Московский поворот: враг у ворот? ("Киевские Ведомости", Украина)
Возможны ли отношения стратегического партнерства с Россией в случае присоединения Украины к ПДЧ?
Николай Закревский, 10 июня 2008
Обращение депутатского большинства Госдумы (408 голосов 'за') к президенту и премьеру с просьбой рассмотреть вопрос о выходе России из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве в случае присоединения Украины к ПДЧ или вступления в НАТО заставило украинский политикум наконец-то оглянуться по 'международным' сторонам и вспомнить о соседях. Не тихим, а довольно злым словом, исполненным патриотического возмущения и гражданского негодования...
'Русские открыто угрожают'
'Заявление Госдумы излишне эмоционально', 'Это шантаж и давление', 'Подрывают международный статус Украины'... - такова тональность политических оценок в парламентском зале.
Меня же, как и большинство граждан, интересует другой аспект - юридический: насколько правомерна коллективная воля депутатов Белокаменной перечеркнуть 'Большой договор', срок действия которого истекает 1 апреля 2009 года? Ведь понятно, что любой договор, а тем более международный, предусматривает не только права, но обязанности, невыполнение которых неизбежно ведет к денонсации документа.
Понятно, что нашим депутатам в нынешних условиях непрекращающейся междуусобной и внутрикоалиционной войны недосуг заглянуть в базовый документ и попытаться его проанализировать.
Ни слова (по крайней мере на вчерашний день) не услышала наша общественность о правовой стороне проблемы ни от МИДа (там считают, что на Украину оказывается давление, а разрывать в одностороннем порядке базовый двусторонний документ не намерены), ни от гаранта Конституции, кроме разве что высказанного президентом сожаления 'подвергнуть ревизии украинско-российские отношения', да заверения - 'евроатлантическая интеграция Киева не направлена против какой-либо страны, а тем более - против России'.
Я искренне верю, что в понимании Виктора Ющенко она (интеграция) действительно не направлено против соседей. Но одно дело понимать и предполагать, а другое дело знать - содержание документа - и его трактовать. Вот тут, похоже, у нашего высшего руководства и евроатлантически ориентированной части политикума расхождения с российским политбомондом.
Но сначала по поводу 'зарвавшейся России', 'русские нам уже открыто угрожают', 'Белокаменная замахнулась на нас дубиной' - это из перечня информационных оценок отечественных СМИ. Конечно, свобода слова - великая вещь, но только слово должно быть свободным от дезинформации, намеренного умолчания фактов и неполновесных заявлений. Так вот в постановлении-обращении Госдумы содержится заслуживающая внимания и полного цитирования конкретика: 'В случае присоединения Украины к ПДЧ или других форсированных шагов по вступлению Украины в НАТО считать эти шаги фактически односторонним выходом Украины из Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной и рассмотреть вопрос о выходе из него Российской Федерации', - значится в послании 'госдумовцев' к президенту Медведеву и премьеру Путину.
Заметим, слова 'считать' и 'рассмотреть' далеки от угрозы, это скорее напоминание, если хотите, публичное предупреждение: вы, братья славяне, дескать, вольны в своих действиях в выборе стратегических партнеров и евроатлантической интеграции, но и мы, как следует из заявления, вправе расценивать это, исходя из буквы добрососедских договоренностей, скрепленных на межгосударственных документах.
(Частные заявления Затулина, Лужкова и иже с ними намеренно вывожу за скобки, как и воинственно угрожающие комментарии некоторых наших политиков, ввиду отсутствия солидарности с их позицией на официальном уровне.)
Нацбезопасность: тексты и контексты
Теперь к вопросу набившей оскомину темы вступления в НАТО, не потерявшей однако своей актуальности ввиду постоянных напоминаний-утверждений главы государства на всех уровнях (во время рабочих и официальных визитов за рубеж) о безальтернативности украинского внешнеполитического курса.
Справедливости ради отметим, что закон 'Об основах национальной безопасности Украины', на который ссылаются отечественные евроатлантисты в качестве законодательного руководства к действию, и предполагает, и закрепляет такое право для нашей страны. В той же ст. 8 читаем: 'Обеспечение полноправного участия Украины в общеевропейской и региональной системах коллективной безопасности, приобретение членства в Европейском Союзе и Организации североатлантического договора'.
Вот на эту часть и делают упор мидовские чиновники во главе с Верховным главнокомандующим, не утруждая себя, однако просветительским напоминанием условий 'полноправного участия'. А ведь ст. 8 этого закона не оставляет разночтений на сей счет: '... при сохранении добрососедских отношений и стратегического партнерства с Российской Федерацией, другими странами Содружества независимых государств'.
Здесь и возникает вопрос: а возможны ли отношения стратегического партнерства с Россией в случае нашего присоединения к ПДЧ или вступления в НАТО? По неоднократно озвученным в последнее время заявлениям руководства Кремля, добрососедским отношениям места не будет. Вспомним недавнее гипотетическое предостережение Владимира Путина о приближении НАТО к границам России: 'Мне даже в страшном сне трудно представить, что мы вынуждены будем перенацеливать наши ракеты с ядерными боеголовками на Украину...'.
И это сказано не ради красного словца, из-за которого трезво мыслящему и впечатлительному гражданину Украины можно побелеть. Таковы реалии нашего времени и геополитические сценарии мирового толка. То же НАТО, как известно, приступает к развертыванию системы противоракетной обороны в Европе - на территории Польши и Чехии, что потребует от России адекватных действий. Как, впрочем, и аналогичных оборонительных мер при нашем вступлении в НАТО.
Членский билет - договору привет!
Но мы о другом - об 'устрашающем демарше' российских депутатов, вызвавшем у многих наших политиков зубной скрежет и глас возмущенный. Согласуется ли политическая воля 'госдумовцев' с содержанием и духом, как стало у нас модно в последнее время трактовать законы Договора о дружбе? Вчитаемся в ст. 6 этого документа: 'Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон воздерживается от участия или поддержания каких бы то ни было действий, направленных против другой Высокой Договаривающейся Стороны, и обязывается не заключать с третьими странами каких-либо договоров, направленных против другой Стороны. Ни одна из Сторон не допустит также, чтобы ее территория была использована в ущерб безопасности другой Стороны'.
Не надо быть международным юристом, чтобы понять: присоединение к ПДЧ, после выполнения которого Украина и без всеукраинского референдума может быть принята в Североатлантический блок (о чем, кстати, наши инициаторы умалчивают), и вступление в НАТО перечеркивают 'добрососедский' документ.
Ведь получение нашей страной членского билета в блоке - это 'против другой Высокой Договаривающейся Стороны' (о чем говорят и российские депутаты и высшее руководство страны), хотя бы исходя из заявленной Россией военной доктрины и внешнеполитической стратегии.
Переход Украины под НАТОвский зонтик - это классическое нарушение обязательства перед Россией по заключению с третьими странами договоров, в той или иной мере угрожающих ее заявленным национальным интересам.
Наконец, допуская на свою территорию натовские войска (что неизбежно по условиям пребывания в блоке) и теряя часть суверенитета ввиду обязательности выполнения распоряжений Объединенного командования Альянса, Украина причиняет 'ущерб безопасности другой Стороны'.
О ценностях и цене дружбы
А теперь о главном: что неньке-Украине ценнее - добрососедские отношения с Россией (которая напоминает: соблюдайте Договор о дружбе) или так называемая система коллективной безопасности, после которой две соседние державы оказываются в состоянии вооруженного нейтралитета. Это в лучшем случае. И в худшем - на рубеже глобального, упаси, конечно, Боже, - военного противостояния.
Пацифистские заявления об исключительно мирной направленности системы коллективной обороны НАТО после печально известных бомбардировок и расчленения Югославии, вооруженной интервенции в Ираке и Афганистане под 'мирным' лозунгом всеобщей борьбы с мировым терроризмом - оставляю для наивных романтиков и безудержных космополитов-оптимистов.
Конечно, определенную суровость Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией можно при желании 'смягчить' - его невыполнением. Но тогда нашим державным мужам придется быть прагматиками и четко отдавать себе отчет о 'цене' потерь. Прежде всего - двустороннего международного доверия. Во-первых, территориальную целостность Украины и ее суверенитет Россия признает (по Договору), но в нем и зафиксировано наше обязательство о нейтральном статусе и размещении Черноморского флота РФ до 2017 года. Во-вторых, любые намерения о пересмотре этого документа должны проходить после взаимных консультаций. А это значит, что любая наша инициатива - по присоединению к тому же ПДЧ, может вызвать и спорные правовые коллизии, включая территориальный статус Севастополя, да и Крыма в целом. По крайней мере, так трактуют ситуацию наши правоведы-международники и политологи.
Но я сегодня о другом. Дружба - это не только знаменитая с советских времен нефтемагистраль под одноименным названием, дающая нам транзитные нефтедоллары, но и 'составляющая' ценового паритета при транспортировке российского голубого топлива по нашей газотранспортной системе в Европу и 'облегчающая' его стоимость для украинской экономики и ее граждан.
Сотрудничество - это не только совместные украинско-российские конкурентоспособные на мировом рынке разработки, но и 80% загрузки отечественного военно-промышленного комплекса, составляющего без малого пятую часть валового продукта страны.
Партнерство - это не только вокальный и музыкально-продюсерский таланты Ани Лорак и Филиппа Киркорова, давшие Украине еще один повод гордиться страной и реально поддерживать добрососедские отношения. Это - и безвизовый режим, и возможности облегченного трудоустройства, учебы - всего того, что открывает дорогу в мир, а гражданину позволяет сполна открывать себя в этом мире.
Конечно, у ядерной державы с неограниченным запасом энергоресурсов всегда найдется достаточно аргументов для установления добрососедских отношений с ближним и дальним зарубежьем. Конечно, по-своему прав, наверное, и известный американский кинорежиссер Стэнли Кубрик, утверждающий: 'Великие державы всегда ведут себя как бандиты, а малые - как проститутки'. Но в больших и малых государствах живут в основной массе порядочные люди. Таковыми должны быть и страны. Я прежде всего думаю об Украине...
|