Вступление
в НАТО Грузии и Украины нереально, что бы североатлантический альянс ни
говорил об их потенциале в принципе, как он делал это на двух своих
последних саммитах. Такая возможность исчезла - и не потому, что
некоторые страны-члены НАТО, в первую очередь Франция и Германия, с
раздражением выступали против действий непопулярной администрации Буша
по расширению альянса. Причины здесь носят более глубокий структурный
характер, пишет Карл Кайзер в The International Herald Tribune.
Во-первых, внутренняя ситуация в этих странах
говорит о невозможности их вступления. Безрассудная война грузинского
президента Михаила Саакашвили с намного более мощной российской армией,
которую он начал, несмотря на полученную им от Соединенных Штатов
полную информацию о российском потенциале, показала НАТО, как плохое
руководство в сочетании с застарелым конфликтом может втянуть
североатлантический альянс в военные действия, абсолютно ему не нужные.
В Украине большая часть населения не поддерживает
идею членства. Более того, на востоке страны существует мощная
оппозиция вступлению страны в НАТО. Если украинское руководство начнет
усиленно проталкивать этот план, то в стране может возникнуть глубокий
раскол с потенциально катастрофическими последствиями для целостности и
единства Украины.
Во-вторых, вопреки ожиданиям периода окончания
"холодной войны", крупномасштабная война в Европе с применением обычных
вооружений вновь превращается в реальную угрозу. Самый худший сценарий
для НАТО заключается в том, что альянс окажется не в состоянии защитить
одного из своих членов, как того требует Статья V, из-за отсутствия
политической воли (уже сейчас большая часть населения ряда стран НАТО
против вступления в войну из-за одного или нескольких
центральноевропейских государств-членов блока). Столь же плох сценарий,
по которому НАТО не сумеет выступить на защиту своего союзника по
причинам военного характера. Именно так будет обстоять дело с Грузией и
Украиной в нынешних обстоятельствах. Таким образом, НАТО будет
выглядеть как "бумажный тигр" и постепенно утратит свой авторитет и
значимость.
В-третьих, отношения России с Западом достигли самой
низкой отметки с момента окончания "холодной войны". Расширение НАТО,
разрушение системы контроля над стратегическими и обычными
вооружениями, развертывание противоракетной обороны в Центральной
Европе, а также нежелание Запада консультироваться с Москвой в
вопросах, которые она считает жизненно важными для собственных
интересов - все это создало у России неприятную смесь ощущений,
состоящую из чувства обиды и мысли о том, что к ней относятся совсем не
как к великой державе.
Членство в НАТО Грузии и Украины представляет собой
опасную черту, придающую этим странам несоразмерную значимость. Западу
следует учитывать это факт, если он хочет улучшить ситуацию в Европе и
заполучить Россию обратно в качестве партнера в решении мировых проблем.
Грузия и Украина заслуживают существенной помощи от
НАТО и Европейского Союза - и получат ее. Но нет смысла решать
долгосрочные проблемы обеспечения их безопасности отдельно, вне рамок
общего процесса. Ведь они составляют часть той необходимой перестройки
в политике Запада в отношении России, которую пообещала администрация
Обамы, и которую с большим нетерпением ждут его европейские союзники. В
рамки такой перестройки придется также включить вопросы контроля
стратегических вооружений, нераспространения оружия массового
уничтожения и противоракетной обороны.
Что касается Грузии и Украины, то для урегулирования
их проблем важнейшее значение имеют два момента. Во-первых, необходим
общий диалог между Западом и Россией по проблемам европейской
безопасности и выработке таких подходов и решений, которые позволят
улучшить ситуацию в целом. Президент России Дмитрий Медведев и
президент Франции Николя Саркози поддержали эту идею, получив тихое, но
явное одобрение со стороны многих европейских государств.
Во-вторых, решить проблемы военной безопасности
можно только путем возрождения Договора об обычных вооруженных силах в
Европе (ДОВСЕ). Договор этот был заключен в 1990 году, а в 1999-м было
подписано дополнительное соглашение к данному договору, приведшее его в
соответствие с изменившимися обстоятельствами. Преимущество данного
соглашения состоит в том, что в нем устанавливаются верхние пределы
численности обычных вооруженных сил и вооружений по географическим
зонам, предусматривается уничтожение боевой техники, проведение
проверок, а также определяются правила размещения иностранных войск.
Данный договор в настоящее время заблокирован в силу
взаимосвязанных условий НАТО и России. Россия приостановила свое
участие в нем. И конечно же, он не является панацеей от всех зол.
Необходимо начать решать те проблемы, которые существовали сами по себе
на протяжении двух десятилетий. И возобновление контроля обычных видов
вооружений в Европе даст шанс для решения конкретных проблем
безопасности Грузии и Украины (а также ряда других европейских стран).
Этот процесс станет элементом конструктивных (надеемся на это) перемен
в отношениях Запада и России.
Карл Кайзер - адъюнкт-профессор Гарвардского
университета, директор программы этого университета по
трансатлантическим отношениям.