Многоцелевой истребитель F-22A. Фото с сайта www.af.mil |
Сегодня очень немногие государства занимаются созданием истребителей пятого поколения. В США работы в этой области близятся к завершению. Российские, китайские, индийские производители самолетов стремятся не отставать от лидера.
Первым из истребителей пятого поколения является F-22А, за которым (после партии из 187 штук) следует еще один, совершенно новый и уникальный истребитель F-35. Специалистов уже много лет интересуют боевые возможности F-22А. Некоторые тактико-технические характеристики и особенности уже известны, но не все. И в то время как одни военные эксперты объявляют о непревзойденных характеристиках данного истребителя, другие это опровергают. Стоит обратить внимание на некоторые аспекты этого спора.
Очень многие технические показатели истребителя зависят от его пустого веса. По последним данным, пустой вес F-22А составляет 19 700 кг. Эта цифра превышает вес, объявленный вначале, на 5 тонн. Предварительно объявленные технические данные истребителя впоследствии подверглись изменениям. При таком весе летные данные радикально отличаются.
ВЕСОМЫЕ СОМНЕНИЯ
Вес пустого истребителя кажется сомнительным по нескольким причинам.
По своим геометрическим показателям истребитель не может весить на 6-7 тонн больше, чем аналогичный американский истребитель F-15. Даже F-15SE, являясь бомбардировщиком и имея в конструкции утяжеляющие детали, весит 14 300 кг, то есть на 5 тонн меньше, чем F-22А. Он также изготовлен по новым технологиям, значит, по культуре производства близок к машинам пятого поколения. В конструкции F-22 легких композиционных материалов использовано больше, чем в машинах предыдущего поколения.
Не может меньший по размерам F-22А весить больше, чем Су-35. Известно, что российские самолеты тяжелее западных. Для сравнения отметим, что F-15С имеет 12 000 кг веса, его соперник Су-27 имеет 16 500 кг пустого веса, Су-35 весит 18 000–19 000 кг, европейские истребители FF-2000 и Rafale С, которые по размерам соответствуют классификации МиГ-29, имеют 9500–10 000 кг веса, тогда как российская машина весит около 11 000 кг, а американский истребитель F-16 – 9400 кг. По размерам истребитель F-18С меньше, чем F-15С, и соответственно легче на 1–1,5 тонны. По размерам приближаясь к истребителю F-15С, F-18Е стал весить 12 000 кг. С точки зрения технологий F-18Е принадлежит к поколению 4+ и близок к пятому поколению. Европейские истребители FF-2000 и Rafale С, которые по технологии изготовления ближе к F-22, имеют 9500–10 000 кг веса. Эти истребители по размеру меньше F-22А на 25–30%, и если учитывать процентное соотношение, то получается тот вес, который имеет F-15С. Шведский истребитель JAS-39 имеет 7000–8000 кг веса. По размеру он на 35–40% меньше, чем истребитель F-22А, но, если к 8000 кг приплюсовать 3500–4000 кг, получается тот же вес, который имеет F-15С. Как видим, все американские и европейские истребители весят примерно одинаково. Это закономерно с научно-производственной точки зрения: одна и та же система конструирования, те же технологии изготовления всех машин.
Итак, анализируя все вышеперечисленные данные, становится понятно, что вес F-22А должен быть приблизительно 12 000–13 000 кг. То есть тот, что был объявлен ранее. Пустой вес в 19 700 кг не может соответствовать реальности. С 1997 до 2005 года в ходе испытаний некоторые из технических показателей этих истребителей несколько раз изменились. Вес пустого истребителя после первого полета не может измениться, если истребитель не подвергся какому-либо серьезному переконструированию.
В процессе создания и доводки истребителя в профессиональных СМИ появились сообщения о том, что в результате самолет получился схожим по размерам с F-15, но при этом несет такое же количество единиц вооружения на внутренней подвеске, берет больше топлива и несет на борту все обеспечивающее оборудование. К тому же масса самолета такая же, как у F-15. Серийный самолет на 4500 кг легче прототипа. Массовые характеристики не упоминались в техническом задании, но борьба за экономию веса всегда ставится в качестве основного критерия любого проекта ЛА как мера по достижению высоких ЛТХ и уменьшению стоимости (Кудишин И.В. Самолет Локхид-Мартин F-22 Рэптор. Эволюция проекта. 2002. Серия «Американские истребители пятого поколения»).
Удивительно, но данные истребителя весом в 19 700 кг опубликовали сами американцы. Преувеличили также пустой вес истребителя F-35. Ранее опубликованные данные утверждали, что истребитель F-35 имеет пустой вес 10 000–11 000 кг, что также соответствовало классу самолета, почему же вес увеличился?
ПРАВДУ ЗНАЮТ ТОЛЬКО КОНСТРУКТОРЫ
Американцы, хорошо осознавая конкуренцию в этой области и понимая, что за ними следуют Китай и Россия, стараются не приводить точных данных, поскольку созданные ими машины будут бороться с достойными конкурентами.
Аналогичная ситуация наблюдалась и во время создания истребителей третьего и четвертого поколений в 60–70-х годах. Некоторые из технических решений и нововведений на американских машинах были заимствованы конкурентами. Как стало ясно, раннее созданные американцами истребители впоследствии по некоторым данным уступали советским истребителям, которые были созданы в ответ американским машинам. Имея хорошие возможности для модернизации, американские истребители после некоторых доработок снова находили свое место. Лучшие версии этих истребителей появлялись после советских аналогов. Истребители пятого поколения в этом плане также не исключение. Первые в своем роде истребители F-22А и F-35 тоже являются новинками. Что касается семейства Су-27, то тут все ясно: эта платформа очень хорошая, но исчерпала возможности модернизации, и к тому же самолет уже исследован американцами. Пустой вес Су-35 более 18 000 кг, и в своем классе это худший результат. Такие данные имеет будущий Су пятого поколения, который известен как ПАК ФА (Т-50) и является первым конкурентом американским самолетам. Это тоже закономерно, поскольку самолет создан теми же специалистами и почти по тем же технологиями, что и Су-35. Китайцы, в свою очередь, создают свои истребители. Именно по этой причине американцы стараются фальсифицировать некоторые тактико-технические данные своих истребителей. Такая же путаница и с другими данными – в частности, с дальностью полета.
ДЕЛО ПАХНЕТ КЕРОСИНОМ
Американцы утверждают, что топливо внутренних баков истребителя весит около 9 тонн. Такие данные нереальны для истребителя четвертого поколения. Все истребители, имеющие приблизительно те же геометрические размеры, что и F-22А, имеют внутреннюю вместимость топлива около 6 тонн. Если учесть, что у F-22А внутренние отсеки заполнены также вооружением и она по размерам самая маленькая среди машин своего класса, то для топлива соответственно остается меньше места.
В 2007 году американские истребители с Гавайских островов без посадки и без дозаправки в воздухе сделали перелет на Окинаву. Так по крайней мере было объявлено в печати. Расстояние составляет 7000–7500 км. Внутреннее топливо, по официальным данным, составляет до 9367 кг. Эти истребители могут нести четыре дополнительных бака с обшей емкостью 7200–7400 кг. Если верить этим данным, которые имеются на официальных сайтах Lockheed Martin Corporation, то даже в этом случае приблизительно с 16 тоннами топливом такой истребитель может летать максимум 5700 км. Возникает вопрос: а как они долетели до военной базы Кадена? На фотографиях видны всего два дополнительных бака под крыльями. При наличии всего двух дополнительных баков ситуация еще сложнее, ведь дальность полета составляет 3330 км. Получается, что американские истребители с топливом 13 тонн пролетели более 7000 км – примерно в два раза больше объявленной дальности.
Тут возникает версия о дозаправке, но даже тогда истребитель не может полностью опустошить запасы топлива и снова заправиться, так как должен быть какой-то остаток. Даже в этой ситуации, с двумя дополнительными баками и с одной дозаправкой в воздухе, истребители не могли достичь острова Окинава. 3330+3330=6660, что намного меньше, чем 7000 км. А если истребитель сделал две дозаправки в воздухе, то дополнительные баки станут лишними и будут мешать, создавая дополнительное сопротивление. Получается, что или дальность полета, или вес внутреннего топлива у F-22А объявлены неточно. Как мы видим, многое запутано. Характеристики истребителя F-22А, приведенные американцами, более чем сомнительны. Истребитель F-22А превосходит свои некоторые заранее рассчитанные данные. Это касается высоты полета, скорости и т.д. Мощность двигателя осталась та же, и, будучи двигателем пятого поколения, он – по требованиям – должен быть менее прожорлив. Набирая 5 тонн лишнего веса, истребитель набирает еще больше скорости и поднимается намного выше, чем рассчитано изначально. Это нереально с технической точки зрения.
Сегодня производство истребителей F-22А приостановлено. Все внимание
сейчас сконцентрировано на F-35. Вполне вероятно, что многое из новых
достижений потом будут использованы на модернизированных F-22А.
Например, двигатели имеют возможность увеличения мощности до 22 700 кгс,
что более чем на 30% сильнее тех, что сейчас стоят на серийных F-22А.
По всей вероятности, работы по производству и модернизации возобновятся
через несколько лет. О планах усовершенствования Increment 3.1 и
Increment 3.2A объявлено давно, в планах уже Increment 3.2В и т.д. В
результате восточной гонки вооружения Австралия, Япония и Южная Корея
скорее всего через несколько лет получат новые «С» варианты F-22.
Желание обрести такие истребители имеет и Израиль. Версии американских
истребителей «С» всегда были лучшими. Конечно, у всех новых машин много
детских болезней, которые со временем требуют решения. Эти проблемы
имеют любые самолеты. А истребителей пятого поколения, как мы видим,
ожидает трудная гонка и, возможно, жестокие бои.