Суть указанной
оговорки можно понять, только хорошо изучив деятельность Анатолия
Степановича на посту министра обороны. Особенно показательным в этом
смысле был 2006 год. Сегодня мало кто помнит конфликт между Анатолием
Гриценко и генеральным прокурором Александром Медведько, а в то время он
не исчезал из топов новостей.
Генеральный прокурор
заявил, что за то время, которое Анатолий Гриценко занимает должность
министра обороны (год и восемь месяцев), собрались сотни документов,
свидетельствующих о «фактах серьезных нарушений» в ВСУ. По данным
генпрокурора, «в прошлом году в Вооруженных силах было зарегистрировано
847 преступлений, а уже за восемь месяцев этого — 584», говорил он на
одной из пресс-конференций. «К сожалению, ни одно должностное лицо в
Министерстве обороны не понесло за это наказание», — сказал Медведько.
Минус шесть миллиардов гривен
Реакция Гриценко была
вполне предсказуемой. Анатолий Степанович сказал, что ГПУ выполняла
политическую расправу над неугодным антикризисной коалиции честным
политиком, забыв о реальной борьбе против коррупции. И потребовал
немедленной отставки Медведько. «Не может страна жить при таком
генеральном прокуроре», - с пафосом заявил Гриценко. Однако обвинения
Анатолий Степанович получил не только со стороны генерального прокурора.
Глава Фонда Госимущества Валентина Семенюк обвинила его в
разбазаривании шести с половиной миллиардов гривен. Эта цифра была взята
не с потолка, столько насчитала Контрольно-ревизионная комиссия.
Естественно, Гриценко
все отрицал. «За полтора года пребывания на должности я не украл и не
приобрел ни одного участка или акции какого-либо предприятия», – уверял
министр. По его словам, «многочисленные проверки», проводимые ГПУ и КРУ,
не дают «возможности работать».
О схемах же, с помощью
которых проводилось разворовывание армейского имущества, через два года
сообщила газета «Наше дело»: «Например, что пишет глава наблюдательного
совета АКБ «ТК КРЕДИТ» Ю. Райтбург министру обороны Украины в письме от
28.10.2007 г.? О том, что,
«поддерживая
действующего президента Украины, наш банк с участием российских
предпринимателей принял участие в финансировании кампании досрочных
выборов...». И в мае с.г. банк честно передал в избирательный штаб блока
НУНС 3 млн. долл. на финансирование избирательной кампании блока на
внеочередных выборах. НУНС взамен гарантировал получение 30 га в военном
городке N1 около Ильичевска Одесской области.
Сделку обеспечивал
департамент Кириллова (на тот момент - директор госдепартамента по
реализации избыточного имущества и земель Минобороны – ред.), кстати,
банку пообещали вернуть средства, потраченные на участие в тендере,
через подрядчиков МО. 8.10.2007 г. Гриценко утвердил «нужного»
победителя в конкурсе на продажу земельного участка. Вроде, обе стороны
выполнили свои обязательства и могут насладиться успехом. Однако
остались и неудовлетворенные лица: представитель Кириллова потребовал от
победителя взятку в 600 тыс. долл. якобы для передачи Анатолию Гриценко
в обмен на заключение договора».
То есть вышло, что
Гриценко вместе со своим подчиненным не только государственные земли
распродавал, но и «кидал» бизнесменов. Тем более вскоре выяснилось, что
площадь, о которой идет речь, уже год как была продана другому
предпринимателю, денег же бизнесменам так и не вернули. Банк заявил, что
в этой связи он отказывается выделять средства и просил отменить
протокол о победе в тендере. Но никто и не собирался продавать
доверчивому банкиру землю.
Армейские «откаты»
Та же газета «Наше
дело» написала о том, как Украинско-швейцарское СП «Хильмак»
пожаловалось Гриценко. Суть жалобы: за отказ заплатить «откат»
департаменту Кириллова в размере 30% от суммы договора (1 млн долл.)
представители военного ведомства пообещали не продлевать с ними договор.
«Более того, документы им бросили в лицо со словами: «Министерство
обороны ничего не решает, а министр Гриценко - никто», - пишет «Наше
дело».
Последний пассаж
особенно изумляет, вне зависимости от того, было ли так. В попытке
отделить свою деятельность от деятельности своих подчиненных четко
прослеживается желание Анатолия Степановича казаться д'Артаньяном во
всех ситуациях. Но ведь глава госдепартамента по реализации избыточного
имущества и земель был именно его креатурой. Более того, когда Кабмин
хотел назначать директора ведомства напрямую, без согласования с
Министерством обороны, Гриценко всеми силами противился этому. Как же:
лишиться возможности разбазаривать армейское имущество!
Напомним,
что при нем военные объекты продавались частным структурам без учета
земли, на которых они стояли. То есть территории раздавались будто бы
даром. На самом же деле именно земли были объектом продажи, естественно,
неофициальной.
Слава Богу, сегодня
другие времена. О том, что Анатолий Степанович когда-то руководил
военным ведомством, помнят не многие. Потому и взгляд у него на
бигбордах такой обреченный: сегодня просто так разворовывать армейское
имущество никто не позволит.
Вместо послесловия:
Министерство обороны располагает данными о «фамильном» бизнесе Гриценко, построенном
на ресурсах Вооруженных Сил. Военные пока не спешат обнародовать
информацию о схемах наживы связанных с программным обеспечением, но
кое-что уже стало известно: «Что касается информационного конфликта
вокруг информационных систем Министерства обороны – сообщают
специалисты военного ведомства, - обнаружилось следующее: «При
проведении подразделениями Генерального штаба
исследовательско-конструкторских работ было принято решение про
разработку специализированного программного обеспечения исключительно
силами украинских предприятий, которые имеют разрешения СБУ и
контролируются государством. Наиболее объемное задание – создание
системы управления Объединенного оперативного командования ГШ ЗС Украины
в рамках ГКР «Калина», было поручено проводить предприятию
«Укроборонсервис». Причиной для принятия такого решения послужила
необходимость полного контроля кодов программного обеспечения для
реализации требований СБ Украины по технической и криптографической защите информации и защите государственной тайны.
Однако, этот порядок
госконтроля за разработкой критических для МО Украины систем, был
нарушен приказом бывшего руководителя оборонного ведомства Ататолия
Гриценко от 18.09.2006 года № 540 «Про организацию работ относительно
разработки единой системы управления административно-хозяйственными
процессами ЗС Украины в 2006-2010 годах», в соответствии с которым МО
Украины предстояло провести ГКР «Ника» для внедрения информационной
системы автоматизации оборонной деятельности производства компании SAP
AG (Германия). Таким образом, вместе с ослаблением государственного
контроля за разработкой информационных систем МО, была создана мощная
долгосрочная ресурсная база поддержки бывшего руководства Вооруженных
Сил. Предусмотренная в 2006 году стоимость проведения «Ника» составила
100 млн. гривен. При этом на протяжении 2007-2008 года было открыто еще 5
работ, что существенно превысило общую стоимость проекта. Также по
оценкам руководителей подразделений внедрение SAP (В.В. Сегал) стоимость
ежегодной поддержки лицензий программного обеспечения составит 200 млн
грн. Дополнительно. Общее управление ходом исполнения ГКР «Ника» было
поручено бывшему заместителю А. Гриценко – Н. И. Нещадному (руководитель
предвыборного штаба). До недавнего времени одним из руководителей
компании «Енран-Телеком», которая выполняла работы по проекту, был сын
бывшего министра обороны А. Гриценко. При этом объем кодов программного
обеспечения не дает возможности осуществлять объективную техническую
проверку возможности производителя – немецкой компании, осуществлять
несанкционированный контроль информации, которая обрабатывается. Так
государственные эксперты СБУ и потом и Госслужбы спецсвязи и защиты
информации Украины не допустили использования этого ПО для обработки не
только секретной информации, но и конфиденциальной информации, которая
есть собственностью государства. По информации должностных лиц
подразделения внедрения SAP в ВС Украины, иностранные разработчики
постоянно и беспрепятственно осуществляют внешний доступ сети Интернет
для модернизации и мониторинга программного обеспечения и информации,
которая обрабатывается в системе.
В 2010 году
командование ГШ ЗС Украины приостановило внедрение ПО SAP и ГКР «Ника»,
прекратили финансирование компаний – исполнителей работ и начали
проверку возможности дальнейшего применения интегрирующих программных
решений иностранного производства для обработки секретной информации».
Нам же стала ясной
подоплека оговорки по Фрейду в его лозунге: «Ворог їхньої держави».
Действительно, он враг, только не державы, а страны, которая так и не
стала для него своей.