15.09.2011
Петр Симоненко: «Территориальной целостности Украины угрожает не федерализация, а ее отсутствие!»
Фото УНИАН —
Петр Николаевич, с недавних пор Компартия поставила в свою политическую
повестку дня вопрос о необходимости федерализации Украины. С чем это
связано? Ведь прежде среди программных лозунгов КПУ переход Украины к
федеративному устройству не числился. Приходилось даже слышать от
представителей вашей политической силы критические высказывания в
отношении федерализации. — Начну с того, что политические
лозунги диктуются историческими условиями и обстоятельствами текущего
момента, иначе говоря — реалиями жизни. Предваряя все спекуляции вокруг
термина «федерализм», следует четко определить, что мы, коммунисты,
говоря о федерализме, имеем в виду принцип
территориально-государственного устройства, основой которого выступает
территориальная громада. Для нас подход к выбору формы
территориально-государственного устройства определяется тем, какая из
них в конкретных исторических условиях обеспечивает наибольшие
возможности для развития страны, улучшения жизни трудящихся, позволяет
им более эффективно отстаивать свои права и свободы, бороться против
эксплуататоров. Будучи принципиальными сторонниками унитарного
государства, в котором при утверждении социалистического строя
выравниваются уровни экономического и социального развития регионов, мы
не можем не учитывать реальную ситуацию, которая сегодня сложилась в
многонациональной Украине. Не можем отмахнуться от существующих
национальных, этнических, конфессиональных и других особенностей нашей
страны. Различные территории Украины имеют различную историю, разный
этнический, конфессиональный состав, ментальность населения. Долгое
время одни регионы входили в состав Российской империи, другие были
частью Австро-Венгерской, третьи находились под игом панской Польши,
боярской Румынии, других государств. Такой подход к решению
сложнейших общественно-политических проблем позволит если не
ликвидировать, то значительно ослабить социальную и моральную
несправедливость, предотвратить угрозу фашизации Украины, установление
«гуманитарной диктатуры» каких бы то ни было национал-радикалов.
Территориальные громады сами будут решать, на каком языке разговаривать,
учить детей, каких обычаев и традиций придерживаться, что и где
строить, не испрашивая на то разрешения ни у Киева, ни у Львова или
Торонто. При таком подходе подавляющая часть налоговых поступлений
будет оставаться там, где они собраны, и распоряжаться этими средствами
будет исключительно территориальная громада. Территориальные громады
получат значительно больше возможностей для развития прямых и
взаимовыгодных межрегиональных экономических и гуманитарных связей, в
том числе и на международном уровне. А это в свою очередь будет
способствовать созданию новых рабочих мест, позволит эффективнее
бороться с безработицей, будет способствовать общему повышению жизненных
стандартов в Украине. На основе всестороннего изучения и анализа
ситуации, в которой оказалась Украина на нынешнем этапе своего развития
(в т. ч. с учетом мнения наших избирателей), мы пришли к выводу, что в
данных конкретных обстоятельствах необходим переход именно к
федеративному устройству. Федерализация, по нашему мнению, является тем
механизмом, который способен сгладить региональные противоречия,
предотвратить конфликты на национальной, лингвистической,
конфессиональной почве, а в целом — предотвратить распад Украины. Этот
подход нашел отражение и в новой редакции программы партии, которая была
утверждена в июне. Кроме прочего, мы обращались и к историческому
опыту, к ленинскому наследию. Ведь большевики в свое время тоже не
сразу пришли к идее федерализации. Например, в ноябре 1913 г.
Ленин прямо пишет в письме к Шаумяну: «Мы против федерации». И несколько
раз повторяет этот тезис, делая акцент на прочности экономических
связей в рамках одного государства. В марте 1917-го в «Правде» была
опубликована статья Сталина с названием, которое говорит само за себя:
«Против федерализма». На VII (апрельской) Всероссийской конференции
РСДРП(б) 1917 г. вопрос о федеративном государственном устройстве вообще
не затрагивался. Лишь в августе 1917-го, в своей знаменитой
работе «Государство и революция», Ленин впервые допускает возможность
федерализации, да и то с рядом оговорок, рассматривая федеративное
устройство как временную меру. И только после Октябрьской революции —
под влиянием и с учетом исторических обстоятельств — партия окончательно
становится на позицию федерализма. В первый раз в официальных
документах партии она получает свое отражение в январе 1918 г. — в
«Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», составленной
лично Лениным и одобренной ЦК партии. Наконец, на VIII съезде партии
(это уже 1919 г.) стремление к федеративному устройству будущего
рабоче-крестьянского государства было зафиксировано в партийной
программе. Такова, если вкратце, эволюция взглядов большевиков на
федерализацию (от полного ее неприятия до признания и последующей
реализации в практике государственного строительства) в ходе подготовки и
совершения социалистической революции. И тогда именно федералистские
идеи позволили сохранить в одном государстве территории бывшей
Российской империи, предотвратить ее расчленение (как того хотели
внешние силы и национальная буржуазия), а в итоге создать мощную и
сильную державу рабочих и крестьян — Советский Союз. Все это я
напомнил к тому, что политическая платформа партии должна отвечать
конкретным историческим обстоятельствам. Так нас учит Владимир Ильич
Ленин. Повторюсь, в данных условиях мы пришли к выводу, что федеративная
форма государственного устройства является наиболее оптимальной для
современной Украины. — Почему Компартия не поддержала идею федерализации Украины, когда ее выдвинула Партия регионов? —
Этот лозунг прозвучал в разгар «оранжевого» шабаша на известном съезде в
Северодонецке. Но поднят он был на щит не потому, что олигархические
силы озаботились интересами людей, в частности, жителей юга и востока
Украины, а ввиду опасений за свою собственность. Представители крупного
капитала, близкие к тогдашней власти, банально испугались, что
«оранжевые» устроят передел собственности. Оттого и поставили вопрос о
необходимости большей самостоятельности и большей независимости
регионов. Все это, естественно, упаковывалось в привлекательную для
избирателя обертку — мол, речь идет о борьбе за права и свободы русских,
русскоязычных, за сохранение региональной идентичности, самобытности и
т. д. Чем закончилось? Тем, что как только олигархи нашли общий
язык с Ющенко, получили от «помаранчевого» режима гарантии своей
собственности, когда обрели уверенность, что могут и далее тянуть соки
из народа, наживая себе капиталы, — идея федерализации была тихо
похоронена. Т. е. интересы простых граждан были использованы олигархами и
их политтехнологами в качестве крапленой карты. Звучали еще идеи о
каком-то «бюджетном федерализме». А по нашему, коммунистов, мнению, это
было попыткой подменить федерализацию самой настоящей феодализацией —
когда речь шла об увеличении полномочий не региональных общин, а
региональных баронов. Само собой, в этих олигархических игрищах мы
участия не принимали. И поступали правильно. Думаю, с позиций
сегодняшнего времени уже самому наивному понятно, что жителей
юго-востока тогда просто-напросто использовали, что называется, втемную —
искренние чувства избирателей, пытавшихся посредством федерализации
защититься от «оранжевых» национал-фашистов, цинично разыгрывали во имя
интересов крупного капитала. Не будем также забывать, что в
2006—2010 гг. действовали изменения к Конституции, принятые в декабре
2004 г. Политическая реформа должна была завершиться реформой местного
самоуправления — усилением самостоятельности регионов, повышением роли
местных общин в принятии государственных решений. Согласно законопроекту
№ 3207-1. Но до его окончательного принятия дело так и не дошло. А
прошлогоднее решение Конституционного Суда, возобновившего действие
Конституции 1996 г., опять вернуло нас к ситуации чрезмерной
концентрации полномочий в центре. Что, по мнению Компартии,
обуславливает необходимость актуализации идеи о переходе к федеральному
государственному устройству. — В свое время «оранжевые»
приравнивали федерализм к сепаратизму, сторонники федерализации Украины
преследовались в уголовном порядке. При том что, как известно, эту идею
первым выдвинул как раз националист из Галиции Вячеслав Чорновил. Не
боитесь обвинений в сепаратизме? А то из уст иных представителей
нынешней власти уже звучали заявления, в которых федерализация
противопоставлялась национальному единству и территориальной
целостности. — Нет, мы не боимся обвинений в сепаратизме,
потому что в наших предложениях его нет и в помине. Если сепаратизм
означает отделение, обособление, то федерализм — это объединение, союз.
Только малограмотные люди да политические спекулянты и провокаторы вроде
Ющенко могут ставить на одну доску два эти совершенно противоположные
явления. Что до упомянутых вами чорновиловских теорий о
федерализации, о земстве, с которыми руховцы носились в период
разрушения СССР, то я бы не стал так уж их идеализировать. С точки
зрения националистов, это была тактическая уловка, цель которой состояла
в том, чтобы укрепить свои позиции в Галиции, превратить ее в идейную
базу национал-шовинизма с последующим его распространением на территорию
всей Украины. Что, собственно, они и пытаются проделать на протяжении
всех двадцати лет провозглашения независимости. И мы знаем, что когда
националисты дорвались до власти (особенно масштабно они были
представлены в государственном руководстве при Ющенко), то сменили свою
позицию на прямо противоположную — на унитаристскую. Потому что,
повторюсь, федерализм для них был лишь временной уловкой, они и в мыслях
не имели, чтобы, допустим, дать тем же Донбассу, Крыму, другим
восточным и южным регионам право на свободное и самостоятельное
развитие. О том, почему представители нынешней власти отказались
от идеи федерализации, хотя ныне в их руках все рычаги и возможности для
ее воплощения в жизнь, я уже сказал выше. Федерализация для Партии
регионов являлась не политическим, а политтехнологическим лозунгом. Ну
а к нынешнему моменту добавилось то обстоятельство, что Партия регионов
превратилась в партию власти. Зачем олигархам, стоящим за спиной
действующих властей, какие-либо ограничения, которые неизбежны при
переходе к федеральному государственному устройству? Это же потеря
контроля над значительной частью финансовых потоков. Это необходимость
во внешней и внутренней политике прислушиваться к мнению местных общин. И
т. д. Олигархическим кланам это не нужно. — Петр Николаевич, в
полный голос о федерализации Украины Компартия заговорила после
известных событий 9 мая во Львове. С крайне резкими заявлениями тогда
выступили и вы. В частности: «Я считаю, что не вправе Донецкая область
финансировать сегодня бандеровцев, вояков ОУН-УПА, которые убивали наших
с вами дедов и отцов. За счет государственного бюджета они получают
дополнительную пенсию, а наши герои, наши деды и прадеды унижены и
оскорблены этим... К сожалению, наши школы и культурные учреждения
хиреют и приходят в упадок здесь, а там используются бюджетные средства
более чем в три раза больше на развитие этих областей, чем в областях,
которые являются донорами государственного бюджета». — И могу
повторить это слово в слово. Как и то, что львовский коричневый шабаш,
устроенный при попустительстве властей национал-фашистами в День Победы,
окончательно убедил меня и моих соратников по КПУ в том, что
федерализацию необходимо включать в повестку дня Украины. Это
совершенно ненормально, когда восточные и южные регионы Украины
производят национальное богатство, дотируют западные области, а там эти
средства направляют на выплаты бандеровским недобиткам, на установку
мемориалов нацистским приспешникам. События 9 мая во Львове
засвидетельствовали полное банкротство украинского унитаризма. Крайне
правые силы, которые при поддержке крупного капитала пришли к власти в
местных советах западных областей, продемонстрировали свое пренебрежение
к государству и законам, поставили под вопрос единое правовое поле
Украины. А это самый настоящий сепаратизм, с которым центральная власть
либо совсем не борется, либо реагирует на него крайне вяло. Поэтому
мы и предлагаем — давайте обсуждать федеративное устройство. Это путь к
сохранению целостности Украины в ее нынешних границах. Иначе рискуем
потерять государство. Территориальной целостности Украины угрожает не
федерализация, а ее отсутствие! — Повлияло ли на позицию
Компартии по федерализации то, что представители нынешней власти, мягко
говоря, не очень спешат с выполнением своих предвыборных обещаний, в
частности, по предоставлению русскому языку статуса государственного, по
борьбе с фальсификацией истории, противодействию национал-экстремизму? —
Безусловно. О государственном статусе русского языка власть забыла.
Закон о языках, одним из соавторов которого являюсь и я, отложен в
долгий ящик, постоянно находятся причины, чтобы не выносить его на
голосование в Верховной Раде, т. е., попросту говоря, имеет место
откровенный саботаж. Борьба с историческими фальсификациями идет
ни шатко ни валко. Неонациствующие молодчики по-прежнему позволяют себе
устраивать шествия по городам Украины, в том числе и в центре столицы.
Выкрикивают нацистские, ксенофобские лозунги — милиция на все это
спокойно взирает. Я скажу, что национал-фашисты ведут себя порой наглее,
чем даже при «помаранчевых». Чего только стоит принятие рядом
облсоветов западных областей решений о запрете празднования Дня Победы!
Где СБУ? Где прокуратура? Или вспомните о заявлении тягнибоковца —
депутата Львовского горсовета о том, что бандеровская армия-де перейдет
Днепр и «установит порядок» на Левобережье! Никакой ответственности этот
экстремист не понес. И т. д. и т. п. Мы все были свидетелями
того, что происходило при Ющенко, — насильственная украинизация,
навязывание «поместной церкви», попытки насадить националистический
вариант исторической памяти, все эти голодоморы, бандеры, шухевичи. И мы
должны отдавать себе отчет в том, что от прихода новых ющенков Украина
не застрахована. Тем более при нынешней политике попустительства
национал-радикалам. Поэтому федерализация — это в том числе и
защитный механизм на будущее — для сохранения самобытности восточных и
южных регионов от украинских фюреров, от ющенков, тягнибоков и им
подобных. Местные общины должны получить правовые основания для
обустройства собственной жизни. В самом широком смысле — начиная от
экономики, хозяйства и вплоть до решения вопросов гуманитарной сферы. —
Идея федерализма, что подразумевает децентрализацию власти, усиление
местного самоуправления, — это ведь вполне в русле европейских
ценностей, о которых так любят говорить украинские политики, включая
представителей власти. — Абсолютно верно. Современная Европа
строится на принципах субсидиарности, т. е. движется в направлении от
принятия решений в центре — к принятию решений на максимально возможном
низовом уровне. И при этом нам совершенно не обязательно ломиться в
Евросоюз, чтобы реализовать эти ценности в Украине. Мы вполне в
состоянии справиться с этим и сами. Просто надо наконец наполнить
декларации о расширении прав местного самоуправления реальным
содержанием. Надо честно признать: Украина регионально
неоднородна, многонациональна, многоконфессиональна, полилингвистична. У
украинских регионов разные историческая память, традиции, ментальность
населения. Единство в многообразии — это федерализация, это путь к
сохранению страны. Попытки установить (а точнее — навязать) монообразие
— дорога к разрушению Украины. — И традиционный в таких случаях вопрос: как коммунисты намерены реализовывать идею федерализации? —
Как я уже сказал, положение о федерализации вошло в программу партии.
Работа в этом направлении будет вестись так же, как и в отношении
реализации нашей программы в целом. А реализация программы КПУ в свою
очередь зависит от поддержки избирателей. Поэтому прежде всего мы будем
идти к людям, доказывать правоту своих подходов, пытаться сделать так,
чтобы идея, как говорят, овладела массами. Будем искать партнеров в
парламенте. Постараемся организовать парламентские слушания на тему
федерализации Украины. В ходе намечающегося конституционного процесса
попытаемся отобразить федералистские идеи в Основном Законе. Мы
отдаем себе отчет в том, что федерализация — это не одномоментный акт,
это долгосрочная и кропотливая работа, требующая решения многих правовых
и организационных вопросов. Необходима соответствующая законодательная
база, над которой в настоящий момент работают наши специалисты. Пользуясь
случаем, хочу обратиться за поддержкой ко всем гражданам, разделяющим
нашу позицию о необходимости федерализации Украины, — пропагандируйте
эту идею, привлекайте сторонников. Вместе мы добьемся успеха! Сергей ЛОЗУНЬКО
Источник:
|