Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 12.12.2024, 11:51
| RSS
Каталог файлов
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Актуально [142]
    События [51]
    Издания, публикации [123]
    Мнения, интервью [176]
    Общество, право [13]

    Статистика

    Главная » Файлы » Актуально

    Ведение информационной войны США и их союзниками в ходе операции в Афганистане
    [ ] 25.10.2011, 04:19

    Ведение информационной войны США и их союзниками в ходе операции в Афганистане





    1. Информационное обеспечение при подготовке операции

    История второй половины XX века показывает, что от конфликта к конфликту, от войны к войне и в мирные периоды информационное противоборство (борьба) государств приобретает все больший масштаб и играет все большую роль в достижении поставленных целей. В ХХ веке роль информационных факторов усилилась благодаря бурному развитию  средств массовой информации. Появление глобальных телекоммуникационных сетей, спутниковых ретрансляторов, всемирной компьютерной «паутины» Интернета сделала информацию доступной до миллионов и миллионов потребителей. Она превратилась в своеобразный продукт массового спроса со своими параметрами ценности и качества, воздействующими на мысли, чувства, мировоззрение, поведение и процесс принятия решений потребителями этого продукта.

    Информация стала мощным оружием межгосударственного противостояния, эффективным средством воздействия на личный состав войск и население при подготовке и проведении военных операций. Идет постоянная отработка и совершенствование организационных, методических и технических приемов и средств ведения информационной борьбы, их апробация в ходе подготовки и ведения боевых действий в локальных конфликтах.

    Опыт ведения локальных войн и конфликтов подтверждает одну из главных особенностей -  информационная борьба стала неотъемлемой  частью боевой операции. Она организуется и проводится по единому плану в виде заранее планируемых информационных мероприятий. При этом четко выделяются два этапа борьбы: до начала боевых действий, проводимого на глобальном и региональном уровнях, в обеспечение задуманной военной операции, и после начала боевых действий, проводимого в обеспечение боевых операций.

    На первом этапе (как правило, задолго до начала боевых действий) главные усилия направляются на информационно-психологическую обработку индивидуального и общественного сознания ключевых фигур правительств и населения тех стран, интересы которых затрагивает задуманная к проведению военная акция. Агрессор пытается на этом этапе привлечь на свою сторону как можно больше союзников, втягивая их непосредственно или косвенно в раскручиваемый водоворот конфликта.

    Основные задачи, решаемые агрессором на этом этапе, преследуют достижение следующих целей:

    • оправдать в глазах мировой общественности агрессивность задуманной акции, прикрываясь громкими лозунгами защиты «общечеловеческих ценностей» от экологической катастрофы, терроризма, права нации на самоопределение, свободы слова и т.д.;
    • сформировать коалицию государств (ударный кулак), вооруженные силы которых примут непосредственное участие в нападении на избранную жертву;
    • втянуть в конфликт страны региона, расположенные вокруг страны противника; постараться разжечь межрегиональную войну и решить задачу чужими руками, в крайнем случае, заручиться их молчаливым согласием на проведение акции;
    • по возможности изолировать противника от международной моральной,   финансовой, военной и материальной поддержки; разрушить его союзные договора и обязательства с другими государствами.

    К начала конфронтации с Афганистаном  США уже имели отработанную и апробированную в боевых условиях единую концепцию информационной войны, которая нашла четкое отражение в армейских уставных документах. В частности, полевой устав армии США FM-100-1 («Ведение боевых действий») устанавливает, что действия частей психологической войны, а также «независимых» средств массовой информации и общественных организаций (фондов, союзов, партий, сект и пр.), осуществляются военным командованием США.

    Основными объектами информа­ционно-психологического воздействия до начала агрессии явились правительства и широкая общественность стран НАТО, Россия, страны Ближнего и Среднего Востока, Пакистан.

    Ориентируясь на приобретенный опыт, в преддверии военных действий США провели широкомасштабную информационную акцию по воздействию на международную общественность с целью склонения ее на свою сторону  и обеспечения международной поддержки курса США в отношении Афганистана. С другой стороны США всячески пытались убедить мировое сообщество в том, что именно эта страна является основной базой международного терроризма, что именно в Афганистане находится осиное гнездо террориста №1 Усамы бен Ладена, которое необходимо уничтожить в первую очередь. Сами  талибы представлялись в качестве средневековых варваров, уничтожающих культуру Афганистана, разрушающих экологию пустыни.

    Устремления США нашли активную поддержку со стороны Великобритании, вооруженные силы которой совместно с американской стороной и составили основной «ударный кулак» коалиции. (Позднее на саммите ЕС в Бельгии было принято решение о создании многонациональных миротворческих сил ЕС для Афганистана, численностью в 3-4 тысячи военнослужащих. По заявлению главы МИД Бельгии Луи Мишеля, руководство силами взяла на себя Великобритания, а участие в миротворческом контингенте "примут все страны Евросоюза". С конца января 2002 г. военная операция в Афганистане практически перешла в миротворческую фазу, целью которой стало поддержание порядка и охрана важных объектов).

    Правительства и общественное мнение, включая Россию, усиленно обрабатывались в целях создания благоприятных условий для размещения ударных сил США и НАТО на прилегающих к Афганистану территориях, включая территории бывших союзных республик СССР. Их усилия не пропали даром. Россия после недолгого колебания согласилась на американское присутствие в зоне ее интересов. Английская газета "The Guardian" отмечает, что по состоянию на начало 2002 г. в Узбекистане была создана постоянная американская военная база в Ханабаде, на которой располагались полторы тысячи военнослужащих. Манас, находящийся неподалеку от киргизского Бишкека, был определен будущим "транспортным узлом", на котором будут размещаться три тысячи солдат, боевые и разведывательные самолеты. Другие аэродромы в Таджикистане и Пакистане также уже находились под контролем Соединенных Штатов. Пентагон к этому времени начал регулярные перемещения и ротацию войск, придавая тем самым постоянный статус контингенту, который первоначально рассматривался как временный, размещаемый на время чрезвычайной ситуации.

    Для достижения этих целей Вашингтон использовал не только пропагандистские, но и финансовые и экономические «соблазны». 27.10.01 г.Пакистан получает первую награду за содействие - Буш подписал закон об отмене санкций, наложенных на страну в 1999г., а 29.10.01 г. Госдеп объявил о миллиардной экономической помощи Пакистану. Узбекистан, на который США ранее не обращали внимания, получил в 2001 г. 64 млн. долл.  в виде помощи от американского правительства, и 136 млн. долл. в виде кредита "Экпортно-Импортного Банка" США. 01.11.01 г. Азербайджан и Армения предложили расширить права ВВС США на использование их воздушного пространства во время кампании, в ответ на что Администрация Белого дома сразу же предложила снять запрет на военную помощь Азербайджану. 27.11.01 г. Йемен дал согласие на блокирование активов групп, связанных с Аль-Каедой. В ответ Йемен получает 400 млн. долл. экономической и военной помощи. В 2002 г. администрация Буша планировала предоставить Казахстану помощь в размере 52 млн. долл. с частичной оплатой военным оборудованием. Получив от правительств стран региона разрешение строить базы, Соединенные Штаты соглашаются обучать и экипировать местные силы. Затем обещается экономическая помощь и торговые соглашения. А так как военное сотрудничество обычно осуществляется в обоих направлениях, то присутствие США в непосредственной близости от южных границ России, несомненно, будет носить долговременный характер.

    Президент России В.В. Путин согласился (вразрез с советами своих некоторых высокопоставленных генералов) на переговоры с американцами о первой ограниченной военной базе в соседних с Афганистаном странах. Китай также, хоть и возражая принципиально на вмешательство США в дела региона, на деле дал понять, что осознает всю серьезность последствий попыток перечить США. Обе страны надеялись получить выгоды в разных сферах от помощи Соединенным Штатам - и в какой-то мере добились этого. Американцы начали общаться с В.В. Путиным как с партнером, предложив даже более тесное сотрудничество с НАТО. Споры с Пекином по поводу прав человека и торговли, имевшие место после инцидента с разведывательным самолетом на острове Хайнань, были прекращены. Быстро решился вопрос о членстве Китая в ВТО.

    На региональном уровне в качестве основных объектов воздействия на этапе подготовки и проведения операции были определены правительство талибов, личный состав вооруженных сил и население Афганистана. Основная цель всех мероприятий сводилась к склонению талибов прекратить сопротивление, к привлечению на свою сторону афганцев, способствовать укреплению Северного альянса противников режима. Особой обработке подверглось правительство Пакистана с тем, чтобы удержать его от  поддержки талибов, ликвидировать их базы на территории Пакистана.

    Основным рупором информационно-психологической обработки мировой общественности явились современные средства массовой информации, включая Интернет, работе с которыми военно-политическое руководство США уделяло особое внимание. Посредством СМИ центр внимания был сосредоточен на террористической организации "аль-Каида", созданной Усамой бен Ладеном в конце восьмидесятых годов 20-го века с целью объединения арабов, сражавшихся в Афганистане против вторгшихся туда советских войск. Тогда она помогала финансировать, вербовать, транспортировать и готовить суннитских исламских экстремистов для афганского движения сопротивления. После вывода советских войск из Афганистана «аль Каида» поставила перед собой цель создать во всем мире панисламский халифат путем сотрудничества с союзническими исламскими экстремистскими группировками для свержения режимов, причисляемых ею к "неисламским", и изгнания из мусульманских стран граждан западных государств и немусульман. Главным врагом были объявлены Соединенные Штаты Америки.  В феврале 1998 года под знаменем "Всемирного исламского фронта за джихад против евреев и христиан" организация распространила заявление, в котором говорится, что долг всех мусульман - убивать повсюду граждан США, будь то гражданские лица или военные, и их союзников.

    Деятельность "аль-Каида", описывалась в СМИ как особо опасной для всех стран мира, ибо она действует во всем мире, имеет ячейки в ряде стран и получает поддержку со стороны экстремистских суннитских сетей. Она служит координационным центром всемирной сети, в которую входят многие суннитские исламские экстремистские группы, такие как "Египетский исламский джихад", некоторые члены "аль-Гамаат аль-исламийа", "Исламское движение Узбекистана" и "Харакат уль-муджахидин". Со ссылкой на Центральное разведывательное управление в СМИ утверждалось, что на территории Афганистана за последние годы было подготовлено не менее 50-70 тыс. боевиков из 55 стран. Талибы разрешали действовать на афганской территории широкому кругу групп - от пакистанских мятежников до подчиненной бен Ладену организации "аль-Каида", что по-арабски означает "База". Сам бин Ладен и его главные помощники проживали на территории Афганистана, там же содержалась сеть лагерей для подготовки террористов. Здесь боевиков учили обращаться со стрелковым оружием и взрывчатыми веществами, готовить террористические акты.

    В СМИ широко освещалась хронология терроризма  с целью возбудить недовольство общественности к деятельности "аль-Каида". «Раскрутка» в СМИ злодеяний этой организации началась с  событий  декабря 1992 года,  когда прогремели три взрыва, целями которых явились дислоцированные в Адене (Йемен) войска США.  Потом вспомнили о сбитых американских вертолетах и убийстве американских военнослужащих в Сомали в 1993 году, о сорванных планах осуществить террористические акции против американских и израильских туристов, приехавших в Иорданию для празднования наступления нового тысячелетия. (Иорданские власти сорвали запланированные нападения и предали суду 28 подозреваемых.) Особо остро подавался материал  августа 1998 года, когда "аль-Каида" организовала и осуществила взрывы в посольствах США в Найроби (Кения) и Дар-эс-Саламе (Танзания), в результате которых погиб по меньшей мере 301 человек, а еще более 5 тыс. человек получили ранения. Проамериканская пресса вспомнила и о причастности "аль-Каида" к подготовке следующих терактов, которые не были осуществлены: убийство Папы Римского Иоанна Павла II во время его визита в Манилу в конце 1994 года, одновременные взрывы в посольствах США и Израиля в Маниле и других столицах азиатских стран в конце 1994 года, взрывы на борту более десяти американских самолетов над Тихим океаном в 1995 году, убийство Президента Клинтона во время его визита на Филиппины в начале 1995 года.

    События 11 сентября 2001 года вызвали буквально взрыв активности СМИ вокруг тематики терроризма.  Западная пресса, как и руководство США, не предоставила общественности никаких доказательств вины Усамы бен Ладена, мусульманских террористов, но сразу же, по существу, "назначило" виновных и стало готовить общественность к широкомасштабной антитеррористической операции.

    С целью усиления координации деятельности федеральных министерств и ведомств по информационному освещению событий, Администрацией США был предпринят ряд мер, направленных на ограничение доступа к ряду информационных источников о ходе афганской кампании. Все права на трансляцию любых кадров из Афганистана были выкуплены представителями федерального правительства; в ряде СМИ была введена жесткая цензура; предпринимались попытки дипломатического давления на руководство Катара с целью закрыть телекомпанию Аль-Джазира. Против нее в ряде западных СМИ была развернута широкая пропагандистская кампания, призванная очернить ее репутацию связями с террористами.

    Как сообщала газета Washington Post, 24 сентября 2001 года пресс-секретарь Белого дома Ари Флейшер лично обзвонил руководителей и главных редакторов всех ведущих эфирных телекомпаний США, газет New-York Times, Washington Post, Wall Street Journal и ряда других СМИ с просьбой ограничить информацию о готовящейся в США военной операции против террористов. Флейшер просил также руководителей СМИ о том, чтобы телекомпании и газеты не сообщали график работы и перемещений президента США Джорджа Буша и вице-президента США Ричарда Чейни.

    Президент США Джордж Буш также заявил, что теперь огласке не подлежат и сведения об источниках и методах сбора разведывательной информации, которую США получают для операции против террористов. "Я ставлю следующее условие прессе: любые источники разведданных и методы получения сведений разглашаться не будут. Моя администрация не будет рассказывать о том, как мы получаем секретную информацию, получаем ли мы информацию, и что нам стало известно. Это необходимо для защиты американских граждан".

    Во время войны, заявил Флейшер, "администрация обязана предоставлять всю ту информацию, которая делает страну сильной, и в то же время мы должны быть уверены, что ни один обнародованный факт не приведет к потери жизней или срыву специальных операций".

    Во исполнение указаний администрации Белого дома, по сообщению газеты The Washington Post от 1.11.01 г., председатель правления крупнейшей телекомпании CNN Уолтер Исаксон выпустил внутреннее распоряжение по телекомпании, в котором предписал своим сотрудникам не слишком фокусировать внимание на потерях среди населения или разрушениях в Афганистане, вызванных военными действиями США. Глава CNN сообщил, что все материалы о ситуации в Афганистане должны быть уравновешены информацией о том, что талибы используют людей в качестве "живых щитов" и укрывают террористов, которые были организаторами терактов в США. "Мы должны удвоить наши усилия, чтобы мы не выглядели передающими информацию, отражающую их (талибов) точку зрения или выгодную им, - говорится в распоряжении Исаксона. - Американские телезрители должны воспринимать страдания мирных жителей в Афганистане в контексте теракта, который вызвал огромные страдания в США". По его словам, CNN не должна использоваться талибами в роли "пропагандистской трибуны".

    Проводимые США информационно-психологические операции не исключали и своей стороны. Примечательно, что бомбардировка горных массивов, в которых скрывалось ближайшее окружение Усамы Бен Ладена, проводилась преимущественно ночью, хотя ничто не мешало американцам с большей точностью выполнять их днем. Причина одна – разница во времени: когда в Америке день, в Афганистане ночь. Ночные кадры «наказания террористов», передаваемые в прямых репортажах с поля событий, могли видеть бодрствующие американские телезрители. Это внушало им гордость за мощь своей страны и способствовало укреплению патриотизма.   

    Однако в своем усердии американские СМИ замалчивали и замалчивают сегодня причастность самой Америки к возникновению террористических группировок на территории Афганистана. Об этом упоминает Анютин Юлиан в Информационно-аналитическом обзоре «Направленность, причины и цели кампании, связанной с событиями в США 11 сентября 2001 года».  Оказывается, что еще в конце 80-х ЦРУ, через свою агентуру из числа сотрудников ООН в лагерях афганских беженцев на территории Пакистана, провело учет и отбор военных и гражданских специалистов, необходимых для организации административных и силовых государственных структур Афганистана. В это же время была организована подготовка вооруженных групп и отрядов пуштунов при помощи пакистанских и арабских военных инструкторов, которая финансировалась спецслужбами и проправительственными пакистанскими религиозными организациями "Джамаат-э-ислами" и "Джамаат-э-улема-э-Пакистан", а также спецслужбами США, пакистанскими и международными фундаменталистскими организациями. Идея сменить вывеску для объединения афганских племен, прекратить внутреннюю войну и перенести ее вовне с использованием движения послушников медресе принадлежала ЦРУ, финансировалась шейхами, а оружием обеспечивалась из Пакистана. Так, из представителей пуштунской национальности летом 1994 года была сформирована военизированная группировка во главе с одним из афганских духовных лидеров муллой Сеид Мухаммад Омаром (Ахундзада), которая и получила название Исламское движение Талибан.

    Нынешний враг номер один бен Ладен полтора десятилетия назад был другом Америки номер один. Под руководством наставников из ЦРУ представитель богатейшей семьи из Саудовской Аравии стал организатором исламского сопротивления СССР в Афганистане. Потом бен Ладен стал противником США. Но при этом некоторые братья "террориста номер один" преспокойно проживали в США и хранили свои миллиарды в известных американских и европейских финансовых учреждениях.

    Отец нынешнего президента США Дж. Буш-старший, бывший госсекретарь Дж. Бейкер, бывший министр обороны Фр. Карлуччи в разное время побывали в штаб-квартире семьи Усамы бен Ладена в Джидде (Саудовская Аравия). Эти известные в мире люди тесно связаны с крупным инвестиционным банком Вашингтона Carlyle Group (эта группа имеет прямое отношение к военно-космической промышленности США), в котором семья бен Ладенов располагает немалым пакетом акций. В 1995 г. семья бен Ладенов инвестировала в Carlyle Group два миллиона долларов.

    Усама бен Ладен обследовал и лечил почки в американском госпитале в Дубаи, куда он прибыл 4 июля 2001 г. из Пакистана. Во время нахождения в госпитале бен Ладена посещал региональный представитель ЦРУ. Сразу же после отъезда бен Ладена 14 июля встречавшийся с ним офицер американской разведки был вызван в Вашингтон. (Это сообщение, появившееся во французской газете "Фигаро", было опровергнуто ЦРУ).

    Таковы факты. Их сопоставление наводит на мысль, что за разрекламированной СМИ операцией "Бесконечная свобода" стояли иные геополитические планы и стратегические задачи США.

    2. Характер и особенности информационной войны в Афганистане

    Формальная процедура в подготовке к военным действиям в Афганистане завершилась 18.09.01 г. Буш подписал резолюцию Конгресса о применении вооруженных сил и выделении средств на борьбу с терроризмом.
    В этот же день министр обороны США Рамсфельд заявил, что США столкнулись с совершенно новым типом конфликта, так как сеть "аль-Каида" связана с 50-60 странами, что требует проведения широкомасштабной операции.

    На следующий день министр иностранных дел России И.Иванов заявил о согласии на привлечение к военной операции бывших среднеазиатских республик. Формальное согласие подчеркивало участие России в международной коалиции, несмотря на то, что присутствие войск НАТО явно противоречит интересам России в Среднеазиатском регионе.

    Подготовка к военной операции "Бесконечная свобода" началась с развертывания воздушных сил в Саудовской Аравии, Омане, Кувейте, острове Диего Гарсия, Таджикистане и Узбекистане. Отряд из 14 кораблей во главе с авианосцем "Теодор Рузвельт" направился в Персидский залив. Япония заявила о разведывательной и транспортной поддержке. Организация Американских государств задействовала Межамериканский договор о взаимной помощи 1947 г. (Rio Treaty). Канада для операции предоставила 2000 военнослужащих и 6 кораблей, Австралия - 1000 солдат, Франция - военно-морской флот в Индийском океане.

    07.10.01 г. американские и британские бомбардировщики и крылатые ракеты атаковали позиции Талибана. Тридцать первых целей включали аэродромы, систему ПВО, лагеря подготовки и группы, противостоящие Северному Альянсу. А уже 09.10.01. генерал Меерс сообщил, что США добились полного контроля над воздушным пространством Афганистана. В последующих действиях для поражения намеченных целей использовались многоцелевые истребители F-15E, тяжелые бомбардировщики В-52. Во время бомбардировок пещерного комплекса Тора-Бора было применено одно из наиболее мощных видов оружия - 15000-фунтовая бомба BLU-82 "Daisy Cutter" и специальные бомбы с лазерным наведением.

    Для информационно-технического обеспечения войск армия США использовала и беспилотные самолеты нового типа Predator" и "Global Hawk". Беспилотный летательный аппарат (БЛА) "Predator" может вести не только воздушную разведку, но и атаковать обнаруженную наземную цель противотанковой управляемой ракетой "Hellfire". На малых высотах БЛА незаменим при решении задач нарушения системы боевого управления противника, поскольку от его электронных глаз не могли укрыться даже малочисленные группы бойцов движения "Талибан" и террористов "Аль-Каиды". БЛА ВВС США "Global Hawk", воздушный разведчик, способен совершать полет на высотах более 20000 метров над землей. Однако при всех их многообещающих возможностях БЛА не лишены недостатков: "Predator" плохо «видит» наземные объекты в плохих погодных условиях. Кроме того, эта машина стоимостью 3,2 млн. долл. имеет неприятную привычку внезапно устремляться к земле, когда никто этого не ожидает. Что касается высотного самолета-разведчика "Global Hawk", то из-за катастроф двух машин стоимостью 40,6 млн. долл. каждая весь парк этих БЛА больше сидит на земле в ожидании результатов расследования причин катастроф, чем летает.

    В Афганистане армия США впервые апробировала солдата-робота в боевой обстановке. Радиоуправляемый солдат-робот, весом в 40 фунтов, «учится» выполнять функции разведчика при обследовании пещер или подозрительных помещений. Он может взбираться по лестничным маршам в здании, делать кульбиты и перемещаться со скоростью до 9 миль в час. Ударопрочный и водонепроницаемый корпус выдерживает попадание пуль и падение на землю из окна второго этажа. В перспективе планируется модернизировать солдата-робота, оснастив его подвижной рукой с видеокамерой, чтобы можно было приподнимать ее повыше, увеличивая дальность обзора, а также низкочастотной радиорелейной системой связи, которая улучшит его навигационные возможности при действии в пещерах. Кроме того, рассматриваются варианты вооружения солдата-робота, например, гранатометом или двуствольным полуавтоматическим ружьем. Стоимость робота в 40000 долл. считается приемлемой, так как он может предотвратить гибель солдата в бою. Пентагон ассигновал на программу разработки солдат-роботов, способных выполнять опасные для жизни задания, 50 млн. долл.

    В Афганистане информационно-техническая борьба активно не велась из-за отсутствия у талибов мощной системы ПВО и сложных систем вооружения. Сразу же после начала боевых действий бен Ладен призвал всех мусульман к джихаду против США. Поэтому информационная борьба в дальнейшем сосредоточилась в основном в сфере информационно-психологического противоборства. Характер этой борьбы со стороны агрессора отличался бескомпромиссностью, целеустремленностью, последовательностью, глобальностью, скрытностью истинных целей операции. Талибы не смогли оказать противнику заметного информационно-психологического противостояния.

    Основные особенности информационно-психологической борьбы, осуществляемой США и их союзниками в ходе подготовки и проведения войны в Афганистане, заключаются в следующем:

    • информационная борьба организовывалась и проводилась по единому плану в виде заранее планируемых мероприятий, как правило, задолго до начала боевых действий;
    • четко выделяются два этапа информационно-психологической борьбы:

    -    до начала боевых действий, проводимый на глобальном и региональном уровнях, в обеспечение задуманной военной операции;

    -    после начала боевых действий, проводимый в обеспечение боевых операций;

    •  руководство подготовкой и проведением информационно-психологической борьбы осуществлялось централизовано уже существующими гражданскими и военными структурами информационного противоборства в тесном взаимодействии между собой и соответствующими структурами своих союзников;
    •  эти структуры руководствовались уже отработанными уставными документами;
    •  особое внимание уделялось взаимодействию со средствами массовой информации, направляя распространение сведений и их освещение в выгодном для себя свете.
    • основными объектами информа­ционно-психологического воздействия до начала агрессии на геополитическом уровне явились правительства и широкая общественность стран НАТО, Пакистан, Россия, страны Ближнего и Среднего Востока.

     Основными задачами, решаемыми агрессором на этом этапе, являлись:

    - оправдание в глазах мировой общественности агрессивности задуманной акции;

    - прикрытие истинных планов громкими лозунгами защиты «общечеловеческих ценностей»;

    - укрепление коалиции государств союзников, привлечение их экономических и военных ресурсов для операции;

    - втягивание в конфликт стран региона, расположенных вокруг страны-жертвы; разжигание межрегиональной розни и противоречий;

    - изоляция противника от международной моральной, финансовой, военной и материальной поддержки;

    - разрушение его союзных договоров и обязательств с другими государствами;

    • на региональном уровне в качестве основных объектов информационно-психологического воздействия на этапе подготовки и проведения операции были определены правительство талибов, личный состав вооруженных сил и население Афганистана. Основными задачами этого уровня являлись:

    - устрашение противника военной мощью коалиции и боевыми возможностями суперсовременных средств поражения;

    - склонение талибов прекратить сопротивление и сдаваться в плен;

    - привлечение на свою сторону афганцев и населения региона;

    - укрепление северного альянса противников режима;

    - удержание правительства Пакистана от  поддержки талибов;

    - ликвидация их базы на территории Пакистана.

    В ходе подготовки и проведения операции «Бесконечная свобода» талибы были разбиты. По официальной информации Государственного департамента США, результатом этой операции стало следующее:

    • Военная операция в Афганистане стала итогом усилий глобальной коалиции, участниками которой были вооруженные силы США, Великобритании, Австралии, Канады, Чехии, Франции, Германии, Италии, Японии, Новой Зеландии, Польши, России и Турции.
    • Силы коалиции освободили афганский народ от насильственного режима Талибана. Коалиция достигла широкого военного успеха, задействовав в активных наземных операциях менее 3000 солдат.
    • В считанные недели была практически разрушена сеть "аль-Каида" в Афганистане, а Талибан сдал основные афганские города, такие как Кандагар, Кабул, Кундуз, Мазари-Шариф.
    • Были разрушены по меньшей мере 11 тренировочных лагерей террористов и 39 талибских командных и контрольных баз, на которых на протяжении последних лет прошли подготовку около 50000 террористов из более чем 50 стран.

    Однако Джордж Буш неоднократно подчеркивал, что главная цель операции "Бесконечная свобода" заключается в том, чтобы Усама бен Ладен, его основные соратники из «аль-Каиды», а также члены правительства талибов предстали перед судом. С этой точки зрения результаты можно считать нулевыми. Режим талибов свергнут, но среди пленных и погибших в основном рядовые боевики. Среди погибших высокого ранга оказался только мулла Абдул Джалил, занимавший пост заместителя министра иностранных дел. Глава министерства Вакиль Ахмед Мутавакиль - жив, местонахождение его неизвестно. Министр обороны Обайдулла Аджам, которого считают самым близким к бен Ладену человеком среди талибов - тоже. Тайебе Агха, представитель духовного лидера талибов, покинул Кандагар с колонной вооруженных лиц. Исчез Амир Хан Муттаки, который занимал пост министра информации и культуры, а затем и образования. Ахмад Тураби и Нур Мухаммад Сакиб - самые радикальные члены Верховного совета Талибана - перешли через границу и обосновались в Пакистане. О судьбе самого муллы Омара неизвестно вообще ничего. Но в начале декабря 2002 г. катарская телекомпания Аль-Джазира стала регулярно передавать получаемые ею записи муллы с угрозами в адрес американцев по поводу назревающей агрессии США против Ирака.

    Что касается «аль-Каиды», то здесь ситуация аналогична. Усама бен Ладен сумел скрыться. Высокая награда за голову бен Ладена (25 млн. долларов от правительства и 2 млн. от Ассоциаций пилотов и воздушного транспорта) и его сподвижников (также по 25 млн. долларов) не принесла результатов. Единственным высокопоставленным руководителем «аль-Каиды», погибшим во время операции, стал Мухамад Атеф, который руководил военными операциями этой организации. Впрочем, подтверждения этому не найдено, и он по прежнему числится среди наиболее разыскиваемых террористов, а за информацию о нем обещана награда. Не найден главный идеолог Айман аль-Завахири, являющийся основателем "Исламского джихада" и правой рукой бен Ладена, хотя предполагают, что его семья погибла под американскими бомбами. Нет никаких следов, которые могли бы вывести на Абу Зубайдаха, еще одного близкого соратника бен Ладена.

    К результатам операции можно отнести разгром лагерей подготовки террористов. Однако вряд ли стоит переоценивать значение для международного терроризма именно афганских лагерей. Во-первых, в регионе с перманентно продолжающейся войной большинство жителей с детства готовы к вооруженной борьбе. Во-вторых, подобные лагеря могут быть организованы в огромном количестве в других регионах земного шара, а контролировать всю планету невозможно даже силами анитеррористической коалиции. И, наконец, для современного терроризма совсем не обязательно готовить тысячи боевиков. Для нанесения серьезного ущерба достаточно десятка хорошо обученных фанатиков, которых невозможно отличить от законопослушных граждан (свидетельством этому - теракты 11 сентября).

    Наиболее важным итогом операции для России является очевидная утрата российских позиций в Средней Азии. Завершая свой визит в Узбекистан, лидер сенатского большинства в конгрессе Том Дэшл прямо заявил: "Мы будем наращивать наше присутствие здесь в целях отстаивания интересов США в Средней Азии. Наше присутствие в регионе отныне носит долговременный характер, и с правительствами стран Средней Азии на этот счет уже существует необходимый уровень доверия".  12.02.02 г. США в очередной раз продемонстрировали свое полное пренебрежение мнением других государств. Представитель Белого дома Ари Флейшер заявил, что США могут подыскать себе других партнеров по антитеррористической коалиции в случае возникновения разногласий с президентом Владимиром Путиным по вопросу о принятии мер против стран, причисленных Вашингтоном к "оси зла". Флейшер предупредил, что "могут быть созданы различные коалиции с разными странами и для разных целей".

    Очевидно и снижение уровня военной безопасности России. Возможное развертывание баз в Узбекистане, в других азиатских бывших советских республиках, в северных провинциях Афганистана может снять необходимость создания НПРО США. Высокоточные ракеты средней дальности, размещенные на территории данных баз, перекрывают всю российскую территорию до Северного Ледовитого океана. Под прицел попадают все пусковые установки наших стратегических ракет.

    Расширение контингента НАТО в бывших советских республиках, а также недвусмысленные и достаточно резкие высказывания американских политиков только подчеркивают сегодняшнюю слабость России и ее невозможность отстаивать свои долгосрочные геополитические интересы.

    3. Геополитические устремления США в Средней Азии

    Руководство США не предоставило общественности никаких доказательств вины Асама бен Ладена, мусульманских террористов, но сразу же, по существу, "назначило" виновных и стало готовиться к широкомасштабной антитеррористической операции, войне, вовлекая в нее другие государства. Бывший руководитель Первого главного управления КГБ СССР Л. Шебаршин прямо говорит: "практически сразу в причастности к случившемуся был обвинен бен Ладен... Был ... весьма странный момент, во всех событиях, последовавших за трагедией 11 сентября. Я имею в виду рефлекторную реакцию американской стороны на всех уровнях: априорно во всем были обвинены мусульманские организации и ислам в целом. В том же духе были выдержаны заявления официальных американских лиц, которые не успели, да и физически не могли ни в чем разобраться. Они в один голос заявили: это не экстремисты, не террористы - это ислам. Похоже, что сценарий реакции американского общества на трагедию был заранее тщательно подготовлен".

    Среди многих специалистов-политологов сформировалось устойчивое мнение о том, что США 11 сентября 2001 г. провели колоссальную провокацию, направленную на развязывания рук для активной реализации идеи мирового господства на планете.

    В подтверждение этого умозаключения приводятся следующие доводы:

    1.  Террористическая организация "Аль-Каида", несмотря на ее могущество, не могла провести нападение на выбранные цели. По утверждению Л. Шебаршина, «… упомянутая организация известна миру не первый год. Еще лучше она известна спецслужбам США, Англии, Израиля. Разумеется, эти спецслужбы затратили немало усилий, чтобы держать эту организацию под контролем, знать кадры, быть в курсе ее замыслов. Электронная почта, радиосвязь, телефонная связь - все под контролем. Трудно даже представить, что подготовка и осуществление такой масштабной операции, как теракт 11 сентября, прошли без использования электроники и эфира. Еще труднее представить, чтобы это не было перехвачено и зафиксировано… Профессионалы, которыми были укомплектованы упомянутые службы, не могли не использовать свою агентуру в окружении лидеров экстремистских группировок".

    2. Факты свидетельствуют о задолго и тщательно продуманном замысле и четкой организации действий террористов. Для одновременного захвата 6 и даже более самолетов требовалось соответствующее количество  пилотов. Пилоты захваченных самолетов показали высокий профессионализм: нужно было практически синхронно и без подозрений долететь до целей и не промахнуться. Значит их тщательно и долго готовили для вождения именно этих самолетов. Тем не менее, о многомесячной подготовке пилотов и самих терактов, в которых были задействованы десятки, если не сотни человек, американские спецслужбы ничего не знали.

    3. Террористы знали и использовали в переговорах кодовое слово, обозначавшее самолет президента США. Им были известны и коды (комбинацию из шести цифр), которые получают командиры "Боингов" лично от диспетчера непосредственно перед вылетом. Не введя эти цифры, пилот, во-первых, не сможет вырулить и взлететь. Во-вторых, после ввода шифра он в течение примерно 20 минут не имеет возможности отклониться от заданного курса. Единственное, что ему разрешается - увеличить высоту в пределах своего коридора. Поменять курс можно только тогда, когда кончается время шифра. На самом деле самолеты после взлета в направлении Лос-Анджелеса спустя минуту-другую разворачивались на Нью-Йорк. Напрашивается очевидный вывод: чтобы совершить диверсию такого масштаба террористы должны были иметь своих людей в огромной сети взаимно перекрывающих, дублирующих, многократно резервированных спецслужб с огромными финансовыми и техническими возможностями.

    4. Особо стоит отметить, что теракты были совершены именно в тот момент, когда уже назревал международный финансовый кризис. После упорных разговоров о неминуемом падении доллара за день до террористических актов некие крупные игроки на Лондонской бирже стали играть на понижение.

    5. Террористические акты произошли накануне введения Европейским Союзом в наличный оборот своей валюты, в которой США видят реальную угрозу своему доллару. Теракт помог американцам спасти свою валюту за счет привлечения европейских ресурсов на ведение боевых действий.

    6. Из 352 подозреваемых в помощи террористам, задержанных агентами ФБР, никто не имел прямого и доказательного отношения к девятнадцати террористам-смертникам, принимавшим участие в терактах. Об этом сообщил Генеральный прокурор и министр юстиции США Дж. Эшкрофт членам американского конгресса. ФБР также не располагает никакими свидетельствами деятельности "Аль-Каида", или любой другой группы Усамы бен Ладена в США.

    7. Исчезновение бен Ладена и его главных сообщников позволяет Белому дому говорить о необходимости распространения антитеррористической операции не только на Афганистан, но и на другие государства, по тем или иным причинам неугодные Соединенным Штатам (Ирак, Иран, Йемен, Сирию, Индонезию, Филиппины и т.д.).

    Однако приведенные умозаключения не являются юридическими доказательствами отнесения событий 11 сентября к провокации, проведенной американскими глобалистами. Очевидным последствиям информационно-психологической обработки мировой общественности под флагом антитеррористической операции стало расширение влияния США в азиатском регионе. Лозунг борьбы с терроризмом стал хорошим поводом вмешиваться во внутренние дела других государств. Помощник госсекретаря США Элизабет Джонс не случайно заявила, что "когда конфликт в Афганистане завершится, мы не уйдем из Центральной Азии". И речь идет не только о появлении военных баз США и их союзников в Пакистане и Афганистане. Присутствие США будет увеличиваться во всех странах, втянутых и втягиваемых в борьбу с терроризмом, даже несмотря на некоторое сопротивление правительств этих стран.

    Военные базы, создаваемые Соединенными Штатами в Средней Азии, выполняют функции не только борьбы с терроризмом. Их долгосрочной задачей является обеспечение военного, стратегического и экономического влияния Америки в богатом нефтью и газом регионе. Эти базы будут служить фундаментом для строительства Америкой своей мировой империи.

    Соединенные Штаты осуществляют грандиозный стратегический захват власти в Средней Азии. В прежние времена такой вид экспансионизма был бы назван колониализмом или империализмом. Сегодня эта экспансия называется просто "войной против терроризма". Война в Афганистане представляет региональные политические, экономические и военные возможности, которые долго изыскивались Соединенными Штатами и которые сейчас попали им в руки. В сентябре 2000 года, например, генерал Томми Фрэнкс уже колесил по Средней Азии, размахивая чековой книжкой военной помощи. Однако в целом, во время правления Клинтона острое желание Соединенных Штатов протоптать дорожку к среднеазиатским запасам нефти и газа наталкивалось на различные препятствия, особенно после ракетных ударов по Афганистану 1998 года, которые последовали после устроенных движением "Аль-Каида" взрывов зданий американских посольств в Кении и Танзании.

    Соединенные Штаты, натиском, лестью и подкупами пробив себе дорогу в Среднюю Азию, не выказывают никакого желания покинуть в скором времени этот регион. Предотвращение угрозы возвращения политической ситуации в Кабуле к прошлому состоянию или возрождения движения Талибан только частично является задачей американских баз, повсеместно создаваемых вокруг Афганистана. Их более значимой, более долгосрочной задачей является защита американского влияния и американских интересов в странах, куда США ранее не проникали.

    Потенциальные выгоды для Соединенных Штатов в Средней Азии огромны: растущее военное господство в одной из немногих частей света, которая еще не находится под влиянием Вашингтона, рост стратегического влияния за счет уменьшения влияния России и Китая, существенное политическое влияние и, что является самым важным, доступ к огромным запасам среднеазиатской нефти и газа, не находящихся под контролем ОПЕК. США стремятся создать энергетический источник, альтернативный Персидскому заливу. Такой альтернативой в Азии является Каспийский регион. В Азербайджане запасы нефти и газа могут составлять около 10% мировых запасов, в Казахстане и Туркмении также около 10% в обеих странах. По оценке ОПЕК, общие запасы нефти и газа в регионе составляют 23 млрд. тонн. Коммуникации Каспия, прежде всего нефтепровод "Баку-Новороссийск", традиционно шли через территорию России. В середине 1990-х годов это перестало устраивать США. Почти все альтернативные российскому нефтепроводные проекты: "Баку-Супса", "Баку-Джейхан", "Одесса-Броды-Гданьск" родились в результате прямых или завуалированных усилий американской администрации.

    В США рассматривался вариант переброски энергоносителей через Иран. Были предприняты шаги для сближения с иранскими либеральными кругами, но это ни к чему пока не привело. Нефть из Казахстана может пойти в Китай, которому для рывка в мировые лидеры не хватает только дешевых энергоносителей. Этого США допустить не хотят.

    Путь из Туркменистана и Казахстана через Афганистан и Пакистан в Индийский океан самый дешевый для прикаспийской нефти и, главное, не проходящий через российскую территорию. Для обеспечения этого маршрута США могут взять под контроль Гератскую долину в направлении на Кабул и пакистанский Пешавар. По этому пути наиболее вероятна прокладка трубопроводов из Узбекистана и Туркмении к пакистанскому порту Карачи. Контроль может быть обеспечен насаждением в Афганистане марионеточного режима.

    Для России реализация замыслов США принесет огромные потери.

    Присутствие США и НАТО на южных рубежей бывшего СССР закрепит геополитический отрыв среднеазиатских республик от России. Судьба контингента российских войск в Таджикистане, Армении и особенно в Грузии становится очевидной - вывод под первым же благовидным предлогом. Грузия уже требует этого. При наличии войск НАТО в Грузии и Азербайджане российские погранвойска в Армении теряют смысл.

    Узбекистан пока заперт Ираном с юга и Россией с севера, но получив устойчивый выход на порт Карачи в Пакистане, он может полностью отказаться от партнерства с Россией и переключиться на Запад. Оказавшись в ключевой зоне ветки на Ашхабад, Баку, Тбилиси и Стамбул, Ташкент сможет строить особые отношения и с Турцией.

    Осуществление проекта Евросоюза в рамках программы "Tacis" "Шелковый путь 21 века" ("TRACECA" - Transport Сorridor Europe Caucasus Asia) с целью организации нового пути, соединяющего Европу с Китаем и Юго-Восточной Азией, проходящего по территории государств СНГ, минуя транспортные артерии России, Турции, Ирана приведет к экономического отрыву бывших советских среднеазиатских республик от России и выводу части грузопотока с российской транспортной сети.

    Ослабление геополитических и экономических позиций России преследует достижение давней стратегической цели США – устранение с политической арены мира и превращение ее в сырьевой придаток Запада. Направленность этой политики сформулирована в ясных высказываниях его идеологов: секретарь Трехсторонней комиссии З. Бжезинский: "Россия - побежденная держава. Она проиграла титаническую борьбу. И говорить "это была не Россия, а Советский Союз" - значит, бежать от реальности. Это была Россия, названная Советским Союзом. Она бросила вызов США. Она была побеждена. Сейчас не надо подпитывать иллюзии о великодержавности России. Нужно отбить охоту к такому образу мыслей... Россия будет раздробленной и под опекой". Член Трехсторонней комиссии, руководитель "Бнай Брит" Г. Киссинджер: "Распад Советского Союза - это, безусловно, важнейшее событие современности, и администрация Буша (имеется в виду старшего) проявила в своем подходе к этой проблеме поразительное искусство... Я предпочту в России хаос и гражданскую войну тенденции воссоединения ее в единое, крепкое, централизованное государство". Премьер-министр Великобритании Дж. Мейджор: "...задача России после проигрыша холодной войны - обеспечить ресурсами благополучные страны. Но для этого им нужно всего 50 - 60 млн. человек".

    Несмотря на сближение России и США на почве антитеррористической борьбы, никто в Америке не заявил о дезавуации высказываний своих идеологов. Памятуя об этом, Россия должна твердо и последовательно проводить свою стратегию по отношению к международным процессам быстро меняющегося современного мира, по отстаиванию российских интересов в различных регионах планеты.


    4. Афганистан  как полигон для отработки принципиально новой оперативной концепции ведения противоборства - «сетевой войны»

    По мнению ряда американских военных экспертов, новый взгляд на угрозы XXI века заключается в том, что в будущем основная угроза будет исходить не от регулярных армий разных стран, а от всевозможных террористических, криминальных и др. организаций, в том числе негосударственных, участники которых объединены в некие сетевые структуры. Подобные организации не имеют четкой иерархической структуры подчиненности, зачастую не имеют единого руководства, координируют свою деятельность с использованием средств глобальных коммуникаций. Отличительной особенностью таких структур является наличие единой стратегической цели и отсутствие четкого планирования на тактическом уровне. Для обозначения подобных структур появился специальный термин «сегментированная, полицентрическая, идеологизированная сеть» (Segmented, Polycentric, Ideologically integrated Network, SPIN).

    В условиях воздействия подобных угроз изменяются роль и место вооруженных сил. В большей степени акцент делается на проведение невоенных операций (Operation Other Then War), что требует тесного взаимодействия с негосударственными организациями и структурами.

    Для организации деятельности вооруженных сил в условиях воздействия новых угроз в США разработана концепция сетевой войны. По мнению ее авторов, сетевое противоборство или «сетевая война» (Network-Centric Warfare, сокращенно NCW) является лучшим термином, предложенным к настоящему времени для описания пути организации и ведения противоборства в информационную эпоху.

    В одном из выступлений, прозвучавшем сразу после терактов в США, министр обороны Дональд Рамсфелд отметил, что в связи с совершенными 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне нападениями «…мы наблюдаем появление нового поля боя... конфликтов иного типа…». Далее он отметил, что в ближайшем будущем Америке предстоит решить две важные задачи: одержать победу в борьбе с терроризмом путем ликвидации сети террористических организаций, а также осуществить подготовку к совершенно другой войне - войне, которая будет разительно отличаться не только от войн прошлого столетия, но и от той новой войны с терроризмом, которую США ведут в настоящее время.

    Операция американских войск в Афганистане во многом является полигоном для отработки новой оперативной концепции ведения «сетевой войны».

    Об активизации работ Министерством обороны США в этом направлении говорит тот факт, что за последние годы резко возрос интерес к реализации проекта создания глобальной информационной сети Минобороны, известном как проект Defense Information Grid, который координируется Агентством информационных систем Минобороны (DISA). Глобальная информационная сеть Министерства обороны – основа ведения «сетевой войны».

    С сентября по октябрь 2001 года тематика «сетевой войны» так или иначе обсуждалась практически на всех конференциях и семинарах, проходивших с привлечением специалистов Министерства обороны США.

    Данное направление в развитии оперативного искусства было положено в основу концепции строительства вооруженных сил США «Единая перспектива 2010» («Joint Vision 2010») и связано с трансформацией взглядов на характер угроз в новом веке.

    Контуры новой стратегии были обозначены Рамсфелдом в статье «За рамками войны с террором», опубликованной в газете «Вашингтон пост» в октябре 2001 года. Он отмечает, что в свете последних событий в США подготовка к внезапному нападению - подготовка быстрая и решительная - должна стать одним из слагаемых военного планирования в 21 веке. Для того, чтобы отражать внезапные удары, военные стратеги США должны перенести центр тяжести в системе оборонного планирования с модели, отправным моментом которой является угроза и которая до сих пор доминировала в теории обороны, на модель, опирающуюся на силы и средства, необходимые в будущем. Вместо того чтобы концентрировать внимание на том, кто именно окажется очередным противником, или где может произойти война, вооруженные силы США должны сосредоточиться на методах действий возможного противника - и, соответственно, развивать новые возможности для его сдерживания и поражения. Вместо того, чтобы планировать крупномасштабные войны на точно определенных театрах предполагаемых военных действий, считает Рамсфелд, необходимо предвидеть появление новых и разнообразных противников, которые будут полагаться на фактор внезапности, обмана и на применение ассиметричного оружия для достижения своих целей. (Согласно определению Института национальных стратегических исследований Национального университета обороны США, под "асимметричными" угрозами понимаются "использование фактора неожиданности во всех его оперативных и стратегических измерениях, а также использование оружия такими способами, которые не планируются США").

    Как заявил Д. Рамсфелд, подготовка к такому развитию событий стала целью проводящегося раз в четыре года анализа состояния и перспектив развития обороны, результаты которого были 30 сентября представлены Конгрессу США. В этом анализе изложена новая стратегия обороны США в XXI веке, призванная реализовать четыре ключевые задачи: заверить союзников в незыблемости поставленных целей и способности выполнять обязательства в сфере безопасности; разубедить потенциальных противников в целесообразности проведения программ или мероприятий, которые могут создавать угрозу интересам США или интересам союзников; обеспечить сдерживание агрессии и силового давления за счет передового развертывания сил и средств, способных быстро остановить разрастание кризиса, а также предпринимать решительные действия по нейтрализации любого противника в том случае, если методы убеждения и сдерживания окажутся неэффективными.

    Для достижения поставленных целей США должны сохранить существующее военное преимущество на ключевых направлениях и разработать новые способы лишения противников преимуществ, которые они пытаются получить, применяя ассиметричные варианты действий.

    Авторы определяют NCW, как оперативную концепцию, базирующуюся на информационном превосходстве и  позволяющую достичь увеличения боевой мощи войск путем ориентации на сеть датчиков, штабов и исполнительных подразделений. Это дает возможность достичь широкой осведомленности, увеличить скорость доведения приказов, более высокого темпа проведения операции, большего поражающего действия, большей живучести и степени самосинхронизации. В сущности, NCW переводит информационное превосходство в боевую мощь, эффективно связывая интеллектуальные объекты в единое информационное пространство театра военных действий.

    Основная задача разработчиков данной концепции – предложить военному руководству теоретическую и оперативную базу для организации противодействия в новых условиях.

    В основу концепции NCW положен опыт боевых действий, полученный армией США за время участия в конфликтах. Прежде всего – это война с партизанами во Вьетнаме, в Сомали, в Боснии, а также обобщение опыта боевых действий советской и российской армии в Афганистане и Чечне.

    «Сетевая война» трансформирует понятие поле боя (battlefield) в понятие боевого пространства (battlespace), в которое помимо традиционных целей для поражения обычными видами вооружений включены также и цели, лежащие в виртуальной сфере: эмоции, восприятие и психика противника.

    Воздействие на новые классы целей достигается за счет тесной интеграции сетевых структур Министерства обороны и сетевых структур гражданского общества, отвечающих за выработку «общественного мнения».

    Ключевые отличия «сетевой войны» от войны традиционной заключаются в трех основополагающих понятиях:

     1. Использование географически распределенной силы. Как указывают эксперты, ранее в силу разного рода ограничений было необходимо, чтобы подразделения и элементы тылового обеспечения располагались в одном районе в непосредственной близости к противнику или к обороняемому объекту. Новая концепция снимает эти ограничения.

    2. Силы, участвующие в "сетевой войне", высоко интеллектуальны. Пользуясь знаниями, полученными от всеохватывающего наблюдения за боевым пространством и расширенного понимания намерений командования, эти силы будут способны к самосинхронизации деятельности, будут более эффективными при автономных действиях.

    3. Наличие эффективных коммуникаций между объектами в боевом пространстве. Это дает возможность географически распределенным объектам проводит совместные действия, а также динамически распределять ответственность и весь объем работы, чтобы приспособиться к ситуации.

    Как отмечалось выше, основой новой концепции является информационная сеть (The Grid). При этом данная сеть состоит из трех подсетей: подсеть датчиков (сенсоров), подсеть узлов, принимающих решения, и подсеть исполнительных узлов.

    Все три подсети включают узлы, работающие как с реальными, так и с виртуальными объектами. Так, в сенсорной подсети сами датчики могут быть пассивными и активными, а располагаться могут как в реальной, так и в виртуальной сфере боевого пространства. Это же касается и подсети исполнительных узлов. В нее включены как традиционные средства поражения (танки, самолеты, корабли и др.), так и средства воздействия на цели в виртуальном пространстве: средства массовой информации, компьютерные вирусы и др.

    В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации констатируется: «Национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать». Вооруженным Силам России нужно не только декларировать важность информационной составляющей, но и более активно и решительно внедрять информационные технологии в практику войск.



    Источник:       



    Категория: Актуально | Добавил: newroz
    Просмотров: 880 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz