Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 12.12.2024, 12:36
| RSS
Каталог файлов
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Актуально [142]
    События [51]
    Издания, публикации [123]
    Мнения, интервью [176]
    Общество, право [13]

    Статистика

    Главная » Файлы » Мнения, интервью

    Как «оранжевые» министры собираются воспитывать национал-патриотов
    [ ] 15.11.2009, 17:38

    Как «оранжевые» министры собираются воспитывать национал-патриотов*

    Петр ТОЛОЧКО

    Недавно Министерство по делам семьи, молодежи и спорта обнародовало любопытный документ, утвержденный сразу четырьмя министрами: семьи, молодежи и спорта; обороны; культуры и туризма; образования и науки. Называется он «Концепция национально-патриотического воспитания молодежи». Как следует из приказных положений, документ должен быть доведен до сведения руководителей соответствующих структурных подразделений исполнительной власти, органов самоуправления, учебных заведений, других учреждений, предприятий и организаций. По существу, он имеет директивный характер, обязательный к исполнению.

    ____________________________________
    *«2000» в прошлом номере писали об этом, но популярный политик и авторитетный ученый бросает новый взгляд на эту тему.

    В нем не указаны причины, побудившие четыре министерства обеспокоиться национально-патриотическим воспитанием молодежи, однако нетрудно догадаться, что государственные чиновники не уверены в ее патриотической лояльности. Иначе зачем бы потребовалось предлагать столь масштабную программу по «утверждению» национал-патриотизма?

    Претворение в жизнь этой задачи возлагается на органы государственной власти, чья деятельность должна осуществляться «систематически и целенаправленно». Указан и возраст подлежащих национально-патриотическому воспитанию. Это «молодые граждане 14—35 лет».

    В принципе необходимость воспитательной работы, в том числе и патриотической, в среде молодежи не вызывает сомнения. Конечно, она нужна. Сомнения вызывает то, как предполагается ее проводить, на каких идеологических, морально-нравственных и этических принципах? И какую молодежь органы государственной власти собираются воспитывать? Всю или только этнически украинскую?

    Содержание концепции свидетельствует, что ее авторы подобных вопросов перед собой не ставили. Для них украинская молодежь едина. И воспитываться должна на единых принципах, единых культурно-исторических традициях и единых примерах героического прошлого украинского народа. В первом разделе об этом сказано с недвусмысленной определенностью: «Патриотическое воспитание формируется на примерах истории становления Украины, украинского казачества, героики национально-освободительной борьбы». Ниже к этому прибавлены еще героика Второй мировой войны и современных вооруженных сил(?).

    Как видим, перечень примеров, на которых должна воспитываться украинская молодежь, вполне выдержан в этноидеологическом духе нынешней «оранжевой» власти. Он избирателен и тенденциозен. Глубина исторической памяти авторов документа не выходит за пределы XVI—XVII вв. Они не вспомнили о Киевской Руси, считая, очевидно, что это не наша история и она не может вызывать уважение и гордость потомков.

    «Не нашей» для них оказалась и более чем трехсотлетняя история Украины в составе Российской империи и Советского Союза, отмеченная достойным ратным и созидательным трудом ее граждан. Правда, упомянута «героика Второй мировой войны», но это звучит скорее как оскорбление памяти миллионов наших соотечественников-фронтовиков, для которых эта война была Великой Отечественной. Такой она остается и для их внуков. И нечего, господа «оранжевые» министры, делать вид, что вам неизвестно это священное для всех народов бывшего Советского Союза название.

    Практически каждый пункт воспитательных задач концепции свидетельствует о том, что ее адресатом является исключительно украинская этническая молодежь. Ей предназначено унаследовать «духовное наследие украинского народа»; она должна формировать «национальное самосознание», «культивировать лучшие черты украинской ментальности», «овладевать украинским языком как духовным кодом нации».

    Но в Украине ведь проживают не только украинцы, но и представители более ста других национальностей. Соответственно столько же в ней и молодежных групп. Все они политические украинцы, но этнокультурно являются русскими, белорусами, крымскими татарами, венграми, румынами, евреями и др. И вряд ли государственные исполнительные органы вправе требовать, чтобы они отказались от ментальности и традиций своих национальностей, от любви к своим народам, от родного языка, который для них является таким же «духовным кодом», как и украинский для украинцев.

    Среди принципов национально-патриотического воспитания главным также определен национальный. Он предусматривает «формирование у молодежи национального самосознания» и «гордости за свою принадлежность к украинскому народу».

    Мне уже приходилось писать о гуманистической ущербности культивирования особой гордости украинцев за свое этническое происхождение. Во-первых, в этом нет никаких заслуг гордящихся, а во-вторых, декларируя свою этническую гордость, необходимо понимать, что ответной реакцией на нее неизбежно будет декларация аналогичного чувства представителями других народов, проживающих в Украине. Посеяв ветер, мы обречены пожинать бурю. В обстановке этнических предубеждений невозможно рассчитывать на создание в стране единого гражданского общества и единой политической нации. А в конечном итоге — и на создание демократического государства.

    Как значится в Концепции, в основу национально-патриотического воспитания молодежи будет положена «национальная идея». Авторы не разъясняют, что подразумевают под этим понятием, очевидно, для них оно является категорией этнической и вечной, чем-то сродни чувству национальной гордости.

    Но это совершенно неправильное понимание национальной идеи. В многонациональной стране она по определению не может быть этнической. Это всегда общегосударственный или общенародный приоритет развития на том или ином историческом этапе. Он не может быть постоянным, раз и навсегда определенным. Как и не может быть таким, который разделяется только частью социума. Национальная идея предполагает консолидацию усилий всего общества для ответа на вызов времени. Печально это осознавать, но за годы независимости Украины ее политическая и творческая элиты так и не сподобились предложить обществу этот общенациональный приоритет развития. Или хотя бы общенациональную мечту.

    Так что, господа министры, положить в основу национально-патриотического воспитания молодежи то, чего в Украине нет, невозможно.

    О том, что концепция адресуется непосредственно украиноэтничной молодежи, свидетельствуют и такие ее положения, как «изучение украинского языка как государственного языка Украины», «содействие расширению контактов с украинцами, проживающими за рубежом», «поддержка украиноязычных молодежных печатных средств массовой информации, теле- и радиопрограмм, интернет-центров». Человек, незнакомый с этнической ситуацией в Украине, прочитав все это, может прийти к выводу, что наша страна является моноэтничной, что другой молодежи, кроме как украинской, в ней нет, а потому больше некого и воспитывать.

    В определенном смысле вершиной идеологической мысли творцов рассматриваемого документа является предложение решать воспитательную задачу также посредством «возрождения и развития украинского казачества как важнейшей общественной силы».

    Здесь для читателя остается неясным, кто займется этим возрождением: сама молодежь или эту многотрудную задачу выполнят национально-сознательные дяди, чтобы явить ей пример для воспитания. Как неясно и то, как мыслится это самое возрождение. С восстановлением Запорожской Сечи на Хортице и учреждением полкового устройства Украины с 60 тысячами реестровых казаков? Или для целей воспитания достаточно будет ограничиться потешной игрой в казаков с ряжеными гетманами, куренными атаманами, полковниками и даже генералами, которых у казаков отродясь не было? Но в таком случае что же это за «возрождение и развитие» казачества?

    В целом концепция производит удручающее впечатление. Причем не только своей идеологической ортодоксальностью, но и методами ее реализации. Чем-то из прошлого веет от нее. Национал-патриоты, прокляв коммунистов, заимствовали у них систему тотального идеологического контроля своих подданных. Патриотическим всеобучем предполагается охватить не только молодежь, но и родителей, а также педагогов. А практическая работа, как и в старые времена, будет проходить посредством систематического проведения научно-практических конференций, семинаров, месячников, вахт памяти, создания специализированных воспитательных и контрольных структур. Не правда ли, все это у нас уже было?

    Конечно, в условиях демократического развития ХХI в. подобная национал-патриотическая озабоченность является немыслимым анахронизмом. Появись нечто подобное в какой-либо стране цивилизованного Запада, куда мы так неодолимо стремимся — и у четырех министров немедленно появились бы приставки «экс».

    Когда-то о законах Российской империи говорили, что их строгость компенсируется их неисполнением. Было бы хорошо, чтобы подобная судьба постигла и рассматриваемую концепцию. Она не только не сможет содействовать «укреплению единства и дружбы коренных народов и национальных меньшинств», как заявили ее авторы, но наоборот, еще больше разобщит их.

     
    Петр ТОЛОЧКО


    Источник:  
     
    Категория: Мнения, интервью | Добавил: newroz
    Просмотров: 469 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz