Пять миллиардов долларов под украинские выборы
Руководствуясь только эмоциями, Москва в отношениях с соседями не может рассчитывать на положительный результат
2009-02-10
Только не искушенный в политике человек может принять российский
миллиардный посул действующему украинскому правительству, о котором в
Мюнхене рассказала Юлия Тимошенко, за адекватный отклик на просьбу о
помощи братского народа. И не только потому, что, как заметил министр
иностранных дел Украины Владимир Огрызко после последней газовой войны
России и Украины, никаких братских народов не существует. Просто речь
идет о цифре такого порядка, который несопоставим с помощью, скажем,
тем же белорусам или киргизам (обещано по 2 млрд. долл.). И потому
вызывает вопросы. Один из них: под что даются деньги?
5 млрд., которые, если верить украинскому премьеру, Москва обещала
Киеву, это, считают киевские эксперты, – деньги под выборы. Через год в
Украине будут избирать президента, и нынешний кризисный транш России на
самом деле – финансирование президентской кампании Тимошенко, которая
уже началась. Москва согласна платить за то, чтобы власть в Украине
получил человек, с которым можно договориться, причем не только по
газу. Тимошенко при этом заверяет избирателей в том, что сумеет
выровнять отношения Москвы и Киева. Нескончаемые пикировки с Москвой
украинской президентской команды, которые идут на фоне падения
жизненного уровня населения Украины, изрядно надоели ее гражданам. На
это и рассчитывают разыгрывающий российскую карту украинский премьер, а
также группа поддержки Юлии Тимошенко в правительстве РФ. В том, что
российское руководство пытается сыграть свою игру на украинском
избирательном поле, ничего необычного нет: соседняя с Россией страна
уже по факту соседства входит в спектр интересов Москвы. А продвижение
этих интересов в СНГ президентом РФ Дмитрием Медведевым заявлено как
приоритет российской внешней политики. Так что вопрос скорее не в том,
во что мы вкладываем средства, а в гарантиях достижения цели. В
ситуации с Украиной таких гарантий нет.
В этой стране, несмотря на долгоиграющий внутриполитический кризис,
всегда, при всех президентах внешнеполитический курс оставался
неизменным. Так будет и после очередных президентских выборов в будущем
году. Украина будет уходить на Запад – в ЕС и НАТО, как бы мы ни
пытались тормозить этот процесс. И с этим ничего не поделаешь. Но от
позиции России зависит, будет ли при этом Киев кардинально
дистанцироваться от Москвы или сохранит с нами дружеские добрососедские
безвизовые связи. Если этот нюанс принимается во внимание, то можно
надеяться, что наши деньги не пропадут даром. Хотя опыт показывает: в
отношениях с ближайшими соседями мы склонны обманываться и ошибаться.
В 2003 году Москва сделала все для того, чтобы еще на один срок
оставить президентом непопулярного в народе Леонида Кучму, Владимир
Путин (тогда президент) для этого в самый разгар выборной кампании
слетал в Киев. Результат оказался даже не нулевым: Путин, до этого
самый рейтинговый у украинцев политик, потерял популярность. А выборы,
ставшие протестными, как известно, выиграл Виктор Ющенко. Сегодня в
Украине нет политиков с рейтингом выше 20%. А премьер Тимошенко утомила
сограждан так же, как и президент Ющенко. Об этом говорят опросы
общественного мнения. Поддерживая одного из непопулярных политиков,
Россия рискует оказаться в положении игрока, постоянно ставящего на
аутсайдера. Пример Украины не единичен.
В 2000 году Россия открыто играла на парламентских выборах в
Молдавии против коммунистов, а они выиграли. В нынешнем году, если
судить по готовящимся визиту в Кишинев министра иностранных дел РФ
Сергея Лаврова и встрече Владимира Воронина с Дмитрием Медведевым в
самый разгар молдавской предвыборной кампании, Москва поступает
наоборот. И, по всему, опять может просчитаться. Чтобы не ошибиться,
надо хорошо все просчитать. Руководствуясь одними эмоциями и благими
заверениями политиков стран-соседей, Москва рискует вновь наступить на
старые грабли.
Источник: http://www.ng.ru/editorial/2009-02-10/2_red.html
|