Турция должна признать Нагорный Карабах точно так же, как Северный
Кипр:
интервью
Последние тенденции в урегулировании
нагорно-карабахского конфликта, а также ситуацию, сложившуюся в армяно-турецких
отношениях, анализирует в интервью ИА REGNUM Новости советник министра иностранных дел
Нагорно-Карабахской Республики Рубен Заргарян в беседе с
корреспондентом ИА REGNUM
Новости. Собеседник агентства был одним из участников международной
конференции "Кавказ - зона стратегических интересов России",
организованной Центром анализа террористических угроз и конфликтов низкой
интенсивности.
ИА REGNUM: Какова сейчас ситуация в урегулировании карабахского
конфликта?
Периодически звучащие в мире заявления о
том, что признание Нагорно-Карабахской Республики независимым государством в
настоящий момент нереально, и что оно может привести к новой войне, что для
позитивного перелома нынешнего положения дел необходимо передать Азербайджану
реинтегрированные исторические земли Нагорного Карабаха, то есть удовлетворить
ничем не обоснованные территориальные претензии Азербайджана, являются
постмодернистским подходом к истории, политике и дипломатии, и могут самым
серьезным образом дестабилизировать ситуацию в регионе.
Попытки умиротворения азербайджанского
агрессора путем удовлетворения растущих территориальных претензий властей
Азербайджана на карабахские земли, несомненно, укрепит уверенность
азербайджанских властей в своей безнаказанности за предыдущие военные
преступления, этнические чистки и геноцид, поощрит новую азербайджанскую
агрессию.
Признание НКР не ведет к войне, а с
точностью до наоборот, только окончательное признание независимости НКР может
предотвратить новую агрессию Азербайджана. Временное охлаждение отношений
признавших НКР стран с властями Азербайджана - это небольшая цена за
установление мира в регионе и урегулирование азербайджано-карабахского
конфликта. Важно подчеркнуть, что признание НКР придаст беспрецедентную
динамику переговорам между НКР, Азербайджаном и Арменией по заключению мирного
договора между тремя странами.
Постмодернистский подход в дипломатии
фактически ставит на одну доску истинного агрессора Азербайджан и борющийся за
свободу Нагорный Карабах, навязывает формулу "паритетного подхода" к
действиям сторон, пытается нивелировать виновных и правых, отрицает возможность
постижения исторической реальности, исторического факта, навязывает
искусственное представление о множественности истины двух основных сторон
конфликта Азербайджана и Нагорного Карабаха, а также Армении. Такая постановка
вопроса наносит серьезный удар не только по истории, но и по процессу
урегулирования азербайджано-карабахского конфликта.
В политическом и дипломатическом процессе
стало модно занимать антиисторическую позицию, отрицать даже потенциальную
возможность изучать "неопосредованные", объективно существующие
объекты и процессы. Не в силах понять, что есть история, каковы реальные факты
многотысячелетней истории армянского Нагорного Карабаха и 90-летней истории
Азербайджана, постмодернисты от политики приняли концепцию отрицания
исторического фактора и категории исторического прогресса в урегулировании
азербайджано-карабахского конфликта, но при этом стремятся навязать понятие
равной вины и равной правоты НКР и Азербайджана. Как верно отмечал Конфуций, если не будет правильных
названий, то не будет и правильных дел.
Пришедший на смену концепции исторического
прогресса постмодернистский взгляд на мир снимает самую возможность постановки
проблемы познания глубинного смысла азербайджано-карабахского конфликта, и тем
самым оправдывает деструктивную, антиисторическую и геноцидную политику властей
Азербайджана. Для урегулирования азербайджано-карабахского конфликта необходимо
преодолеть тупики дипломатического постмодернизма.
Антиправовое противопоставление принципа
права народов на самоопределение и территориальной целостности также самым
серьезным образом мешает переговорному процессу. Согласно международному праву,
принцип права народов на самоопределение никак не может противоречить
территориальной целостности, так как применяются они к разным сферам
международных отношений. Принцип нерушимости государственных границ вступает в
силу в случае их нарушения со стороны другого государства. Но в случае с
азербайджано-карабахским конфликтом нет внешнего фактора, а есть конфликт между
НКР и Азербайджаном, двумя государствами, образовавшимися на территории бывшей
Азербайджанской ССР.
ИА REGNUM: Как "дорожная карта" взаимоотношений Армении
и Турции отразится на процессе урегулирования?
Разработка "дорожной карты" -
это рабочий процесс, целью которого является установление дипломатических
отношений между Арменией и Турцией без предварительных условий. До тех пор пока
документ "дорожной карты" официально не опубликован, давать
экспертную оценку не представляется возможным.
В целом, следует отметить, что именно
Турция весьма заинтересована в установлении дипломатических отношений с
Арменией, дабы изменить свой негативный имидж в регионе на более позитивный.
Известно, что турецкие правящие элиты, зараженные идеологий агрессивного
великодержавного пантюркизма, имеют антагонистические противоречия не только со
всеми своими соседями, но даже и с дальними странами.
Взаимоотношения между Турцией и
Республикой Арменией - это самостоятельная тема. Надо также иметь в виду, что
на землях исторической Армении существуют три субъекта международных отношений
- Республика Армения, Нагорно-Карабахская Республика и народ Западной Армении,
находящийся в изгнании после геноцида 1915-23 годов. Установление
дипломатических отношений между Республикой Арменией и Турцией могло бы
повлиять на процесс урегулирования азербайджано-карабахского конфликта в
случае, если бы Турция проявила сознательность и ответственность и признала бы
независимость Нагорно-Карабахской Республики. В случае с Северным Кипром Турция
пошла на одностороннее признание, чего не сделала ни одна страна в мире.
ИА REGNUM: Что могло бы способствовать скорейшему урегулированию
конфликта между Азербайджаном и Нагорным Карабахом?
Свободный, современный и успешный Нагорный
Карабах намного более органично вписывается в мировой исторический процесс,
нежели Азербайджан. Азербайджано-карабахский конфликт необходимо анализировать
с ценностных позиций. Попытки подчинить свободный и демократический Нагорный
Карабах тоталитарному Азербайджану являются нонсенсом в XXI веке.
Ничем не объяснимая задержка мировым
сообществом окончательного признания независимости НКР на основе норм
международного права ведет переговорный процесс в никуда, серьезно увеличивает
опасность эскалации конфликта, стимулирует власти Азербайджана к усилению
агрессивности и еще большему ужесточению позиции. Мировое сообщество имеет
полное право освободиться из состояния заложников авантюрной политики
руководства Азербайджана, осознать свою ответственность за последствия ничем не
оправданного затягивания решения этого вопроса и проявить политическую волю в
деле неизбежного окончательного признания независимости НКР.
Взаимное признание НКР и Азербайджана
должно быть отправной точкой переговоров, а не конечной. А на втором этапе
переговоров должны решаться наиболее сложные проблемы: территории, беженцы,
границы.
Важно подчеркнуть, что в международном
праве нет норм, обязывающих самоопределяющееся государство получать согласие
метрополии, от которой оно отделяются. Наоборот, в Декларации о принципах
международного права от 24 октября 1970 года подчеркивается, что каждое
государство обязано проявлять уважение к воле народов, а также иметь в виду,
что подчинение народов иностранному игу является нарушением принципа
самоопределения и противоречит Уставу ООН.
Цивилизованное и прочное урегулирование
азербайджано-карабахского конфликта должно основываться на следующих пяти
принципах: во-первых, определение статуса НКР - исключительное право народа
Нагорного Карабаха; во-вторых, взаимное признание независимости НКР и
Азербайджанской Республики и окончательное признание международным сообществом
государственной независимости НКР; в-третьих, восстановление территориальной
целостности Нагорного Карабаха; в-четвертых, международные и собственные
гарантии безопасности народа Нагорного Карабаха; в-пятых, решение проблемы
территорий и беженцев может и должно осуществляться только на взаимной основе,
в рамках мирного договора между НКР и Азербайджаном.
Нагорный Карабах является в географическом
и историческом аспекте более широким понятием, чем бывшая НКАО и современная
НКР. Согласно международному праву, Нагорный Карабах имеет полное право на
восстановление своей территориальной целостности и самоопределение в своих
естественных исторических границах, в которых он был противоправно аннексирован
Азербайджаном в 1921 г. "Карабахская реконкиста", то есть
освобождение земель исторического Нагорного Карабаха, должна получить
логическое окончательное международно-правовое урегулирование, основанное на
воссоединении реинтегрированных территорий с Нагорно-Карабахской Республикой и
восстановлении территориальной целостности именно Нагорного Карабаха.