Как заявила премьер и кандидат в
президенты Юлия Тимошенко во Львове 13 декабря, она выступает за
внесение в Конституцию изменений, которые бы укрепили президентскую
ветвь власти.
«Нам необходимо избавиться от этого хаоса, беспомощности и глупости
в политике. И мы это сделаем», — сказала она. Прежде всего, указала
она, нужна «такая Конституция, которая даст сильную президентскую четкую консолидированную власть в Украине».
А ее пресс-служба уточнила, что «подобные изменения в Конституцию
возможны лишь путем принятия их на всенародном референдуме»
(«Интерфакс-Украина»).
14 декабря Юлия Владимировна развила свою мысль про «сильную
президентскую четкую консолидированную власть в Украине». Оказывается,
она появится даже без конституционных изменений, буквально «за 3
минуты» — в случае «позитивного завершения» президентских выборов.
Полагаю, не ошибусь, если скажу, что таким «позитивным завершением»
президентской гонки Тимошенко видит свою победу.
Так вот в случае избрания Тимошенко, по ее же собственным словам,
произойдет следующее: «Весь этот бульон в парламенте — депутатский
корпус, он шатается, куда идет большинство власти, туда и шатается.
Поэтому не надо будет никаких выборов, довыборов... Если президентские
выборы закончатся успешно, то большинство в Раде будет создано за 3
минуты и будет идти в том направлении, которое укажет (новоизбранный)
президент».
Хочу напомнить, что именно под соусом борьбы с указанными
«шатаниями» депутатского корпуса, еще это именовалось «политической
коррупцией» и «нарушением воли избирателей» — с подачи как раз
Тимошенко — в 2007 г. был неконституционно разогнан парламент и
назначены незаконные внеочередные выборы. Более того, никто из
политиков в этой стране так не отстаивал жесткий императивный мандат,
как Тимошенко, — и именно для противодействия «шатанию» депутатского
корпуса как акту предательства избирателей.
Но теперь Юлия Владимировна сама ратует за то, с чем якобы боролась
до недавнего времени, так что вполне может на своем предвыборном
знамени начертать: «Даешь политическую коррупцию!».
Никакого «большинства» в ВР ныне действующий Основной Закон не
предусматривает, тем более идущего в направлении, которое «укажет»
президент. При этом образовать такое большинство в парламенте —
состоящем из сил с отличающимися, порой кардинально, программами, —
можно только либо посредством подкупа депутатов (т. е. политкоррупции),
либо через давление и запугивание (т. е. через беззаконие).
Украинские политики, за редким исключением, большие мастера менять
свои «стойкие убеждения» — на 180 градусов! — в зависимости от
политической конъюнктуры и собственных шкурных интересов текущего
момента. Юлия Владимировна в ряду этих флюгеров — безусловный лидер.
Чего стоит только ее отношение к политической системе Украины — быть ей
президентской или парламентской республикой.
За 5 лет Тимошенко успела 5 раз сменить свои установки на прямо
противоположные. Что было выгодно лично Юлии Владимировне и что сулило
ей больше власти — то она и объявляла «интересом страны»!
Начинала Тимошенко с резкого неприятия политреформы, проголосованной
в момент «оранжевого» шабаша в декабре 2004-го, превращавшей Украину из
президентско-парламентской в парламентско-президентскую республику.
Изменения, как мы знаем, касались и принципов формирования
правительства, и выдвижения премьер-министра. Согласно Конституции
1996-го кандидатуру премьера определял президент, в соответствии с
политреформой это право переходило к парламентской коалиции.
Но у Юлии Владимировны в кармане лежало тайное соглашение с Ющенко,
согласно которому Виктор Андреевич гарантировал ей премьерский пост в
случае его избрания президентом. В феврале 2005-го она продавила свое
премьерство. И ей вовсе не хотелось, чтобы с 1 января 2006 г. вступила
в силу политреформа, а по итогам парламентских выборов в марте-2006 ей
пришлось бы оставить кресло главы правительства, отдав на откуп
парламенту кандидатуру премьер-министра. Соответственно, Тимошенко
(рассчитывавшая, видимо, на 5-летнее премьерство «при Ющенко») боролась
за сохранение «сильного» президента, ибо только в этом случае Ющенко
мог исполнить данные ей гарантии.
В начале 2005-го БЮТ даже сподобился насобирать 61 депутатскую
подпись под представлением в КС относительно отмены политреформы. Но
команду — подать представление в Конституционный Суд — Тимошенко давать
не спешила, выжидала, как будут развиваться политические события, и что
ей будет выгоднее (в итоге, как известно, представление так и не было
подано — конъюнктура изменилась).
В интервью «ЗН» 16 апреля 2005. Юлия Владимировна уверяла: «Читая
собрания аналитических материалов прессы, я узнала о том, что теперь
мне как премьер-министру выгодна политическая реформа и из ее
противников я перешла в лагерь тех, кто реформу поддерживает. Я могу
сказать: это совершенно не так. Потому что мое отношение к модели устройства государственной власти определяет не занимаемый мною пост...
...Если реформа вступит в силу, это будет большая проблема для
страны. Независимо от того, буду я на посту премьер-министра к тому
времени или нет... Мое мнение о предлагаемых конституционных изменениях
осталось прежним. И я не собираюсь менять его даже в виде реверанса
левым».
Прошло каких-то 4 месяца, и появилась возможность убедиться —
действительно ли позицию лидера БЮТ не определяет занимаемый ею пост, и
насколько ее «принципы» соотносятся с «буду я на посту премьер-министра
к тому времени или нет». 8 сентября 2005-го Ющенко отправил Тимошенко в
отставку. Это означало, что «оранжевый» «пакт Молотова—Риббентропа», в
котором содержались гарантии премьерства Тимошенко при президенте
Ющенко, дезавуирован. И Юлия Владимировна... тут же стала самой горячей
поклонницей политреформы!
Да такой горячей, о каких говорят «святее Папы Римского»! Т. е. даже
большим сторонником политреформы, чем те, кто ее готовил и долгое время
лоббировал.
Прошел всего... день (!) после отставки Тимошенко с поста премьера,
и она во всеуслышание заявила, что одобряет политреформу. В эфире
телеканала «Интер» 9 сентября она сообщила, что раньше была противницей
политреформы, ибо «покладала великі сподівання, що прихід президента,
нової команди зможе дати країні, і без змін до Конституції, потужний
імпульс», но теперь «я бачу, що відбувається... І сьогодні потрібно
просто вибирати між поганим — політичною реформою, і дуже поганим — те,
що відбувається при владі».
О том же в интервью «УП» (20.09.2005): «вихід з кризи —
введення інших балансів між гілками влади, що передбачено змінами до
Конституції... Я вірю, що через нормальні вибори і політреформу можна
відновити гармонію і порядок».
Сторонники Тимошенко стали требовать ускорения (!) вступления в силу
конституционных изменений от декабря 2004-го. Мол, зачем ждать 1 января
2006 г. — даешь политреформу с 1 октября 2005-го!
В частности, 17 сентября (через 10 дней после отставки Тимошенко с
поста премьера) тогдашний ее соратник С. Гавриш заявил, что БЮТ будет
пытаться внедрить политреформу с 1 октября 2005-го. 19 сентября другой
на тот момент член команды Юлии Владимировны — А. Волков — подтвердил в
интервью УНИАН, что ряд фракций будут предлагать принять закон 3207-1 с
переходными положениями, в соответствии с которыми политреформа вступит
в силу не 1 января 2006 г., а с 1 октября 2005-го. А Д. Выдрин (тогда
также «тимошенковец») в тот же день обосновал данные намерения
следующим образом: «Есть в знаменитой песне — помните: «Стрелять — так
стрелять, лечить — так лечить, любить — так любить». Этот принцип
относится и к политическим процессам: если процесс политически нужен и
неизбежен, то чем быстрее он вступает в действие, тем он эффективнее,
полезнее для общества. Поэтому, если будет возможность быстрее ввести
закон, это будет выгодно для всех: и для политикума Украины и — главное
— для украинского общества». Г-н Полохало (ныне депутат от БЮТ)
указывал: «Надо признать, что у нас уже есть институт парламентаризма,
который по политическому весу впервые оказался мощнее, эффективнее
института президентства. Заканчивается время президентско-полуавторитарной республики» (22.09.2005, «Без цензуры»)... И т. д. и т. п.
После того, как летом 2006-го у Тимошенко случился «облом» с
премьерством ввиду формирования антикризисной коалиции и назначением
главой правительства Виктора Януковича, Юлия Владимировна опять меняет
свою позицию относительно политреформы.
11 ноября 2006 г. в ходе второго этапа III съезда НСНУ было принято
решение «Об усовершенствовании конституционной реформы в Украине»,
содержавшее пункт об обращении в КС с инициативой отмены политреформы.
И Тимошенко выражает готовность поддержать эту инициативу, о чем
неоднократно заявляет публично. В частности, 23 ноября 2006-го
в Берлине лидер БЮТ подчеркнула, что будет действовать «совместно с
«Нашей Украиной» в плане обжалования политреформы в Конституционном
Суде» (www.ПРАВДА.com.ua).
В тот период она то помагает антикризисной коалиции принять закон о
Кабмине, который усиливал правительство и ослаблял влияние президента
на исполнительную власть, то подбивает президента «отстаивать» свою
власть перед «наступлением» Януковича.
В ходе антиконституционных внеочередных выборов-2007 Тимошенко опять
начинает «съезжать» с конкретики. Она берет тактическую паузу, не
говоря ни «да», ни «нет» ни президентской, ни парламентской форме
правления. Для этого придуман такой ход, как необходимость всенародного
референдума относительно политической системы Украины — пусть-де народ
скажет, какую республику он хочет — президентскую или парламентскую.
Референдум БЮТ обещает в «самые ближайшие сроки». Само собой, в
реальности никакого референдума никто проводить и не думал — ни в
«ближайшие» сроки, ни в более отдаленные. К нынешнему моменту о нем уже
все и позабыть успели.
По итогам неконституционных выборов-2007 Тимошенко вновь уселась в
премьерское кресло. И... правильно: ее позиция в который раз меняется
на прямо противоположную — она опять стала сторонницей парламентской
формы правления! Одно время она даже видела себя канцлером — так
сказать на германский манер.
С весны 2008-го Тимошенко и БЮТ разворачивают агитацию за парламентскую республику. Главный аргумент — «европейский опыт».
16 апреля 2008 г. Тимошенко выступает в Страсбурге перед Советом
Европы: «В Україні сьогодні прийшов час міняти Конституцію. Час робити
Конституцію збалансованою, гармонійною, яка відповідає європейським
принципам... Нам потрібно провести розмежування функцій влади і зробити Україну традиційною парламентською республікою, як це сповідує досвід Європи... Конституція зі змінами буде прийнята. І це значить, що Україна пройде ще один етап шляху до демократії».
В тот же день на брифинге во Дворце Европы она еще раз подтвердила эту свою «принципиальную позицию» делегатам ПАСЕ: «Мені
не треба вам пояснювати, що парламентська республіка має переваги над
будь-якими потужними монополізованими системами влади»
(17.04.2008, «УП»)... Интересно, как теперь она будет «пояснювати»
европейцам, что все-таки президентская республика с «монополізованими
системами влади» (а Тимошенко мечтает именно о монополизации власти с
«выстраиванием» парламента) имеет «переваги над будь-якими»
демократическими парламентскими республиками?
В интервью «УП» Юлия Владимировна убеждала, что это решение —
переход к парламентской республике — с ее стороны глубоко продуманное: «Корр:
Ваша заява про те, що ви виступаєте за перетворення України на
парламентську республіку — це було ваше домашнє завдання перед поїздкою
з тим, щоб оголосити саме в Страсбурзі? Тимошенко: Парламентська республіка, враховуючи сьогоднішні політичні реалії в Україні — це адекватна позиція. Корр: Коли ви для себе вирішили, що підтримуєте парламентську республіку? Напередодні ввечері перед виступом? Тимошенко:
Коли уважно вивчила всі «за» та «проти» парламентської форми
правління»... Главным «за», очевидно, являлся находившийся в ее руках
премьерский пост. Ныне же главным «против» (парламентской республики)
есть перспектива заполучить президентское кресло.
Наконец, 20 апреля 2008 г. в интервью ICTV Тимошенко поясняла: «є
дві моделі — є президентська форма правління і є парламентська форма
правління... Саме тому, знаючи, що на сьогоднішній день дійсно
у всьому світі більшою перевагою користується парламентська форма
правління і те, що сьогодні в парламенті набрати більшість можна
виключно під парламентську форму правління, то саме так потрібно
проводити зміни». Более того: «Я вважаю, що конституційна реформа поставить крапку на такому хаосі і парламентська форма правління нарешті наведе порядок в країні» (21.04.2008, «Урядовий портал»).
Именно парламентскую республику предусматривал проект
конституционных изменений, разработанный БЮТ совместно с Партией
регионов. Именно за парламентскую республику, с переносом выборов
президента в ВР, ратовали партнеры по ПРиБЮТ совсем недавно — что еще у
всех, полагаю, свежо в памяти...
Теперь все наоборот. Прочь европейский опыт! В сторону демократия!
Юлия Владимировна намерена «наводить порядок» совсем иными способами.
Оно и понятно: для столь беспринципного политика «наведение порядка» —
не более чем ширма, за которой скрывается желание заполучить как можно
больше власти.
Как говаривал Станиславский, «Умейте любить искусство в себе, а не
себя в искусстве». Но это трудно. И не каждому дано, в т. ч. в таком
искусстве, как политика. Тем более деятелю с задатками политикана. Юлия
Владимировна всей своей политической биографией доказывает, что
является сторонницей прямо противоположного принципа: «Любить себя в
политике», «Любить себя в политической системе». Какая политсистема
может принести более дивидендов — та и хороша!..
В заключение заметим: тот «бульон», который предлагает Тимошенко, —
это не порядок. Ибо порядок — это в первую очередь верховенство права,
торжество Конституции и законов. Но никак не сколачивание непонятного
«большинства» из «шатающихся» депутатов в ансамбль песни и пляски под
президентскую дудку. Это не порядок — это форменная диктатура.
Если Тимошенко действительно жаждет «сильного» президентского
института — она вправе предложить соответствующие изменения к
Конституции. Но эти изменения должны вноситься в строгом соответствии с
разделом XIII Основного Закона. И без Верховной Рады никак не обойтись.
При этом вряд ли в ВР найдется 300 голов, которые согласятся
проголосовать за «гильотину» на свою выю. Поэтому провести через
парламент — конституционным способом — «хотелки» Тимошенко практически
нереально (чему доказательством соответствующие пятилетние потуги
Ющенко). Только через прямую узурпацию власти.
На данный момент Тимошенко, очевидно, уверовала в свою победу, под
которую и готовит общественное мнение к «сильному» президенту под
аккомпанемент «наведения порядка».
Но будет весьма интересно понаблюдать за Тимошенко — в
случае, если президентом станет Виктор Янукович. Останется ли у нее
желание усилить президентский институт, и как она отнесется к тому,
чтобы ее вместе с фракцией БЮТ новоизбранный президент «сварил» в том
самом «бульоне»?