26.10.2009 в 12:00
Отношения
Москвы и Киева в 2009 году напоминают аттракцион «американские горки».
Январь начинался газовой войной, когда стороны азартно уничтожали
репутации себя и друг друга. Но после двух с лишним недель
ожесточенного и громогласного противостояния главы правительств вдруг
сели за закрытыми дверями и договорились по собственным понятиям.
Потребители российско-украинских услуг остались в недоумении: если все
было так легко урегулировать, зачем понадобился саморазрушительный
кризис европейского масштаба?
Следующий
раунд начался весной, когда подписание декларации между Киевом и
Европейской комиссией о реформировании украинского газотранспортного
комплекса вызвало крайне резкую реакцию Москвы. Россия заговорила о
возможности нового энергетического обострения, тем более что Украина
стояла на грани полноценного банкротства и неспособности оплачивать
счета. Страсти постепенно накалялись, но потом внезапно выяснилось,
что, оказывается, все разрешимо. Москва снизила градус полемики, деньги
за газ нашлись, европейцы перевели дух, а про декларацию замолчали.
Летом
новый пик – историческая полемика, связанная с 300-летием Полтавской
битвы и отношением ко Второй мировой войне, взаимная высылка
дипломатов, трения вокруг Черноморского флота, заминка с выдачей
агремана новому российскому послу Михаилу Зурабову. И вот Дмитрий
Медведев публично обращается к Виктору Ющенко, обвиняя того в
продуманной антироссийской политике и фактически объявляя ему бойкот.
Программный видеоблог президента России производил впечатление заявки
на какой-то очень серьезный пересмотр курса в отношении соседней
страны, и на некоторое время все притихли, ожидая продолжения. Но его
не последовало, и масштабный замах повис в воздухе.
Правда,
коммуникация с Ющенко так и не восстановилась, зато в Москву на прошлой
неделе приехал его ближайший соратник и родственник Петр Порошенко,
только что назначенный министром иностранных дел. Переговоры прошли в
настолько умиротворяющей обстановке, что это даже подозрительно. Как
будто не было августовского демарша, а совсем недавно демонстративного
отказа президента России встретиться с украинским коллегой на саммите
СНГ в Кишиневе.
Сергей Лавров и Петр Порошенко пообещали
решать все спорные вопросы путем диалога. Наибольший интерес вызвали
заявления о том, что Москва и Киев не намерены пересматривать договор о
Черноморском флоте. Но из этого ничего не следует, поскольку судьба
российской военной базы будет решаться в рамках не этого документа, а
на основании политического баланса в Европе, который приведет либо к
выполнению действующего договора, то есть выводу флота из Крыма, либо
заключению нового соглашения о его пребывании там на новых условиях,
либо крупному конфликту вплоть до вооруженного. Все сценарии открыты,
но сейчас делать предположения еще рано: вопрос будет решаться в
ближайшие пару лет.
На Украине началась избирательная
кампания, поэтому нельзя исключить, что до конца года Москва и Киев
сойдутся в очередном клинче, но вероятность этого ниже, чем раньше.
Резкое обострение теоретически выгодно Виктору Ющенко, которому
ситуация «отечество в опасности» позволила бы попытаться начать все
заново и повысить шансы на президентских выборах. Но чем ближе
голосование, тем меньше возможностей радикально изменить обстановку,
иначе же рассчитывать на продолжение карьеры ему не приходится.
Что
касается основных кандидатов – Виктора Януковича и Юлии Тимошенко, то
оба они вовлечены в специальные, хотя очень разные, отношения с
Москвой, поэтому устраивать публичный скандал с Россией им не с руки.
Да и украинских избирателей больше волнуют внутренние проблемы, чем
очередная конфронтация с соседом. Россия со своей стороны все-таки
извлекла уроки из конфуза 2004 года, и такого явного вмешательства в
украинскую кампанию, как тогда, скорее всего, не будет. Тем более что у
Москвы сейчас нет явного фаворита.
Оба лидера гонки
российское руководство в целом устраивают, хотя модель отношений с
каждым из них в случае победы будет выстраиваться не без серьезных
затруднений. Однако и Янукович, и Тимошенко – политики намного менее
идеологизированные, чем нынешний глава Украины, а, как показывает опыт
последних лет, современной меркантилистской России сложнее всего
выстраивать отношения с теми странами, который пытаются проводить в
жизнь идеологически мотивированный политический курс.
Отношения
России и Украины станут в ближайшие годы одним из наиболее важных
элементов всей европейской мозаики. В этой точке сошлось сразу сколько
линий напряжения – не только постсоветских, но и общеевропейских.
Во-первых,
это вопрос о статусе Москвы как центра силы. Черноморский флот в
Севастополе важен не только и не столько с военной точки зрения, но как
символ обращенности России к некогда вожделенным теплым морям, то есть
ее вовлеченности в глобальную стратегическую игру. Сейчас, правда,
многие говорят о том, что намного более азартная игра развернется в XXI
веке за моря холодные, прежде всего освобождающуюся ото льдов Арктику,
где позиции России более чем солидны. В случае потепления и налаживания
регулярного судоходства Северный морской путь станет едва ли не самым
лакомым куском и в торговом, и в военно-политическом смысле. Но это
вопрос будущего, в Севастополь – символ славного прошлого и нервного
настоящего, так что события могут принять любой оборот.
Во-вторых,
Украина в силу особенностей своей истории олицетворяет собой проблему
зыбкости границ в Восточной Европе. Слабая или тем более по каким-то
причинам несостоявшаяся украинская государственность станет гигантским
соблазном для соседей, причем не только для России. При самом
катастрофическом сценарии интерес к территориям, входящим ныне в
Украину, могут кроме Москвы проявить Варшава, Бухарест, Будапешт.
Сейчас нет оснований это прогнозировать, но расшатывание принципов
прежнего мироустройства, которое последовательно происходит на
протяжении 20 лет, способно привести и к таким виражам европейской
политики.
В-третьих, Украина представляет собой серьезный
вызов для Европейского союза, которому предстоит в ближайшие годы
определить для себя, достиг ли он пределов собственного расширения или
продолжит экспансию.
Украина – не мусульманская Турция,
так что сомневаться в ее европейском характере невозможно. Однако
возникает два препятствия. Геополитическое – ЕС впервые вторгается в
самую что ни на есть сердцевину другой, российский, геополитической
традиции, и вопрос в том, готов ли Евросоюз к игре по этим жестким
правилам. И административное – пределы управляемости объединения, по
сути, исчерпаны уже сейчас. Так что включение в его состав большой,
неравномерно развитой и весьма своеобразной по менталитету страны
чревато окончательным разрушением внутреннего баланса. В то же время
сама логика развития европейской интеграции не позволяет
останавливаться.
Смена власти в Киеве после январских
президентских выборов создаст новую ситуацию, к которой всем участником
процесса придется приспосабливаться. Продуманной стратегии действий нет
пока ни у кого – ни у России, ни у Евросоюза, ни у самой раздробленной
украинской элиты. Аттракцион продолжается.
Источник:
|