Россия-Украина: как пишется история
Разговор российского историка Алексея Миллера и украинского историка Георгия Касьянова.
Часть 1\1. Голодомор
Один из самых острых вопросов идеологии – идентичность. Ее
конструирование в постсоветских и других постсоциалистических странах
базируется на активном вовлечении истории. Этот процесс накладывается
на процесс написания новых, несоветских историй – и XX
века, и более ранних периодов. На этом поле активно работает
государственная историческая политика (использование истории для
обоснования актуальной государственной политики), профессиональные
историки с присущими научной корпорации критериями достоверности,
разнообразные общественные группы. О том, как и насколько обоснованно
пишется и обсуждается один из наиболее горячих участков исторических
оснований формирования идентификаций – российско-украинская история –
беседуют доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН, профессор Центрально-Европейского университета в Будапеште Алексей Миллер и
доктор исторических наук, заведующий отделом новейшей истории и
политики Института истории Национальной Академии Наук Украины, профессор Киево-Могилянской академии Георгий Касьянов. Первая часть беседы содержит рассказ о ее замысле и разговор о проблеме Голодомора.
Миллер. Думаю, что надо определить время, место, действующих
лиц, смысл происходящего: Алексей Миллер, историк, чей дом в Москве, и
Георгий Касьянов, чей дом в Киеве, сидят в Будапеште, который сейчас,
15 января, страдает от смога, потому что топят углем, а не газом, из-за
очередного российско-украинского газового конфликта, и собираются
обсуждать историю российско-украинских отношений. Или, может быть, даже
украинско-русскую историю, так будет точнее.
Касьянов. Со стороны Миллера - русско-украинскую, со стороны Касьянова - украинско-русскую.
М.: И надо определиться, что мы, собственно, хотим сделать,
чтобы не возникло необоснованных ожиданий, потому что, хоть мы и
историки, мы не считаем себя готовыми и вправе излагать, «как это было
на самом деле». А предмет наших разговоров, которые будут охватывать
тематику от XVII до XX века, - в основном, конечно, концентрируясь на
двадцатом, - то, как наиболее острые проблемы истории сейчас
трактуются, что мы знаем и чего мы не знаем, что из тех трактовок,
которые функционируют в России или Украине, может действительно
относиться к научному знанию, быть предметом научной дискуссии и
научной критики, а что к науке заведомо не относится. Согласен?
К.: Да. И нужно сказать, что мы говорим не о том, «что и как
было», а о том, как говорят, пишут и рассуждают о том, что считается
истинным.
М.: Это не значит, что нас не интересует то, «как это было». Мы пытаемся понять, что мы знаем об этом, тоже.
К.: Да, мы хотим к этому приблизиться.
М.: В наших диалогах мы не станем придерживаться
хронологической последовательности и коснемся, прежде всего, того, что
сейчас обсуждается наиболее живо, а именно, причин, природы и
механизмов голода 1932-1933 года и его специфики в Украине.
К.: Причины, результаты, и образ голода, или, как его стали
называть, Голодомора. Нас, конечно, интересует, в значительной степени,
не только научная часть этой проблемы – как ученые об этом пишут и
говорят, но и как суждения и выводы транслируются в какие-то
идеологические формы, как эти формы живут в общественном сознании, там
функционируют, и как это потом возвращается к ученым и на них
воздействует. Меня очень интригует этот процесс, как в 80-х некие
готовые идеологические формы, возникшие в среде украинской диаспоры и
некоторых исследователей, пришли в Украину, как они стали
функционировать в ситуации конца 80-х годов. Тогда речь шла о
суверенизации республики, и в контексте дискуссий о суверенности и
перспективе независимости, в частности, связанных с критикой советского
прошлого и советского режима как такового, использовались представления
о голоде 1932 – 1933 годов. Они возникли на основе преставлений о
голоде среди украинской диаспоры, которые были легитимированы большой
книгой Роберта Конквеста и работой комиссии Конгресса США, которые так
и не были «узаконены» юридически работой юристов 1988-90 годов.
Международная комиссия юристов была создана по инициативе крупнейших
диаспор украинских организаций с целью исследовать голод 1932-33 годов
в Украине, и сверхзадачей ее, которая, конечно, открыто не
формулировалась, было доказать, что это было целенаправленный
организованный голод, геноцид. Комиссия работала два года, в ее составе
были известные юристы, и ученые, и практики, и она пришла к желаемому
выводу, о том, что это был геноцид, но к нему были добавлены так
называемые особые мнения членов комиссии, которые в отчете комиссии
составляют больше половины. И по этим особым мнениям вывод о геноциде
не является окончательным. Т.е. желаемого итога не было. Потом это
объясняли тем, что у комиссии было недостаточно документальных
свидетельств, но факт остается фактом – комиссия желаемого для
заказчика вывода не сделала. Может быть, поэтому результаты ее
деятельности не очень и афишировались промоутерами в Украине той версии
голода 1932-1933 годов, которая потом стала довлеющей и в научных, и в
политических работах.
М.: Мне кажется, что нужно договориться о термине. Если мы
пытаемся подобрать какой-то особый термин для обозначения голода,
который влечет за собой массовую гибель населения, тогда в качестве
одного из вариантов можно принять слово «голодомор». Ведь такой голод
был в Украине и еще массе других мест, и мы, если условимся, можем
называть его «голодомором». Если «Голодомор» - это термин, который
очень четко связан с украинскими событиями 1932-33 года и с трактовкой
этого голода как геноцида, тогда употребление этого слова в разговоре
становится очень проблематичным.
Еще мы могли бы зафиксировать вот что: мне кажется, что вопрос о
том, можно ли эти события называть геноцидом или нет, вполне может
обсуждаться историками в рамках научности. Очевидно, что мы далеки от
единомыслия по этому вопросу. И при этом я не имею в виду с одной
стороны российских, а с другой – украинских историков. То отсутствие
консенсуса в терминологии и в базовых научных принциипах, которое мы
наблюдаем в российско-украинских дискуссиях в последнее время, очень
угнетает, поскольку оно и является единомыслием, т.к., наиболее активно
и громко вовлеченные в эту дискуссию украинские историки могут
рассуждать по-разному и приводить разные аргументы, но мы уже заранее
знаем, к какому выводу они придут, - геноцид.
К.: Часть украинских историков.
М.: А их оппоненты с российской стороны тоже используют
разные аргументы, но они точно придут к выводу, что это был не геноцид.
И такая форма дискуссии мне плодотворной не кажется.
С другой стороны, мы должны понимать, что когда историки говорят о
геноциде, то их слова имеют иной смысл и вес, чем если мы говорим об
этом в юридической плоскости. Историки, например, могут ссылаться на
разные неформальные мнения и авторитеты, трактовать определение
геноцида из конвенции ООН расширительно. Пока они ведут сугубо
исторические дебаты – это вполне допустимо. Но как только мы начинаем
говорить в юридической плоскости, тогда в силу вступают заметно более
строгие законы полемики и применения тех или иных характеристик. Мы
сейчас не говорим о том, что конвенция ООН - это истина в последней
инстанции. Она писалась в определенных политических условиях, она
отражает определенные политические интересы, но это юридический
документ, и, пока он не пересмотрен, только он имеет юридическое
значение. А не рассуждения о необходимости расширить определение
понятия геноцид, даже если эти рассуждения исходят от человека,
участвовавшего в разработке конвенции. Потому что значение конвенции
как юридического документа определяется не тем, что его написал Липкин,
а тем, что его утвердила ассамблея ООН.
Историки могут пользоваться этими терминами вольнее, но важно
понимать, что это два разных пласта. Характеристика этого процесса как
геноцида теми или иными историками в юридическом смысле ничего не
значит, это может сказать только суд. И в этом смысле интересно, что в
Украине возникала идея создания именно такого суда. Я хочу напомнить
то, что написала Ханна Арендт в своей книжке «Банальность зла: Эйхман в
Иерусалиме». Книга эта довольно известна, на нее часто ссылаются, не
читая, развивая ту идеею, которая отражена в подзаголовке, - о
банальности зла. Но в ней есть и другая идея, которая для Арендт не
менее важна и которая поссорила ее с израильским истеблишментом того
времени; наблюдая этот судебный процесс над Эйхманом и вовсе не ставя
под сомнение его вину, Арендт говорила: неправильно, что его судит суд
в Израиле, потому что получается, что его судят жертвы, а вся философия
правосудия построена на том, что жертва не осуществляет суда, что это
должна делать нейтральная сторона. И в этом смысле, даже если мы
говорим о возможности такого суда, то он должен быть международным. А
идея о том, что такой суд нужно провести в Киеве, вероятно, отражает
скорее пропагандистские стремления, чем намерение получить какой-то
авторитетный юридический вердикт.
К.: Я начну с конца - с твоих последних предположений. Есть
разные предложения, вплоть до международного суда в Гааге. Как правило,
эти предложения имеют абстрактный характер предположения: «может быть,
стоило бы…». В самой Украине были попытки организовать трибунал на
манер Нюрнбергского, в первый раз это, кстати, и делалось в связи с
«голодомором». Что бы мы сейчас ни вкладывали в это понятие - в 1993
году высказывалось такое предложение, — организовать «народный
трибунал» в связи с голодом 32-33 годов. В той ситуации с
доминированием левых в парламенте и с тяжелым экономическим положением
это предложение не встретило одобрения, и такой трибунал состоялся, но
не в Киеве, а в Литве и через 10 лет. Он, конечно, имел чисто
символический характер — ряд организаций осудили тоталитаризм, и на
этом все закончилось. Разворачивая мои тезисы в обратном порядке, я
перейду к геноциду. Я соглашусь с тем, что историки могут очень широко
трактовать это понятие, хотя в последнее время возникла тенденция
всегда отсылать к конвенции ООН, которая называется «О предупреждении
преступления геноцида». Очень часто игнорируется само название
конвенции - «о предупреждении / предотвращении геноцида»: речь идет о
том, чтобы нечто подобное не повторилось в настоящем и будущем, а не о
прошлом. Это очень важно. Пункт второй: как украинцы пришли к этому
термину, и как это понятие вообще было инсталлировано в дискурс
относительно голода. Сначала в публицистике и под ее влиянием в работах
исследователей термин был просто принят как таковой, без какой-либо
научной критики и ссылок на авторитеты, просто называли голод 1932-33
годов геноцидом. Потом стали обращаться к конвенции, упоминать все ее
пять пунктов и считать, сколько пунктов соответствует событиям в
Украине. Потом украинские историки обнаружили, что все пять пунктов не
обязательны, а достаточно, чтобы был хотя бы один пункт, — и это уже
можно квалифицировать как геноцид. И тогда для тех историков, которые
представляли мейнстрим в конце 80-х - начале 90-х, это мнение стало
восприниматься как единственно правильное, и этот вопрос вообще был
снят. Только для тех случаев, когда возникал вопрос о квалификации
действий власти в тот период, опять обращаются к конвенции, формально
вспоминают снова все эти признаки и говорят, что это был геноцид.
Историки, конечно, не имеют юридического образования, поэтому, когда
появляется это слово, оно используется достаточно широко в исторических
текстах, и не только в Украине. Например, террор в Вандее некоторые
французские историки называют геноцидом, и это выходит за рамки любых
его определений. Поэтому четкого определения тому, что произошло в
1932-33 гг., мы не сможем дать в рамках существующих понятий,
определений и категорий — любая попытка такого рода будет
редукционизмом. И последнее касательно голодомора. Слово «голодомор» -
это украинское изобретение, оно было придумано еще до того, как стало
активно употребляться в 90-е годы, можно отослать к книге Василия Барки
«Желтый князь», оно было в словаре, изданном в диаспоре, сейчас оно
есть в словаре украинского языка. Я не думаю, что его можно
распространять на весь голод, т.к. тогда оно теряет смысл, который
вкладывается в него его авторами.
М.: Я полагаю, что мы сейчас еще скажем об общественном
смысле этой дискуссии, нужно еще кое-что прояснить: дело в том, что
украинские политики и историки неоднократно говорили и говорят, что они
не обвиняют русских, а обвиняют советский режим, Кремль и Сталина. Это
довольно здравая позиция, но здесь очень важно отдавать себе отчет, что
все люди, которые так говорят, либо очень наивны, либо лукавят,
поскольку они прекрасно знают, какое значение эти рассуждения и весь
этот дискурс Голодомора имеет в Украине. Потому что для меня в свое
время было очень сильным потрясением, когда я смотрел на памятный знак
жертвам 1932-33 года, который стоит у Михайловского собора (хороший
памятник!), и сразу за ним обнаружил огромный плакат, причем он сделан
не руками, а промышленным образом, в пластике. Плакат висит уже многие
годы, и в нем выделено специально цветом, что на место выморенных
голодом украинцев завезли русских. Т.е. если кто-то говорит, что «мы
Москву и русских не обвиняем», то этот человек должен быть очень
озабочен тем, как его слова игнорируются и перевираются в Украине. Но
мне кажется, что этой озабоченности не существует, и что молчаливо
принимается, что кто-то, менее респектабельный или меньше заботящийся о
том, чтобы выглядеть респектабельным, мои рассуждения о том, кто
виноват, доведет до конца. Верны мои рассуждения?
К.: Я думаю, что в значительной степени да. Во-первых,
политика в Украине неоднородна, и есть силы, которые открыто и не
стесняясь говорят о том, что в голоде виновата Россия, что нынешние
роcсияне должны нести за это ответственность, и что русские как народ
виноваты в том, что украинцы страдали. Эту линию доводят даже до Андрея
Боголюбского, о котором говорят, что он, московский князь, плохо
обошелся с украинским городом Киевом. Интересно, что эта линия исходит
не только от представителей правого лагеря или экстремалов, но и от тех
людей, которых называют социал-демократами. Например, известнейшая
фигура, Иван Драч, поэт, редактор, шестидесятник, человек, успешно
процветавший при советском режиме, - он в 1993 году во время
конференции, посвященной голодомору, предъявил счет России. Он же это
повторил в 2003 году, через 10 лет, на слушаниях в Верховной Раде — он
был депутатом фракции, поддерживавшей так называемую демократическую
оппозицию. Через 15 лет после упомянутой конференции, в 2006-2007
годах, и через 20 лет после того, как голод 32-33 годов стал заметным
явлением в культурной жизни, некоторые люди из партии, которые входят в
блок «Наша Украина», например, Ярослав Кендзьор, тоже бывший диссидент
и человек, причисляющий себя к национал-демократам, тоже совершенно
открыто говорят о том, что Россия должна ответить, заплатить,
повиниться, покаяться и т.д. – именно нынешняя Россия. И таким образом
возникает диссонанс, когда Ющенко говорит о том, что «государств,
которые виноваты в этом, нет, людей, которые виноваты в этом, нет, мы
просто хотим, чтобы почтили их память, признали это геноцидом, и на
этом мы успокоимся». С другой стороны, люди из партий, которые входят в
его блок и которые представляют его в парламенте, говорят о том, что
«мы обвиняем Россию». Более того, если речь идет об экспозиции, которая
находится на ограде Михайловского Златоверхого собора, то фраза,
которую ты упомянул, присутствует и в учебниках по истории Украины. Я
приведу цитату, хоть и не дословно: «Еще не успел развеяться трупный
смрад, как с севера, в основном, из России, уже шли эшелоны с
переселенцами», - безо всяких пояснений о характере переселений, его
результатах, целях и т.д.
Из всего этого можно сделать один очень важный вывод. Конечно,
политики, которые следят за своим международным имиждем и представляют
себя как людей, объединяющих Украину и стремящихся к тому, чтобы
Украина жила в добрых отношениях с соседями, не говорят таких вещей
прямо, хотя им это охотно приписывают и договаривают за них
политические оппоненты. Но существует контекст, который часто бывает
важнее, чем сам текст, и в этом контексте, к сожалению, присутствуют
ксенофобские моменты, где весьма красноречивой фигурой умолчания, шилом
в мешке, может быть не только Россия и сталинский режим, но и некоторые
этнические группы. Я бы хотел вспомнить о евреях и о том, что высшее
учебное заведение, Межрегиональная академия управления персоналом,
частное высшее учебное заведение, аккредитованное государством,
выдающее дипломы государственного образца, издает статьи в журнале
«Персонал», и брошюры, посвященные голоду 1932-1933 годов, в которых
открытым текстом, безо всяких экивоков, утверждается, что голод 1932-33
годов был организован большевиками, среди которых основную массу
представляли евреи, и что все это — конечно же, «жидомасонский
заговор», и — дальше «по тексту».
М.: Я хотел бы задать тебе здесь уточняющий вопрос: когда мы
говорим о том, что Ющенко говорит одно, а функционеры низших рангов из
его партии— другое, то это мы имеем дело с нарушением партийной
дисциплины или с песней на два голоса, которые уже расписаны?
К.: Я не думаю, что они расписаны изначально: во-первых, во
всем этом оранжевом блоке никакой дисциплины изначально не было, этот
блок создан из довольно пестрой массы партий, общей идеей которых было
привести Ющенко к власти...
М.: Но было ли когда-нибудь, чтобы Ющенко одергивал этих людей и критиковал их за то, что они что-либо неверно трактуют?
К.: По поводу голода не было ни одного случая. Было такое,
что Ющенко высказал свое недовольство Олегом Тягнибоком, - это человек
крайне правого направления, но это касалось антисемитских высказываний.
А против русофобских или ксенофобских заявлений, которые звучат каждый
день, Ющенко никогда открыто не выступал. Т.е. существует, если не
двойной стандарт, то двойная линия.
М.: У меня еще такой вопрос: ведь подобный дискурс
представляет угрозу если, может быть, и не для русских, живущих в
России, их поди достань, то для тех, по крайней мере, 8 миллионов
русских, которые живут в Украине. Насколько люди, которые развивают
этот дискурс, понимают, что они способствуют отчуждению этих людей? Они
это делают сознательно, чтобы заставить этих людей молчать в тряпочку и
считать себя виноватыми, или они вообще об этом не думают в своем
стремлении заявить, что Украина — не Россия?
К.: Я хотел бы уточнить: речь идет о русских и о том, что
граждане Украины, русские, могут быть представлены как наследники тех,
кто приехал из России и стал украинцем по гражданству?
М.: Именно это я и имею в виду.
К.: Если говорить о резонансе и о возможности, что это станет
опасным для этих людей, и о том, что они станут изгоями на основании
того, что у них какое-то «темное прошлое», конечно же, нет. Причин
этому много, я их сейчас не буду озвучивать. Дискомфорта, который бы
испытывало русскоязычное население по поводу неких выводов о якобы его
роли в Голодоморе, нет, он во многом виртуален. Он педалируется
политиками для того, чтобы какая-то часть населения, в данном случае,
русскоязычная, испытывала этот дискомфорт, который используется в
определенных политических целях как в Украине, так и в России. Проблема
в другом — навязывание одной, официальной версии Голодомора как
«интегрирующей» идеи — глубоко порочная практика, которая действительно
порождает дискомфорт в обществе, охотно используемый политиками.
М.: Хорошо. Я бы считал, что здесь уже нужно дать и другую сторону — российскую перспективу.
К.: Я хотел бы заострить внимание на одном важном моменте:
люди — политики и историки, которые педалируют теорию о вине России как
государства и русских как народа, о вине и об ответственности, и о том,
чтобы повиниться, покаяться, - очень помогают той части российского
истеблишмента, и политического, и культурного, которая очень
заинтересована в сохранении нервной атмосферы и неровных отношений
России с Украиной. И очень помогают тем ультра в России - или даже не
ультра, а просто людям без каких-либо моральных принципов, которые
любят слово «однако», создавать тот имидж Украины, который крайне
выгоден в условиях кризиса, когда нужен кто-то другой, на которого
можно слить негативные эмоции и коннотации.
М.: Я очень хорошо представляю себе тот круг людей, о которых
ты говоришь, и они у меня не вызывают симпатии, но не нужно
преувеличивать терапевтическую роль всех этих вещей. Самые разные люди
в Украине, и не только, считают, что если педалируется в России
какая-то антиукраинская тема, то это чтобы «отвлечь внимание трудящихся
от проблем». Мне кажется, что как раз этого преувеличивать не надо.
Потому что у нас врагов достаточно, мы и без Украины можем обойтись —
вон, одни американцы чего стоят...
К.: Украинцы же «под американцами»…
М.: Я бы сказал, что этот дискурс в некотором смысле застал Россию врасплох.
К.: Дискурс — антироссийский?
М.: Нет, о голодоморе как геноциде. Ведь на самом деле у нас
же никто не занимался этой темой среди историков. И в этом смысле можно
сказать, что нет худа без добра.
К.: Темой голода как геноцида не занимался?
М.: Нет, темой масштабного голода в Украине как таковой. У
нас есть проблема российской деревни. Вот у нас есть работы Данилова,
Зеленина. Темой голода вообще занимались. Но никто из российских
историков не посчитал себя обязанным специально заняться голодом в
Украине или в Казахстане. Ничего хорошего это об историках не говорит,
потому что нужно заниматься не только «своими болячками».
К.: Может быть, они занимались голодом в СССР в общем?
М.: Может быть, но до сих пор у нас нет ни одной
основательной книги о том, какая трагедия произошла в Казахстане. Ведь
это же не для того, чтобы казахи сказали: «ну, вы молодцы, выполнили
урок», - а чтобы люди в России могли чуть-чуть лучше понимать, что
думают казахи о том, что с ними сделала советская власть. И то же самое
— об Украине. И до сих пор никакой книжки об этом так и нет, а есть
только «отповеди клеветникам».
К.: Может быть, есть такая негласная договоренность:
во-первых, с конца 80-х - начала 90-х происходило разделение и
национализация истории.
М.: Да, извини, я тебя перебью, я с тобой согласен:
национализация в том смысле, что историки в Москве не занимаются
историей Украины, если это не Киевская Русь или Переяславская Рада на
худой конец — это соблюдалось жестко еще при советской власти. Я это
испытал на своей шкуре, когда писал кандидатскую о Галиции, и у меня
там были поляки. Я хотел написать главу о польско-украинских
отношениях. И мне сразу сказали: «Ты чего хочешь — писать или
защищаться?» Потому что про украинцев пусть пишут во Львове. Но вот как
раз после советской власти, когда эти препоны были сняты, и было
понятно, что возникли разные государства, и есть какие-то важные, в том
числе болезненные сюжеты, и этим можно стало заниматься, никто не
пожелал этого сделать.
К.: Но это можно объяснить: в каждом новом государстве
возникла необходимость в легитимизации этого государства, и,
соответственно, состоялось отделение власти и истории от ранее общего
исторического и политического пространства.
М.: Нет-нет. Все-таки Москва — это большой космополитический имперский город.
К.: Москва — да. Но Киев — нет.
М.: Правильно, поэтому не суди о Москве по Киеву.
К.: Я и не сужу. В Киеве как раз произошло это отделение, и там стала возможна только украинская история.
М.: Согласен. В Вильнюсе так же, и еще где-то. В Москве не
так, и в Москве так быть не должно. Как раз после распада СССР в
Институте Славяноведения возникли центры белорусистики, украинистики, и
т.д. Именно тогда, например, я начал заниматься украинским вопросом XIX
века в Российской империи. Не потому что чувствовал необходимость
легитимации Российского государства.
К.: Я хотел бы прокомментировать твой тезис о Казахстане.
Действительно, при том, что есть желание охватывать весь бывший
имперский простор, выпадают какие-то сюжеты, которые могли бы быть
предметом интереса российских историков - казахский, украинский голод
того же времени, - и очень интересная тенденция вычленять российские
сюжеты, связанные с голодом, и не обращать внимания на нероссийские
сюжеты. Но у меня есть информация, что когда обсуждалась проблема
голода 1932-33 годов, с украинской стороны было предложение издать
совместный труд, в котором отдельным томом был бы голод в России,
отельным — в Украине и отдельным - в Казахстане. И к этому
присовокупить документы обо всех этих событиях. К сожалению, с
российской стороны последовал отказ.
М.: А когда это было?
К.: В прошлом году. Я не могу называть имен и фамилий,
поскольку я не уполномочен, но это было на уровне высшего
академического истеблишмента. >>> Часть 1\2 >>> Источник: http://www.polit.ru/analytics/2009/03/10/golodomor.html
|