрального военного управления и так далее.

    В поисках наилучшего варианта

    Для выработки аргументированных предложений по перспективной сети вузов комиссия принимала во внимание следующие основные параметры. Прежде всего это кадровый заказ, то есть заказ на подготовку офицеров. Далее – это научный потенциал, имеющийся в вузах, с учетом последних достижений прикладного характера, научных исследований и других факторов. Во внимание также бралась потенциальная емкость вузов и степень их загрузки, учебные фонды, площадь для размещения и питания переменного состав, существующая учебно-материальная база и ее состояние. Особое внимание уделялось территории размещения военных вузов. Филиалы вузов: на западе – в Калининграде и на востоке – во Владивостоке у нас сохранены.

    С учетом этих факторов были сформированы предложения по перспективной сети вузов, которые соответствуют потребности Вооруженных Сил.

    Работа по оптимизации военных вузов вступает в завершающую стадию. В ходе ее проведения состоялось много споров и высказывались различные мнения, были взвешены все предложения и в конце концов совместными усилиями найден вариант, который, с одной стороны, позволяет сохранить преемственность в подготовке кадров, а с другой – оптимизировать сеть и емкость высших военно-учебных заведений и затраты на обучение.

    Наряду с оптимизацией сети и структуры с вузов сняты задачи и функции, которые не связаны с обеспечением образовательной деятельности. На сегодня на аутсорсинг в полном объеме переданы питание, прачечное обслуживание, уборка и другие вопросы обеспечения повседневной деятельности вузов. В настоящее время решается вопрос о передаче других функций, которые непосредственно связаны с подготовкой слушателей и курсантов, сторонним организациям.

    Игорь Муравлянников,
    заместитель руководителя Департамента образования Министерства обороны Российской Федерации

    Не отказываться от собственных преимуществ

    Весь исторический опыт показывает: чем сложнее задача, чем меньше экономических и других возможностей для ее решения, тем большее значение приобретает умственная работа. Необходимо думать, чтобы понять, как в сложных условиях минимальными средствами решить сложные задачи. В этом суть науки.

    Невоенные средства и способы

    В обороне страны, обеспечении национальной безопасности все большее значение имеют так называемые невоенные средства и способы. В международном противоборстве информационные, политико-дипломатические, экономические, идеалистические и другие невоенные средства играют очень заметную роль. В связи с чем некоторые утверждают, что мы уже сейчас находимся в состоянии третьей или даже четвертой мировой войны.

    О том, что главная задача любого руководителя-полководца – победить противника, не сражаясь с ним, говорил еще Сунь Цзы. То есть люди понимали это уже 2500 лет назад. Современная проблема кроется в другом – в механизме осуществления этих невоенных средств. Современные информационные технологии приобрели более масштабный, более совершенный характер. Противостоять им старыми средствами невозможно. И опять же в связи с этим некоторые люди в печати ставят вопрос о необходимости пересмотра военной науки. Она, мол, не должна иметь дело только с вооруженной борьбой, а обязана в себя включать и экономические, и философские, и технические, и психологические вопросы. В таком случае надо все остальные науки распускать и оставлять только одну. Это же элементарное невежество. Науки распределяются и классифицируются в зависимости от объекта, предмета познания.

    Для обеспечения национальной безопасности и обороны страны мы действительно не можем опираться только на военную науку. Необходимо использовать весь комплекс наук. Нужно срочно создать Совет по вопросам национальной безопасности и обороны в Российской академии наук. Думаю, председатель Комитета по обороне и безопасности Совета Федерации Виктор Алексеевич Озеров должен поддержать нас в этом.

    При Академии наук существовала и сохранилась секция прикладных наук. Сейчас ее называют секцией по оборонным проблемам. Но нет там специалистов, чтобы отслеживать актуальные вопросы в области обществоведения, экономики, геополитики, которые приобретают сейчас большое значение. Как у нас в стране справлялись с этим раньше? При необходимости проведения глобальных исследований в какой-либо сфере открывался институт. Ибо все попытки самостоятельного решения вопроса без опоры на весь комплекс наук, весь научной потенциал страны – дело совершенно бесперспективное. Дальше так продолжаться не может.

    Каждому нормальному человеку понятно: при отсутствии государственной безопасности невозможна безопасность ни общества, ни личности. Мы прожили 20 лет, поставив во главу угла безопасность личности, а лишь затем – государства. И что сейчас? Безопасность личности – на самом низком уровне. В той же Кущевской и прокуратура, и милиция, и местные власти – все находились под контролем криминала. У нас по существу нет на местах никакой власти. А ведь все эти «оранжевые революции» пользуются прежде всего слабостью власти на местах, шаткостью общества. И главный упор наш противник делает на подрыв внутренней устойчивости.

    В то же время сейчас вопросы внутренней безопасности приобретают совершенно другое значение. И это обязательно должно учитываться в научной работе. И кроме Российской академии наук, нашей главной научной организации, конечно, ученые должны опираться и на другие структуры. Существует Академия военных наук, другие научные центры, Клуб военачальников, в конце концов. Это огромный потенциал.

    Как, из кого формируются экспертные сообщества по международным делам, особенно по стратегическим ядерным силам? По-моему, эти люди в большей степени отстаивают интересы американцев, чем даже сами американцы. Логичнее было бы последних и пригласить.

    В научные советы даже при Министерстве обороны попадают люди, которые никакой пользы для нашей национальной безопасности не принесут, потому что деньги они получают в другом месте. Ни президент, ни министр обороны, ни другие руководители не смогут принимать правильные решения, если только разные неправительственные организации станут формировать общественное мнение, а Клуб военачальников, Академия военных наук и все остальные будут стоять в стороне.

    Без вопросов нет ответов

    Часто говорят сегодня о необходимости повышать звания офицерам-сотрудникам военных научно-исследовательских институтов, больше им платить и т. п. Все это, конечно, нужно делать. По крайней мере нельзя доходить до такого идиотизма, как отмена оплаты за научные степени. Но это не главное. Когда Георгий Константинович Жуков стал во главе Министерства обороны, он ввел должность первого заместителя министра обороны по военной науке. Это было сделано впервые. И назначил на новый пост Маршала Советского Союза Александра Васильевича Василевского, умнейшего человека. Было создано и Главное военно-научное управление, которое возглавили генерал-полковник Шарохин. Прикомандировали к этому управлению 40 командармов и начальников штабов армии. За первые семь-восемь лет эти люди проделали очень полезную работу: классифицировали все операции Великой Отечественной войны, описали их, создали уставные документы. Но затем они исчерпали свой творческий потенциал, потому что их не допускали на закрытые совещания и коллегии, они не участвовали в учениях, в стратегическом планировании, не допускались к новой технике, в конструкторские бюро. В отрыве от реальной жизни самый умный человек не может ничего придумать. Если научная деятельность не связана с практикой, у ученого нет не только ответов, у него и вопросов никаких не возникает.

    Сейчас мы все научно-исследовательские институты забираем от главкоматов и включаем их в состав военно-учебных заведений. Так мы обеспечиваем связь науки внутри самих высших учебных заведений. Но они опять полностью оторвутся от жизни. Провозглашение лозунга «Связь науки и образования!» – это очередная формальность. Так связь науки с практикой не обеспечивается.

    Содержание и методика обучения

    В начале 90-х годов мне довелось три месяца провести в Соединенных Штатах Америки, причем полтора месяца я изучал структуру и особенности работы Вест-Пойнта. Сегодня у нас пытаются скопировать американскую систему военного образования, совершенно не понимая ее сути. Во-первых, ни Вест-Пойнт, ни Колорадо-Спрингс, ни Аннаполис не являются академиями. Это обычные училища. И все эти три американских учебных центра дают всего 20 процентов офицерских кадров. Остальные 80 процентов готовятся в университетах. В Америке очень сильные военные кафедры вузов, они оснащены учебно-материальной базой лучше, чем наши училища и академии.

    Теперь что касается желания сделать программы наших училищ такими, чтобы курсанту хватило знаний чуть ли не на всю жизнь. В крайнем случае, чтобы можно было его чуть-чуть подучить. К таким вещам нельзя подходить отвлеченно, схематически. Представьте себе молодого человека, который пришел в училище. Он просто не готов воспринять в полном объеме сложнейшие вопросы стратегии, техники и т. д. И даже если удалось бы его всем этим напичкать, то все равно через пять-шесть лет встал бы вопрос о переподготовке – наука и техника развиваются стремительно. Послужив после училища, когда он будет способен воспринимать более сложные вещи, ему обязательно нужно будет окончить какую-то академию.

    Наша система образования всегда ценилась именно тем, что была жизненной. Вот заканчивает американский парень Вест-Пойнт. После чего его отправляют еще на полгода-год на одну из баз армии США, например «Форт-Беннинг», где он станет командиром-танкистом. Уровень военно-технической подготовки офицера в США значительно ниже, чем у нас. Для чего же нам отказываться от наших преимуществ и копировать совершенно непригодную для нас систему?

    И последнее. Мы все время занимаемся организационной структурой военно-учебных заведений, но совсем забыли, что надо наращивать содержание обучения. Этим никто не занимается. Изъятие военно-учебных заведений из подчинения главкомов видов Вооруженных Сил будет означать гибель вузов. Особенно авиационных и военно-морских. Никто, кроме главкома вида Вооруженных Сил, не сможет обеспечить им создание и поддержание в надлежащем виде учебной базы с современными образцами вооружения и военной техники, помочь в разработке эффективных учебных программ.

    Помимо содержания не совершенствуется и методика преподавания. Ведь в чем суть программного обучения, которому раньше у нас в стране придавали такое огромное значение? Она состоит в том (и это считается величайшим открытием в педагогике), что ученик добывает знания под руководством учителя. Это не подмена ролей, не перестановка местами педагога и учащегося, а процесс с обратной связью, его индивидуализация. Мы сегодня просто недооцениваем содержание и методику обучения. Думаю, неплохо повернуться лицом к этим проблемам.

    Махмут Гареев,
    генерал армии, президент Академии военных наук



    Источник: 
           




    Просмотров: 514 | Добавил: newroz
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Календарь
    «  Июнь 2012  »
    ПнВтСрЧтПтСбВс
        123
    45678910
    11121314151617
    18192021222324
    252627282930

    Архив записей

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz