Эксперт центра военно-стратегических исследований
министерства обороны Казахстана Рафик Таиров. Иллюстрация: kazpravda.kz
К 2015 году Каспий может стать одним из самых нестабильных
регионов мира. На это есть все объективные и субъективные причины. Об
этом в ходе второй конференции "Парадигмы международного сотрудничества на Каспии",
которая прошла 12-13 сентября 2012 года в казахстанском городе Актау,
заявил эксперт центра военно-стратегических исследований министерства
обороны Казахстана Рафик Таиров, выступивший с докладом о вызовах и угрозах военной безопасности. ИА REGNUM, на правах официального партнера конференции, публикует доклад специалиста полностью.
В
настоящее время все чаще и чаще звучат мнения о том, что войны будущего
будут вестись за энергетические ресурсы. "Арабская весна", народные
революции в Северной Африке и на Ближнем Востоке, не спадающая
напряженность в Кавказском регионе, нарастание борьбы за богатства
шельфа Северного Ледовитого океана все чаще рассматриваются аналитиками и
военными экспертами как предпосылки возникновения будущих
энергетических войн.
К примеру, по данным исследований: 95%
доступных источников нефти в мире будут исчерпаны в ближайшие 56 лет,
оставшиеся 5% иссякнут через 88 лет. Поэтому вполне очевидно, что
стремление отдельных сильных государств иметь доступ к жизненно важным
ресурсам будет только увеличивать число конфликтных зон.
Каспий не
является исключением. Это регион, где уже сегодня присутствуют
политические, военно-стратегические и экономические интересы многих
стран мира, причем не только прикаспийских государств (Россия, Иран,
Азербайджан, Казахстан и Туркменистан), но и наиболее влиятельных
мировых держав. Регион становится зоной повышенного внимания
одновременно Севера и Юга, Востока и Запада, имеющих свои
геополитические интересы. За этими географическими названиями стоят
такие страны или группы стран: с Севера - страны Евросоюза, с Юга - Индия и Пакистан, страны Ближнего и Среднего Востока, с Востока - КНР и Япония, с Запада - США и Канада.
Здесь можно выделить следующие группы интересов в данном регионе:
во-первых,
прикаспийские страны (Казахстан, Туркменистан, Азербайджан, Россия,
Иран), пытаются решить внутренние проблемы за счет поставок энергосырья
на мировой рынок;
во-вторых, страны зон транзита (Россия, Иран,
Китай, Турция, Грузия, Армения, Украина, Румыния, Болгария и другие),
стремятся извлечь дивиденды из транспортировки энергосырья по их
территории;
в-третьих, субрегиональные лидеры (Россия, Иран,
Китай, Турция) - намерены максимально укрепить стратегические позиции в
регионе;
в-четвертых, крупные мировые игроки (США, ЕС, Россия,
Китай) рассматривают Каспий как элемент геополитической борьбы за
контроль над стратегически важными регионами мира.
При этом
взаимозависимость и взаимовлияние различных государств настолько велики,
что проведение одним государством своей политики без учета интересов
других государств и мирового сообщества приводит к пересечению границы
национальной безопасности и становится сферой противостояния
национальных интересов, а основным способом разрешения выступает
вооруженное насилие.
За последние годы наметилась устойчивая
тенденция милитаризации каспийского региона. Здесь наблюдается ажиотаж
вокруг энергетических ресурсов Каспийского моря, это дало толчок для
формирования военно-политического узла противоречий в регионе,
создающего одну из опасных конфликтных зон в современной мировой
политике, которая уже получила "кодовое" международное название "Южная
дуга нестабильности".
Поэтому интерес политиков, ученых,
аналитиков экспертов очевиден. Только за последние пять лет прошло более
50 международных мероприятий и межправительственных встреч по выработке
механизма "Каспий - море мира".
Каким мы хотим видеть Каспийский регион в будущем? Какие у нас будут отношения с нашими соседями, близкими и дальними?
И для того чтобы ответить на эти важные и непростые вопросы в своем выступлении я сделаю акцент на следующих ключевых моментах:
во-первых, военно-политическая ситуация в прикаспийском регионе;
во-вторых, состояние сил и средств вооруженной борьбы в акватории Каспийского моря;
в-третьих, пути решения противоречий среди прикаспийских государств.
***
Военно-политическая
ситуация в Каспийском регионе в последние годы характеризуется высокой
динамичностью и обусловлена активизацией конкурентной борьбы между
прибрежными государствами, а также внерегиональными силами за контроль
над углеводородными ресурсами Каспия и маршрутами их транспортировки на
мировые рынки.
К вызовам и угрозам региональной безопасности в Каспийском регионе относятся:
1) противоречия между прикаспийскими государствами относительно правового статуса Каспия:
-
не решена проблема разграничения водного и воздушного пространства, над
которым необходимо установить режим национального суверенитета.
Важность решения этой проблемы связана не только с использованием
биоресурсов Каспия, но и с охраной нефтегазовых месторождений, а также с
прокладкой трубопроводов по дну моря, находящихся в ведении стран, по
территориям которых они проходят;
- не решена проблема разграничения морского дна.
На
сегодняшний день соглашение о разграничении морского дна подписано
тремя государствами - Россией, Казахстаном и Азербайджаном (разделено 64
% акватории моря). В соответствии с этими соглашениями Казахстан
получил контроль над 27 % дна, Россия контролирует 19 %, а Азербайджан -
18 %. Ирану предлагается 14 % шельфа, однако он претендует на 20 % и
настаивает на переносе границы на 80 км севернее от линии, по которой
прежде проходила морская граница СССР. Эта позиция Тегерана получила
поддержку со стороны Туркмении.
2) наличие в регионе неурегулированных конфликтов и зон террористической активности:
-
диверсионно-террористическая активность зарубежных исламских
экстремистских организаций и движений в странах Кавказа и Центральной
Азии;
- азербайджано-армянский конфликт из-за Нагорного Карабаха;
3) разногласия, противоречия и противостояние между странами региона:
- Азербайджан-Армения;
- Турция-Армения;
- Азербайджан-Иран (месторождения Араз-Алов-Шарг);
- Туркменистан - Азербайджан (месторождения Осман (Чираг), Хазар (Азери) и Алтын Асыр (Шарг);
- Грузия-Россия;
4)
активные мероприятия США и ведущих западных стран, а также исламских
государств по расширению своего политического, экономического и военного
влияния в зоне Каспия и на подступах к этому региону:
- перспектива размещения военных объектов "третьей силы" в отдельных прикаспийских государствах.
Отдельно хотелось бы выделить продолжающееся противостояние между Ираном и США.
Все
эти противоречия создают почву для возникновения конфликтных ситуаций
между этими странами и для вмешательства в дела каспийского региона как
соседних стран (Турция, Китай), так и внерегиональных государств, в
первую очередь, США и стран Евросоюза.
Следует отметить, исходя из
военно-политической ситуации в регионе, государствами выработаны
доктринальные документы, которые определили военно-политическую,
политико-стратегическую и политико-экономическую основу военной
безопасности стран, определили в случае необходимости методы и формы
реализации военной стратегии.
Сравнительный анализ военных доктрин прикаспийских государств свидетельствует о наличии следующей картины:
Исходя
из доктринальных установок и военно-политической ситуации в
прикаспийском регионе, определяющую роль в продвижении национальных
интересов прикаспийских государств в международных отношениях на Каспии
играет военный фактор, включающий военно-морской потенциал.
В
настоящее время картина на Каспии становится все тревожнее, а сама
каспийская проблема медленно превращается во все более взрывоопасную и
непредсказуемую ситуацию. Прикаспийские государства начали активно
вооружаться, что является первым признаком растущего недоверия друг к
другу. Как показывает анализ открытых данных о бюджетах стран
прикаспийских государств, военные расходы, начиная с середины 2000-х
годов, стабильно растут. К примеру, в 2011 году по сравнению с 2010
годом общие военные расходы на национальную оборону в прикаспийских
государствах выросли на 23% и составляют около $82 млрд.
Между тем, некоторые обобщенные данные о военных расходах республик прикаспийского региона заставляют задуматься.
Абсолютный
рост военных расходов в прикаспийских государствах опережает рост ВВП
этих стран. В среднем по прикаспийским государствам валовой внутренний
продукт увеличился в 2010 г. на 4,5%. Прирост военных расходов опережает
этот показатель почти в 6 раз.
Сравнительный анализ военных
расходов в структуре валового внутреннего продукта внерегиональных
государств в 2010-2011 годах (в млрд. долл.) которые имеют прямой или
косвенный интерес в Каспийской акватории, свидетельствует об их снижении
на 15% (с 1175 до 998,3).
Вместе
с тем, сравнение оборонных расходов развитых стран США, Саудовской
Аравии, Турции, Израиле и Южной Кореи за последние десять лет
свидетельствует о том, их оборонный бюджет превышает более 3% от ВВП.
Таким
образом, следует отметить, что рост военных бюджетов прикаспийских
государств, региональных и отдельных внерегиональных государств,
свидетельствует о том, что они взяли курс на переоснащение своих армий
новыми видами вооружения и военной техники. Это требует значительных
затрат и говорит о возможной подготовке к военным действиям.
***
Если рассматривать военно-морской потенциал в разрезе каждого государства, то просматривается следующая картина.
Здесь
следует отметить, что боевые корабли прикаспийских государств, за
исключением России и Ирана, в большинстве своем представляют старые
образцы советской постройки, а также далеко не самые современные суда
приобретенной у США, Турции и Кореи.
Анализ проведенных военных
учений на Каспии все больше свидетельствует о том, что вопрос из области
дипломатии все больше переходит в область военную. Этот факт
подтверждает рост числа военных учений, в которых задействованы
каспийские государства. Так с 2003 по 2012 годы было проведено 11
военных учений различного уровня.
Сравнительный анализ военных учений прикаспийскими государствами в Каспийской акватории показывает следующую динамику:
К
примеру, с наступлением сентября текущего года несколько прикаспийских
стран активизировали военную деятельность в регионе. Так, 17 сентября на
полигоне "Аданак" в Дагестане пройдут учения "Кавказ-2012".
В ходе учений будут отрабатываться совместные действия подразделений
мобильного берегового ракетного комплекса "Бал" Каспийской флотилии ВМФ и
артиллерийских батарей морской пехоты РФ. Одновременно на восточной
стороне Каспия впервые в истории своих военно-морских сил (ВМС)
Туркмения проводит учения "Хазар-2012". К масштабным военным
маневрам, в том числе и на юге Каспия, готовится Иран. В постоянной
военной активности находятся военно-морские силы Азербайджана и
Казахстана.
При этом проводимые военные учения на Каспии имеют
замысел, тесно связанный с особенностями военно-политической ситуации в
регионе. И в случае ее обострения в той или иной степени предполагают
конкретные боевые действия.
В целом военно-морской потенциал на
Каспийском море характеризуется превосходством России в силах и
средствах над корабельными группировками всех остальных прикаспийских
стран.
К примеру, ракетный сторожевик "Дагестан" и флагманский
корабль "Татарстан", которые имеют на вооружении ударные морские
комплексы, торпедные аппараты, реактивную систему бомбометания,
зенитно-ракетное, артиллерийское вооружение и два боевых вертолета,
способны уничтожить любой существующий на данный момент, флот на Каспии.
В
настоящее время с целью усиления боевых возможностей береговых
подразделений моряков и пограничников РФ, разработана специальная
программа, в рамках которой создан новый образец мобильной
артиллерийской установки "Берег". Ожидаемое в ближайшей перспективе развертывание береговых ракетных комплексов "Бастион"
на побережье Каспийского моря уже само по себе резко меняет расклад сил
и средств в регионе, даже не учитывая планы корабельного и авиационного
усиления Российской флотилии.
Вторым по мощности военно-морского
потенциала является Иран. По существующим оценкам военных экспертов,
Иран способен за короткое время в 1,5 раза увеличить группировку своих
кораблей на Каспии путем переброски катеров из Персидского залива
(включая входящие в состав ВМС КСИР десантные катера на воздушной
подушке английского типа "Веллингтон").
Военно-морские силы
Азербайджана обладают третьим по мощности военно-морским потенциалом.
При необходимости Азербайджан может пополнить корабельный состав за счет
мобилизации части судов торгового, рыболовного и нефтепромыслового
флота, имеющихся в достаточном количестве у республики. Кроме того,
Азербайджан может пополнить свой военно-морской потенциал за счет
союзнических отношений с США, Турцией и Израилем, с учетом их
заинтересованности в сохранении своего влияния на данное государство.
В
настоящее время боеспособность туркменского флота остается самой слабой
на Каспии по сравнению с военно-морским потенциалом других
прикаспийских государств.
Стоит упомянуть и о наличии у
прикаспийских государств, за исключением Туркменистана, собственных
производственных баз и профессиональных кадров для постройки малых
сторожевых кораблей и вспомогательных судов, а также их ремонта.
К
примеру, в Азербайджане основу этой базы составляет мощный комплекс из
четырех судоремонтных заводов бывшего ПО "Каспсудоремонт", а также
военный судоремонтный завод (бывший СРЗ №23 ВМФ СССР) в Баку.
В Казахстане основу этой базы составляют два судоремонтных завода: "Зенит" и "Гидроприбор".
Кроме
того, от советского военно-промышленного комплекса Казахстану достались
крупные предприятия, специализирующиеся на выпуске минно-торпедного
вооружения и средств противоминной обороны. Номенклатура производимого
минно-торпедного вооружения и производственные мощности данных
предприятий превышают потребности национальных ВМС, и выходят далеко за
пределы таких потребностей.
****
Таким образом, к
2015 г. Каспий может стать одним из самых нестабильных регионов мира. На
это есть все объективные и субъективные причины:
во-первых,
расширение военного присутствия в прикаспийском регионе США некоторых
стран и НАТО побудит Россию и Иран несмотря на их идеологические
различия и особую позицию по вопросу урегулирования статуса Каспийского
моря, скоординировать свои действия по противостоянию попыткам "третьей
силы" закрепиться на Каспии;
во-вторых, усиление оборонной мощи
Азербайджана увеличивает вероятность крупномасштабных конфликтов на
Каспии и в Нагорном Карабахе.
Таким образом, отсутствие
действенных систем международной и региональной безопасности делает
военно-политическую ситуацию в регионе нестабильной.
Поэтому на сегодняшний день обсуждается достаточно много возможных сценариев развития ситуации в прикаспийском регионе.
Я
перечислил негативные факторы и угрозы, чтобы обозначить проблемы, с
которыми придется столкнуться прикаспийским государствам. В какой-то
мере предложения оптимальных путей решения проблем зависит и от
экспертного сообщества.
Поэтому хотел бы остановиться на следующих путях решения данной проблемы:
во-первых,
в целях минимизации влияния третьих сил на политику прикаспийского
региона необходимо активизировать интеграционные процессы между
государствами для самостоятельного поиска решения имеющихся проблем;
во-вторых,
для преодоления противоречий между прикаспийскими государствами
необходимо создавать механизмы сотрудничества в рамках региональных и
международных организаций (например, ШОС), что будет способствовать
обеспечению безопасности в прикаспийском регионе;
в-третьих,
решить вопрос правового статуса Каспийского моря и относительно
принадлежности нефтяных месторождений путем поиска компромиссов со
стороны прикаспийских государств;
в-четвертых, урегулировать
конфликт в Нагорном Карабахе путем многосторонних переговоров с
привлечением представителей авторитетных международных организаций
(например, Шанхайской организации сотрудничества).
Такой площадкой для переговоров мог бы стать Казахстан, имеющий
соответствующий имидж в мировом сообществе и имеющий опыт построения
многонационального толерантного общества;
в-пятых, осознавая
непримиримость позиции политического руководства США и Ирана, приемлемым
будет рассмотреть вопрос сотрудничества между этими государствами на
уровне бизнес-элит, что в свою очередь, сдержит конфронтацию.