Новий РОЗВИТОК GISMETEO: Погода по г.Киев Четверг, 12.12.2024, 20:32
| RSS
Каталог файлов
МЕНЮ сайта
  • Главная страница

  • Информация о сайте

  • Каталог файлов

  • Каталог статей

  • Безопасность

  • Обратная связь

  • Доска объявлений

  • Фотоальбом

  • Категории раздела
    Актуально [142]
    События [51]
    Издания, публикации [123]
    Мнения, интервью [176]
    Общество, право [13]

    Статистика

    Главная » Файлы » Мнения, интервью

    Петр Симоненко: «Территориальной целостности Украины угрожает не федерализация, а ее отсутствие!»
    [ ] 20.09.2011, 09:09

    15.09.2011

    Петр Симоненко: «Территориальной целостности Украины угрожает не федерализация, а ее отсутствие!»

    Фото УНИАН

    — Петр Николаевич, с недавних пор Компартия поставила в свою политическую повестку дня вопрос о необходимости федерализации Украины. С чем это связано? Ведь прежде среди программных лозунгов КПУ переход Украины к федеративному устройству не числился. Приходилось даже слышать от представителей вашей политической силы критические высказывания в отношении федерализации.

    — Начну с того, что политические лозунги диктуются историческими условиями и обстоятельствами текущего момента, иначе говоря — реалиями жизни. Предваряя все спекуляции вокруг термина «федерализм», следует четко определить, что мы, коммунисты, говоря о федерализме, имеем в виду принцип территориально-государственного устройства, основой которого выступает территориальная громада.

    Для нас подход к выбору формы территориально-государственного устройства определяется тем, какая из них в конкретных исторических условиях обеспечивает наибольшие возможности для развития страны, улучшения жизни трудящихся, позволяет им более эффективно отстаивать свои права и свободы, бороться против эксплуататоров.

    Будучи принципиальными сторонниками унитарного государства, в котором при утверждении социалистического строя выравниваются уровни экономического и социального развития регионов, мы не можем не учитывать реальную ситуацию, которая сегодня сложилась в многонациональной Украине. Не можем отмахнуться от существующих национальных, этнических, конфессиональных и других особенностей нашей страны. Различные территории Украины имеют различную историю, разный этнический, конфессиональный состав, ментальность населения. Долгое время одни регионы входили в состав Российской империи, другие были частью Австро-Венгерской, третьи находились под игом панской Польши, боярской Румынии, других государств.

    Такой подход к решению сложнейших общественно-политических проблем позволит если не ликвидировать, то значительно ослабить социальную и моральную несправедливость, предотвратить угрозу фашизации Украины, установление «гуманитарной диктатуры» каких бы то ни было национал-радикалов. Территориальные громады сами будут решать, на каком языке разговаривать, учить детей, каких обычаев и традиций придерживаться, что и где строить, не испрашивая на то разрешения ни у Киева, ни у Львова или Торонто.

    При таком подходе подавляющая часть налоговых поступлений будет оставаться там, где они собраны, и распоряжаться этими средствами будет исключительно территориальная громада. Территориальные громады получат значительно больше возможностей для развития прямых и взаимовыгодных межрегиональных экономических и гуманитарных связей, в том числе и на международном уровне. А это в свою очередь будет способствовать созданию новых рабочих мест, позволит эффективнее бороться с безработицей, будет способствовать общему повышению жизненных стандартов в Украине.

    На основе всестороннего изучения и анализа ситуации, в которой оказалась Украина на нынешнем этапе своего развития (в т. ч. с учетом мнения наших избирателей), мы пришли к выводу, что в данных конкретных обстоятельствах необходим переход именно к федеративному устройству. Федерализация, по нашему мнению, является тем механизмом, который способен сгладить региональные противоречия, предотвратить конфликты на национальной, лингвистической, конфессиональной почве, а в целом — предотвратить распад Украины. Этот подход нашел отражение и в новой редакции программы партии, которая была утверждена в июне.

    Кроме прочего, мы обращались и к историческому опыту, к ленинскому наследию. Ведь большевики в свое время тоже не сразу пришли к идее федерализации.

    Например, в ноябре 1913 г. Ленин прямо пишет в письме к Шаумяну: «Мы против федерации». И несколько раз повторяет этот тезис, делая акцент на прочности экономических связей в рамках одного государства. В марте 1917-го в «Правде» была опубликована статья Сталина с названием, которое говорит само за себя: «Против федерализма». На VII (апрельской) Всероссийской конференции РСДРП(б) 1917 г. вопрос о федеративном государственном устройстве вообще не затрагивался.

    Лишь в августе 1917-го, в своей знаменитой работе «Государство и революция», Ленин впервые допускает возможность федерализации, да и то с рядом оговорок, рассматривая федеративное устройство как временную меру. И только после Октябрьской революции — под влиянием и с учетом исторических обстоятельств — партия окончательно становится на позицию федерализма. В первый раз в официальных документах партии она получает свое отражение в январе 1918 г. — в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», составленной лично Лениным и одобренной ЦК партии. Наконец, на VIII съезде партии (это уже 1919 г.) стремление к федеративному устройству будущего рабоче-крестьянского государства было зафиксировано в партийной программе.

    Такова, если вкратце, эволюция взглядов большевиков на федерализацию (от полного ее неприятия до признания и последующей реализации в практике государственного строительства) в ходе подготовки и совершения социалистической революции. И тогда именно федералистские идеи позволили сохранить в одном государстве территории бывшей Российской империи, предотвратить ее расчленение (как того хотели внешние силы и национальная буржуазия), а в итоге создать мощную и сильную державу рабочих и крестьян — Советский Союз.

    Все это я напомнил к тому, что политическая платформа партии должна отвечать конкретным историческим обстоятельствам. Так нас учит Владимир Ильич Ленин. Повторюсь, в данных условиях мы пришли к выводу, что федеративная форма государственного устройства является наиболее оптимальной для современной Украины.

    — Почему Компартия не поддержала идею федерализации Украины, когда ее выдвинула Партия регионов?

    — Этот лозунг прозвучал в разгар «оранжевого» шабаша на известном съезде в Северодонецке. Но поднят он был на щит не потому, что олигархические силы озаботились интересами людей, в частности, жителей юга и востока Украины, а ввиду опасений за свою собственность. Представители крупного капитала, близкие к тогдашней власти, банально испугались, что «оранжевые» устроят передел собственности. Оттого и поставили вопрос о необходимости большей самостоятельности и большей независимости регионов. Все это, естественно, упаковывалось в привлекательную для избирателя обертку — мол, речь идет о борьбе за права и свободы русских, русскоязычных, за сохранение региональной идентичности, самобытности и т. д.

    Чем закончилось? Тем, что как только олигархи нашли общий язык с Ющенко, получили от «помаранчевого» режима гарантии своей собственности, когда обрели уверенность, что могут и далее тянуть соки из народа, наживая себе капиталы, — идея федерализации была тихо похоронена. Т. е. интересы простых граждан были использованы олигархами и их политтехнологами в качестве крапленой карты.

    Звучали еще идеи о каком-то «бюджетном федерализме». А по нашему, коммунистов, мнению, это было попыткой подменить федерализацию самой настоящей феодализацией — когда речь шла об увеличении полномочий не региональных общин, а региональных баронов.

    Само собой, в этих олигархических игрищах мы участия не принимали. И поступали правильно. Думаю, с позиций сегодняшнего времени уже самому наивному понятно, что жителей юго-востока тогда просто-напросто использовали, что называется, втемную — искренние чувства избирателей, пытавшихся посредством федерализации защититься от «оранжевых» национал-фашистов, цинично разыгрывали во имя интересов крупного капитала.

    Не будем также забывать, что в 2006—2010 гг. действовали изменения к Конституции, принятые в декабре 2004 г. Политическая реформа должна была завершиться реформой местного самоуправления — усилением самостоятельности регионов, повышением роли местных общин в принятии государственных решений. Согласно законопроекту № 3207-1. Но до его окончательного принятия дело так и не дошло. А прошлогоднее решение Конституционного Суда, возобновившего действие Конституции 1996 г., опять вернуло нас к ситуации чрезмерной концентрации полномочий в центре. Что, по мнению Компартии, обуславливает необходимость актуализации идеи о переходе к федеральному государственному устройству.

    — В свое время «оранжевые» приравнивали федерализм к сепаратизму, сторонники федерализации Украины преследовались в уголовном порядке. При том что, как известно, эту идею первым выдвинул как раз националист из Галиции Вячеслав Чорновил. Не боитесь обвинений в сепаратизме? А то из уст иных представителей нынешней власти уже звучали заявления, в которых федерализация противопоставлялась национальному единству и территориальной целостности.

    — Нет, мы не боимся обвинений в сепаратизме, потому что в наших предложениях его нет и в помине. Если сепаратизм означает отделение, обособление, то федерализм — это объединение, союз. Только малограмотные люди да политические спекулянты и провокаторы вроде Ющенко могут ставить на одну доску два эти совершенно противоположные явления.

    Что до упомянутых вами чорновиловских теорий о федерализации, о земстве, с которыми руховцы носились в период разрушения СССР, то я бы не стал так уж их идеализировать. С точки зрения националистов, это была тактическая уловка, цель которой состояла в том, чтобы укрепить свои позиции в Галиции, превратить ее в идейную базу национал-шовинизма с последующим его распространением на территорию всей Украины. Что, собственно, они и пытаются проделать на протяжении всех двадцати лет провозглашения независимости. И мы знаем, что когда националисты дорвались до власти (особенно масштабно они были представлены в государственном руководстве при Ющенко), то сменили свою позицию на прямо противоположную — на унитаристскую. Потому что, повторюсь, федерализм для них был лишь временной уловкой, они и в мыслях не имели, чтобы, допустим, дать тем же Донбассу, Крыму, другим восточным и южным регионам право на свободное и самостоятельное развитие.

    О том, почему представители нынешней власти отказались от идеи федерализации, хотя ныне в их руках все рычаги и возможности для ее воплощения в жизнь, я уже сказал выше. Федерализация для Партии регионов являлась не политическим, а политтехнологическим лозунгом.

    Ну а к нынешнему моменту добавилось то обстоятельство, что Партия регионов превратилась в партию власти. Зачем олигархам, стоящим за спиной действующих властей, какие-либо ограничения, которые неизбежны при переходе к федеральному государственному устройству? Это же потеря контроля над значительной частью финансовых потоков. Это необходимость во внешней и внутренней политике прислушиваться к мнению местных общин. И т. д. Олигархическим кланам это не нужно.

    — Петр Николаевич, в полный голос о федерализации Украины Компартия заговорила после известных событий 9 мая во Львове. С крайне резкими заявлениями тогда выступили и вы. В частности: «Я считаю, что не вправе Донецкая область финансировать сегодня бандеровцев, вояков ОУН-УПА, которые убивали наших с вами дедов и отцов. За счет государственного бюджета они получают дополнительную пенсию, а наши герои, наши деды и прадеды унижены и оскорблены этим... К сожалению, наши школы и культурные учреждения хиреют и приходят в упадок здесь, а там используются бюджетные средства более чем в три раза больше на развитие этих областей, чем в областях, которые являются донорами государственного бюджета».

    — И могу повторить это слово в слово. Как и то, что львовский коричневый шабаш, устроенный при попустительстве властей национал-фашистами в День Победы, окончательно убедил меня и моих соратников по КПУ в том, что федерализацию необходимо включать в повестку дня Украины.

    Это совершенно ненормально, когда восточные и южные регионы Украины производят национальное богатство, дотируют западные области, а там эти средства направляют на выплаты бандеровским недобиткам, на установку мемориалов нацистским приспешникам.

    События 9 мая во Львове засвидетельствовали полное банкротство украинского унитаризма. Крайне правые силы, которые при поддержке крупного капитала пришли к власти в местных советах западных областей, продемонстрировали свое пренебрежение к государству и законам, поставили под вопрос единое правовое поле Украины. А это самый настоящий сепаратизм, с которым центральная власть либо совсем не борется, либо реагирует на него крайне вяло.

    Поэтому мы и предлагаем — давайте обсуждать федеративное устройство. Это путь к сохранению целостности Украины в ее нынешних границах. Иначе рискуем потерять государство. Территориальной целостности Украины угрожает не федерализация, а ее отсутствие!

    — Повлияло ли на позицию Компартии по федерализации то, что представители нынешней власти, мягко говоря, не очень спешат с выполнением своих предвыборных обещаний, в частности, по предоставлению русскому языку статуса государственного, по борьбе с фальсификацией истории, противодействию национал-экстремизму?

    — Безусловно. О государственном статусе русского языка власть забыла. Закон о языках, одним из соавторов которого являюсь и я, отложен в долгий ящик, постоянно находятся причины, чтобы не выносить его на голосование в Верховной Раде, т. е., попросту говоря, имеет место откровенный саботаж.

    Борьба с историческими фальсификациями идет ни шатко ни валко. Неонациствующие молодчики по-прежнему позволяют себе устраивать шествия по городам Украины, в том числе и в центре столицы. Выкрикивают нацистские, ксенофобские лозунги — милиция на все это спокойно взирает. Я скажу, что национал-фашисты ведут себя порой наглее, чем даже при «помаранчевых». Чего только стоит принятие рядом облсоветов западных областей решений о запрете празднования Дня Победы! Где СБУ? Где прокуратура? Или вспомните о заявлении тягнибоковца — депутата Львовского горсовета о том, что бандеровская армия-де перейдет Днепр и «установит порядок» на Левобережье! Никакой ответственности этот экстремист не понес. И т. д. и т. п.

    Мы все были свидетелями того, что происходило при Ющенко, — насильственная украинизация, навязывание «поместной церкви», попытки насадить националистический вариант исторической памяти, все эти голодоморы, бандеры, шухевичи. И мы должны отдавать себе отчет в том, что от прихода новых ющенков Украина не застрахована. Тем более при нынешней политике попустительства национал-радикалам.

    Поэтому федерализация — это в том числе и защитный механизм на будущее — для сохранения самобытности восточных и южных регионов от украинских фюреров, от ющенков, тягнибоков и им подобных.

    Местные общины должны получить правовые основания для обустройства собственной жизни. В самом широком смысле — начиная от экономики, хозяйства и вплоть до решения вопросов гуманитарной сферы.

    — Идея федерализма, что подразумевает децентрализацию власти, усиление местного самоуправления, — это ведь вполне в русле европейских ценностей, о которых так любят говорить украинские политики, включая представителей власти.

    — Абсолютно верно. Современная Европа строится на принципах субсидиарности, т. е. движется в направлении от принятия решений в центре — к принятию решений на максимально возможном низовом уровне.

    И при этом нам совершенно не обязательно ломиться в Евросоюз, чтобы реализовать эти ценности в Украине. Мы вполне в состоянии справиться с этим и сами. Просто надо наконец наполнить декларации о расширении прав местного самоуправления реальным содержанием.

    Надо честно признать: Украина регионально неоднородна, многонациональна, многоконфессиональна, полилингвистична. У украинских регионов разные историческая память, традиции, ментальность населения.

    Единство в многообразии — это федерализация, это путь к сохранению страны. Попытки установить (а точнее — навязать) монообразие — дорога к разрушению Украины.

    — И традиционный в таких случаях вопрос: как коммунисты намерены реализовывать идею федерализации?

    — Как я уже сказал, положение о федерализации вошло в программу партии. Работа в этом направлении будет вестись так же, как и в отношении реализации нашей программы в целом. А реализация программы КПУ в свою очередь зависит от поддержки избирателей. Поэтому прежде всего мы будем идти к людям, доказывать правоту своих подходов, пытаться сделать так, чтобы идея, как говорят, овладела массами.

    Будем искать партнеров в парламенте. Постараемся организовать парламентские слушания на тему федерализации Украины. В ходе намечающегося конституционного процесса попытаемся отобразить федералистские идеи в Основном Законе.

    Мы отдаем себе отчет в том, что федерализация — это не одномоментный акт, это долгосрочная и кропотливая работа, требующая решения многих правовых и организационных вопросов. Необходима соответствующая законодательная база, над которой в настоящий момент работают наши специалисты.

    Пользуясь случаем, хочу обратиться за поддержкой ко всем гражданам, разделяющим нашу позицию о необходимости федерализации Украины, — пропагандируйте эту идею, привлекайте сторонников. Вместе мы добьемся успеха!


    Сергей ЛОЗУНЬКО
    Данная статья вышла в выпуске №37 (573) 16 - 22 сентября 2011 г.


    Источник:       
     




    Категория: Мнения, интервью | Добавил: newroz
    Просмотров: 377 | Загрузок: 0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск

    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Институт геополитики профессора Дергачева
  • Политика
  • Анекдоты из России
  • СМПУ

  • АНАХАРСИС
  • SV Ukraine
  • UA-РОЗВИТОК
  • Центр Стратегических Оценок и Прогнозов

  • Copyright MyCorp © 2024Сделать бесплатный сайт с uCoz