17.02.2009 13:41
Состояние и перспективы политического и экономического соперничества
Дмитрий Заборин, руководитель пресс-службы Союза Левых Сил, член Международной федерации журналистов (IFJ)
Содержание:
Введение
1. Территориальные притязания Румынии
1.1 Историческое содержание территориальных претензий
1.2 «Румынское меньшинство» как политический механизм распространения влияния в Северной Буковине и Бессарабии
2. Остров Змеиный и дунайское судоходство. Агрессивная внешняя политика в действии
2.1 Роль Гаагского суда в споре за черноморский шельф
2.2 Игра на экологической проблематике в борьбе за контроль над дунайским судоходством3. НАТО, молдавский вектор и Приднестровье
3.1 «Великая Молдавия»: тактический инструмент в румынской многоходовке
3.2 Косово на Днестре. Как Украину используют в приднестровской проблеме
3.3 Членство Румынии в НАТО и украинские мечты о евроатлантизме: реальность против фантазий
Выводы
ВВЕДЕНИЕ
Украина сделает все,
чтобы как можно скорее вступить в НАТО.
Владимир Огрызко,
министр иностранных дел Украины
Основным содержанием внешней политики Украины в период 2005-2008 гг.
является четко очерченный курс на полное прекращение политических и
союзнических отношений с Россией, взамен на попытки обрести членство в
разнообразных европейских и международных структурах с прицелом на
вступление в ЕС и НАТО. Евроатлантизм - официально задекларированный
приоритет, отраженный, в частности, такими документами, как Целевой
план Украина-НАТО в рамках Плана Украина-НАТО, утвержденный указом
Президента Украины от
01.04.2008 г. № 289/2008. Антироссийская риторика усилилась в
августе-сентябре 2008 года в связи с боевыми действиями в Южной Осетии
и Грузии.
На уровне руководства страны Украина полностью поддержала линию США и
ряда ориентированных на американцев стран Восточной Европы и Балтии,
объявивших Россию агрессором. Президент Украины Виктор Ющенко во
вторник, 12 августа, выступил на центральной площади Тбилиси с
заявлением «в поддержку грузинского суверенитета». Позже это
мотивировалось тем, что «угроза территориальному суверенитету кого-либо
- это есть угроза нашему территориальному суверенитету»[1],
С началом работы Верховной Рады Украины 1 сентября президент потребовал
от спикера дать «дать четкую оценку событиям в Грузии». Кроме того,
Виктор Ющенко призвал лидеров мировых государств и руководителей ЕС
помочь пострадавшим из-за вооруженного конфликта в Южной Осетии
регионам Грузии. Именно Грузия в центральных украинских СМИ была
представлена как пострадавшая сторона.
В продолжение этой линии, заместитель главы
Секретариата Президента Украины Андрей Кислинский фактически обвинил
премьер-министра Юлию Тимошенко в государственной измене, «системной
работе в интересах российской стороны». Это было сделано в связи с тем,
что она не поддержала официальную позицию относительно войны в Грузии[2].
Министр иностранных дел Владимир Огрызко публично обвинил Россию в
дестабилизации обстановки в Крыму и массовой выдаче жителям автономии
российских паспортов[3].
Таким образом, внутри Украины особо подчеркивается, что якобы она
вполне может стать следующим объектом для российской агрессии.
Подобная точка зрения постоянно поддерживается влиятельной западной
прессой. «Самой вероятной мишенью, судя по всему, станет Украина. Киев
неоднократно сердил Россию и бросал ей вызов, поскольку проводит
внутреннюю политику демократизации и решительно ориентируется на Запад,
а его руководство жаждет вступить в НАТО, - пишет The Wall Street
Journal, конструируя сценарий войны с участием «российских
националистов» или спецназа[4].
«Ястребы» НАТО стремятся включить Украину в западный альянс. Как далеко
может зайти Россия в своем желании не допустить перехода Севастополя
под натовский «зонтик»? Многие опасаются, что Севастополь может стать
следующей горячей точкой в отношениях России с Западом, хотя бы потому,
что в результате сталинского перекраивания границ этот город,
населенный этническими русскими, перешел к Украине», - вторит
британская «The Times»[5].
При этом неоднократные заявления представителей руководства России о
том, что у России нет территориальных претензий к Украине (в частности
недавнее заявление премьер-министра Владимира Путина), просто
игнорируются.
В украинском обществе искусственно нагнетается
чувство тревоги, которое активно используются в качестве доказательства
того, что Украине крайне необходимо членство в НАТО, поскольку только
Альянс может гарантировать ей территориальную целостность.
Одним из тех, кто поддерживает официальную Украину в этих устремлениях,
является страна-член НАТО Румыния, имеющая более 600 километров общей
границы - сухопутной, речной и морской, - с нашей страной. Украинская
дипломатия надеется использовать Румынию как дополнительную опору и
лоббиста в деле евроатлантической интеграции, в чем постоянно получает
устное подтверждение с румынской стороны. Так, во время визита в Киев
20 сентября 2008 года, президент Румынии Траян Бэсеску подчеркнул, что
Румыния имеет неизменную позицию относительно необходимости
предоставления Украине и Грузии ПДЧ в НАТО[6].
Между тем, Румыния, ведущая напористую и агрессивную внешнюю политику,
является куда более реальным претендентом на украинскую территорию, чем
Россия и воплощает свои планы в текущем режиме, используя для этого
грамотный черный PR, законодательство ЕС, международный суд и
дипломатию. Пока украинские власти тратят время на обличение возможных
планов России, Румыния, в том числе прикрываясь приятной для
украинского руководства риторикой, ведет фактическую полускрытую
территориальную экспансию. В том числе через многолетнюю выдачу
румынских паспортов жителям Северной Буковины и Бессарабии, являющихся
частью Черновицкой и Одесской областей Украины, и ранее входивших в
состав Румынии. В отличие от российских лидеров, президент Румынии
Бэсеску открыто заявляет о наличии румынских претензий на эти
территории, но почему-то его высказывания игнорируются украинскими
властями.
Эта экспансия имеет глубокие исторические корни,
однако это ни разу не стало предметом беспокойства украинского МИД, как
и то, что аргументы, связанные с историей установления
румынско-украинских границ, использовались в Международном суде в
Гааге, где Румынией оспаривается принадлежность украинского
черноморского шельфа у острова Змеиный. Антироссийская направленность
украинской политики выгодна Румынии в том плане, что РФ является
правопреемницей СССР, заключавшего договора о границах, а значит, могла
бы поддержать Украину в пограничном вопросе.
Среди других объектов румынского интереса -
монополия на судоходные каналы в устье Дуная и присоединение к
территории Румынии суверенной Молдовы, возможно вместе с
Приднестровьем, несмотря на то, что Приднестровская молдавская
республика имеет общую границу с Украиной и многочисленное украинское
население. По всем этим направлениям Украина проигрывает, не проявляя
никаких геополитических амбиций и желания бороться, а в румынской
политике относительно Молдовы и ПМР Украину откровенно используют.
Соответственно, целью данной работы является анализ всех основных
составляющих комплексной проблемы политического и экономического
соперничества Украины и Румынии с тем, чтобы сформулировать выводы,
позволяющие трезво оценивать внешние угрозы и формировать грамотную
внешнюю политику, основанную на реальных интересах страны, а не на
политических фантомах.
Полное содержание - скачать с сервера архив-rar (55,3кб)
|